ДОКЛАД Тема: «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы служения Отечеству»
статья (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Янчук Лидия Борисовна

Материал содержит описание опыта работы МБОУ СШ № 6 по развитию духовно-нравственного воспитания в контексте служения Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 6 с кадетскими классами»

ДОКЛАД

Тема: «Развитие духовно-нравственной основы

образования  в контексте программы

 служения Отечеству»

Подготовила:

учитель истории и обществознания,

руководитель школьного

 краеведческого музея

Янчук Лидия Борисовна

                                 г.Кстово, 2018 г.

Что есть духовность? Синтез совершенства

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к богу,- утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто: путь к себе.

Поэт с художником подскажут: «Вдохновенье»

Певец и композитор – песнь души.

Политик – совесть, физик - убежденьеНовости: Международный день толерантности / МБДОУ

И все они, по- своему, правы.

Духовность – это творчества начало

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней дух святой, лишь с нею мы богаты.

 

   Ни для кого не секрет, что в российском обществе сложилась очень серьезная ситуация. Россия переживает и социальный, и духовный кризис. Воспитание молодого поколения должно быть направлено на  социальное и духовное развитие. Как определяет это Национальная доктрина образования? Нужно срочно остановить процесс вымирания государствообразующего русского народа, остановить его нравственную деградацию. Восстанавливая историческую память народа, мы сможем восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Самая главная задача образования – обеспечить устойчивость нашей культуры, иначе наша история прекратится.

В чем состоят стратегические ориентиры национальной  системы образования? Сюда относится: воспитание гражданина-патриота, который впитал культурно-исторические традиции России; обеспечение равных условий раскрытия талантов и способностей у представителей всех слоев общества.

 «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно»

Л.Н. Толстой

    С точки зрения православного видения мира образовательный процесс должен одновременно реализовывать три важнейших цели:

- формировать готовность человека к вечной жизни;

- подготовить  его к достойной жизни в реалиях современного мира;

- помочь найти искру Божью в своей душе, содействовать раскрытию Божьего дара (говоря современным языком: найти свое призвание, свой талант). Этого ждут от школы все родители вне зависимости ни от каких факторов: от уровня образования, доходов, вероисповедания и национальности. Всем хотелось бы видеть в школьнике человека, обладающего определенной личностной зрелостью. Хотелось бы, чтобы обучающиеся  понимали и помнили себя, своих близких, историю рода, народа, умели различить добро и зло как в быту, так и в профессиональной деятельности, чтобы они обладали достаточными профессиональными знаниями для самостоятельной жизни.

   Сегодня Православная церковь принимает весьма активное участие в возрождении и развитии духовных традиций нашей страны - России. Она помогает возродить религиозное преподавание и воспитание детей и молодежи, старается сделать много для укрепления семейных связей, обновлять нравственное развитие детей, очищать человеческие души. Образование детей и подростков призвано не только передавать информацию. Необходимо возгревать в юных сердцах устремленность к Истине, подлинное нравственное чувство, любовь к ближним, к Родине, его истории и культуре. Все это должно стать нашей задачей. как педагогов  школы в большей мере, чем преподавание знаний.

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди» (Св. Иоанн Златоуст)

D:\Desktop\img24.jpg

     В МБОУ СОШ № 6 с кадетскими классами созданы хорошие условия для процесса духовно-нравственного и патриотического становления личности обучающихся. Программы ВПК «Юнармеец», ДОО «Юный краевед» (школьный краеведческий музей), которые я реализую  в  школе, программа духовно-нравственного воспитания «Свеча надежды», реализуемая мною, в качестве классного руководителя  в 7 «Б» классе, направлены на воссоздание модели выпускника-кадета-патриота,  который должен вырасти Богу во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу!

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА : высоконравственный, верующий, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовно-религиозных и культурных традициях России. 

«Задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок, гармонию лика...» [40, с.5].

  Я  поставила для себя важный вопрос, на каких же принципах должна основываться моя работа, моя программа. Главное - соблюсти принцип – проложить мостик из теории в практику. Его реализация – воплощение теоретических основ. Принципы воспитательного процесса – это общее исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания. Хорошо организованная жизнь ученика – это когда режим, стиль, содержание, формы, общий строй школьной реальности организуются с ориентацией на наивысшие человеческие ценности, отражённые в понятиях: любви, добра, истины, красоты. Именно поэтому целью моей воспитательной деятельности является  духовно-нравственное развитие   личности в контексте программы Служения Отечеству.

Хотелось бы подробнее остановиться на основных направлениях работы:

  1. Гражданско-патриотическое направление направлено на  воспитание правовой культуры, законопослушности, гражданской позиции и выполнение своего конституционного долга, допризывной подготовке, подготовке к защите Отечества,   реализуется через реализацию программы  Детского общественного объединения  «Юнармеец», куда входят обучающиеся 5-7 классов.
  2. Социально-патриотическое, духовно-нравственное,  героико-патриотическое направление направлено на пропаганду героических профессий, ориентирование на жизнь выдающихся личностей, знаменательных героических дат отечественной истории,   на обеспечение духовно-нравственной и исторической преемственности поколений и направлено на развитие милосердия и сострадания к людям пожилого возраста, инвалидам и реализуется через реализацию программы Детского общественного объединения «Юный краевед»( школьный краеведческий музей), программу духовно-нравственного воспитания класса «Свеча надежды».Истоки русских традиций - важнейший механизм сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества: традиции Любви к родной природе, Родине, традиции русского Слова, традиции Дела (труд, служение, ремесла), традиции Праздника (народного, религиозного.

Каждый человек в своей жизни подобен художнику, который может написать в своей душе прекрасную картину, создать чудную икону (ибо человек есть образ Божий), а может нарисовать в самом себе черный квадрат с его угловатой пустотой. Поэтому зависит от нас, чему мы посвятим свою жизнь и как она будет осмыслена.

В своей работе я использую различные формы реализации программ:

Форма организации работы по программам в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

теоретические

  • беседы
  • сообщения
  • заочные и дистанционные экскурсии
  • наглядность
  • презентации
  • тематические экспозиции
  • просмотр документальных и художественных фильмов

практические

  • выставки
  • изготовление наглядности, плакатов, стенгазет
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • круглые столы
  • часы «тихого» чтения
  • рефераты

А так же использую различные методы реализации программ:

  1. Наглядный:

- иллюстративный рассказ, лекция с обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

- проведение дидактических игр;

- интерактивные экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов.

  1. Словесный:

чтение литературных произведений, беседа с закреплением

  • материала в творческих работах под руководством учителя;
  • анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
  • проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров..
  1. Практический:

организация продуктивной деятельности обучающихся..

 И, конечно, возникает вопрос, а что я жду от реализации программ?

Это решение основной  задачи духовно-нравственного воспитания в контексте программ служения Отечеству – дать подопечным определенный нравственный стержень, на котором они сами будут строить прочное здание ясного, разумного понимания жизни, формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания обучающихся, как основы личности гражданина России.

Какой же результат я хотела бы получить?

  • усвоение обучающимися добродетели, направленность и открытость их к добру
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
  • потребность к сопереживанию.
  • воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
  • деятельное отношение к труду.
  • ответственность за свои дела и поступки
  • высокий уровень самосознания, самодисциплины;
  • понимание учащимися ценности человеческой жизни,
  • уважение человеческого достоинства,
  • милосердие, доброжелательность,
  • умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
  • осознание учеником роли знаний в жизни человека,
  • овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик»,
  • выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
  • выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

ДВА ПУТИ

Пусть во тьму уводит путь,Тема 1. Мир твоей души - Программа психологического сопровождения духовно-нравственного

Всё равно когда-то

Жизнь изменит свою суть

Будет все как надо.

Если наземь гнёт беда,

Место есть надежде:

В жизнь вернётся красота,

Будет так, как прежде.

Надо научиться ждать,

Не теряя веры,

И вернётся благодать,

нужно принять меры:

Больше не ходить во тьму,

Прекратить паденье,

Станет ясно, почему

Вдруг придёт спасенье.

Радостью наполнит грудь,

И грядёт отрада,

Если к свету ведёт путь,

Горевать не надо.

И в заключении, хотелось бы вспомнить очень известную песню Александры Пахмутовой  «Надежда». Если прослушать её, то становится очевидным, что каждое слово идет сквозь сердце. В песне есть такая строчка «Надежда - наш компас земной».

И я  надеюсь, что жизненный компас моих ребят укажет им единственно верный путь. Мне  нравится моя  работа, которую уже много лет я делаю с большой любовью  и желанием, и надеюсь, что всё  получится!!!








7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на уроках английского языка"

В данной статье нами проводится обзор наиболее доступных и применяемых технологий, методов и приемов в обучении языку, с помощью которых можно работать над развитием качеств личности. Данная задача пе...

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...

Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».

В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....

Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...