Доклад "Развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся в Центре творчества"
материал


Предварительный просмотр:

Департамент образования

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр творчества с. Чехов

Доклад

Тема: «Развитие духовно-нравственного

воспитания обучающихся в Центре творчества».

                                                                                                      Методист:

                                                                                                     Синькова

Ольга Николаевна

2022г.

Доклад по теме: «Развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся в Центре творчества»

Духовно-нравственное воспитание в ЦТ – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных ценностей.

Целью духовнонравственного воспитания в ЦТ является –воспитание детей мыслящими, доброжелательными, милосердными.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию, основываясь на концепцию дополнительного образования, выделяют следующие высшие духовные ценности:

- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);

- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);

- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле).

В Центре творчества с 2001 года разработана и успешно реализуется воспитательная программа «Мир грез».

Цель программы – создание целостной среды, способствующей становлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся; самоопределению, освоению системы социально-культурных и нравственных ценностей человека Данная программа включает в себя 6 направлений.

Одно из приоритетных направлений является «Отечество».

В рамках этого направления ежегодно проходят патриотические квест-игры «Сталинградская битва», «Освобождение Будапешта», «Дорогами войны». С недавнего времени стала традицией акция «Блокадный хлеб». В этот день ребятам выдается кусочек 125 гр. черного хлеба. Ребята трепетно и с большим удовольствием, не уронив не одной крошки, съедают его. Так же создаются условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике.

         Следующим из приоритетных направлений «Закон и порядок».  В рамках этой воспитательной системы проходят беседы: «Телефон доверия», тематические уроки: «Законы по которым мы живем!», «Права ребенка по закону и по жизни». В рамках связи и социального партнерства ЦТ осуществляет взаимодействие с сельской библиотекой совместная организация и проведение мероприятий, выставок: «Многоликая опасность», «Мы самые воспитанные».  

         Еще одно важное направление воспитательной программы «Родной очаг».

В этом направлении работа выстраивается через непосредственное взаимодействие с родителями посредством организации совместной досуговой деятельности. Ежегодно проходят выставки рисунков, фотовыставки, конкурсные мероприятия, концерты: «День матери», «День отца», «8 марта», «Встреча Нового года», «День пожилого человека», «23 февраля» и т.д.

 Как показала практика, совместная работа устанавливает теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в объединениях.

         В рамках воспитательной системы Центра развивается такое направление как «Голубая планета». Очевидно, что в становлении экологического сознания велика именно экологическая направленность Центра она и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.  В рамках образовательно-просветительского проекта «Дели на три» стало традиционно в течение года проходит викторину «Сортируй на три».  Центр творчества принимает активное участи в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята - молодые защитники природы».

 Не мало важным направлением в нашей воспитательной системе является «36 и 6».  Оно направлено на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.  С обучающимися проходят спортивные соревнования и квест-игры на свежем воздухе: «Веселые потехи», «Летние приключения» и т.д.

 Художественно-эстетическое направление «Палитра» ориентировано на развитие многоуровневости, ориентации обучающихся с различным познавательным, творческим потенциалом.  Художественно-эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, экологическим, физическим. 

              Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года определена задача об усилении воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и организации воспитательного процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.

              В соответствии с этой задачей педагоги Центра дополняют программы соответствующими разделами, темами по направленности объединений. Например, программа «Шаг за шагом к мастерству» технической направленности содержит разделы «Из истории государства Российского», «Начало Русского судостроения», «Небо и авиация России», знакомит с темами «Автотранспорт и дороги России», «Инженерно-техническое будущее России», на практических занятиях обучающиеся изготавливают модель объекта культурного наследия Российской Федерации бронепалубного крейсера «Аврора».

        Программа «Музыкальная каруселька» художественной направленности направлена на формирование у детей познавательного и личностного развития. Раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников, поэтому работу по духовно-нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Перед педагогом стоит задача: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно-нравственные категории: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, содействовать обогащению словаря, милосердие, развивать эстетический вкус и т.д.

          Программа «Чудеса из чудес» художественной направленности приобщает обучающихся к народной художественной культуре через использование пейзажей известных русских художников в качестве образцов для выполнения работ из природного материала, знакомит с традициями и обычаями русского народа, укрепляет связь с семьей при изготовлении и дарении сувениров-оберегов из природного материала. Отдельной темой в содержании программы запланировано выполнение творческой работы «Аист на крыше – мир на Земле».

Целью программы «Игрушечный мир детства» является воспитание художественного эстетического вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям посредством изготовления мягкой игрушки.  Содержание данной программы предусматривает беседы: «История народной игрушки», «Русская самодельная игрушка», «Обереги. Обрядовые куклы» и непосредственно изготовление кукол «Берегиня», «Сударушка», «Кукла в русском костюме».

 Программа художественной направленности «Твори, выдумывай, пробуй» знакомит обучающихся с творчеством народных умельцев, с народным творчеством Гжели, Жестовскими узорами. На практических занятиях используется роспись предметов дымки, хохломы, Семенова. Дети рисуют по произведению А.С. Пушкина.

           Одной из задач программы «Юный финансист» является воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, уважение к труду людей разных профессий, бережливого отношения ко всем видам собственности. Для решения этой задачи в программу включены темы «Труд и продукт труда», «Профессии», «Полезные и вредные экономические привычки в быту».

           В перспективе работу по усилению воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагоги продолжат.  

Используемая литература:

  1. ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  2. Концепция дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  3. Концепция Федеральной программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2014 года № 2726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
  4. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2005. №11. С. 68-71.
  5. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. М. : Издательство ПСТГУ, 2008. 240 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся в Центре творчества» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества с. Чехов муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Методист Синькова Ольга Николаевна

Слайд 2

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Слайд 3

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: Одной из задач дополнительного образования является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организовать воспитательный процесс на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности создать условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике

Слайд 4

Воспитательная программа «Мир грёз» Цель: создание целостной среды, способствующей становлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся, самоопределению и освоению системы социально-культурных и нравственных ценностей человека. Задачи: сформировать систему досуговых мероприятий в ЦТ; создать условия для эффективного использования обучающимися и совершенствования культуры проведения свободного времени; содействовать социальной адаптации обучающихся к современным условиям жизни, развитию инициативы, предприимчивости, развитию идеи гражданского общества среди подрастающего поколения для формирования активной жизненной позиции; способствовать развитию творческого потенциала обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; создать комфортные условия, способствующие развитию доброжелательного общения в процессе взаимодействия педагога и обучающегося; сформировать убеждения о необходимости ответственного отношения к своему здоровью; создать условия для эффективного взаимодействия ЦТ с родителями (законными представителями) обучающихся, выработать позитивное отношения родителей (законных представителей) к деятельности ЦТ; воспитать дружеское отношение друг к другу, умение слышать и видеть радости и успехи своих товарищей.

Слайд 5

Закон и порядок 36 и 6 Палитра Голубая планета Отечество Родной очаг Воспитательная программа «МИР ГРЁЗ»

Слайд 6

«отечество» Цель направления: формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гражданской ответственности, самостоятельности и толерантности. Задачи: – воспитать потребности в сохранении и развитии исторического и культурного прошлого села, страны; – изучить историю природы, культуры, традиций родного села; – обеспечить готовность к участию в разнообразных формах социально- культурной краеведческой деятельности.

Слайд 7

Квест-игра «Сталинградская битва», «Освобождение Будапешта»

Слайд 8

Акция «Блокадный хлеб» Акция «Блокадный хлеб»

Слайд 9

Экскурсия к доске памяти погибших ВОВ

Слайд 12

«Закон и порядок» Цель направления: профилактика безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи села. Задачи: – воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни; – привитие навыков культуры поведения, культуры общения, правовой культуры, воспитания, изучение правовых и законодательных норм; – формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания; – умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям.

Слайд 16

«родной очаг» Цель направления: содействие в укреплении кровных уз, развитие понимания святого прошлого и доброго будущего. Задачи: – познакомить родителей с деятельностью центра в целом; – внедрение опыта лучших традиций семейного воспитания; – установить пути взаимодействия центра и семьи; – выявить взаимоотношения семьи и ЦТ; – создать условия для развития творческих способностей и доброжелательной обстановки в семье; – выявить особенности семейного воспитания, взаимоотношения детей и родителей; – способствовать совместному решению выявленных проблем в процессе воспитания детей.

Слайд 19

«Голубая планета» Цель направления: формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся. Задачи: – воспитание понимания Родины, как не проходящей ценности; – развитие понимания истоков земли; – формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Слайд 26

«36 и 6» Цель направления: воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни, формирование убеждений в необходимости и важности серьезного отношения к своему здоровью. Задачи: – создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни; – популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора в области физической культуры и спорта; – сформировать систему спортивно-оздоровительной работы центра; – сформировать отрицательное отношения к вредным привычкам.

Слайд 27

Спортивные соревнования

Слайд 28

Акция «Мы против СПИДА!» Беседа «

Слайд 30

«Палитра» Цель направления: гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление. Задачи: – сформировать духовно-нравственные качества личности на основе разнообразной творческой деятельности; – развить индивидуальные творческие способности обучающихся; – создать условия для творческой самореализации и социализации обучающихся; – способствовать получению новых знаний в области культуры и искусства; – способствовать формированию внутренней культуры личности.

Слайд 32

Танковый биатлон

Слайд 34

Осенний природный материал Весенний природный материал Оберег Веничек- домовушка

Слайд 35

Кукла-масленица

Слайд 36

Традиционные обрядовые куклы

Слайд 37

Дымковская игрушка Роспись Гжель

Слайд 38

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

В статье приводится обоснование для включения в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с использванием фольклорного материала, что даёт возможность расширить образо...

ПРОЕКТ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ".

Проект "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования" в современных условиях"....

Отчет о работе в рамках проекта «Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования»

Отчет о работе в рамках проекта "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования"...