"Она доказала, что женщина может писать" - к юбилею М.С.Жуковой
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Аверина Антонина Алексеевна

Библиотечный урок к юбилею М.С Жуковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon к юбилею М.С.Жуковой165.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУК «ЦБС Арзамасского района»

Казаковская сельская библиотека № 22

Библиотечный урок

«Она доказала, что женщина тоже может писать»

(К 210-леттию М.С.Жуковой)

Цель: формирование читательского интереса, желания читать книги писателя, гордости за своих славных земляков, развитие кругозора, познавательных способностей

Читательский интерес: с 12 лет до бесконечности

с.Казаково, 2015г.

Мария Семеновна Жукова

(1805–1855)

Сегодня мало кто знает и помнит ее творчество. Но в середине XIX в. ее имя было на устах у всего просвещенного российского общества.

Она одна из первых в отечественной литературе раскрыла тему русской женщины – страдающей, любящей, мыслящей, желающей быть понятой и оцененной, стремящейся занять достойное место в обществе.

«Дай бог, чтоб у нас в России было побольше мужчин, чтобы так хорошо писали» – отзывался В. Белинский о ее творчестве.

М.С. Жукова родилась в Арзамасе в 1805 году. Отец писательницы, Семен Семенович Зевакин, происходил из мелкопоместных нижегородских дворян, занимал в Арзамасе должность стряпчего; был, по свидетельству современников, человеком незаурядным, отличался природным умом и полученным образованием. Маленькая Маша получила превосходное домашнее образование, которое потом, в течение всей жизни не переставала развивать и совершенствовать.

В Арзамасе, в этом по-своему живописном, хоть и захолустном городке, а также в небольшой деревеньке отца (вблизи Саровской Пустыни) прошли детские и юношеские годы будущей писательницы. Здесь она навсегда породнилась со скромной, неброской красотой Нижегородского края, здесь впервые познакомилась с маленькими усадьбами соседей, мелкопоместных дворян, их патриархальными нравами; услышала истории и рассказы о происшествиях в купеческой и дворянской среде. И этих впечатлений ей хватило на всю жизнь

Позднее Мария Семеновна всегда вспоминала родное нижегородское Поволжье, посвящая этой земле не одну восторженную страницу своих повестей.

К арзамасским годам относится и пробуждение у Марии художественного таланта. Посещая в юные годы знаменитую арзамасскую школу живописи академика Ступина, она научилась великолепно рисовать, виртуозно владеть карандашами и кистью.

В зрелые годы, по воспоминаниям близко знавших ее лиц, нуждавшаяся в средствах писательница, «зарабатывала себе на жизнь» как художница, выполняя копии в Эрмитаже с полотен известных художников. Рассказывают, что однажды на работу Марии Семеновны обратила внимание гуляющая по залам дворца императрица. Увиденное привело ее в восторг, и она тут же заказала Жуковой портрет-миниатюру своего царственного супруга-императора Николая I, который впоследствии преподнесла ему на именины. Так что, как знать, не избери Машенька Зевакина литературную стезю, возможно российская живопись пополнилась бы новым именем талантливой художницы.

Семейная жизнь не задалась с самого начала. Едва достигши совершеннолетия Мария Зевакина вышла замуж за нижегородского помещика Разумника Васильевича Жукова, уездного судью в Арзамасе, человека, оказавшегося внутренне ей чуждого и к тому же не отличавшегося твердостью нравственных правил. После разрыва с мужем М.С. Жукова переселилась в Саратов, куда по долгу службы был переведен ее отец. Определив сына в гимназию, она устремляется в С.Петербург. Именно здесь начинается ее самостоятельная жизнь, главное место в которой уже окончательно и бесповоротно занимает литературное творчество.

В столице она знакомится с княгиней Софьей Алексеевной Голицыной, в доме которой всегда бывали художники, писатели и поэты. Княгиня покровительствовала талантам и, благодаря ее протекции, в столичных журналах начинают печататься и рассказы Жуковой. Надо полагать, что богатый петербургский дом, связи княгини помогали будущей писательнице ближе познакомиться с жизнью, нравами и обычаями великосветского общества, ввели ее в светский петербургский круг, пытливой наблюдательницей которого она выступает позже в своих многочисленных повестях. 

Накопленные Жуковой арзамасские, саратовские, петербургские впечатления от встреч с представителями различных слоев общества легли в основу ее первой книги, вышедшей в 1837–1838 годах, – сборнике «Вечера на Карповке»[1].

«Мы прочли «Вечера на Карповке», – скажет Белинский, – с живейшим  наслаждением… Успех необыкновенный, и – надо сказать правду – очень и очень не незаслуженный, – и добавил с удовлетворением, – теперь едва ли в какой книжной лавке можно найти ее».

Такой отзыв скупого на похвалы и весьма строгого даже к маститым авторам русского критика дорогого стоит. Литературный дебют Марии  Семеновны состоялся, в русскую прозу явилась новая талантливая писательница. Жукова мгновенно становится популярной. А ее небольшая, изящно изданная книга повестей «Вечера на Карповке» сразу же была распродана в столичных книжных лавках.

Писательница выступает в своей книге не в форме рассказчика. Это делают герои ее книги. На даче в Карповке под Петербургом на вечера к почтенной хозяйке Наталье Дмитриевне собираются ее знакомые, которые, коротая время, рассказывают или читают друг другу свои повести.

Жукова здесь уклоняется от прямого авторства, выдавая себя за собирательницу и автора этих повестей. В предисловии к своей книге она писала:

«Я получила позволение собрать и издать в свет повести, которые слышала в гостиной.

Я не переменила в них ни одного слова, и выдаю, так как они были написаны…»

Каждый рассказчик у писательницы – это живой персонаж, наделенный своей биографией, индивидуальным внешним обликом, характером, личной судьбой.

Личность каждого из рассказчиков придает его повести особый эмоциональный настрой, проявляет себя в самом выборе сюжета:

– чувствительная Наталья Дмитриевна рассказывает о трагическом происшествии в купеческой семье («Инок»). Здесь же Жукова приводит от имени рассказчика дорогие ей воспоминания из арзамасской жизни;

– рассудительный старый доктор рассказывает о своем участии в трагической истории молодой женщины («Последний вечер»), и здесь Жукова словами старого доктора приводит свои саратовские впечатления о красоте волжских просторов;

– скептически настроенный Проновский рассказывает свою светскую петербургскую повесть («Барон Рейхман»);

– восторженный Горский – две самые романтические повести («Медальон» и «Провинциалы»);

– юный Вельский – историческую повесть («Немая, или Записки отшельника»).

Сборник повестей «Вечера на Карповке» остался в творческом наследии М.С. Жуковой одной из лучших ее книг. В ней выразились новые тенденции в развитии русской прозы 1830-х годов и индивидуальные свойства самой М. Жуковой как рассказчицы, ее эстетические принципы творчества.

Петербургский климат подорвал и без того слабое здоровье писательницы, и, по совету докторов, в 1840 году Жукова уезжает лечиться на юг Франции и в Италию.

Итогом этой поездки стали «Очерки Южной Франции и Ниццы», вышедшие в 1844 г. Заграничные путешествия способствовали дальнейшему росту Жуковой как писательницы. Книга путевых очерков писательницы стала для русской публики живо написанным и обстоятельным «путеводителем» по историческим местам и памятникам юга Европы, описанием богатых сокровищниц европейского искусства. В своих путевых очерках она является не только внимательной наблюдательницей быта, нравов, картин природы, но и серьезной ценительницей культурной жизни европейского народа. Продолжая лучшие традиции литературы путешествий (начиная с «Писем русского путешественника» Карамзина), Жукова предвосхищает в них и новые тенденции русской демократической прозы второй половины XIX века, описывая не только путешествующую публику, но и с теплым сочувствием рисуя трудовой люд этих стран.

Выход из печати этой книги снова приветствовал Белинский, назвавший «Очерки» лучшим из всего, что «написано в этом роде после «Писем русского путешественника».

После возвращения на Родину врачи запрещают Жуковой надолго оставаться в Петербурге. Легким Марии Семеновны, пораженным чахоткой, нужен был другой климат. И писательница вновь поселилась в Саратове, продолжая иногда появляться в Петербурге, где ее сын уже поступил в университет, и где ей необходимо было все-таки бывать по ее литературной деятельности.

В Саратове, живя открыто и не прекращая литературной деятельности, она вскоре становится душой местного образованного общества. Вокруг нее собирается весь цвет местной и заезжей интеллигенции. Профессор Киевского университета известный историк Николай Костомаров, высланный в Саратов под надзор полиции, записал в своих дневниках той поры: «Многих из нас друг с другом познакомила и сдружила жившая в то время в городе известная писательница Мария Жукова, женщина необыкновенной теплоты сердца, светлого ума, с увлекательным даром слова.… Около этого прекрасного самородка группировались молодые люди с университетским образованием, и их она считала своими лучшими друзьями, хотя и не чуждалась светского большого общества».

Частым гостем Марии Семеновны был и молодой в ту пору преподаватель русского языка и словесности Саратовской мужской гимназии Николай Гаврилович Чернышевский. Большой поклонник ее таланта, он именно через повести Жуковой впервые познакомился с идеями эмансипации русской женщины, которые так активно пропагандировала писательница, и которые впоследствии он сам развивал уже в собственных произведениях.

Женская тема далеко не случайно становится центральной в творчестве М. Жуковой.

Этому способствовала и особая природа таланта писательницы, исходившей в своем творчестве из личного опыта и живых впечатлений, и свойственное ей умение уловить в общественной атмосфере 40-х годов новые живые веяния. В эти годы выходят ее повести «Две сестры», «Дача на Петергофской дороге», «Эпизод из жизни деревенской дамы» и др.

Сложившиеся традиции и бытовой уклад русской жизни лишали женщину права распоряжаться своей участью, самой устанавливать свое семейное положение. Героини Жуковой глубоко несчастливы в личном плане, они жертвы разного рода нравственных компромиссов и сделок, недопустимых, как считала писательница, в тонкой сфере чувств.

Трагична судьба девушки из небогатой и незнатной семьи, осмелившейся полюбить титулованного красавца в повести «Дача на Петергофской дороге». Здесь писательница иронично изображает быт провинциального дворянства с его лицемерием, засильем сплетен, атмосферой, губительной для настоящего живого чувства.

В повести «Самопожертвование»  М.С. Жукова изобразила характер женщины, преданной до полного самозабвения. Это Лиза, бедная воспитанница графской семьи. Она жертвует всем и, главное, – своим добрым именем, спасая свою хозяйку-графиню от ревнивого супруга, признавшись в несуществующей «незаконной» связи.

Общественное признание Марии Семеновны Жуковой как яркой и самобытной русской писательницы росло с каждым годом, с каждым новым ее произведением. Корифеи отечественной литературы и критики не стеснялись в выражении восторга ее талантом. Н.А. Некрасов писал: «Всем известно прекрасное дарование этой необыкновенной женщины, пишущей так тепло и увлекательно, с изяществом и грацией, какую встретите не у многих из наших нынешних писателей. Ее повести согреты всегда чувством истинным и глубоким и составляют одно из любимейших чтений русской публики».

Ее творчество 40-х годов привлекает внимание Ивана Тургенева и молодого Льва Толстого; журнал «Современник» напечатал повесть «Наденька», что свидетельствовало о признании М.С. Жуковой новым поколением революционных демократов. Но, увы, еще быстрее, чем признательность, разрастается ее болезнь. В последние два года ее, уже тяжело больную, все еще охватывает жажда самой разносторонней деятельности.

Кроме работы над романом «Две судьбы» ставшим последним произведением писательницы и увидевшем свет лишь через года после смерти Жуковой, эта удивительная женщина продолжает пополнять начатый ранее гербарий и заканчивает альбом рисунков саратовской флоры, которые ей заказала Академия наук. Много рисует, особенно портреты своих друзей и добрых знакомых, которые тут же дарит, как бы стремясь перед приближающейся кончиной одарить добротой и теплом как можно большее число друзей.

Ее не стало в ночь с 13 на 14 апреля 1855 г.

Но в роду Жуковых литературная линия не прервалась. Правнук писательницы Дмитрий Анатольевич Жуков в советское время стал также известным писателем документально-исторических повестей («Аввакум», «Богатырское сердце», «Круг размыкаемый», «А.К. Толстой» и др.).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жукова М.С. Вечера на Карповке / сост. и послесловие Р.В. Иезуитовой. – М. : Сов. Россия, 1986. – 288 с.

В книгу вошли повести: «Инок», «Барон Рейхман», «Медальон», «Немая, или Записки отшельника», «Провинциалка», «Последний вечер». Дана также очень глубокая литературно-критическая статья Р.В. Иезуитовой «Об авторе «Вечеров на Карповке».

  1. Дача на Петергофской дороге : проза русских писательниц первой половины XIX в. / сост. и автор вступ. статьи и примеч. В.В. Ученова. – М. : Современник, 1986. – 463 с.

Названием сборника послужила представленная здесь повесть М.С. Жуковой «Дача на Петергофской дороге». Кроме повести Жуковой в сборник вошли произведения других русских писательниц: З.А. Волконской, Н.А. Дуровой, А.Я. Панчевой.

В предисловии к сборнику помещена обстоятельная литературно-критическая статья В.В. Ученовой «Забвению вопреки» о творчестве этих писательниц, в том числе и о М.С. Жуковой.

  1. Наш край : книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. – Н.Новгород : Нижегородская ярмарка, 1997. – 432 с.

Книга рассказывает об истории и природе Нижегородской земли, ее славе, героях, подвижниках.

В разделе «Имена. Время. Место» даны краткие биографии замечательных людей Нижегородского края, в т.ч. о писательнице М.С. Жуковой (с. 377).

  1. Софронов И. В ее творчестве интересно и живо все // В большом городе : Нижегородский журнал-газета. – 2004. – № 4. – 4–17 марта.

Подробная статья о жизни и творчестве Марии Семеновны Жуковой.


[1] В 1986 г. вышло переиздание этого сборника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

35 летний юбилей женщины

материал содержит весь шуточный набор для проведения  юбилея: сценарий, устав, веселую молитву женщины, правила поведения на юбилее, беспроигрышную лотерею, игры, конкурсы......

ЦВР "Эврика" доказал: мы - лучшие!

О присвоении ЦВР "Эврика" звания Лауреата Всероссийского конкурса УДОД...

Исследовательская работа конкурса "Когда я думаю о маме", за ней вся Родина встает" название "Человеческий эгоизм может заглушить самый сильный инстинкт женщины - материнство"

Исследовательская работа "Человеческий эгоизм может заглушить самый сильный инстинкт женщины - материнство. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей профессиональных дружеских....

Классный час –размышление (8 класс): «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись». И.С. Тургенев.

Цель : Формирование у учащихся гражданских ка­честв личности, любви           и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юриди-...