Урок литературы в 8 классе "Искупить, доказать, оправдаться" по рассказу Бориса Горбатова "Дезертир"
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

 

                                                      Методическая база урока

Цель: разобраться, каким видится писателю феномен «человека дезертира», с помощью каких художественных средств он создается; понять главную мысль рассказа: за свой выбор, за свои поступки человек несет личную ответственность.

Задачи:

Образовательные

- формирование навыков  участия в диалоге как одного из интерактивных методов;

- совершенствование умений анализировать литературный текст.

Развивающие

- развитие коммуникативной компетентности учащихся, логического мышления.

- содействие развитию культуры художественного  восприятия текста;

Воспитательные

- развитие нравственных качеств, моральных норм, чувства патриотизма;

- содействие ценностному самоопределению школьников;

- воспитание чувства ответственности за свои поступки и умения их  оценивать честно и объективно.

Тип урока: диалог..

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_baza_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

        

                       Урок литературы в 8 классе по рассказу Бориса Горбатова «Дезертир»

    Автор: Ланина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №15

                                                города Райчихинска Амурской области

                                                      Методическая база урока

Цель: разобраться, каким видится писателю феномен «человека дезертира», с помощью каких художественных средств он создается; понять главную мысль рассказа: за свой выбор, за свои поступки человек несет личную ответственность.

Задачи:

Образовательные

- формирование навыков  участия в диалоге как одного из интерактивных методов;

- совершенствование умений анализировать литературный текст.

Развивающие

- развитие коммуникативной компетентности учащихся, логического мышления.

- содействие развитию культуры художественного  восприятия текста;

Воспитательные

- развитие нравственных качеств, моральных норм, чувства патриотизма;

- содействие ценностному самоопределению школьников;

- воспитание чувства ответственности за свои поступки и умения их  оценивать честно и объективно.

Тип урока: диалог..

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

- метод организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности

  (словесная передача и слуховое восприятие информации: элементы рассказа-

  вступления, фронтальная беседа);

- метод содержательного анализа рассказа (создание проблемной ситуации,

  наблюдение, расчленение, визуализация);

- метод соучастия ( диалог, элементы дискуссии, моделирование

  художественно-творческого процесса);

- метод демонстрации;

- метод практической деятельности.

Общие дидактические принципы, используемые на уроке:

- принцип сознательности и активности учащихся: понимание учащимися

            целей предстоящей работы, плана действий и методики работы;

          - принцип наглядности;

          - принцип систематичности и последовательности: опора на полученные ранее

            знания учащихся и их умения;

          - принцип доступности: учет возрастных и индивидуальных особенностей    

  учащихся.

           

         

         План урока:

- вступительное слово учителя;

- постановка проблемного вопроса;

- фронтальная беседа;

- дискуссия;

- сравнительная характеристика;

- творческая работа.

                 

  Оборудование и необходимые материалы для урока: интерактивный комплекс, художественные тексты, старинные часы,  презентация, запись фрагмента песни, вожжи, кадры из фильма «Трясина».

                                                           

                                                           

                                                                         Ход урока:

         Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада, что это зимнее

         морозное утро началось со встречи с вами. Пожалуйста, займите свои рабочие

         места.

         1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки из песни «Мамины глаза»)

        

        

Каждую минуту на земле происходят важные события: какой-то малыш впервые улыбается матери, кто-то объясняется в любви или мирится после долгой ссоры. И в эту же минуту какой-то человек стоит перед нравственным выбором. Что победит: душевная доблесть и мужество, или малодушие, эгоизм, страх, жажда покоя? Перед проблемой такого нравственного выбора ставит своего героя Борис Горбатов в рассказе «Дезертир», написанном в далеком 1942 году. Во время войны в нечеловеческих условиях человек проверяется на прочность.

Чем оказывается для Кирилла  Журбы этот нравственный выбор: большой победой над собой или огромным позором? На этот вопрос мы должны ответить сегодня в ходе диалога. Тема урока «Искупить, доказать, оправдаться».                                             

        

Вопрос классу: ребята, в каких ситуациях человеку приходится искупать, доказывать, оправдываться? Обратитесь к своему жизненному опыту.  

- Как связаны эти ключевые слова с прочитанным вами рассказом Бориса Горбатова? Воспроизведите кратко содержание рассказа.

Итак, Кирилл Журба – дезертир.

- Какое первое желание дезертира?   (спрятаться)

- А где?  (дома)

- Какой была его дорога к дому? Сколько их было идущих во все стороны,          

горбатых, как мосты, дорог? Перечислите эти дороги.                                                                                 

                                                                                                                         

А если взять все дороги, как вожжи, в руки и разобрать, как предлагает автор?

(показываю вожжи и ученики называют каждую дорогу еще раз)         

- Какая она дорога домой? (маленькая, тощая дорожка в родные Кошаринцы)

         

          - Почему?

- На что надеялся Кирилл Журба, спеша домой? Зачитайте.

( Вон там, за косогором, начинаются массивы кошаринской озими – прошлой осенью Кирилл сам ее сеял,- рожь его спрячет.                                    (фрагмент фильма)

А дальше, подле реки, село, там родился Кирилл, по тем улицам бегал босоногим хлопчиком,- родное село укроет.                                          (фрагмент фильма)

Там в селе мать, и сестра Женя, и черноокая дивчина Настя,- они его успокоят, приголубят, в теплых мягких подушках спрячут.                             (фрагмент фильма)

         

           Учитель: да, Кирилл Журба стремится домой, к родным. Там его защита. Так    

                           он думал.

           Посмотрите на этот предмет.

- Символом чего являются в рассказе часы?  (встречи с матерью. Автор усугубляет ситуацию тем, что мать должна вынести боль, муку, страдание от задуманного сыном).

- Как происходит эта встреча? Давайте сравним поведение и состояние сына и матери.                            

        

 Мать        Сын

1. Засуетилась, заметалась по хате.        Сидел молча, глядел в пол,

              Стала собирать на стол, угощать        неохотно ел, кусок застревал

              дорогого гостя.        в горле.

2. Часто и беспокойно поглядывала то        Почти забылся, отошел

        на часы, то на сына.        душою… Хорошо…

        Не надо никуда идти…

        Словно оцепенел, ни о чем

        не думал, на часы не глядел.

        

- Давайте обратим внимание на речь героев, на слова, с которыми они обращаются друг к другу. Найдите диалоги.

            Мать        Сын

Кирилл? Сыночек!        Мама! – закричал он не своим

Сыночек, тебе пора…        голосом.

Сыночек, там все наши бьются.         Мне, может, только час жить

Как же так, сыночек, иди! Не         осталось,- закричал он плаксиво,-

позорь себя!        мать!

Собирайся, Кирилл! Пора! Иди!        Что же ты меня гонишь?

        Вскочил на ноги и хотел крикнуть:

        «Сына родного гонишь?»

        И тогда он закричал так, что сроду

        не кричал. Вскочил, замахнулся…

                                                                               но не ударил…

- Что сдержало сына от этого шага? (Глаза матери – они были страшны)

                                                (На экране глаза)

       

        - О чем говорят эти глаза?       (Подхожу к экрану)

(счастливые, радостные, веселые; печальные, грустные; удивленные, вопросительные; хитрые, бесоватые; сердитые, злые).

- С какими глазами их не спутаешь?  (с материнскими)

       Звучит отрывок из песни «Мамины глаза» Т. Гвердцетели.        

Учитель: эта портретная деталь (глаза) в рассказе символична. Какую роль играет она в развитии сюжета?

(в них осуждение родных, близких, односельчан. Это осуждение дает герою понять, что измена  Родине, народу – тот предел, переступив который, человек не может ни искупить, ни доказать, ни оправдаться, ни спастись).

- Что видел Кирилл Журба  в глазах родных и односельчан? Обратитесь к тексту.

( шел по колхозной улице и видел, как следит за ним недоверчивым взглядом  все село. Из всех окон, из-за каждого тына следили за ним старики, ребятишки, бабы; Настя подняла на него глаза, и Кирилл понял, что она все знает; ни слезинки не было в ее (матери) глазах; страшны были глаза матери – нет ничего страшней).

- Чего больше всего боялся Кирилл Журба, когда объявят приговор?

( Настя не уронит слезинки, мать не вытрет глаза кончиком старенькой шали: «Сухими глазами проводит она Кирилла на позорную смерть»).

- Есть ли описание глаз главного героя? (нет. Он глядит в пол, забивается под лавку; шел, опустив голову).

- Почему? (он – дезертир).

- Какими средствами художественной выразительности рисует портрет дезертира автор рассказа?

                                                                                                                               

        

                                                           Портрет дезертира

1. Глаголы ( струсил, бросил винтовку, бежал, оставил товарищей, забыл честь).

2. Фразеологизмы ( бежал ног не чуя, потерял совесть, тряслись в животном страхе челюсти, екало заячье сердце).

3. Сравнения ( точно вор, хуже вора, хуже конокрада, как окаянный, как проклятый, зарыдал, как ребенок, точно заблудившаяся кошка, забившаяся под лавку).

       4. Оксюморон ( зарычал от радости: «Жить буду!»)                              

       Учитель: итак, всем ходом повествования автор убеждает нас, да и, наверное,       своего героя, что предательство – непоправимый, смертельный вред жизни. Оно губит самое прекрасное, самое жизненно важное.

- Что? (любовь, уважение родных, близких, односельчан, самоуважение).

И хотя Борис Горбатов не исследует подробно в рассказе психологию предательства, но он показывает то неизбежное «расчеловечивание», ту духовную смерть, к которым оно приводит.

- Вначале герою вынесли приговор – расстрел. А подписываетесь ли вы под этим приговором? (надо дать человеку шанс искупить, доказать, оправдаться)

- Кто или что, на ваш взгляд, спасают Кирилла Журбу от окончательного падения?

(чувство стыда, ощущение вины предателя, дезертира, разорвавшего связь с людьми, с домом. Вера людей в молодого человека, которые дают ему шанс искупить вину. Любовь матери, невесты, сестры. Жизнь вознаградила его за муки совести).

     

          Чтение монолога учителем.

- Закономерен ли такой финал рассказа?

(он обусловлен логикой характера героя ( не подлец, не подонок Кирилл Журба) и обстоятельств, в которые он попадает).

- Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Чем оказывается нравственный выбор для Кирилла Журбы?

       - Если предположить, удастся ли Кириллу Журбе, на ваш взгляд, искупить,

        доказать, оправдаться? Что ему для этого нужно сделать?

- А в наше время встречаются такие люди, как герой рассказа? Уклонисты от армии – можно ли их назвать дезертирами?

Учитель: завершая урок, я хотела бы, чтобы вы, ребята, обратились к своим сверстникам, будущим воинам – защитникам Отечества с самыми главными словами. Что вы можете им сказать? Какими они должны быть воинами?

На партах лежат листы, напишите на них свои слова и повесьте на доску.

Вывод по уроку на фоне музыки                                              

Да! Будьте сильными и мужественными, любите жизнь, людей, родной дом, мать, Родину. Не теряйте в себе человеческое. Именно об этом рассказ Бориса Горбатова «Дезертир».

Помните, человек в беде, в кручине, в самые тяжелые дни и испытания должен быть рядом со своим народом. Всякое отступничество, вызванное слабостью ль, неразумением ли оборачивается еще большим горем для твоих близких, для Родины и народа, а стало быть, и для тебя.

А жизнь сильнее судьбы, и человек больше своего страха. Так должно быть!

       

Рефлексия:

Ребята, наш урок подошёл к концу. Мне было очень приятно работать с вами. Для меня сегодняшний урок это открытие каждого из вас, ваших чувств, эмоций, переживаний.

- А что для вас сегодняшний урок?

                - Почему я предложила такую форму работы, а не иную – разгадайте ход  

                   моих мыслей?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Что считаете нужным  

  сделать дома?

       Урок закончен. Спасибо за работу!                                        

       

                                             Использованные источники:

  1. Б. Горбатов «Дезертир», Москва, Изд-во «Правда», 1986
  2. Кадры из фильма «Трясина»
  3. Песня  Т. Гвердцетели «Мамины глаза»

     

         

        

         

           

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова"

Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова"  (презентация на три урока). Программа Т.Ф.Курдюмовой. Музыкальные файлы - приложение к презентации....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Разработка урока литературы в 7 классе по теме " Борис Пастернак "Никого не будет в доме...", "Июль"".

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Борис Пастернак "Никого не будет в доме", "Июль""...

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....

Презентация к уроку литературы 7 класс А.С. Пушкин "Борис Годунов".

Два чувства дивно близки нам –В них обретает сердце пищу –Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробамА. С. Пушкин....