Программа по духовно-нравственному воспитанию "Истоки-2"
методическая разработка на тему

Байса Любовь Георгиевна

Актуальность данной программы обусловлено тем, что в связи с произошедшими серьезными изменениями в социально-политической и экономической сферах нашего общества в 90-е годы наблюдается не только доминирование материальных ценностей над духовными, но и искажение представлений о добре и зле, смысле жизни, что ведет к разрушению личности, к разрушению института семьи и в конечном итоге к вымиранию нации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_rogramma_istoki_baysa_l.g.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Духовно – нравственного  воспитания учащихся МАОУ СОШ № 18

г. Приморско- Ахтарска

Краснодарского края

«Истоки – 2»

Автор: Байса Любовь Георгиевна – директор, учитель истории и обществознания, ОПК МОУ СОШ № 18 города Приморско-Ахтарска, финалист региональной номинации «Учитель года Кубани – 2006 по преподаванию ОПК», муниципальный координатор ОПК, участник «поезда творческих идей»

I.Общее положение (пояснительная записка)

   Актуальность данной программы обусловлено тем, что в связи с произошедшими серьезными изменениями в социально-политической и экономической сферах нашего общества в 90-е годы наблюдается не только доминирование материальных ценностей над духовными, но и искажение представлений о добре и зле, смысле жизни, что ведет к разрушению личности, к разрушению института семьи и в конечном итоге к вымиранию нации.

   «… общество лишь только тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, как отмечено в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, - когда у него есть общая система нравственных ориентиров…»

   «Именно в школе должно быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь «обучающихся»».

     Без истинного понимания духовных ценностей невозможно решить проблем духовного здоровья наций.  

     Без истинного понимания духовных ценностей теми, кто занимается воспитанием подрастающего поколения, а это прежде всего родители и педагоги, невозможно воспитать подрастающее поколение духовно.

    На решение данной проблемы была направлена в школе программа Истоки (2005-2011гг)

    Результаты реализации этой программы: введение по просьбе родителей в школьный компонент базисного плана учебного предмета ОПК в 5-8 классах, в 10,11-х классах проведение «Часа Православия» для желающих педагогов, организация работы дружины Александра Невского, участие уч-ся в конкурсах, олимпиадах, слетах православной молодежи, совместна работа по воспитанию уч-ся с благочинием,с1-3ание кабинета  ОПК, организация казачьих классов. Однако по-прежнему имеется ряд проблем в духовно-нравственном воспитании уч-ся: объединение усилий семьи, школы, общественных организаций, по воспитанию гражданственности, любви к малой Родине, бережного отношения к культурным традициям казачества, Кубани.

    Нормативно-правовой и документальной основой Программы Истоки-2 является Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Президентское послание «Наша новая школа». Концепция долгосрочной краевой целевой программы «духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае» на 2012-2014 годы.

II. Цели

   «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

 В сфере личностного развития уч-ся определить приоритетной целью:

  1. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально-ответственному поведению.
  2. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

 В сфере общественных отношений:

  1. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
  2. Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.

В сфере государственных отношений:

  1. Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

   III. Задачи.

  1. Формирование чувства любви к Родине на основе изучения основ православной культуры, традиций казачества, культуры народа российского.
  2. Развитие стремления деятельного участия в жизни семьи, класса, школы, города, края, Отечества на основе православных традиций, культуры российского народа.

                         Этапы реализации программы.

                                  1 этап    2011-2013гг

                                  2 этап    2014-2016гг

 

                                         Первый этап

  1. Выступление на родительских собраниях классов (информационные)
  2. Проведение педсоветов по реализации программы «Истоки-2»
  3. Участие в краевых мероприятиях в рамках реализации краевой целевой программы.
  4. Подготовка материальной базы для реализации программы
  5. Повышение квалификации педагогов
  6. Сотрудничество с благочинием
  7. Введение учебного предмета «Основы православной культуры»

                                    Второй этап

  1. Проведение мастер-классов
  2. Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию уч-ся
  3. Проведение открытых мероприятий для школ района
  4. Организация клуба для старшеклассников «Истоки-2»
  5. Организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей
  6. Час православия для педагогов
  7. Участие уч-ся в краевых конкурсах по духовно-нравственному воспитанию, слетах православной молодежи, конкурсах казачьих классов
  8. Участие родителей в краевых чтениях по духовно-нравственной тематике.

 

                        ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

 

                   Формы работы с педагогами

  1. Анкетирование
  2. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
  3. Повышение квалификации
  4. Поездки и экскурсии
  5. Публикации в СМИ
  6. «Круглые столы»
  7. Просмотр и обсуждение фильмов
  8. Час Православия

             

                      Формы работы с родителями учащихся

  1. Родительские собрания
  2. Анкетирование, мониторинги
  3. Родительские лектории
  4. Посещение открытых уроков и мероприятий по ОПК
  5. Поездки, экскурсии
  6. Родительские конференции
  7. Просмотр и обсуждение православных фильмов
  8. Вечера вопросов и ответов

                       

                                  Формы работы с учащимися школы

  1. Классные часы
  2. Анкетирование учащихся
  3. Факультативные занятия
  4. Поездки и экскурсии
  5. Просмотр и обсуждение фильмов по православной тематике
  6. Участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах
  7. Выступления с сообщениями по ОПК
  8. Организация выставок
  9. Детская благотворительность
  10. Организация православных праздников
  11. Уроки по ОПК
  12. Участие в конкурсах на муниципальном, краевом, федеральном уровнях

              Для реализации программы используются следующие методы

  • наглядный (экскурсии, просмотр иллюстраций, слайдов, фильмов);
  • словесный  (беседы, рассказы, лекции);
  • практический  (подготовка выступлений, участие в конкурсах, вечерах, встречах и т.д.)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ 2»

  1. Раздел.

Работа с педколлективом школы

      Актуальность работы с педагогическим коллективом по систематическому религиозному просвещению вызвана тем, что нередко дети знают о вере своих предков больше, чем учитель и ждут от учителя убедительных ответов. Православная тематика содержится в учебных программах истории, обществознания, литературы, русского языка, изобразительного искусства, кубановедения, музыки. Без религиозного просвещения современный  учитель не может сформировать у учащихся правильного отношения к религиозной сфере ценностей.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Совещание педколлектива о введении нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012году.

Ноябрь 2011 г.

Бурун М.Н.

директор школы

2.

Проведение родительских собраний в 4-х классах о введении нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012году.

ноябрь,

2011 г.

Бурун М.Н.,

классные

руководители

3.

Участие педагогов школы в работе краевых, краевых, российских  чтениях, семинарах, форумах по ОПК

2011-2015 гг

педагоги школы

4.

Проведение открытых уроков для педагогов школы по ОПК

2011-2015 гг

Учителя ОПК

5.

Приобретение литературы по ОПК, создание библиотечного раздела по ОПК

2011-2015 гг

Мельникова О.И.,

библиотекарь школы

6.

Повышение квалификации по ОПК учителей на краевом уровне

2011-2015 гг

Падалка Н.Г.зам.директора по УВР

7.

Организация и проведение курса лекций для учителей школы «Час православия»

2011-2015 гг

Байса Л.Г.,

учитель ОПК

8.

Проведение мастер-классов для учителей школы, школ города и района по ОПК

2012-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК, Белавина А.В.,

Падалка Н.Г.

 зам. директора по УВР

9.

Организация поездок и экскурсий  по святым местам Кубани

2011-2015 гг

Бурун М.Н.

10.

Участие педагогов школы в краевых и российских конкурсах по ОПК

2011-2015 гг

Падалка Н.Г., зам. директора по УВР

11.

Подготовка учащихся к районным конкурсам, мероприятиям

- «Рождественские праздники»

- «Пасха в кубанской семье»

- «Рождественские чтения»

2011-2015 гг

Корчагина Е.Ю., зам. директора по ВР

12.

Публикации  педагогов школы в СМИ по вопросам православной педагогики и преподавания ОПК в школе.

2011-2015 гг

Байса Л.Г.,

учитель ОПК

13.

Проведение «круглых столов» по обсуждению проблем воспитания учащихся в православных традициях

2011-2015 гг

Байса Л.Г.,

учитель ОПК

14.

Оформление кабинета по ОПК

2011-2015 гг

Байса Л.Г.,

учитель ОПК

15

Просмотр и обсуждение «православного кино» с педколлективом

2011-2015 гг

Байса Л.Г.,

учитель ОПК

16.

Включение в повестку педсоветов вопросов по ОПК и проведение педсоветов по православной педагогике

2011-2015 гг

Бурун М.Н., директор МАОУ СОШ №18

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

«Часа православия»

(для педагогов школы)

Первый год

№ п/п

Тема

Количество часов

Христианство и атеизм

2

Почему Русь приняла православие

2

Православное образование и воспитание

2

Святые земли русской

- Александр Невский;

- Дмитрий Донской;

- Сергий Радонежский;

- Серафим Соровский;

- Фёдор Ушаков.

6

Святые места Кубани

2

Понятие греха и природы человека

2

Христос и Антихрист

2

О Жертве Христовой

2

Евангелие от Марка

2

Евангелие от Луки

2

Евангелие от Матфея

2

Евангелие от Иоанна

2

Православные педагоги

(К.Ушинский, Маслов, А. Макаренко)

6

Всего:

34

2 раздел.

Работа  с родителями учащихся  школы

         Актуальность реализации просвещения родителей учащихся средней общеобразовательной школы диктуется тем, что именно в семье начинают формироваться общечеловеческие ценности: вера, верность, честь, терпение, милосердие, любовь и т.д. И очень важно для выбора ребёнка православное толкование этих ценностей. Долг родителей- знать это толкование и помочь ребёнку выбрать те идеалы, тот образ жизни, который наш народ веками создавал.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Выступление на родительских собраниях класса о значении учебного предмета ОПК в воспитании учащихся

2011-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК

2.

Проведение мониторинга родительской компетенции по вопросу ОПК

2011-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК

3.

Организация и проведение родительских лекториев по основам православной культуры

2011-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК

4.

Организация и проведение семейных праздников «Рождественские посиделки», «Пасха в кубанской семье»

2011-2015гг

Корчагина Е.Ю., зам. директора по ВР

5.

Посещение родителями уроков по основам православной культуры

2011-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК,

председатель родительского комитета.

6.

Совместные поездки родителей, учителей и учащихся по святым местам Кубани

2011-2015гг

Бурун М.Н.,

председатель родительского комитета.

7.

Проведение общешкольных родительских конференций по вопросам православной педагогики

2011-2015гг

Корчагина Е.Ю., зам. директора по ВР

8.

Просмотр и обсуждение на общешкольных родительских собраниях православных фильмов

2011-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК

9.

Помощь в создании аудио - видеотеки по ОПК

2011-2015гг

Председатель родительского комитета

10.

Помощь в организации общешкольных праздников на православную тему.

2011-2015гг

Председатель родительского комитета

ТЕМАТИКА

родительского лектория

по  основам православной культуры

(1 раз в месяц)

Значение основ православной культуры в образовании школьников

Православные традиции

Божественная любовь, родительская любовь

Православие о послушании детей.

Воспитание в детях правдивости

Православие о гордости

Православие об ответственности родителей за воспитание детей

Сквернословие - как порок, и как с ним бороться.

Православие о роли матери как хранительнице домашнего очага.

3 раздел

Работа с учащимися  школы

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Выступления на классных собраниях учащихся о значении предмета ОПК в воспитании гражданина своего Отечества

2011-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК

классные руководители

Анкетирование учащихся по вопросам изучения ОПК в школе

2011-2015гг

Падалка Н.Г.зам.директора по УВР

Введение предмета ОПК в учебный план 10-11 классов социально-гуманитарного профиля

?

Бурун М.Н., директор школы, Падалка Н.Г зам. директора по УВР

Организация поездок по святым местам Кубани

2011-2015гг

классные руководители

Участие в краевых конкурсах по православной тематике

2011-2015гг

Корчагина Е.Ю., зам директора по ВР

Участие в районных олимпиадах по ОПК

2011-2015гг

Падалка Н.Г. зам. директора по УВР

Организация кинолектория для старшеклассников «Доброе кино»

2011-2015гг

Байса Л.Г., директор МОУ СОШ №18

Выступления учащихся 10-11 кл. перед ученическим коллективом по православной тематике

2011-2015гг

Байса Л.Г., директор МОУ СОШ №18

Организация общешкольных вечеров по православной тематике с приглашением священнослужителей

2011-2015гг

Байса Л.Г., учитель ОПК,

Корчагина Е.Ю., зам директора по ВР

Публикации учащихся в СМИ по вопросам ОПК

2011-2015гг

Совет старшеклассников

Участие в городских, районных акциях, конкурсах, праздниках с позиций гражданина Отечества

2011-2015гг

Совет старшеклассников

Организация работы дружины «Наследники А.Невского»

2011-2015гг

Корчагина Е.Ю., зам директора по ВР

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

№п /п

Направления

Источник финансирования

Сумма

1.

Организация экскурсий

Родительская общественность

30 тыс. руб.

2.

Оформление кабинета ОПК

Внебюджетные средства

50 тыс. руб

3.

Создание видеотеки, библиотечного фонда

Спонсорская помощь

10 тыс. руб

4.

Организация и проведение конкурсов

Спонсорская помощь

8 тыс. руб

5.

Издание буклетов, брошюр по тематике ОПК

Внебюджетные средства

5 тыс. руб.

6.

Приобретение мультимедийных пособий

Спонсорская помощь

5 тыс . руб.

Итого:

108 тыс. руб.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Электронные учебники
  2. Аппаратно - программный комплекс для кабинета ОПК.
  3. Библиотечный фонд по ОПК.
  4. Аудио - видеотеки по ОПК.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Программа ставит своей целью достичь следующих результатов

  1. Приобщение к опыту православной культуры.
  2. Введение в учебный план учебного предмета ОПК с 1 по 11 классы.
  3. Воспитание чувства патриотизма потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  4. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление  к добру и неприятию зла, формирование целостно-ориентированной личности.
  5. Укрепление и расширение взаимодействия семьи и школы в деле воспитания учащихся.
  6. Создание стабильной динамики изменения психологического климата в школьном коллективе.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

  1. Аналитические отчеты о ходе реализации Программы на совещаниях, собраниях участников образовательного процесса школы.
  2. Публикации материалов о реализации Программы в СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию

Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"

Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста

     Духовно - нравственное  воспитание является неотъемлемой  частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образовании: духовные упра...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Данная  программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...