"900 героических дней и ночей"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Литературная композиция, посвященная  блокаде Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 900_geroicheskih_dney_i_nochey.docx144.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКУОШИ  «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

                                                                                                         

C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Мои рисунки\Эмблема школы.gif

900 героических дней и ночей

(литературная композиция, посвященная блокаде Ленинграда)

C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Мои рисунки\Блокада.gif

                                                                         

Автор-составитель: Нафикова Л.Н.,

  учитель истории и обществознания

с. Панаевск, 2013

Цель:  знакомство с одной из наиболее ярких и героических страниц истории Отечества – блокады Ленинграда.

Задачи:

1. Наглядно и образно воссоздать панораму событий блокады Ленинграда.

2. Воспитание уважительного отношения к исторической памяти народа, к старшему поколению.

3. Развитие у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

       Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Ход мероприятия

Сопровождается презентацией «Блокада Ленинграда»

Слайд №1-2. 1 ведущий.  У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед, в  которые российские войска снискали почет, уважение и славу. Образы героев, как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству. Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.

Слайд №3. 2 ведущий.  27 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня освобождения Ленинграда от вражеской блокады. 900 дней противостоял город на Неве врагу. Событиям этих трагических 900 дней мы посвящаем наш рассказ.

1-й чтец:  Город Петра  -
Гордость России и слава, -
Устоявший в не слыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастерку твою.
2-й чтец: В истории  - не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают  -  было по плечу лишь им.

Слайд №4. 2 ведущий. 27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.

1-й чтец: Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют.
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.

1 ведущий. Вечером весь город, все, от мала до велика, вышли на улицы, устремились к Неве, к большим площадям. Ликующие ленинградцы шли смотреть салют. Это был единственный случай за войну, когда фронт сам давал салют в честь одержанной им победы. 324 орудия были установлены в городе. В 20 часов грянул первый из 24 залпов. В небе вспыхнули разноцветные звезды тысячи ракет. Боевые сигнальные ракеты смешивались с пышными всполохами фейерверка. Такого зрелища город еще не видел. Незнакомые люди обнимались на улицах – все чувствовали себя родными и близкими, счастье было у всех одно - общее на всех. Девятьсот дней ленинградцы терпели невыносимые муки и не склонили головы, не плакали, а теперь слезы текли по их лицам, и никто не стыдился этих слез - слез радости. Это было 27 января 1944 года. А до этого…

1-й чтец:  Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
2-й чтец:  Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады -
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей…
Мы победим, клянусь тебе, Россия.

Слайд №5. 2 ведущий. Напавшие на нашу Родину вооруженные силы фашистов были сведены в 3 группы армий: «Север», «Центр», «Юг». С группой армий «Север» взаимодействовали 2 финские армии. Одной из задач, стоявших перед группой «Север», был быстрый захват Ленинграда.

1 ведущий. Фашистское командование издало секретную директиву 1-а 1601/41 немецкого военно-морского штаба «О будущем города Петербурга» от 22. 09.1941: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли…  После поражения Советской России  нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у ее новой границы. Предложено тесно блокировать город путем обстрела из артиллерии всех калибров  и беспрерывной  бомбежки с воздуха сровнять его с землей.  Если вследствие создавшегося положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты… С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Слайд №6. 2 ведущий. Для непосредственной обороны города был создан Ленинградский фронт, которым до октября 1941 года командовал Г. К. Жуков.

Слайд №7. 1 ведущий. Фашисты рвались к городу на Неве. 18 июля 1941 г. первые вражеские бомбы обрушились на дома и улицы Ленинграда. 4 сентября 1941 г. был первый артобстрел.

Слайд №8. 2 ведущий. 8 сентября 1941 г. вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Началось беспримерное в истории противостояние. Гитлеровская группа армий «Север» в составе более 30 дивизий остановилась, охватив 200-километровым кольцом осады несгибаемый, непокоренный, недоступный город.

Слайды № 9-15. 1 ведущий. На оборонительных рубежах города шли тяжелые бои, в результате которых гитлеровцы теряли до 70 % личного состава. Наши войска боролись за каждый метр родимой земли. Бойцы сражались с невиданным упорством. Наша армия  вела тяжелые оборонительные бои.

2 ведущий. В результате окружения Ленинграда фашистами в городе сложилась тяжелейшая ситуация: из-за нехватки топлива остановились электростанции, было прекращено движение транспорта, вышли из строя водопровод и канализация.

1 ведущий. Но самым страшным бедствием для ленинградцев оказался голод. Фашисты не сумели штурмом овладеть городом и решили взять его измором. Гитлер так объяснил немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».

Слайды № 16-17. 2 ведущий. С 20 ноября 1941 г. ленинградцы стали получать самую низкую хлебную норму за весь период блокады: рабочие – 250 г, все остальные  - 125 г. «Тонкий ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке», - так писала Ольга Берггольц.

На сцену выходят ученики. Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.

1-й ученик. В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси (передает хлеб).

2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).

3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)

4-й ученик. Обойной пыли - 2% (передает хлеб)

5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)

6-й ученик. Ржаной муки - 71%.

1-й чтец:   Нет лекарств,

Чтоб голод укрощали.

И пока он в городе везде,

Мы себе

Негласно запрещаем

Говорить друг с другом

О еде.

А начнешь:

Недобрый взгляд заметя,

Тут же смолкнешь,

Будто шел на грех.

К этому

Привыкли даже дети,

Хоть сегодня им

Труднее всех.

В разговорах

Я храню запреты

На еду, которой не забыл,

На супы,

На каши и котлеты…

Но о них не думать –

Выше сил.

Слайд № 18. 1 ведущий. Близилась зима 1941-1942 г. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…  Но как только Ладога покрылась льдом, через нее была проложена автомобильная дорога. С 22 ноября 1941 г. стала действовать ледовая трасса, названная Дорогой жизни.

2-й чтец:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
2 ведущий.  Наши войска неоднократно  предпринимали  попытки прорвать кольцо блокады, но сил для этого не хватало. Новый 1942 г. ленинградцы  встречали в осажденном городе.

1-й чтец:  По Ленинграду смерть метет,

Она теперь везде,

Как ветер.

Мы не встречаем Новый год –

Он в Ленинграде

Незаметен.

1 ведущий. Зима и весна 1941г. и весна 1942 г. стали самыми страшными, трудными  месяцами блокады. Они-то в основном и унесли жизни ленинградцев. И по-прежнему самым страшным для  города  бедствием  оставался город.

2 ведущий. Труднее всех во время блокады приходилось детям. «Внутри блокадной муки, среди всех бед и лишений, ужасов,  смертей  главной   трагедией были дети.  О них заботились, прежде всего…» 

Слайд № 19. 1 ведущий. Немало сердец потряс дневник маленькой Тани Савичевой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Чтецы 1-2 ( по  очереди  читают записи):

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.».

«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня  1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.».

«Дядя Вася умер  13 апр. в 2 ч. ночи  1942 г.»,

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.».

«Мама умерла  13 мая в 7.30 час утра  1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». (Стук метронома.)

Слайды №20-21. 2 ведущий. Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла. Ее дневник - страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии.

1 ведущий. Дети блокадного Ленинграда повзрослели раньше времени. 

1-й чтец: В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.

2-й чтец: И в этом нет беды...
Но взрослым людям, 
Уже прожившим многое года, 
Вдруг страшно оттого, 
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, 
Чем тогда.

2 ведущий. Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но заводы продолжали выпускать военную продукцию, люди дежурили в пожарных и санитарных дружинах. Город жил, не сдаваясь.

1-й чтец:  Но в то, что умер город наш, –

Не верьте!

Нас не согнут

Отчаянье и страх.

Мы знаем

От людей, сраженных смертью, что означает:

«Смертью смерть поправ».

Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

И если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты,

Но не на белый флаг!

Слайд №22. 1 ведущий. Защитников Ленинграда по радио вдохновляли выступления О. Берггольц, В. Вишневского.

2-й чтец: 

… Вот так настал,

                 одетый в кровь и лед,

сорок второй необоримый год.

О, год ожесточенья и упорства!

Лишь насмерть,

                  насмерть всюду встали мы.

Год Ленинграда,

                   год его зимы,

год Сталинградского

                   единоборства.

В те дни отхлынул быт.

                    И смело

в права свои вступило бытие.

2 ведущий. 9 августа 1942 г. в Ленинградской филармонии впервые прозвучала 7-ая (Ленинградская) симфония  Дмитрия Шостаковича.

1-й чтец:  Концерт начался!

И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела окрест –

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

Слайды №23-25. 1 ведущий. В январе 1943 г. войска Ленинградского фронта под командованием Л.А. Говорова после упорных боев прорвали кольцо блокады. Это позволило установить постоянную железнодорожную связь с Большой землей.

2 ведущий. В городе заметно улучшилась ситуация с продовольствием. Начались работы по восстановлению разрушенных заводов. Однако, артиллерийский налеты на город еще продолжались. До окончательного снятия блокады понадобился еще год.

Слайд №26. 1 ведущий. 27 января 1944 г. в честь полного снятия блокады в Ленинграде прогремел салют.

2-й чтец: 

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

1-й чтец: 

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно,

Чтобы наши дети,

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!..

2 ведущий.  Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил! Прошло 70 лет. Но гepoическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все люди и прежде всего те, кто пережил блокаду.

2-й чтец:  Но разве может что-нибудь забыть,

Кто был под грозным, под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить.

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на Большую землю выходил

По ледовой по Ладожской дороге?

Слайды № 27 – 33. 1 ведущий.  Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье  нынешних  поколений.

2-й чтец:       Бессмертен подвиг Ленинграда!
Но такова его цена,
Что лучше детям знать не надо
Слова «блокада» и «война».
Но надо знать, что до салюта
Над Питером, над невским льдом
Пришлось всем круто, ох, как круто
Под, страшным вражеским огнем.

2 ведущий.  Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. Медалью «Золотая звезда».  Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда». Слайд № 34-35.

1 ведущий. В боях за Ленинград принимали участие и наши земляки. Среди них Вакуев Иван Ионович – имя его записано на одной из мемориальных досок в списках погибших.

1-й чтец:   Я так горжусь своим отцом – охотником и рыболовом

Он у Невы в сорок втором

Стоял в сражении суровом

Осталась за спиной тайга,

Но, как в тайге, под свист метели,

Отец мой лютого врага

Держал на снайперском прицеле

Он бил врагов не в бровь, а в глаз.

Как серых белок на охоте,-

Недаром помнят и сейчас

Отца товарищи по роте…

Я не забыл как в старый чум

Вернулся он из Ленинграда

Лицо серьезное от дум

И на груди блестят награды

Он снял шинель и сапоги

И мне сказал: Сынок, мы снова –

Охотники и рыбаки

И грех теперь желать иного!»

И я горжусь отцом своим –

Не зря, как он, я стал солдатом

Мы дети воинов храним

Наш мир, спасенный в сорок пятом.

Слайды. № 36 – 39. 2 ведущий. Прошу всех встать и почтить помять погибших во время боёв за Ленинград и жертв блокады1941-1944 гг. (Минута молчания).

1 ведущий. Наш долг - хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям. 

2-й чтец:  Погибшие живут среди живых,

Ушедшие ушли, чтобы вернуться,

Во всех сердцах, во всех домах людских

Неслышные шаги их раздаются.

1-й чтец:   Забыть их – значит их предать!

Стать равнодушным хуже, чем убийце

И не чугун, не бронза, не гранит,

Которые не раз бывали лживы,

А память поколений их хранит,

Вот почему посмертно они живы!

2-й чтец:   Мы учимся сегодня, чтобы завтра  строить,

Чтоб небосвод был вечно голубой.

Нет, не забудем никогда героев

Что ради жизни шли в бессмертный бой.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России».
  2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 томах. Том 3. Подвиг Ленинграда / Сост. П. Карелин. – М.: Современник, 1984.
  3. Иванина А.Г.  Город в стальном кольце // Читаем, учимся, играем. - 2012. - №10. - С. 42 - 47.
  4. Их имена и подвиги не забыты. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Кармазин В. Наш хлеб / В. Кармазин. – М.: Правда, 1986.
  6. Кирасирова Л.Н. Голоса войны минувшей // Читаем, учимся, играем. - 2012. - №2. - С. 37 - 42.
  7. Непокорённый Ленинград. – Л.: Наука, 1985. – 443 с.
  8. Час мужества: Поэзия периода Отечественной войны. – М., Просвещение, 1990.

Интернет-ресурсы:

  1. http://blokada.otrok.ru
  2. http://wikipedia.org/wiki/ - Блокада Ленинграда
  3. http://utube.ru/video/c5e0803e717ec5c471cb863d8726f4fa/#.UMYs8jU8v5B – докум. фильм о блокаде
  4. http:// blokadaleningrada.ru
  5. http://  russlav.ru - Блокада Ленинграда
  6. http://festival.1september.ru›articles/534401/  - Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках  Иващенко Елена Анатольевна.
  7. http://festival.1september.ru/ articles/623038/ Бессмертный подвиг Ленинграда.
  8. http:// istorya.ru - История России. Всемирная, мировая история - Блокада Ленинграда.
  9. Использован шаблон для презентации учителя истории МОУ «Александровская СОШ» Утиновой А.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"

Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....

900 дней и ночей

Внеклассное  мероприятие  посвящённое  Великой  Победе...

900 дней и ночей

Внеклассное  мероприятие  посвящённое  Великой  Победе...

Классный час "200 дней и ночей Сталинграда"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-9 классов, посвященное 70-летней годовщине Сталинградской битвы...

900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящаетя!

Тематический классный час "900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящается!" разработан и проведён в 8 классе. Материал можно использовать и в любом классе средней школы. Целью классного часа явл...

Листки Блокадного календаря (900 героических дней)

Сценарий на тему: Листки Блокадного календаря (900 героических дней)...

Конспект занятия "Беседа "900 героических дней. Блокада Ленинграда"

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....