Спортивно-историческая игра "Богатыри Земли Панаевской"
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Игра мжет быть проведена в рамках месячника по патриотическому воспитанию, как отдельное мероприятие к Дню защитника Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sport._istor._igra_bogatyri_zemli_panaevskoy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивно-историческая игра «Богатыри земли Панаевской»

Цели и задачи игры:

  1. Реализация интеллектуального и спортивного потенциала обучающихся; развитие у них быстроты мышления и коммуникативных способностей.
  2. Воспитание уважительного отношения к исторической памяти народа, гордости за свой народ, вставший на защиту Отечества; чувства  коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
  3. Развитие у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности.

Правила игры:

  1. В игре участвуют 2 команды по 8 человек.
  2. Командам по очереди задаётся 5 вопросов. За каждый правильный ответ -  2 балла.

                                                                                              История важна всегда,

Ведь много знать должны

                                                                                            Мы, про минувшие года

                                                                                               Своей родной страны!

Ход игры.

1. Вступительное слово учителя. Разминка и разыгрывание первого хода.

     Слайд 1. Сильна и могуча Русь. Россия всегда гордилась своими воинами – и солдатами, и генералами. Легендарный полководец Александр Суворов считал, что нет лучше русского солдата: он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где силы убудет, там он смекалкой дойдёт.

     Слайд 2. На Руси всегда уважали людей умных, удаль молодецкую.  Сегодня мы проводим спортивно-историческую игру, в которой наши игроки покажут свои знания, удаль молодецкую, докажут, что не перевелись ещё богатыри на земле панаевской.

     А сейчас, мы узнаем, кто же первым начнёт соревнование. Итак, первый конкурс – перетягивание каната. Победившая команда начинает игру.

   

 Вопросы первой команде:

  1. Что такое «куна»? – Единица, равная одной шкурке куницы.
  2. Назовите имя княгини, правившей в Древнерусском государстве? – Ольга.
  3. Назовите цвета современного Государственного флага России? – Белый, голубой, красный.
  4. Под чьим командованием русские войска разбили рыцарей на Чудском озере? – Под командованием Александра Невского.
  5. Каким оружием киевляне однажды заплатили дань хазарам? – Мечами.

     Вопросы второй команде:

  1. Где происходило Ледовое побоище? – На Чудском озере.
  2. Назовите столицу Древнерусского государства – Киев.
  3. Кем был создан флаг для Российского флота? Как он называется? – Петром Первым, Андреевский флаг.
  4. Назовите настоящее имя предводителя монголов Чингисхана – Темучин.

5. Какие основные занятия были у древнейших людей – Охота, бортничество, рыболовство.

     Следующий конкурс «Мумия» - от  каждой команды участвует 3 человека, которые получают рулон туалетной бумаги. Необходимо сделать мумию фараона (двое «забинтовывают» третьего) и назвать её именем фараона, упоминающегося в истории. Учитывается качество выполнения и правильно названное имя.

     Далее конкурс «Наездники» - во все времена от быстроты передвижений зависело очень многое, иногда жизнь и благополучие целых народов. Вот и наши боевые кони (мётлы). Передвигаться на мётлах можно только прыжками, отталкиваясь двумя ногами, за передвижение бегом команда штрафуется. Допрыгав до стула, необходимо его обогнуть и вернуться назад, передать «коня» следующему игроку.

     После этого конкурса каждой команде вновь задаются вопросы.

Вопросы первой команде:

  1. Кто командовал монголо-татарским войском в битве на Куликовом поле? – Мамай.
  2. Как называется участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины, куда он переселялся из деревни? – Хутор.
  3. Назовите имя последнего русского царя – Николай Второй.
  4. Как назывались воины во времена Ивана Грозного? – Стрельцы.
  5. Князь Иван Калита. Объясните значение этого прозвища – Калита - кошель с деньгами.

Вопросы второй команде:

  1. С каким командующим русские войска перешли через Альпы? – С Александром Суворовым.
  2. Как называется зажигательное судно, нагруженное хворостом, смолой и взрывчатыми веществами, которое применялось для уничтожения вражеских судов? – Брандер.
  3. Назовите имя князя, крестившего Русь – Владимир.
  4. Назовите имена поединщиков-зачинателей Куликовской битвы? – Пересвет и Челубей.
  5. Назовите имя князя, прозванного Мудрым – Ярослав.

     Следующий конкурс для команд «Попади в цель» - во все времена нужно было уметь поразить противника любым оружием. У нас тоже имеется своё боевое оружие, которое поможет нашим командам победить соперника. В этом конкурсе от каждой команды участвует по 5 человек. Они становятся друг за другом, а на расстоянии 2-3 метра от них устанавливается 2 ведра. Каждая команда получает пустой спичечный коробок. Необходимо попасть коробком в ведро. За каждое попадание команда получает 1 балл.

     Далее конкурс «Бег в мешках» - когда воин попадает в плен, он должен постараться освободиться из него любыми способами, даже если ноги будут связаны. Сейчас мы узнаем, как наши игроки смогут преодолеть расстояние со связанными ногами (эстафета «бег в мешках»).

     После этого конкурса  команды вновь отвечают на вопросы.

Вопросы первой команде:

  1. В честь кого дано название городу Киев? – В честь князя Кия.
  2. В Египте писали на папирусе. На чём писали в Новгороде? – На бересте.
  3. Южная крепость, о которой её защитники отзывались так: «Скорее Дунай потечёт вспять, чем она падёт». Как она называется? – Измаил.
  4. Кто пришёл в Москву пешком учиться? – Михаил Ломоносов.
  5. Назовите русского изобретателя паровой машины – Иван Ползунов.

Вопросы второй команде:

  1. Назовите древнее название Ледовитого океана – Студёное море.
  2. На чём писали иконы на Руси? – На досках.
  3. Кто руководил русским войском на Куликовом поле? – Князь Дмитрий Иванович.
  4. Назовите веру древних славян – Язычество.
  5. Кто разработал конструкцию моста, способного выдержать большой вес, при этом он опирается только на берега? – Иван Кулибин.

 Следующий конкурс «Одеваемся как солдаты» - во время военных действий солдаты должны быстро одеться и встать в строй. Посмотрим, как наши команды справятся с этим заданием.

Команды делятся пополам и встают напротив друг друга на расстоянии 8-10 метров. На стуле лежат куртка и сапоги (валенки). По команде, направляющий одевает куртку и сапоги, бежит ко второй половине команды. Там он раздевается и становится замыкающим, а стоящий первым одевается и бежит передать одежду следующему.

      Далее конкурс «Донеси добычу» - когда племя выходило на охоту, охотник не только должен был уметь добыть большого зверя, но и постараться доставить его домой. Задача команд – донести добычу. От команды участвуют 5 игроков, которые встают в одну шеренгу. Команда получает спичечный коробок без внутренней коробочки. Первый игрок надевает коробок на нос и без помощи рук передаёт его на нос следующему игроку. Побеждает команда, первая передавшая коробок последнему игроку команды. Если коробок упал на пол, его надевают на нос игроку, передававшего его.

После этих конкурсов снова вопросы командам.           

Вопросы первой команде:

  1. Крёстный сын Петра Великого, предок А.С. Пушкина, кто это? – Абрам Петрович Ганнибал.
  2. Сколько лет в одном веке? – 100 лет.
  3. Назовите самое древнее русское поэтическое произведение. – «Слово о полку Игореве».
  4. Как называется часть греческого города, по-русски именуемая Кремлём? – Акрополь.
  5. Назовите прозвище Лжедмитрия II. – «Тушинский вор».

Вопросы второй команде:

  1. Назовите имя гусара и поэта, героя отечественной войны 1812 года. – Денис Давыдов.
  2. Сколько лет первым русским летописям? – Около тысячи лет.
  3. Как называется роспись по сырой штукатурке? – Фреска.
  4. Какую фамилию носил Петр Великий? – Романов.
  5. Под каким названием вошло в историю начало XVII века в России? – Смутное время.

   

 Русские богатыри  всегда отличались смелостью, ловкостью, храбростью, находчивостью. Поэтому  следующие задания как раз на проявление этих качеств.

     Итак, конкурс «Полоса препятствий» - команда должна преодолеть полосу препятствий: пробежать по доске, пролезть через обруч, перепрыгнуть через препятствие.

     Дальше конкурс «Бег на четырёх ногах» - в этом конкурсе участники встают парами. Два участника встают рядом, держась за руки. В свободных руках они держат скакалку. По сигналу они начинают двигаться, прыгая через скакалку, до стула и обратно. Затем передают скакалку следующей паре.

Следующий конкурс « Удержи мяч» - в этом конкурсе участники встают парами лицом друг к другу, а мяч удерживают между животами, руки кладут  друг другу на плечи. Необходимо, удерживая мяч, добежать до стула, вернуться и передать мяч следующей паре.

    Далее конкурс «Кенгуру» - каждый участник команды, зажав мяч между ног и держа в руках 2 мяча, прыжками достигает обруча и оставляет в нём мяч. С двумя мячами в руках возвращается к команде. Следующий участник, приняв мячи, бежит к обручу. Берёт мяч в обруче, зажимает его между ног и прыжками возвращается.

    Конкурс «Передал – садись» - капитаны команд встают напротив команд на расстоянии 5 м. По команде он кидает мяч первому, стоящему в колонне. Тот, получив мяч, передаёт его назад и приседает и т.д. Последний после передачи остаётся стоять, а игрок, сидящий перед ним встаёт, и так, пока вся команда не встанет.

   

Подведение итогов игры. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Н.А. Некрасов "Панаевский цикл"

Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви......

Проект «Заполярный мой Панаевск, или Золотые страницы истории родного села»

Разработчики: Грязева Татьяна,   Сэротэтто Алексей,   Пырирко Юлия,   Ребась Филипп – члены кружкового объединения «Пресс-центр» Консультанты: Ничкова Т.А.,  Ничков...

Статья "Рябиновые бусы" в Панаевске - 2010

В начале сентября на Ямале стартовала окружная сетевая акция «Рябиновые бусы».Это подтверждение активного участия обучающихся в классах Ничковой Т.А.  в самоуправлении и взаимодействие школьного,...

Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"

Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...

ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната

С целью  формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...

Спортивно-историческая игра "По дорогам войны"

Представлен сценарий игры по станциям для учащихся 3-4 классов....