Классный час "Какое счастье - дружба!"
классный час (8 класс) на тему

Прийменко Елена Валерьевна

Цель данного классного часа раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прийменко Е.В. ГОУ СОШ № 217

Сценарий классного часа толерантность, как составляющая часть дружбы

«Какое счастье – дружба!»

Цели: формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу,

взаимовыдержки, взаимопонимания;

  • развивать творческую активность.

Подготовка к классному часу:

*подбор цитат, афоризмов, высказываний о дружбе;

*подбор литературного материала по теме;

*составление опросника аналитической группой;

*алгоритм написания синквейна.

(Первая строчка - записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Третья строчка - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.)

Эпиграф классному часу:

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
Омар Хайям

Всю беседу проводит классный руководитель, ему помогает группа учащихся, подготовивших сообщения. 


Ход классного часа

Классный руководитель: Продолжите фразу: «Дружба – это…» (ответы учеников)

Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем ее особая сила. Послушайте, что о дружбе говорят великие люди:

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Аристотель

(древнегреческий философ)

Все почести мира не стоят одного хорошего друга.

Вольтер (французский писатель)

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Цицерон

(древнеримский философ и политик, оратор)

Оглянитесь вокруг себя. Посмотрите друг на друга внимательно. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? Прежде чем дать ответ, послушайте притчу:

По длинной, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Высокие ворота, за оградой - цветы, журчание ручья, словом, прекрасное место для отдыха.
- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это Рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны...
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошёл мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это Рай.
- Как же так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что Рай - там.
- Он обманул тебя.  Там - Ад.
- Как же вы, в Раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До Рая доходят только те, кто не бросает своих друзей…

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему в этой ситуации выбрали бы вы? (рассуждения учеников)

Предлагаю обсудить следующие вопросы:

* Нужна ли дружба вообще?

* Почему люди дружат?

* Почему люди ценят дружбу?

* От чего зависит дружба?

* Какими качествами должен обладать человек, чтобы вы захотели с ним дружить?

(ответы на вопросы)

Классный руководитель: Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг – это всегда серьезно. Тот,  кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.

Классный руководитель: Очень многие из нас умеют замечать в людях положительные качества, а другие наоборот – разглядят только отрицательные. Об этом хорошо написал Р.Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

Ситуативный практикум

Давайте попробуем проанализировать ситуации, о которых нам расскажут ребята. Они получили задание вспомнить из своей жизни, жизни друзей ситуации, когда пришлось усомниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней.

(при обдумывании ситуаций рекомендовать ученикам называть вымышленные имена или имена, не встречающиеся в классе)

Ситуация первая:

1-й ученик: В воскресенье вечером, когда показывали матч команды «Зенит», мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал этого матча целую неделю! Но я не мог поступить иначе, ведь Олег мой друг! Вместо просмотра телевизора, я просидел с другом за книгой, объясняя решение задачи. Я видел, насколько Олегу это было важно. Думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь, помог бы мне. А как бы вы поступили на моём месте?

(обсуждение ситуации)

Ситуация вторая:

2-й ученик: Вместе с моим другом мы шли из магазина. У меня был полный пакет с продуктами, а у Николая только пакет с коробкой какао. Он случайно зацепил мой пакет коробкой и порвал его. Всё содержимое моего пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг не только не помог мне, но и сам послужил причиной моего несчастья… А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

(обсуждение ситуации)

Классный руководитель: Разные ситуации, разные мнения, но всегда остаётся самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее важным для ваших друзей. Ещё Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».

Так что же такое дружба? И каков он – настоящий друг?

 Оцените свою готовность быть настоящим другом с помощью теста. Выразите свое согласие или несогласие с 25 утверждениями. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).

(работа с опросником)

Настоящий друг

  1. Делится новостями о своих успехах
  2. Оказывает эмоциональную поддержку
  3. Добровольно помогает в случае нужды
  4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе
  5. Не завидует другу
  6. Защищает друга в его отсутствие
  7. Толерантен к остальным друзьям своего друга
  8. Хранит доверенные ему тайны
  9. Не критикует друга публично
  10.  Не ревнует друга к остальным людям
  11.  Стремится не быть назойливым, не надоедает
  12.  Не поучает, как нужно жить
  13.  Уважает внутренний мир друга
  14.  Не использует доверенную тайну в своих целях
  15.  Не стремится переделать друга по своему образцу
  16.  Не предает в трудную минуту
  17.  Доверяет свои самые сокровенные мысли
  18.  Понимает состояние и настроение друга
  19.  Уверен в своем друге
  20.  Искренен в общении
  21.  Первым прощает ошибки друга
  22.  Радуется успехам и достижениям друга
  23.  Не забывает поздравить друга
  24.  Помнит о друге, когда того нет рядом
  25.  Может сказать другу то, что думает

Рефлексия:

Классный руководитель: В словаре В.Даля дружба определяется так: «Взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле – бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном – тесная связь, основанная на взаимных выгодах.»

Надеюсь, что после нашего разговора вы сможете быть настоящими друзьями. Ведь дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности. Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить.

А теперь попробуйте записать то, что вы сегодня услышали о дружбе в форме синквейна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Счастье жить".

В работе приводится план-конспект классного часа "Счастье жить". Цель: помочь разобраться в сложной философской категории и предложить модель понимания счастья выдающимися людьми.Форма проведения: диа...

Классный час на тему: «Счастье, дружба и улыбки!» (для учащихся 5-7 классов)

Данный классный час проводится в 5-7 классах в рамках участия в Городском фестивале «Формула успеха», акция «Подари улыбку!»...

Классный час: «Счастье – это когда тебя понимают: так ли это?»

- Сегодня  нам предстоит ответить на вопрос: Счастье – это когда тебя понимают: так ли это?...

Классный час "Счастье-это..."

Классный час   "Счастье - это..." Проводила в своем 10 классе. Прошел эмоционально. Понравился детям. Оставил след в их душах. Классный час сопровождался презентацией....

Газета по итогам классного часа "О дружбе" в 8 "Б" классе. Классный руководитель Жукова М.М.

Классный час "О дружбе", действительно, оказался очень полезным для ребят, они больше о друг друге узнали, стали доброжелательнее....

Классный час "Счастье есть..."

Цель: помочь разобраться в сложном философском понятии, способствать сплочению коллектива...