Турнир знатоков права
методическая разработка на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Внеклассное мероприятие для обучающихся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov_prava.docx66.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА

(внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов)

         Цель мероприятия: способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества; профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи мероприятия: 

Образовательные: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории об основах  законодательства; обучать основам юридических знаний.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения друг другу и окружающим; воспитание гражданских качеств личности, формирование патриотизма, нравственной позиции.

Развивающие: развитие умений работы в группе (команде); умение анализировать правовые ситуации; делать выводы и определять свое отношение к проблеме; развитие познавательного интереса и творчества учащихся: формирование информационно-коммуникативной культуры.

Форма: внеклассное мероприятие.

Виды деятельности учащихся:  игровая, творческая.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Используемые приемы, методы, технологии: словесный, наглядный, практический.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащимися: работа в группах (командах), использование игры, применение ИКТ, примеры жизненных ситуаций.

Условия игры: 1. Участвуют 3 команды по 5 человек.

2. У каждой команды свой стол.

3. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

4. Каждой команде необходимо подготовить эмблему, девиз и название команды.

ХОД ТУРНИРА.

Ведущий 1. Добрый день, ребята, гости, жюри. Сегодня  мы проводим правовой турнир. (слайд 1).Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.

Ведущий 2. Я – помощница Фемиды. Что вы знаете о ней? (слайд 2).

Фемида - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия. Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка.

Ведущий 1. Надеюсь, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство. Суров закон, но он закон, так говорили древние римляне.

Ведущий 2. Правовые знания нужны нам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках истории и обществознания вы изучали основы права, которые нам сегодня пригодятся.

Ведущий 1. В правовом турнире участвуют команды 9-х классов. Им было дано домашнее задание:  придумать название своей команде, представить капитана команды и подготовить визитную карточку команды (приветствуется использование видеослайдов, творческих, музыкальных, пантомимных, танцевальных постановок).

Ведущий 2. Оценивать знания команд будет компетентное жюри (представление жюри).

Ведущий 1. «Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным.

Ведущий 2. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться своими хорошими ответами, знанием обществознания, история, права, тем самым оставить как можно больше следов. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе, и своим товарищам.

Ведущий 1. Итак, встречайте наши команды (на сцену приглашаются команды турнира).

Ведущий 2. Мы начинаем первый конкурс «Визитная карточка» (это может быть презентация, видеоролик, художественный номер, пантомима. Время от 2 до 6 минут). Команда получает от 1 до 5 баллов.

Ведущий 1. Продолжаем наш турнир. И следующий конкурс «Правовые термины». Каждая команда получает карточки: на одних написаны определения, на других понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу (см. приложение 1).

Пока команды выполняют задание – музыкальная пауза (танец, песня в исполнении учащихся школы).

Ведущий 2. Следующий конкурс «Мюнхаузен». Командам нужно найти ошибки в тексте.  Время – 5-7 минут. Наибольшее количество баллов 7. Ответы на листочках. (Таблица: 1 колонка – ошибка, 2 колонка – правильный ответ).

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно правовое воздействие - назначение наказания. Виды наказания, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф, б) лишение права заниматься определенной деятельностью, в) конфискация имущества, г) пожизненное лишение свободы, д) обязательные работы, е) исправительные работы, и) арест, к) лишение свободы на определенный срок. Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а сам не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. В особою главу выделяются преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступление, в преступную группу, наказывается лишением свободы до 8 лет. Несовершеннолетний возраст, как отягчающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Ошибки

Правильные ответы

1. 16 лет

1. 14 лет

2. 20 лет

2. 18 лет

3. Одно уголовно-правовое воздействие.

3. Два уголовно-правовых воздействия:

А) назначение наказания:

Б) принудительные меры воспитательного воздействия.

4. в, г

4.а, б, д, е, и, к

5. Смертная казнь

5. Лишение свободы на срок не свыше 10 лет.

6. Специализированный детский дом

6.Специализированные воспитательные учреждения: спец. школы и спец. училище

7. Как отягчающее обстоятельство

7. Как смягчающее обстоятельство

Музыкальная пауза.

Ведущий 1. Следующий конкурс нашего турнира для капитанов «Продолжи фразу». Капитанам команд предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. Капитаны выбирают по 2 цитаты. Правильный ответ - 2 балла.

  • «Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /» (античная мудрость)
  • «Закон суров, но / это закон /!» (древнеримское изречение)
  • «Высший закон - /благо народа /» (древнеримское изречение)
  • «Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/» (Монтескье, философ)

Ведущий 2. Порядок и справедливость   право  устанавливает  путем  четкого  определения   меры  свободы людей.  Подлинная свобода  состоит в том,  чтобы  уметь правильно  пользоваться  своими  правами  и уважать права  других  людей. Все  наши  права  точно  определены  и записаны   в правовых  документах,  главным из  которых  для  всех  граждан России  является  Конституция  Российской Федерации. Знание Конституции – основного закона  нашей страны,  обязательное   условие становления гражданина  России. (слайды 3-4).

Ведущий 1. Внимание! Следующий конкурс «Мозговой штурм» - командам предлагается ответить на 10 вопросов по Конституции РФ. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 1 команде:

1. Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ).
2. Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу. (Референдум).

3. Политический режим в РФ (Демократия).

4. Законодательный орган в РФ, парламент (Федеральное собрание).

5. Ветви власти: законодательная, судебная и…(Исполнительная).

6. Судебная власть в РФ принадлежит судам: Верховный суд общей юрисдикции, Арбитражный суд и …(Конституционный).

7. Сколько глав содержит Конституция РФ (9 глав).

8. С какого возраста можно выдвигать кандидатуру на пост депутата Государственной Думы РФ (с 21 года).

9. Президент РФ избирается сроком на … (6 лет).

10. Дата принятия ныне действующей Конституции РФ (12 декабря 1993 г.)

Ведущий 2. Вопросы 2 команде:

1. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ).

2. Независимость и самостоятельность государства во внешней политике. (Суверенитет).

3. Форма территориального устройства в РФ (Федерация).

4. Федеральное собрание состоит из 2-х палат (Совет Федерации, Государственная Дума).

5. Исполнительная власть в РФ (Правительство РФ).

6. Основной закон государства (Конституция).

7. Правовая связь человека с государством (Гражданство).

8. С какого возраста можно выдвигать кандидатуру на пост президента РФ (35 лет).

9. Государственная Дума РФ избирается сроком на … (5 лет).

10. Вступительная часть Конституции РФ (Преамбула).

Музыкальная пауза.

Ведущий 1. А теперь, конкурс «Тайна записи». Следователь нашей прокуратуры  -  большой оригинал. Судите сами: вот какие записки он приколол к текущему делу. Попробуйте расшифровать их в течение 5 минут. Правильный ответ – 2 балла.

  1. БРЭЗДУБЛЭНЫЭ ПЮТЭД РЯЗГРИДЁ

(Преступление будет раскрыто)

  1. БРЭЗДЮБНЫГ ТЯВЯЛ БЁГЯСЯНЫА

(Преступник давал показания)

Музыкальная пауза.

Ведущий 2. Как видите, записи здесь зашифрованы по принципу: звонкие согласные заменены глухими и наоборот, «б» на «п». Гласные заменены подобными «а» - «я».

Ведущий 1. Продолжаем турнир и следующий конкурс «Даты». Командам предлагаются даты. Задача -  назвать  с  какими событиями связаны эти даты. Право ответа даётся команде, первой поднявшей руку. Правильный ответ – 1 балл. Внимание на слайд 5.

1215 г.  - Англия. Великая хартия вольности (ограничение власти короля, борьба со злоупотреблениями, сотрудничество правителе и подданных).
1787 г.  - Конституция США. (1791г. — Билль о правах).

1918 г.  - Конституция РСФСР.
1945 г. - создание ООН.
1948 г. - принятие членами ООН Всеобщей декларации прав человека.
1966 г. - Международный Билль о правах человека.
1989 г. - Конвенция о правах ребенка.
12 декабря 1993 г. - Конституция РФ.

Ведущий 2. А теперь конкурс «Угадай права» - команды разыгрывают между собой жребий. Итак, задание 1 команде - Ответь сказочному герою, пользуясь статьями Декларации прав человека (приложение 2). Правильный ответ – 1 балл.

Вопрос

Ответ

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята…Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:…Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.

Ведущий 1. Задание 2 команде  - Рассудить ситуацию, используя Конвенцию о правах ребенка. Правильный ответ 2 балла.

Ситуация

Разъяснение ситуации

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

15 статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ведущий 2. И вновь возвращаемся к правам человека. Предлагаем конкурс «Сказки». Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Отвечает команда, первая поднявшая руку. Правильный ответ оценивается в 1 балл. В случае неправильного ответа право высказаться предоставляется другой команде. Итак, начинаем:

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? («Красная Шапочка»). слайд 6.

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»). слайд 6.

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». («Волк и семеро козлят»). слайд 6.

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»). слайд 7.

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»). слайд 7.

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»). слайд 7.

Ведущий 1. Следующее задание - Составить синквейн по термину «конституция». Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составленное по определенным правилам. (слайд 8)

Ведущий 2. А пока команды готовятся выполнить задание, нам очень хотелось бы узнать, насколько интересен и полезен был наш сегодняшний разговор. Какие проблемы вы еще хотели бы обсудить в дальнейшем. Для этого мы просим вас заполнить анкету.

Анкета (слайд 9)

1. Понравилось ли тебе мероприятие?

2. Стал ли ты более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?

3. Много ли тебе это дало?

4. Сможешь ли ты в дальнейшем применять данные знания?

5. Какие бы еще проблемы ты хотел бы обсудить на уроках,  классных часах, внеклассных мероприятиях?

Ведущий 1. Следующий конкурс «Юридический консультант» (домашнее задание). Каждой команде необходимо было подготовить задание для других команд в виде видеовопроса по теме интеллектуально-правовой игры.

Музыкальная пауза (подведение итогов членами жюри).

Ведущий 1. Наше  мероприятие подходит к концу и я хочу закончить его  небольшой притчей: «В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.
Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…».

Ведущий 2.   И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учёба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в нашей стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее. (слайд 10).

Награждение команд.

Список использованной литературы

  1. Всеобщая Декларация о правах человека.
  2. Декларация о правах ребенка.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Конституция РФ.
  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  6. Дюрант В. Жизнь Греции. М.,1997.
  7. Никитин А.Ф. Основы государства и права. Учебник для 10-11 кл., Дрофа, 2008.
  8. Час о серьёзном. Выпуск 3. Педагогическая инициатива, 2004.
  9. Использованы интернет – ресурсы: К вопросу о защите авторских прав правообладателей: В разработке мероприятия использована притча о двух мудрецах из разработки урока обществознания для 9 класса учитель Барзенкова Н.В. по теме «Избирательное право».   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Издательский дом «Первое сентября». festival.1september.ru. и некоторые задания из разработки учителя истории Осиповой Е.А.  «Внеклассное мероприятие «Правовой турнир» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Издательский дом «Первое сентября». festival.1september.ru.

Приложение 1

Приложение 2

Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового значения его страны.

 Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

Статья12. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

Статья 15.1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 17.Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

Статья 26. 1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.

Статья 27. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Приложение 3

Конвенция о правах ребенка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

В отношении осуществления данного права  могут применяться ограничения,  в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.                     

Приложение 4

        Анкета

1. Понравилось ли тебе мероприятие?

2. Стал ли ты более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?

3. Много ли тебе это дало?

4. Сможешь ли ты в дальнейшем применять данные знания?

5. Какие бы еще проблемы ты хотел бы обсудить на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях?

Для жюри

Название конкурса

1 команда

2 команда

Примечание

1

Визитная карточка

 

 

 

2

Правовые термины

 

 

 

3

Мюнхаузен

 

 

 

4

Документ

 

 

 

5

Конкурс капитанов

 

 

 

6

Мозговой штурм

 

 

 

7

Тайна записи

 

 

 

 8

Даты

 

 

 

9

Угадай права

10

Сказки

11

Синквейн

12

Юридический консультант

ИТОГИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков права

Конкурс по праву проводится между командами учащихся и родителей...

Игра "Турнир знатоков права"

Данный материал может быть использован как внеклассное мероприятие, целью которого является закрепление знаний, полученных на уроках обществознания....

Командная игра «Турнир знатоков права»

В предлагаемой ниже игре участвуют две  команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие ...

Командная игра "Турнир знатоков права"

Целью этого учебного мероприятия является закрепление в неформальной, игровой обстановке правовых знаний, воспитание активной гражданской позиции....

Внеклассное мероприятие по обществознанию: «Турнир знатоков права» 7 класс

Сценарий турнира «Знатоки права» способствует  развитию правового образования учащихся....