Внеклассное мероприятие "Азбука воспитанности"
методическая разработка (5 класс) на тему

Пенегина Светлана Борисовна

Внеклассное мероприятие "Азбука воспитанности" для учащихся 5 классов. 

Конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vospitannosti.rar143.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука воспитанности»

Внеклассное мероприятие

для учащихся 5 классов

Составила: Пенегина Светлана Борисовна

учитель информатики

МАОУ СОШ №11

г.Березники Пермского края

2015 г.

 


Внеклассное мероприятие для 5 классов «Азбука воспитанности»

Цель:  Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Домашнее задание каждому классу участников: подготовить сценки, иллюстрирующие правила этикета в различных ситуациях. Задание выдается примерно за неделю до мероприятия.

Ход иероприятия:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь на праздник-игру «Азбука воспитанности».

Девизом нашего праздника станут слова Сервантеса:

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
                                (слайд 2)

Ученик 1: Мне кажется, что «здравствуй» -

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй» значит – будь здоров.

Ученик 2: Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора!

Ведущий: Итак скажем еще раз друг другу ЗДРАВСТВУЙТЕ!

До VI века в русском языке широко употреблялось слово «веже». «ВЕЖЕ» - от старославянского значит «знать», «ведать». Отсюда и «вежество» позднее превратившееся в «вежливость». Быть вежливым, значит знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим. «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой.

Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила этикета. А сейчас на уроках русского языка вы знакомитесь еще и с речевым этикетом.

Сегодня на нашем празднике мы еще раз вспомним правила поведения, а может быть вы узнаете для себя что-то новое о том, как надо вести себя в той или иной ситуации.

Ведущий: А сейчас небольшая разминка. Послушайте двустишия о «волшебных словах», которые вы должны будете угадать.

Растает ледяная глыба

От слова теплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: «ДОБРЫЙ ДЕНЬ».

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: «СПАСИБО».

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече: «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: «ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА».

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят: «ДО СВИДАНИЯ».

Ведущий: Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.

         Русская пословица гласит: «Встречают по одежке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Ученик 1: Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Ученик 2: Существуют различные виды этикета: деловой (служебный), дипломатический, военный, педагогический, врачебный, этикет в общественных местах. С этикетом тесно связаны правила вежливости.

На сцену выходят учащиеся 5 «б» класса.

Ученик 3:  Будьте добры иль будьте любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому.

Ученик 4: Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ученик 5: Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

Ученик 6: И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

Ученик 7: И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.

Ученик 8: И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

Ученик 9: Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил:

«Спасибо» - говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

Ведущий: А теперь, ребята, вы покажите нам какие правила поведения и этикета вы знаете.

Команды учащихся пятых классов показывают свои инсценировки (домашнее задание). После каждого выступления проходит обсуждение показанных ситуаций.

Ведущий: Давайте сейчас проверим. Как вы усвоили правила вежливости и нормы этикета. Викторина. Команде каждого класса выданы таблички с тремя буквами «А», «Б», «В». Прослушав вопрос, по команде вам необходимо поднять табличку с правильным, на ваш взгляд, ответом.

ВИКТОРИНА

1. Кого в средние века называли рыцарем? (слайд 3)

  • А) Смелых воинов
  • Б) Вежливых кавалеров
  • В) Знатных людей (графов, дворян, князей)

Ответ: А  Рыцарем в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом, а также держать свое слово, быть предупредительными и вежливыми, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого.  (слайд 4)

2. Вы не пороге дома. Почему появился обучай, когда входишь в дом, снимать шапку, шляпу? (слайд 5)

  • А) Чтобы стряхнуть с нее уличную пыль;
  • Б) Чтобы поприветствовать таким образом хозяина;
  • В) Показать уважение к тем, к кому пришел.

Ответ:  В  Этот обычай пришел к нам из рыцарской эпохи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя» (слайд 6)

3. Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить? (слайд 7)

  • А) За 10 минут
  • Б) За 1 час
  • В) За 30 минут

Ответ:  В  За 30 минут, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять свое место соответственно купленным билетам. (слайд 8)

4. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал несколько ошибок. (слайд 9)

  • А) Одну
  • Б) Две
  • В) Три

Ответ:  В   1. Мальчик не должен был кричать.  2. Нужно обратиться в вежливой форме: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать …».  3. Нужно соблюдать правила русского языка: «… который час? Или сколько времени?» (слайд 10)

5. Вас угостили стаканом компота, как вы пьете его? (слайд 11)

  • А) Выпиваете жидкость, а затем ложечкой достаете ягоды;
  • Б) Ложечкой достаете ягоды, а затем выпиваете жидкость;
  • В) Как-то по-другому.

Ответ:  А  Сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдце. (слайд 12)

6. Ты пришел по приглашению, но в доме уже много гостей: (слайд 13)

  • А) Ты за руку поздороваешься с каждым, тем самым узнаешь имена гостей;
  • Б) Только с хозяевами за руку, остальным скажешь: «Здравствуйте»;
  • В) Общее «Здравствуйте».

Ответ:  Б  Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонясь, сказать: «Здравствуйте» (слайд 14)

7. Вы за столом. Как берут хлеб? (слайд 15)

  • А) Вилкой с хлебницы;
  • Б) Руками с хлебницы;
  • В) Иной вариант

Ответ:  Б   Хлеб берут рукой с хлебницы и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки. (слайд 16)

8. Вы дарите своему другу или подруге настольную игру. Как вы преподнесете подарок? (слайд 17)

  • А) В упаковке;
  • Б) Без упаковки, чтобы было видно, что вы дарите;
  • В) Без упаковки, но перевязав лентой.

Ответ:  А   Все подарки, за исключением цветов, дарят в упаковке (слайд 18)

9. Вы сидите за столом, вам предлагают угощение: (слайд 19)

  • А) Вы не притронетесь к пище, пока не начнут есть хозяева;
  • Б) Ждете, пока не начнут есть другие гости;
  • В) Начинаете есть без уговоров.

Ответ:  В  Если вам уже предложили угощение, то не надо ждать пока начнут есть хозяева или другие гости, а также дополнительных уговоров. (слайд 20)

10. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? (слайд 21)

  • А) 11-летний;
  • Б) 8-летний;
  • В) Иное решение.

Ответ:  В  Дорогу уступит тот, кто более вежлив. (слайд 22)

11. Уже прозвенел звонок. Вы припоздали к сеансу, нужно пройти к своему месту: (слайд 23)

  • А) Вы проходите к месту спиной к сидящим зрителям;
  • Б) Извиняясь, боком к зрителям;
  • В) Лицом к сидящим зрителям.

Ответ:  В Лицом к сидящим зрителям (слайд 24)

12. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовет в зрительный зал? (слайд 25)

  • А) Выбросишь в урну;
  • Б) Съешь, чего бы это тебе не стоило, даже если опоздаешь;
  • В) незаметно пронесешь в зал и съешь.

Ответ:  А Вежливый выбросить недоеденное мороженое в урну (слайд 26)

13. Здороваясь, мы снимаем перчатки, а почему? (слайд 27)

  • А) Так теплее рукопожатие;
  • Б) Показывает уважение и что в руке нет оружия;
  • В) А снимать необязательно.

Ответ:  Б  Этот обычай пришел к нам из рыцарской эпохи. Снимая перчатки, рыцарь показывали уважение друг к другу и что в руке нет оружия. (слайд 28)

14. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (слайд 29)

  • А) Покажете гостям богатую коробку;
  • Б) Отложите в сторону, как и другие подарки, чтобы не смущать гостей;
  • В) Предложите гостям.

Ответ:  В  Полученные  в  подарок  фрукты, шоколад, конфеты, торт, предлагаются всем  (слайд 30)

15. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть: (слайд 31)

  • А) Вы, извиняясь, скажете, что у вас уже есть такая;
  • Б) Поблагодарив, возьмете;
  • В) Вернете подарок, извинившись.

Ответ:  Б   Поблагодарив, возьмете (слайд 32)

Жюри подводит итоги викторины и награждает победителей.

Ведущий: Закончить наш праздник я хочу словами Дж.Свифта «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного мероприятия "Воспитание толерантности" для 5 класса

Данная презентация является наглядным пособием для проведения внеклассного мероприятия по данной теме. Презентация содержит ряд заданий, упражнений которые помогут классным руководителям в формировани...

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)

№Тема урокаДатаМесто проведения1.Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы07.02.2014 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2.Вредн...

2.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)

2.Вредные привычки и их жертвы10.10.2015 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14185870","attribut...