Занятие с элементами тренинга. Тема: «Безвредного табака не бывает». 6 класс
классный час (6 класс) на тему

Шамсутдинова Светлана Николаевна

Занятие  с элементами тренинга. Тема: «Безвредного табака не бывает». 6 класс. Форма проведения: доклады учащихся и  беседа с элементами тренинга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezvrednog_tabaka_ne_byvaet.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                         Занятие  с элементами тренинга в  6 «б» классе

Классный руководитель Шамсутдинова С.Н.

Дата проведения: 12 января 2015 года

                                  Тема: «Безвредного табака не бывает»

Цель:  

1. Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью,                                                                                  стремления к здоровому образу жизни.

2.  Формирование отрицательного отношения к курению

3. Развитие личной ответственности за свое здоровье

Форма проведения. Доклады учащихся беседа с элементами тренинга.

Предварительная подготовка
1. Учащимся предлагается найти материал по заданной теме (статьи в периодике, информация из медицинской литературы и т. д.) и подготовить доклады.
2. Классному часу предшествует  конкурс рисунков, плакатов о вреде курения.

Ход занятия

Разминка «Дождь»

Половине участников дается инструкция – хлопать ладонями по коленям, а  другой топать ногами. Педагог стоит в центре, регулирует громкость звучания первой и второй команды левой и правой рукой соответственно: чем выше рука, тем громче звучание

Педагог:

Согласно определению Всемирной организации здоровья понятие «здоровье» - это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

На возникновение болезней влияют негативные факторы среды, в первую очередь «дурные» привычки и склонности, а именно курение, алкоголизм, наркомания.

Сегодня мы с вами поговорим о такой вредной привычке как курение.

Но для начала немного истории.

Сообщение учащегося:

Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и  сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3 – 4 тяжки, выпуская дым через ноздри» (Х.Колумб)

Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия.  Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися, к курению.

На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой.

Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. В 1634 году после очередного пожара, возникшего вследствие безответственности курильщиков, царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали, не торговали  и не употребляли». Но царь Петр I, пристрастившийся в Западной Европе к курению, специальным указом от 1697 года отменил запрет на употребление табака. С введением налога на табак и табачные изделия они стали выгодными для государства; выращивание и продажа табака сделались одной из статей государственного дохода  практически во всех странах.

Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам – мужественность. Обязательной принадлежностью телегероев и киногероев стала сигарета.

Педагог:  Что мы знаем о курении - правда, а что нет?

Игра «Да - нет»

Педагог зачитывает высказывание о курении, участники должны определить правда это или нет. Если, правда, поднять карточку «Да», а если не правда, то карточку «Нет».

Ведущий по ходу игры комментирует все высказывания, объясняя почему то или иное высказывание неправда.

Курение сигарет с низким содержание никотина не ведет к привыканию (нет)

  • Курение помогает  сосредоточиться (нет)
  • В легких курящих людей оседает до одного литра смолы (верно)
  • Курящий человек может бросить курить в любую минуту (нет)
  • Когда человек курит, то он выглядит модным и независимым (нет)
  • Некурящие люди вынуждены страдать от того, что рядом кто курит  (да)
  • курение успокаивает нервы (нет)
  • увеличивается риск рождения детей с недостатком веса у курящих матерей (да)

Педагог: О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе.

Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре. А как врачи? Разве они не боролись против курения?

Доклад учащегося.

Врачи  также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала XX века, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,5 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то – на 5,5 лет; если выкуренных 20 – 39 сигарет – на 6,2 года.

Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз – раком легких.

Нет такого органа, который не поражался бы табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков – полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных 2-3сигарет из-за резкого отравления жизненно-важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, прекращалось дыхание.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сужаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.

Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. Это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редки рыхлость десен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что происходит сужение голосовой цели, появляется осиплость голоса.

В последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним, в первую очередь, относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль.

Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их насчитывается около 1200!

В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. Посмотрим на сравнительные результаты:

Заболевания

Курящие школьники

Некурящие школьники

1. Нервные

14%

1%

2. Понижение слуха

13%

1%

3. Плохая память

12%

1%

4. Плохое физическое состояние

12%

2%

5. Плохое умственное состояние

18%

1%

6. Нечистоплотность

12%

1%

7. Плохие отметки

18%

3%

8. Замедленная реакция, сообразительность

19%

3%

Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее: «вянет кожа», быстрее сипнет голос.

За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Некурящие люди длительное время находились в одном помещении с курильщиками. При курении организм курильщика проникает 20 - 25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух, которым дышат окружающие.  Получается, что некурящие «курят». Появился специальный термин «пассивное курение».

        Игра «Пачка сигарет»

Педагог:

С этой пачкой сигарет

Проживешь ты много лет!

Внутрь скорее посмотри:

Хочешь заболеть?

Бери!

Учащимся предлагается вытянуть из импровизированной пачки сигарет сигарету. Каждый вытягивает и озвучивает надписи на «сигаретах» (желтые волосы, плохие зубы, ранее старение, дряблая кожа, инфаркт миокарда, заболевания легких и др)

Педагог:

- Предлагали  ли вам курить?

- Кто?

- Каким образом вы отказывались?

Игра «Учимся говорить нет»

Работа по обработке навыка говорить «НЕТ!»

Проблемные ситуации.

  • Старший брат просит тебя: «Возьми у отца сигарету так, чтобы он не заметил, и дай мне»

           Ты отвечаешь: (варианты ответов детей)

  • На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: «Закуривай!»

          Ты отвечаешь: (варианты ответов детей)

Педагог: Послушайте притчу о мудреце. В далёком прошлом, когда табак только начал своё распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошёл к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдёт вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдёт в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой; как собака укусит человека, если у него в руках палка? И, наконец, он не состарится, ибо умрёт в молодости».

Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье – своё и близких!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безвредного табака не бывает

Классный час "Безвредного табака не бывает"...

Безвредного табака не бывает

Цели: формирование отрицательного отношения к куренью; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.Форма проведения: лекцыя классного руководителя,доклады  учащихся,дискуссия.Под...

Классный час "Безвредного табака не бывает!"

Классный час посвящен искоренению вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде....

"Безвредного табака не бывает"

Классный час по профилактике вредных привычек у учащихся...

Внеклассное мероприятие. Тема : « Безвредного табака не бывает!»

Цели: - сформировать первоначальные знания о вреде курения; - способствовать росту самосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять пол...

Классный час по теме: «Безвредного табака не бывает».

Цель познакомиться с факторами, влияющими на здоровье; воспитание внимательного отношения к своему здоровью, формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения ...

Внеклассное мероприятие. Тема "Безвредного табака не бывает!"

Цели: - сформировать первоначальные знания о вреде курения; - способствовать росту самосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания; - формирование бе...