Устный журнал на тему: «Самый лучший город на земле»
методическая разработка на тему

Кузнецова Наталья Алексеевна

Устный журнал  «Самый лучший город на земле»   - методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно - нравственному воспитанию. В нём описываются самые значимые страницы истории города Новый Оскол Белгородской области, его прошлое и настоящее. Рекомендован как материал для проведения внеклассных мероприятий по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.rar17.73 КБ
Файл novyy_osk.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

           Новооскольская специальная общеобразовательная

                                                    школа – интернат

                           

              Устный журнал на тему:

   «Самый лучший город на земле»

                                                           

                         

                                                     Воспитатель

                                                                     

                                                                                           Кузнецова Н.А.

                                     

                                    Новый Оскол – 2015год

Цель:  обобщить и конкретизировать имеющиеся знания у детей об истории          родного города, его гербе,  природе и достопримечательностях.

Формировать чувство любви и гордости за родной город, воспитывать желание беречь родную природу, участвовать в её сохранении.

Развивать целостность восприятия, логику мышления, устную связную речь, концентрацию и объём внимания. Развивать и совершенствовать круг культурных потребностей.

Словарь: Царёв Алексеев, Стенки Изгорья, вырезуб, крепость.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, иллюстрации рыбы вырезуб, удочки с картонными рыбами,  заготовка герба, заготовки для составления герба, плакат, клей – карандаш, карточки .

                                                 Ход занятия:

1.  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, а вы меня?

- А может  покажете, какое настроение у вас? Садитесь тихонько на места. Улыбнитесь друг другу и улыбнитесь мне.

- Хорошо. Тему сегодняшнего занятия я не буду называть. Вы посмотрите на экран и попробуете назвать её сами (краткий ролик про Новый Оскол).

- Правильно, сегодня занятие мы посвятим Новому Осколу.

- Скажите, о чём бы вы хотели узнать на нашем занятии?

-  Для некоторых из вас Новый Оскол родной, кто – то познакомился с ним недавно. Буду надеяться, что когда – либо каждый из вас сможет согласиться со строчкой, что Новый Оскол – самый  лучший город на земле.

 - Проведём занятие в форме устного журнала. Поэтому,  сегодня с вами создадим журнал о нашем городе сами.

 - У меня в руках обычный журнал, скажите, что я сейчас листаю? Правильно – страницы. И у нашего журнала будут страницы.

 - Скажите, а кому вы сможете показать этот журнал?

-  Кому он может понадобиться?

 - Ну, что, пожалуй, начнём листать страницы нашего журнала.

2.    1 – я страница «В глубь веков…»

 - На этой странице речь пойдёт об истории основания нашего города.

 - Скажите, как называется то место, где человек родился и живёт?

 - Правильно – Родина.

 - Сейчас вы должны будете внимательно прочитать пословицу.

   «Родина краше сонца, дороже золота».

 - Посмотрите, в каком слове допущена ошибка? Правильно, в слове сонце пропущена буква Л. Проверочное слово?

 - Правильно – солнышко.

 - Объясните смысл пословицы.

 - Да, действительно, родная сторона будет  всегда краше солнца и дороже всех драгоценностей в мире.

 - А сейчас вы немного послушаете об истории основания Нового Оскола.

 -  Вспомните, в каком году был основан наш город?

 - Правильно, в 1647 году.

 - Заметьте, он первоначально был городом и стоился как крепость. Его строили 4 тысячи человек. Эти люди съехались со всех уголков Руси. Крепость строили из могучих дубов и сосен. Было возведено 13 деревянных башен,4 из которых с воротами.

 - Строился город для защиты земли русской от набегов кочевников, которые грабили и убивали людей, уводили пленников и продавали их в рабство в другие страны.

  - Кто скажет, как раньше  назывался наш город ?

 -  Правильно – Царёв Алексеев.

- А кто может мне сказать, почему он так назывался?

 - Он был назван в честь царя Алексея, который в то время царствовал  на Руси  и дал такое распоряжение, указание о строительстве.

 - Ребята, а где мы можем увидеть памятник царю в Новом Осколе?

 - Правильно – памятник царю Алексею, он  стоит на  центральной площади.

 - Уже позже Царёв Алексеев переименовали в Новый Оскол.

  - Для нас Новый Оскол – это Родина.

 - Давайте вспомним скороговорку и чётко  её произнесём.

Работа над правильным произношением скороговорки.

                       На Родине в роще щебечут стрижи,

                                Чечётки, щеглы и чижи.

 - Хорошо, молодцы!

 - Переходя ко второй странице нашего журнала, мне бы хотелось, чтобы вы правильно расставили слова и прочитали название этой страницы.

2 –я страница нашего журнала называется

                                «Природа Новооскольского  края»

 - Об этом можно говорить бесконечно. Я думаю, что среди вас нет таких ребят, которые не любили бы красоту родной природы. Тем более  что мы видим, как красив и разнообразен наш край.

 - Больше всего в группе природой интересуются Дорохова Дарья, Терлецкий Александр и Шуркин  Константин. Им было дано задание: провести исследование и приготовить небольшое сообщение.

 - Давайте послушаем их.

Сообщение Дороховой Дарьи: «Город расположен в лесостепи. Среди могучих лесов и степей несёт свои воды река Оскол. В районе реки растут: дуб, клён, липа, ясень, осина, берёза, дикие яблони, груши, лещина.  Также ель, сосна».

 - В сообщении Даши указана только самая малая часть растений, которые растут у нас.

 - А сейчас вам надо будет выполнить следующее задание. На доске зашифрованы названия деревьев. Необходимо поставить буквы правильно и прочитать названия.

Аниряб(рябина), лье(ель), ньеяс(ясень), шкатан(каштан),насос(сосна).Скажите – какое из этих деревьев хвойное, а какое лиственное.

 - Молодцы! Знаете, ребята, что среди этих растений у нас есть и выдающиеся старожилы. Как раз сообщение Терлецкого Александра подтвердит это.  «На территории Новооскольского района, вблизи села Слоновка, расположен заповедник «Стенки Изгорья». Уникальность его в том, что здесь сохранились и растут сосны на мелу.   Как известно, обычные сосны на мелу не растут. Их высота 25 метров. Заповедник охраняется государством».

 - Да, воистину замечательные места! Лес – сказка! Давайте зайдём в один из таких лесов и проведём физкультминутку.

                                  Вот – новооскольский лес!

                                Сколько здесь вокруг чудес!

                                  Руки подняли и покачали-

                                         Это деревья в лесу.

                              Руки согнули, кисти встряхнули –

                                          Ветер сбивает росу.

                              В стороны руки, плавно помашем –

                                       Это к нам птицы летят!

                                Как они тихо садятся – покажем,

                                      Крылья сложили назад.

                                     Наклонились и присели, -

                                      Заниматься тихо сели!

 - А теперь давайте сядем удобно  и выполним упражнение, чтобы отдохнули ваши глаза. Проследите за движением птиц вправо – влево.

 - Проследите за полётом бабочек.

 - Молодцы, можно продолжать дальше нашу работу.

 У нас осталось третье исследование, которое подготовил Шуркин Константин: «Животный мир разнообразен. Водятся: кабаны, лисы, зайцы, барсуки, ласки, хори, великое множество грызунов. Из птиц: сороки, вороны, галки, соловьи, снегири, синицы, воробьи, степные орлы, ястребы, коршуны».

 - Ребята, подскажите, а что мы должны делать для того, чтобы  наша природа  оставалась такой же разнообразной, красивой, величественной?

 - Правильно, беречь! Охранять растения, животных, птиц. Относится с ответственностью к ней.

 - Сейчас стихотворение «Ответственность» и прочитает Дорохова Дарья.

Я перед Родиной своей,

Как гражданин, за всё в ответе.

Чтоб не стреляли в  лебедей,

Чтоб здравыми рождались дети.

Чтобы весной цвели сады,

Чтоб птицы в рощах щебетали,

Чтоб были чистыми пруды,

Чтоб родники не иссякали.

Чтоб жители окрестных сёл

Грязь по дорогам не месили.

Как россиянка, я за всё

Ответственна перед Россией.

 - Вот мы и пролистали 2 – ю страницу.

 - Прочитайте, как называется 3 –я страница.

  3 -я страница называется: «Отличительный знак города».  

 - У каждой страны, у каждого города есть свой отличительный знак, на котором в виде символов изображают его отличительные особенности. Это – герб.  Есть такой герб и у нашего города. Имеет он форму щита.

 - Давайте внимательно рассмотрим его.

 - Определите на гербе, что находится в верхнем левом углу?

 - Правильно – это орёл и лев. Орёл – символ России, а лев – символ Белгородской области.

 - Какого цвета герб?

 - Что изображено в нижней части? Правильно – это рыбы.  Они символизируют Новый Оскол.

 - Как вы думаете, почему выбрали как символ именно рыбу?

 - А как называется эта рыба?

 - Правильно – Вырезуб. Давайте проговорим это слово вместе.

 - А теперь  -  поиграем. Игра будет называться «Рыбалка».  Давайте поймаем рыбку на крючок.  У нас в классе спрятаны две удочки.  Найдите их глазами. Кто нашёл – поднимите руки.

 - Тяните рыбку. (Дети тянут рыбку и читают текст на обороте)

(На обороте первой маленькой рыбки: «Вырезуб похож на карпа. Его длина достигала 70 сантиметров, а вес до 8 килограммов».)

(на обороте второй рыбки: «Вырезуб считался древней рыбой. Эта рыба водилась в реке Оскол. Но она исчезла и люди навсегда потеряли её. Виноват в этом человек, который безответственно относится к природе».)

- Ребята, скажите, кто же несёт ответственность за окружающий нас мир?

 - Конечно, все люди и мы в том числе.

 -  Герб был утверждён более чем 300 лет тому назад. А я вам предлагаю составить герб современного Нового Оскола.

 - А теперь давайте поработаем в парах. У вас на партах лежат заготовки герба.  Пофантазируйте, выберите, вырежьте и наклейте те картинки, которые вы бы предложили для современного герба нашего города.

 - Давайте посмотрим, какие гербы у вас получились.

Обсуждение.

 - Вполне достойно. Я думаю, что они могут претендовать находиться рядом с гербом Нового Оскола.

3. – Вот мы и пролистали страницы нашего журнала.

 - А теперь давайте подведём итог.

 - Вы  ответите на вопросы, но ваши ответы будут начинаться с фразы -

 - «До сегодняшнего дня я не знал, а теперь знаю,что…»

1.В каком году был основан Новый Оскол?  

«До сегодняшнего дня я не знал, а теперь знаю, что  Новый Оскол был основан в  1647 году.

2. Какое название первоначально получил Новый Оскол?

«До сегодняшнего дня я не знал, а теперь знаю, что… Новый Оскол первоначально получил название Царёв Алексеев.

3.В честь кого город получил название?

«До сегодняшнего дня я не знал, а теперь знаю,что… он был назван в честь царя Алексея.

4.Как называется заповедник  в окрестностях Нового Оскола?

«До сегодняшнего дня я не знал, а теперь знаю, что…в окрестностях Нового Оскола есть заповедник «Стенки Изгорья».

5. Какое дерево охраняется в этом заповеднике?

«До сегодняшнего дня я не знал, а теперь знаю, что… в этом заповеднике охраняется сосна.

6. Для чего первоначально строился Новый Оскол?

«До сегодняшнего дня я не знал, а теперь знаю, что…Новый Оскол первоначально строился как крепость.

 - В конце занятия я бы хотела, чтобы вы посмотрели ролик о самом лучшем городе на земле (просмотр ролика).

 - Что ж, журнал у нас получился интересным. А теперь, как издатели, давайте оставим свои комментарии.

 - Если вам понравилось сегодня присутствовать и принимать участие – ставьте зелёный смайлик, который улыбается.

 - Если вы остались чем - то недовольны – ставьте жёлтый смайлик.

 - Если же вам совсем не понравилось – ставьте красный смайлик.

 - Что же, интересный плакат о нашем городе получился. Смотрите, ведь город нам улыбается!