Устный журнал "Се, Человек". Методическая разработка по духовно нравственному воспитанию
методическая разработка (8 класс) на тему

Корнева Людмила Георгиевна

Методическая разработка посвящена жизненному и творческому подвигу удивительного художника Григория Журавлёва. Предлагаемый материал излагается в форме устного журнала, рамки которого позволяют учащимся перенестись в то время, когда жил и работал художник. Благодаря использованию ярких слайдов  компьютерной презентации, видеофильмов, элементов театрализации и продуманного музыкального оформления учащиеся погружаются в контекст излагаемого материала.  Методическая разработка входит в сборник методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, который стал победителем I Международного конкурса методических разработок "Уроки жизнелюбия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2metodicheskaya_razrabotka_ustnyy_zhurnal_se_chelovek.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«СЕ, ЧЕЛОВЕК»

Методическая разработка учителя изобразительного искусства МБУ средней школы № 18 г. Тольятти Корневой Людмилы Георгиевны

Пояснительная записка

    Предлагаемая методическая разработка посвящена  жизненному подвигу и творчеству удивительного художника Григория Журавлёва. Материал  излагается в форме Устного журнала, рамки которого позволяют учащимся перенестись в то время, когда жил и работал художник.  Благодаря использованию ярких слайдов компьютерной презентации, видеофильмов, элементов театрализации и продуманного музыкального оформления учащиеся погружаются эмоционально в контекст излагаемого сценария. Методическая разработка предназначена для учащихся 11-14 лет. В подготовке и проведения мероприятия может принять участие  один класс или параллель.  

Цель:  ориентация педагогов и школьников на духовно-нравственное  развитие человека в контексте его всестороннего развития.

Задачи:

- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни, через эмоциональное воздействие на чувства учащихся посредством литературных и музыкальных образов;
– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

- пробудить у школьников стремление к саморазвитию, самовоспитанию и   самосовершенствованию;

- формировать коммуникативные и социокультурные компетентности.

Оборудование

*Музыкальное оформление: 

  1. Детские песни, звучащие до начало мероприятия

      «Дорога добра», «Добрые слова»,  «Твори добро».

      2. Музыкальная заставка – сигнал.

      3.   Фоновая музыка на чтение стихов.

      4.  Фон для театрализованной сценки.

       5.  Фонограмма песни Светланы Копыловой «Калека».

       6.  Фонограмма колокольных звонов.

* Зрительный ряд:

- Компьютерная презентация «Се, Человек»;

- видеоклип песни Светланы Копыловой «Калека?»;

- выставка книг, журналов, альбомов о жизни и творчестве Григория Журавлёва;

- выставка репродукций икон Григория Журавлёва;

- на сцене плакаты:

«Сильных людей судьба ставит на колени для того, чтобы доказать им, что они могут подняться, а слабых она не трогает — они и так всю жизнь на коленях».

 «Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий. Людвиг ван Бетховен»;

*Техническое обеспечение:

  • музыкальная аппаратура (зависит от возможностей учреждения, проводящего мероприятие);
  • компьютер, проектор, экран.

Дополнительная подготовка:

  • подготовка ведущих и чтецов для каждой страницы журнала;
  • подготовка операторов (музыка, компьютер);
  • подготовка театрализованной сценки ко 2-й станице журнала;
  • подготовка вокальной группы (исполнение  песни Светланы Копыловой «Калека»)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  • перед началом мероприятия звучат песни:  «Дорога добра», «Добрые слова»,  «Твори добро».  (1)

Все участники рассаживаются в  кабинете, зале или другом подготовленном помещении  на заранее отведённые места.

Сигнал - музыкальная заставка-(2) 

  • В тишине зала звучат слова «В Евангелие сказано: «Невозможное человекам возможно Богу» (Мф.19,25).»
  • В помещении гаснет свет,
  • на экране появляется видеофильм на песню Светланы Копыловой «Калека».                                                                (Видеофильм) 

Свет включается, на сцену выходит учитель

Учитель: Добрый день, ребята. Сейчас мы все вместе услышали песню прекрасного автора исполнителя Светланы Копыловой  «Калека» и просмотрели замечательный видеоролик. Давайте вернёмся к самому первому кадру, на котором написано название этой песни.  Посмотрите, ребята внимательно на эту надпись.                        

* (демонстрация первого кадра)

«Калека?» написано с вопросительным знаком.  Автор, как бы сомневаясь, спрашивает у нас: «Действительно ли калека тот человек, о котором рассказывается в песне? Попытаемся вместе ответить на этот вопрос,  узнав, кому посвящается песня.  Поможет нам в этом материал Устного журнала «Се, Человек». (Слайд №1)                                                                                                                                                     

    И сейчас мы открываем  первую его страницу, которая называется «Удивительная находка».   (Слайд №2)                                                                                              

ПЕРВАЯ  СТРАНИЦА

  • Сигнал - музыкальная заставка (2).

На сцену выходят ведущие. На фоне музыки (3) звучат слова

Ведущий 1: .  1963 год.  Югославия. Югославский искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в сербском селении Пурачиц, близ Тулузы, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви обнаружил икону, которую написал утевский художник Григорий Журавлев. И всё бы ничего, но учёного удивила надпись на оборотной стороне иконы  сделанная по-русски, которая гласила:

Ведущий 2: «Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий. 2 июля 1885 года».   (Слайд № 3)                                                         

Ведущий 1: Здравко Каймакович написал о своей находке в Москву и через Государственный архив СССР получил подтверждение: иконописец – Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году – действительно был от рождения без рук и ног.   (Слайд №4)                                       

Ведущий 2: Руководитель краеведческого кружка Утевской средней школы Кузьма Емельянович Данилов, узнав об удивительной находке, начинает переписку со  Здравко Каймаковичем .

Ведущий 1: В одном из писем  Здравко Каймакович написал, что сначала  предположил, будто текст Журавлева на иконе является обманом, мистификацией. Поэтому  радость его о том, что такой феномен, каким был наш земляк Журавлев, действительно существует, была огромной.

Ведущий 2:     Здравко Каймакович пишет: «Преодолев жестокость природы, Журавлёв сумел подняться до высот художественного искусства. Он художник не потому, что творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественное произведение».    (Слайд №5)                                                                

Ведущий 1: Иконы Журавлёва и правда удивительны: и историей своего создания, и красотой, мягкостью письма, замечательным искусством и добротой, которой веет от них.                                                            

Ведущий 2: А наш современник - художник Кирилл Киселев так скажет о Журавлёве: «Многие художники имеют руки, ноги и здоровье только формально, а тратят свои возможности попусту. А Григорий Журавлев писал в классическом академическом стиле, самом сложном стиле живописи, при котором создать действительно духовный религиозный образ можно только живя жизнью, максимально приближенной к жизни святых, изображенных на иконе, и ему это удавалось».

Ведущий 1: Григорий  от Бога – святой «богомаз»,                   (на фоне музыки (3)

                       Лишь волей, талантом и жил!                                                  

                       Вот стойкости бы поучиться! Подчас

                       В душе не хватает нам сил…

Ведущий 2: Посмотрите ещё раз на икону, которая помогла воскресить в истории искусства имя нашего гениального  земляка Григория Журавлёва. Так,  благодаря удивительной находке  миру вновь явился жизненный и творческий  подвиг  художника от Бога.   (Слайд № 6)                                                                                   

  • Сигнал – музыкальная заставка (2)

Учитель:  Прозвучал сигнал, который говорит о том, что первая страница Устного журнала перевёрнута.  Из неё мы узнали, как удивительная находка в Югославии вернула миру забытое имя талантливого художника, нашего земляка Григория Николаевича Журавлёва, родившегося в селе Утёвка в 1858 году.  (Слайд №6)                               

Одна из строк песни Светланы Копыловой  «Калека?»  дала название новой  странице нашего журнала.  «Таким его уж создал Бог» - так она называется.  (Слайд №7)

                       ВТОРАЯ  СТРАНИЦА

  • Театрализованная сценка.

Звучит тихая музыка (4), слышен разговор.  На сцену выходят  герои – сродники Марии Журавлёвой.

1-я родственница:  Ну вот, всё в баньке к родам готово.  Натопили.  Воду согрели, чистые тряпки и пеленки на лавке разложили. 

2-я родственница: А не темновато там будет?

1-я родственница:  Да я, чтоб светлее было, три масленых коптилки туда отнесла. Даст Бог, Марьюшка благополучно разрешится.

3-я родственница: А повивальную бабку Авдотьюшку позвали?

1-я родственница:  Сразу же позвали. Как же тут без неё? В таких делах без неё ну никак. Почитай полдеревни на свет Божий родилось с её помощью.

3-я родственница: Ну, а если какая помощь самой Авдотьюшке. Одной то не сподручно будет.

1-я родственница: Так там и Дашка – еёная замужняя золовка.  Специально пришла помогать.

2-я родственница:  Да уж и Марьюшка наша не впервой рожает. Уж третьего ребёночка выносила. Родит. Вот только осталось немного подождать.

С криком забегает Дашка, все родственники поворачиваются к ней.

1-я родственница:  Ну что там? 

Дашка: ( всплеснула руками и заголосила)

2-я родственница:   Что, Марьюшка померла?!

Дашка:   (продолжая плакать) Да нет же!

3-я родственница:  Ну не вой ты, дура, говори толком, наконец!

Дашка:  Ребенок народился урод!

1-яродственница:  Как так урод?

Дашка:   А так, ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.

2-я родственница:  Как же это могло случиться? И девка наша Манька здоровая и крепкая как репка. Да и мужик ейный был как богатырь,  а дите получилось бракованное?

3-я родственница: Пойдёмте у отца дьякона спросим. Пусть он нам растолкует, что делать то, как тут быть?

 Звучит тихая мелодия (4), артисты уходят. На сцене появляются чтецы. 

 (Слайд №8)

                                                                                                                   

Чтец 1: Батюшка, крестивший младенца, сказал: «Никто не знает, какой промысел Божий на нём. Может он вас всех ещё кормить будет». Так всё и случилось.

Чтец 2: Явившись на свет и без рук, и без ног,                                      

              Казалось,  что  был обречен...

             Дразнили в деревне «пенек», «чурбачок»,

             Но силою духа жил он!

Чтец 3: «Обрубок» Гришатка вдруг стал рисовать -

               Такая досталась судьба!

               «Подсолнушек мой», — так звала его мать.

                Жалела всегда ребятня…

Чтец 4: Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра.. Крестный, дядя Яким, сработал для Гриши особую низкую колясочку, которую привез во двор со словами: "Для моего будущего кормильца".

Чтец 1:  И где бы братик и сестра не ходили, они везде возили с собой Гришу; который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами.

Чтец 2: Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро.

Чтец 3: А в свободное от учёбы время он рисовал, удерживая губами уголёк или кусочек мела. Старший брат, помогая ему в этом, посвятил свою жизнь развитию его способностей, а затем и реализации его художественного таланта.

Чтец 4 : По предложению барина Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей.

Чтец1:  Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники.     

Чтец 2:      В  храм  православный  он  стремился:      (Слайд №9)

Здесь  пел  на  клиросе  всегда,                                    

Перед  иконами  молился,

Рассматривая  образа…

Чтец 3:  Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков.

Чтец 4:    Летал душой, летал до звезд! (Слайд № 10)

Талантом жил… как жил – вопрос…

Не раскисал, тверда душа,

Он цену знал – жизнь хороша!

Прекрасен мир,  в цветах земля,                                         

И пенье птиц, леса, поля!

Не раскисай, живи, твори

И небеса благодари!

Чтец 1:      В жизни Гриша всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Рос он весёлым, жизнерадостным мальчиком, как огонёк светил людям.  На односельчан он не производил впечатления человека, обделённого судьбой, наоборот, отличался  необыкновенной силой духа.

Чтец 2:             Он силой духа обладал

Хотя ещё совсем был мал.

Он все невзгоды превозмог

Таким его уж создал Бог.

Чтец 3:             Не хныкал, никогда не ныл,

Всем сердцем Господа любил.

Примером стать для многих смог.

Таким его уж создал Бог.

  • Сигнал – музыкальная заставка (2)

Учитель:  Прозвучал сигнал, и вторая страница Устного журнала перевёрнута.  Как же дальше сложилась Жизнь Григория? Об этом нам расскажет новая страница, которая называется «Талантом жил».   (Слайд №11)                               

ТРЕТЬЯ  СТРАНИЦА

Чтец 1:  Вместе со старшими братом и сестрой он ходил в школу. Научился так красиво писать, что учитель показывал его тетрадь другим учащимся как образец.

              В  родной  Утёвке  обучался    (на фоне музыки (3)         (Слайд № 12)                                 

Сначала  в  школе  приходской,                                              

Характер, коим  отличался,

Имел  он  радостный, живой –

Другой  на  жребий  рассердился  б,

Однако  же  Григорий  сам

Святым  и  Господу  молился,

О  вдохновении  прося –

Чтец 3:      Со  временем  дошёл  до  князя

Слух  про  Григория  талант,

Тот  предложил  ему  в  гимназии

Учась, уменье  развивать…

Учился  наравне  со  всеми

Со  старшим  братом  и  сестрой –

В  свободное  бывал  он  время

В  иконописной  мастерской:

Чтец 4:      Первые свои уроки живописи он брал у Самарского художника Травкина.

Увидев  первые  рисунки,

Что  смог  он  в  детстве  начертать,

Иконописец  свет  науки

Григорию  стал  открывать:

Брат  доску  покрывал  олифой,

Затем  слой  грунта  наносил,

Чтобы  Григорий  тонкой  кистью

Здесь  лик  святой  изобразил –

Чтец 1:      Он  мог  работать  над  иконой

Подряд  по  нескольку  часов,

И  становилось  невозможно

Кисть  вынуть  из  его  зубов:

Чтец 2:      Когда же в селе построили большой Троицкий храм, роспись его доверили Григорию. Особенно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери давал силы на этот подвиг.

Чтец 3:      В  честь  Троицы  Живоначальной              (Слайд №13)                     

В  Утёвке  был  построен  храм –

Григорий  выразил  желанье

Раскрасить  свод  и  стены  сам:

Чтец 4:      Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдать от усталости и боли, и все-таки он сумел завершить роспись купола.

Чтец 1:      Придумал  он  приспособленье,

На  потолке  чтоб  рисовать,

Имея  всё  же  продвиженье,

Спокойно, твёрдо  чтоб  лежать.

Чтец 2:      Огромной верой и неимоверными усилиями воли он за несколько лет превратил сельский храм в шедевр русской иконописи, который прославил мастера на всю Россию.

Чтец 3:             Когда  в  Утёвке  храм  открылся –

Народ  творение  узрел,

В  тот  день  на  праздник  не  явился

Григорий – сильно  заболел:

От  длительного  напряженья –

Работы  с  кисточкой  вблизи –

Существенно  упало  зренье,

И  напрочь  стёрлись  все  резцы;

Чтец 4:      От этой работы на лопатках, крестце и затылке иконописца образовались болезненные кровоточащие язвы...

Чтец 1:             На  тело  вышедшие  язвы

Лечила  старшая  сестра

И  много  раз  его  страдальцем

Во  Имя  Бога  нарекла…

С  годами  об  иконописце,

Без  рук  творившем  образа,

Домчалась  слава  до  столицы,

Заинтересовав  царя…

   Чтец 2:        И смог тогда Григорий  в  деле         (Слайд №14)

Свою работу показать

Семьёю царь всею смотрели, –                                      

Как  мог Григорий рисовать.

    Чтец 3:         Наутро  царь  распоряженье

Отдал  для  будущих  князей,

Чтоб  получал  вознагражденье

Григорий  в  двадцать  пять  рублей;

Ему  чтоб  власти  передали

На  пользованье  жеребца,

Повозку  летнюю  и  сани,

Чтоб  выезжать  он  мог  всегда.

Чтец 4: Очень скоро весть об удивительном художнике разнеслась не только в России, но и за границей. Приезжали в Утёвку многие, чтобы заказать картину или икону Григорию.      (Слайд № 15)                                                                        

                          В  России  и  из-за  границы

Желали  у  себя  хранить                                                        

Утёвского  иконописца

Иконы, Богу  чтоб  творить

Молитвы  пред  нерукотворным –

Написанным  на  Небесах,

Прекрасным  Образом  Господним,

Для  всех  прося  о  чудесах…

Чтец 1:            Скажите, это ли не чудо

Жить радостно без рук,  без ног?

Он силы брал свои откуда?

И духом как не падать смог?

Ответ – он Господа любил!

Он верил в жизнь! Талантом Жил!

  • Сигнал – музыкальная заставка (2)

Учитель:  Вот и перевёрнута  последняя страница Устного журнала «Се, Человек». Но так не хочется прощаться.  И сейчас мы попытаемся ответить на вопрос, прозвучавший в самом начале: «Действительно ли калека тот человек, о котором мы с Вами услышали в песне и узнали из устного журнала? Почему автор видеоролика, сомневаясь, ставит вопросительный знак после слова «калека»? Ведь толкование слова калека в разных источниках  сводится к смыслу, что это человек увечный,  лишенный какой-либо части тела, как безрукий, хромой, слепой и пр. вследствие болезни, несчастного случая, или от рождения. Как правило, находящийся на иждивении семьи, родственников. И, действительно, Григорий был рождён без ру и без ног. Почему же в случае с ним возникают такие сомнения?

И мы с ребятами, готовясь к этой встрече,  нашли  ответ на этот вопрос. Он в стихотворении  Александра Малиновского, посвящённому Григорию Журавлёву и обращёнными к нам, живущим ныне.

Чтец 1:          Душу безверьем свою выжигая,

Мы в одиночку, скорбя,  выживаем.

Круговоротом забот своих мучимы,

Мы обезножили, мы обезручили.

Он же с рожденья без рук и без ног,

Крылья расправив, недуг превозмог.

Чтец 2:          Лики святых рисовал он во храме,

Кисть он держал не руками — зубами.                        (Слайд №16)

Сколько приходит теперь помолиться,

У алтаря тем святым поклониться.

И я поспешу. В осияньи икон

В Троицком храме мой низкий поклон.

  • Звучат колокольные перезвоны (6)  и демонстрируется слайд с изображением Троицкого храма села Утёвка.       (Слайд №17)                                                                                                 

Учитель: На праздник Святой Троицы мы впервые приехали в Утёвку. Ещё подъезжая к селу, нас посетило удивительное светлое чувство радости, как будто нам предстояла встреча с очень близким человеком.  И это чувство не покидало нас всю праздничную службу. Мы стояли изумлёнными в том самом храме, который был построен при участии Григория Журавлёва, с замиранием сердца вглядываясь в уцелевшие большие, полустертые фрески, от которых исходит свет нерукотворных икон. Непередаваемый уют тихой сельской церкви, располагал к светлой молитве. А после службы мы подошли поклониться к скромной могилке великого человека, которого язык так и не повернулся назвать калекой. Она на территории самого храма. Подойдя к  могиле Григория Николаевича Журавлёва, мы увидели простой Православный крест небольшую табличку с надписью:    «Се, Человек». Человек было написано с большой буквы.  «Сильных людей судьба ставит на колени для того, чтобы доказать им, что они могут подняться, а слабых она не трогает — они и так всю жизнь на коленях». Да, Это был настоящий человек, сильный, Человек с большой буквы!  К которому слова «калека»  не имеют никакого отношения. (Слайд №18)

 Звон колоколов (6) усиливается, затем микшируется, продолжая звучать лёгким фоном.

Учитель: В небе играло солнышко, шелестели листвой деревья и радостно пели птицы. На душе было светло и благостно. «Невозможное человекам возможно Богу» всплыли в памяти слова из Евангелия. Только вера даёт нам силы. Только вера помогает нам стать по-настоящему Человеком.

Чтец 3:      В зубах непокорную кисть он сжимал.

До судорог в челюсти, слез.

Писал так иконы, что всех удивлял,

Душой улетая до звезд!

И кровь выступала в разбитых губах,

Язык распухал и болел…

Но сердце стучало и радость в глазах –

Иконы писать он умел!

Чтец 4: Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно.  Возможно, судьбы многих из них будут открываться для нас со временем. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края.

Учитель:  Уже почти 100 лет нет с нами этого удивительного человека, талантливого художника, но его духовную помощь чувствуют многие. Об этом нам расскажут следующие  Устные журналы. А сейчас вас  всех, душу кого затронула история о жизни и творчестве Человека – Григория Журавлёва,  приглашаю вместе с нашим вокальным ансамблем исполнить песню, с которой начиналась наша встреча.

  • На сцене – вокальный ансамбль исполняет песню Светланы Копыловой «Калека»
  • На экране демонстрируются слова песни на фоне  слайдфильма о Григории Журавлёве.      

Чтец 1:           Господь даёт нам крест по силам,

Чтоб силу духа испытать.

И надо крест нести, как милость,

И не стонать, и не роптать.

 Кому-то груз достался малый:

Крест самый легкий у него.

А он, ссылаясь на усталость,

Не хочет делать ничего.

Чтец 2:          Кто, не познав большого горя,

Порой сдается без боев,

Пусть вспомнит он, как жил Григорий —

Иконописец Журавлёв.

 Чтец 3:         Он жизнь свою прожил без стона,

Его носили на руках.

Нерукотворные иконы

Писал художник на века.

 Чтец 4:         Писал без рук, как нам не снилось,

Как не сумеем мы с тобой.

И Божий гнев на Божью милость

Сумел сменить своей судьбой.

                        Людмила Краснова

Учитель: Большое спасибо всем, кто помогал нам в подготовке Устного журнала, всем кто принял в нём участие. Но мы не прощаемся с вами, а говорим лишь: «До свидания!» Потому что впереди нас ждут новые встречи, знакомство с новыми людьми, победившими судьбу, умеющими радоваться жизни несмотря ни на какие испытания. До новых интересных встреч на страницах наших Устных журналов!  

Используемые ресурсы:

Александр Малиновский: «Моя книга о Григории Журавлеве завершится, когда я найду еще две иконы» - http://samara.bezformata.ru/listnews/zhuravleve-zavershitsya-kogda-ya-najdu/8268346/

Григорий Журавлёв: Утёвский живописец. Энциклопедия мужества «Не инвалид. Ру» - http://neinvalid.ru/grigorij-zhuravlyov-utevskij-ikonopisec/

Журавлёв, Григорий Николаевич. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%F3%F0%E0%E2%EB%B8%E2,_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7

И это всё о нём -  http://изограф.com/?q=content/%D0%98-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D1%91-%D0%BE-%D0%BD%D1%91%D0%BC

Иконописец Григорий Журавлёв. Авторы-составители: Александр Малиновский, протоиерей Анатолий Копач. ООО «Книга», 2010.

Кисточка, послушная губам. Форум - http://art-nata.my1.ru/forum/20-110-1

Повесть о Григории Журавлёве. Православная газета «Благовестъ -http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?article=12340&heading=38

Свидетельство о чуде. Чистый интернет. LogoSlovoRru -  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3243/

Утёвский живописец Григорий Журавлёв. Россия в красках -http://ricolor.org/history/ka/ort_art/iconopis/masters/uttev/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт о человеке» Достоевского в контексте духовно-нравственного воспитания

Многие давно говорят о том , что  произведения Достоевского  сложны, непонятны  современным школьникам.А как сформировать личность ответственную за себя и за то , что происходит в...

Учебно-методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию " Святой православный храм"

На Руси всегда было много храмов , и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются храмы, и вместе с тем врачуются души людей....

Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»

Методическая разработка«Система духовно-нравственного воспитания   в учреждении дополнительного образования»...

Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»

Методическая разработка«Система духовно-нравственного воспитания   в учреждении дополнительного образования»...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Ярмарка" старший возраст

Цель мероприятия:Приобщение детей к культуре русского народа, его традициям, истокам.Задачи:- воспитывать интерес к обрядам русского народа.- знакомить с атрибутами данного праздника.- создавать настр...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию...