Программа духовно-патриотического воспитания "Патриот Кубани"
рабочая программа на тему

В 2009 г. в школе были организованы классы казачьей направленности. Стало необходимым создание программы духовно-патриотического воспитания в этих класса и в группах казачьей направленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patriot_kubani.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

духовно-патриотического

воспитания

«Патриот Кубани»

Учитель музыки и ОПК

МОУСОШ23

с. Великовечного

Белореченского района

Краснодарского края

Почетный работник образования

Российкой Федерации

Цыб  Лариса Яковлевна

2014 г.

Пояснительная записка.

В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована, как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.

Цели:

  • Воспитание интеллектуальной, творческой, духовно и физически совершенной личности.
  • создание оптимальных условий для духовного, интеллектуального, физического и нравственного развития учащихся.
  • формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.
  • практическая подготовка учащихся к безопасному поведению и жизнедеятельности в природной среде.

Задачи:

Образовательные:        

  • Изучить духовное и культурное наследие России, Кубани,  казачества на Кубани.
  • Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
  • Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случаях их наступления. 
  • Подготовить к службе в Российской Армии.

Воспитательные:

  • Воспитать преданность Родине.
  • Сформировать уважение к боевому прошлому России.
  • Воспитать основы гражданского сознания.
  • Воспитать гуманное отношение к окружающим людям.
  • Сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям.
  • Воспитать мужество, стойкость, отвагу.
  • Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
  • Обеспечение специальными знаниями.

Развивающие:

  • Формирование умений и навыков выживания в различных жизненных ситуациях.
  • Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
  • Развитие  чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Организационно – педагогические

основы обучения

  1. Настоящая программа ориентирована на учащихся в возрасте 12 -17 лет.
  2. Курс обучения рассчитан на один год обучения.
  3. Организация образовательного процесса опирается на основы учебного плана, разработанного в соответствии с курсом программ дополнительного образования, направленных на расширение знаний по истории, культуре, обычаям, укладу жизни казачества, истории Российской Армии, подготовку учащихся к службе в Российской Армии.

Предполагаемые результаты

  • воспитание у учащихся любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
  • обеспечение получения начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов.
  • формирование высокой общей культуры, нравственных и морально – психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
  • привитие чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

В результате прохождения курса учащиеся должны уметь:

  • распознавать и оценивать опасные ситуации факторов среды обитания.
  • применять основные правила и навыки защиты, позволяющие свести к минимуму возможный ущерб здоровью и жизни.
  • оказывать само- и взаимопомощь.
  • применять специальные навыки

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Духовный щит православного воина

18

18

2

История Кубанского казачьего войска

18

18

3

Огневая подготовка

18

3

15

4

Строевая подготовка

18

3

15

5

Основы обороны государства

9

9

6

Военно-прикладные виды спорта

72

72

7

Основы безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде

63

30

33

Всего часов

216

81

135

Содержание программы

1.Духовный щит православного воина.  18 часов

1) Святые покровители русских воинов.

Архистратиг Михаил.

Св. Георгий Победоносец.

Св.Андрей Первозванный.

Св.Дмитрий Солунский

Св.Борис и Глеб.

Св.Иоанн Воин.

Сергий Радонежский.

2) «За Русь Святую! За веру  Православную!»

Андрей Боголюбский .

Александр Невский.

Князь Довмонт Псковский.

Богатырь Илья Муромец Печерский.

Александр Пересвет. Андрей Ослябя.

Дмитрий Донской

Фёдор Ушаков.

Александр Суворов.

Михаил Кутузов

3)Православная церковь  в СССР и на Кубани в годы Великой Отечественной Войны.

4)Полководцы Великой Отечественной войны.

Г.К.Жуков

С.К.Тимошенко

К.Е.Ворошилов

В.И.Чуйков

В.А.Михайлович

И.С.Конев

А.И.Ерёменко

К.К.Рокоссовский

И.Х.Баграмян

Л.А.Говоров

К.А.Меренцов

Ф.И.Толбухин

Н.Ф.Ватутин.

5)Святые Воины Кавказской войны.

Евгений Родионов

Игорь Яковлев

Александр Железнов

5)Православная церковь  в СССР и на Кубани в годы Великой Отечественной Войны.

6)Молитвослов православного воина.                                                                                                           

2. История Кубанского казачьего войска – всего 18 часов, теория 18 часов.

1) Происхождение казачества.

2) Линейная служба и черноморские пластуны.

3) Возрождение Кубанского казачества.

4) Культура  и быт Кубанского казачества.

3. Огневая подготовка – всего 18 часов, теория 3 час, практика 15 часов.

1) Основы и правила стрельбы.

2) Материальная часть автомата Калашникова.

3) Работа частей и механизмов автомата Калашникова.

4) Приёмы и правила стрельбы.

5) Приёмы пулевой стрельбы.

6) Пулевая стрельба из пневматического оружия по круглой мишени.

4. Строевая подготовка – всего 18 часов, практика 18 часов.

1) Одиночные строевые приёмы и движения без оружия.

2) Отдание воинской чести без оружия, выход из строя и подход к начальнику.

3) Строи отделения.

5. Основы обороны государства – всего 9 часа, теория 9 часа.

1) Национальные интересы России.

2) Вооружённые силы РФ. Состав ВС РФ.

3) Боевые традиции ВС РФ.

4) Дни воинской славы России.

5) Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы. Героические подвиги российских воинов.

6) Государственные награды России.

6. Военно-прикладные виды спорта – всего 72 часов, практика 72 часов.

1) Полоса препятствий.

2) Метание гранаты.

4) Упражнения на перекладине.

5) Казачьи игры.

7. Основы безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде – всего 63 часов, теория30 часов, практика 33 часов.

1.Безопасность дорожного движения – всего 3 час, теория 2 час.

1) Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители.

2) Дорога и ее составные части.

3) Причины дорожно-транспортных происшествий.

4) Правила безопасного поведения пешехода на дорогах.

5) Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

6) Правила безопасного поведения на дороге во время туристских мероприятий.

2.Пожарная безопасность – всего3 час, теория 2 час.

1) Причины возникновения пожаров.

2) Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

3) Правила безопасного поведения при пожаре.

4) Природные пожары (лесные, торфяные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

5) Правила пожарной безопасности во время туристских мероприятий.

3.Обеспечение безопасности при проведении работ в условиях природной среды – всего 3 часа, теория 1 час, практика 2 часа.

1) Туристский травматизм.

2) Личное защитное снаряжение туриста.

3) Способы обеспечения страховки и самостраховки при проведении работ повышенного риска в условиях природной среды.

4.Безопасное поведение на воде – всего 6 часов, теория  часа, практика4 часов.

4.1. Безопасное поведение человека на водоемах

1) Правила безопасного поведения человека на водоемах.

2) Особенности состояния водоемов в разное время года.

3) Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду.

4) Правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

5) Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

6) Правила безопасного поведения на воде во время туристских мероприятий.

4.2. Особенности водных путешествий

1) Способы преодоления естественных препятствий с мерами обеспечения безопасности и страховки.

2) Применение спасательных средств.

3) Действия группы в аварийных ситуациях. Спасательные команды. Правила подъёма человека из воды на судно.

4.3. Техника преодоления водных препятствий. Виды переправ

1) Техника преодоления водных препятствий (река, озеро, болото).

2) Виды переправ (вброд, по бревну, навесная, по камням, «стенка» и т.д.).

3) Работа с «пострадавшим» на этапах.

5.Снаряжение туристской команды – всего 4 часа, практика 4 часа.

1) Личное и групповое снаряжение.

2) Вес, цвет, скорость высыхания мокрого снаряжения, возможность использовать отдельные предметы для решения разных проблем.

3) Упаковка рюкзака.

4) Свет для работы ночью.

5) Защита от осадков.

6) Инвентарь для приготовления пищи.

6.Бивак – всего 4 часов, практика 4 часов.

1) Требования к безопасности на биваке.

2) Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ.

3) Приёмы установки палатки в различных условиях.

4) Использование тентов.

5) Индивидуальные укрытия.

6) Разведение костра.

7) Виды костров.

7.Питание в путешествиях – всего 2 часа, практика 2 часа.

1) Гигиенические требования к приготовлению пищи.

2) Рацион, вес, скорость приготовления, упаковка.

3) Приготовление пищи на костре.

8.Автономное жизнеобеспечение человека в природе – всего 5 часов, практика 5 часов.

1) Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

2) Носимый аварийный запас.

3) Организация аварийной ночевки.

4) Разведение костра, в т. Ч. Без спичек.

5) Изготовление предметов первой необходимости (посуда, обувь, одежда, приспособления для охоты и рыбной ловли) из подручного материала.

6) Аварийные источники воды.

7) Организация питания.

8) Поисково-спасательные работы в природной среде.

9.Опасные ситуации в природных условиях – всего 1 час, практика 1 час.

1) Опасные погодные условия.

2) Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними.

3) Укусы насекомых и защита от них.

4) Клещевой энцефалит и его профилактика.

10.Ориентирование на маршруте – всего 6 часов, практика 6 часов.

1) Определение сторон горизонта по признакам местных предметов и небесным светилам.

2) Компас. Азимут.

3) Карты, применяемые в туризме. Условные обозначения на картах.

4) Движение по карте, по азимуту.

5) Определение направления ночью, в условиях ограниченной видимости.

6) Аварийное ориентирование.

11.Система связи между участниками команды – всего 4 часа, практика 4 часа.

1) Сигнализация во время передвижения.

2) Сигналы бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.

3) Работа с радиостанциями.

4) Аварийная сигнализация.

12.Прохождение естественных и технических препятствий, в т. Ч. С «пострадавшим» - всего 6 часов, практика 6 часов.

1) Верёвки, страховочные системы, каски, репшнур, карабины. Тормозные устройства, зажимы.

2) Обеспечение безопасности и технические приёмы движения в нормальных и усложнённых метеоусловиях, на подъёмах и спусках, на бродах, по болоту, в густом лесу и кустарнике, через завалы без применения специального снаряжения.

3) Узлы, применяемые в туризме, их прочность, назначение, использование.

4) Обеспечение безопасности и технические приемы движения при преодолении естественных и технических препятствий с применением специального снаряжения.

5) Наведение и снятие переправ и перил.

6) Работа с «пострадавшим» на этапах.

13.Командные игры и тренинги – всего 2 часа, практика 2 часа.

1) Упражнения и тренинги для развития умения работать в команде.

2) «Низкий» веревочный курс.

3) «Высокий» веревочный курс.

14.Экологическая культура – всего 1 час, практика 1 час.

  1. Экологические нормы природопользования, правила в походе.

15.Правила гигиены – всего 1 час, практика 1 час.

1) Общие гигиенические требования в походе.

2) Требования к одежде и обуви.

16.Первая доврачебная помощь – всего 7 часов, практика 7 часов.

1) Индивидуальный медицинский пакет.

2) Состав походной аптечки. Применение предметов аптечки по назначению.

3) Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их использование.

4) Травмы и их предупреждение.

5) Первая доврачебная помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

6) Первая доврачебная помощь при переломах.

7) Первая доврачебная помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

8) Первая доврачебная помощь при утоплении и удушении.

9) Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

10) Первая доврачебная помощь при аллергических реакциях.

17.Транспортировка «пострадавшего» - всего 3 часа, практика 3 часа.

1) Правила и способы транспортировки пострадавших.

2) Изготовление носилок из подручных материалов.

18.Наблюдения за погодой. Прогнозирование погоды. – всего 2 час, практика 2 час.

  1. Определение устойчивой погоды, её перемены.

Методическое обеспечение, программы.

Обучение и воспитание по программе «Патриот Кубани», имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности, посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды. Воспитание должно в каждом воспитаннике всесторонне развивать духовные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

Воспитатель, профессионал, педагог — духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.

Образовательный стандарт программы.

п/п

Раздел программы

Основные термины, понятия, определения

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Духовный щит православного воина.

Святое воинство.

Святые покровители воинов. Духовный щит.Святость.Сила молитвы.

Святое воинство.

Православных полководцев.

Молитвы воинов.

2

История Кубанского казачьего войска

Казак, линейная служба, заповеди казаков, заповеди пластунов, черноморцы,  линейцы.

Происхождение казачества, развитие кубанского края, культура кубанского казачества

3

Огневая подготовка

Явление выстрела, давление форсирования, предварительный период, траектория стрельбы

 Меры безопасности при обращении с оружием, основы стрельбы, материальную часть оружия, приёмы и правила стрельбы

Стрелять, разбирать и собирать оружие, наблюдать в бою и определять расстояния

4

Строевая подготовка

Строй,  фланг, фронт, развёрнутый и походный строй, интервал, дистанция, глубина строя, ширина строя, тыльная сторона строя

Сигналы и команды для управления строем, обязанности солдат перед построением и в строю

Строевые приёмы и движения без оружия

5

Основы обороны государства

Национальные интересы, угрозы безопасности, долг

Национальные интересы России, угрозы военной безопасности России, обеспечение военной безопасности

6

Военно-прикладные виды спорта

Полоса препятствий, старт, низкий старт, финиш, метание, бросок

Меры безопасности при занятиях на улице и в спортивном зале

Принимать участие в спортивных соревнованиях

7

Основы безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде

Природная среда, дорога, пожар, снаряжение, бивак, препятствия, гигиена, травмы

Системы и принципы выживания в природных условиях

Применять полученные знания в повседневной жизни

Назначение воспитателя — максимальное развитие воспитанника, раскрытие его потенциальных способностей.

Цели воспитателя:

• Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

• Создание благоприятных условий для формирования его личности.

• Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в объединении.

Основные задачи воспитателя:

• Создание коллектива в объединении, как воспитывающей среды.

• Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

• Коррекция индивидуального развития воспитанников.


Используемая литература.

1.Аллилуев А.П., Борщёв И.Л., Кадочников А.А., Ланцов А.Ф. Школа выживания: учебное пособие. МО СССР, 1990 г.

2.Аллилуев А.П., Борщёв И.Л., Кадочников А.А. Школа выживания: учебно-методическое пособие. МО СССР, 1998 г.

3.Вооружённые силы России: учебное пособие по основам военной службы. 2-е изд., перераб. Москва, 2001 г.

4.Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. За други своя, или Всё о казачестве. Международный фонд славянской писменности и культуры, Москва, 1993 г.

5.Дворкин А.Д. Пневматическое оружие. Стрельба, эксплуатация. Оборудование тира. ООО «Редакция журнала «Военные знания», Москва, 2001 г.

6.Жур Р.В. и др. Методический контроль за физической подготовкой военнослужащих, имеющих отклонения в состоянии здоровья. МО РФ, Краснодар, 2004 г.

7.Жур Р.В. и др. Физическая подготовка юношей к службе в Российской армии. МО РФ, Майкоп, 2001г.

8.Казаки/ Под ред. Б.А. Алмазова. Санкт-Петербург: «Золотой век», «Диамант», 1999 г.

9.Матвеев О.В., Фролов Б.Е. В вечное сохранение и напоминание славных имён…Кубанское казачье войско, Краснодар, 2005 г.

10.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 – х классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2001г.

11.Тактическая подготовка: учебное пособие по основам военной службы, Москва, 2002 г.

12.Физическая подготовка: учебное пособие по основам военной службы, Москва, 2002 г.

13.Православная церковь на Кубани в годы ВОВ 1941-1945 –Диалазон,2005.

14.Молитвослов православного воина.-Москва,2008.

15.Основы православной культуры. Учебно-методические материалы.  -Краснодар ,2006.

16.Крупин В.Н.      Русские Святые.-М,:ОООИзд-во РОСМЭН-Пресс,2003.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Духовно-патриотическое воспитание на примере трудовых достижений уроженцев Дубенского района

Дубенская земля богата своим историческим прошлым, событиями неразрывно связанными с историей нашей родины. Много среди наших земляков интересных, трудолюбивых людей прославивших своими делами Дубенск...

«Использование ИКТ в духовно-патриотическом воспитании учащихся»

Обобщение собственного педагогического опыта по заявленной тематике...

ПРОГРАММА выездного духовно-патриотического молодёжного лагеря по поисковой работе павших воинов и увековечиванию памяти - «Патриот».

Развивающемуся движению по патриотическому воспитанию подростковой молодёжи всё больше уделяется  внимания со стороны государства.    Направлений много и все они важны. Кадетские к...

Духовно-патриотическое воспитание на уроках истории

Материал для использования на уроках мужества...