ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УСПЕХ В ЛИНГВИСТИКЕ»
статья на тему

Артамонова Ирина Сергеевна

СТАТЬЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА  С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УСПЕХ В ЛИНГВИСТИКЕ»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-odarennye.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА  С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УСПЕХ В ЛИНГВИСТИКЕ»

Артамонова И.С.

МОУ «Ракитянская СОШ №1»,

Ракитянский район

Проблема работы с одаренными  учащимися – одна из современных задач модернизации образования, которая всегда решалась посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации.

Учебный предмет – иностранный язык, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления  и поддержки одаренных детей, так как именно на уроках иностранного языка реализуются межпредметные связи. Таким образом, программа «Успех в лингвистике» может обеспечить повторение, углубление и расширение материала по предмету, развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой на более высоком уровне.

Она предусматривает возможность создания  для способных, талантливых  детей особого образовательного пространства, реализует  иную стратегию обучения, основанную на углублении языковых знаний и речевых умений и навыков с помощью заданий повышенного уровня сложности и предания процессу обучения исследовательского, творческого характера. Таким образом, ребенку предоставляется возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Обучающемуся передается инициатива в организации своей познавательной деятельности в создании творческих и исследовательских проектов, что позволяет действительно активизировать работу детей и прекрасно их мотивирует.

Цель работы  - продемонстрировать возможности создания условий для устойчивого непрерывного развития интеллектуальных, творческих способностей детей, для развития языковой личности, в которых ученик мог бы проявить себя и  показать путь для самореализации; раскрыть возможности  развития способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

   Достижение цели реализуется через следующие задачи:

- Совершенствование  умения учащихся в видах речевой деятельности, а именно:

в области говорения – обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проводить презентации; в области письма – обучать выделять ключевую информацию, делать выписки (тезисы), кратко излагать или расширять текст;

- Обогащение социального опыта школьников;

-Помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании;

- Расширение возможностей для участия способных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

- Подбор  материала  в объеме, обеспечивающем возможность выбора речевых, лексических, грамматических средств, в зависимости от уровня обучения, интересов учащихся;

- Учет принципа дифференциации и интеграции обучения всем аспектам и видам речевой деятельности, учет родного языка и принципов коммуникативной направленности.  

В  процессе работы  иноязычного направления   «Успех в лингвистике» планируется достижение следующих результатов:

  • творческая самореализация;
  • формирование банка технологий  для выявления одаренных детей и системы работы с ними;
  • качественные показатели успешности учащихся (результаты олимпиад,  творческих конкурсов, ГИА, ЕГЭ, качество знаний);
  • создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию;
  •  расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся;
  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • повышение качества образования и воспитания школьников;
  • сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка;
  • формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, способности планировать и анализировать свою деятельность.

Работа иноязычного направления с одаренными детьми включает в себя следующие разделы:

Начинается обучение с вводного занятия, где происходит знакомство с основными планируемыми  направлениями  деятельности, проводится анкета по выявлению ожидаемых результатов работы иноязычного направления.

Первый раздел «Подготовка  к  олимпиаде»

В данном разделе преследуется цель: совершенствовать умения и навыки учащихся в выполнении различных заданий, встречающиеся в олимпиадах по английскому языку. Организуется обучение стратегиям выполнения заданий по видам речевой деятельности: чтения (с извлечением основной информации, с полным пониманием прочитанного, с извлечением конкретной информации), письма (личное письмо, эссе, описание картинки), говорения (монологическая и диалогическая речь), лексико-грамматический тренинг «Use of English», повторение видо-временных  форм глаголов группы Present, Past, Future; словообразование.

Второй раздел «Научное любопытство. От учебника к открытию»

Цель раздела: формировать у обучающихся теоретические знания  и практические навыки в выполнении научно-исследовательских работ. Данный раздел знакомит обучающихся с видами творческих исследовательских работ, алгоритмом их выполнения, содержит занятия по формированию исследовательских умений и навыков по английскому языку. Затем теоретические знания реализуются на практике: анализируются готовые научно-исследовательские работы по английскому языку различной тематики, выполняется коллективная научно-исследовательская работа по теме «Особенности образования в Британии и России». Далее школьники выбирают себе другие темы исследования по их желанию и работают над ними.

Третий раздел «Проектная деятельность»

Данный раздел преследует цель: познакомить обучающихся с проектной методикой. В результате они должны иметь  четкое представление о проектной деятельности, уметь работать над проектом и защищать его. В качестве образца для коллективного выполнения  выбрана проектная работа по теме «Здоровый образ жизни»

Четвертый  раздел «Компьютерные технологии в обучении английскому языку»

В данном разделе целью является обучение  созданию мультимедийной презентации. Обучающиеся должны знать алгоритм ее создания,  владеть практическими навыками, которые формируются с помощью компьютера.

Пятый  раздел «Ролевая игра»

Учащиеся развивают умения участия в  ролевых играх, совершенствуют навыки диалогической речи, как составляющей части полилога. Они знакомятся с методикой создания cитуаций  «реального общения», получают представление о визуальных опорах в виде речевых образцов и сюжетных картинок. Также учатся распределять роли, характеризовать образы.

Шестой  раздел «Подготовка к конкурсу чтецов английской  поэзии»

Цель: познакомить с основными содержательными критериями оценки, научить владеть произносительными навыками, сформировать представление о средствах выразительного чтения: логическом ударении, интонировании, темпе, тембре, эмоционально-экспрессивной направленности  выступления для реализации замысла автора. После изучения теории идет работа с конкретными текстами стихотворений.

Последние занятия  представлены  творческим отчетом Центра поддержки одаренных детей.

Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие в рамках системно-деятельностного подхода. Система занятий  ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В связи с этим организуются учебные занятия-презентации,  подготовки и защиты проектов,  занятия в форме круглого стола, ролевые игры, дискуссии,  занятия – исследования, основанные на теоретических знаниях, полученных в форме лекций. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности  обучающихся.

Широко применяются информационные технологии, создающие условия для самовыражения учащихся; реализуется принцип  личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся.

В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем. Поскольку одаренность человека – это многоликий феномен. Разработано много различных методов диагностики одаренности детей. Какие бы методики при этом не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки нельзя исключить. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип: «Не навреди!»

Талант - это дар божий, который надо сохранять и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.

Список литературы:

  1. Калейдоскоп методических идей Выпуск 4. По итогам работы областной  научно-практичесой конференции «Новые реалии современного иноязычного образования» (3 декабря 2011г., Белгород) / отв. за вып.О.Н. Прохорова, Н.И. Костина, И.Е.Белогорцева. - Белгород: Зебра, 2011. - 140 с.
  2. Калейдоскоп методических идей Выпуск 5. По итогам работы международной научно-практичесой конференции «Современные тенденции в обучении иностранным языкам» (24 ноября 2012г., Белгород)

 / отв. за вып.О.Н. Прохорова, Н.И. Костина, И.Е.Белогорцева. - Белгород: Зебра, 2012. - 144 с.

  1. Рождение победителя. Методические рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам по предметам гуманитарного цикла. Кабинет педагогического мастерств. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические приемы работы с одаренными детьми в рамках образовательного и воспитательного процесса»

 Первый методический этап  определен рамками урочных занятий. На этом этапе я стараюсь выявить интерес к своему предмету, используя элементы игровых технологий, нестандартных ситуаци...

Организация работы с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Согласно национальной образовательной инициативе « НАША НОВАЯ ШКОЛА» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявлени...

Анализ работы с одаренными детьми в рамках научной секции «Эрудит» за первое полугодие 2011-2012 учебный год

        Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и  осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

Организация работы с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС

В статье рассматривается проблема организации работы с одаренными детьми  в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Представлен опыт работы по программе «Одаренные дети»....

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА ТЕМП»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики  и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Инте...