Практикум по решению физических задач
элективный курс (9 класс) по теме

Леонтьева Татьяна Леонидовна

Программа элективного курса «Практикум по решению физических задач» в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_resheniyu_fizicheskih_zadach.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с.Самбург Пуровского района

Рассмотрена на МС                                «Утверждаю»

Председатель МС                                        Директор МКОУ «ШИС(П)ОО»

                                                                с. Самбург Пуровского района

___________И.А. Вовк                                ____________А.М. Муравьёва

«___»_________2012 год                                «___»____________2012 год

Программа элективного курса

«Практикум по решению физических задач»

для учащихся 9 класса

Автор: учитель физики

Леонтьева Татьяна Леонидовна

с.Самбург

2012 г.

I. Пояснительная записка

Решение физических задач – один из основных методов  обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о  конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируется практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно-технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы.

        II. Цели и задачи

  • Развитие интереса к физике, к решению физических задач;
  • Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений.

Программа элективного курса согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В первом разделе  при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, программированию вслух  решения, анализу полученного ответа. В начале раздела  используются задачи из кинематики, потом из динамики, затем задачи на применение законов сохранения импульса и энергии. Используются задачи, связанные с профессиональными интересами школьников, задачи межпредметного содержания. Особое внимание уделяется решению задач с использованием  микрокалькуляторов. При работе с задачами систематически обращается внимание на мировоззренческие и методологические обобщения:  потребности общества и постановка задач, задачи истории физики, значение математики для решения задач,  ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и т.д.

III. Требования к уровню усвоения дисциплины

После изучения курса ученики должны знать:

1. Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, амплитуда, период, частота колебаний, поперечные и продольные волны, длина волны; электрический заряд, электрическое и магнитное поля, магнитная индукция, магнитный поток; ядерная модель атома, ядерные реакции, радиоактивный распад, цепная реакция, энергия связи.

2. Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии; закон электромагнитной индукции, закон радиоактивного распада.

После изучения курса ученики должны уметь:

1. Измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, ускорение, массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, период колебаний маятника, ускорение свободного падения).

2. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях, силы упругости от деформации.

3. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при  равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД, длины волны, ускорения свободного падения по периоду колебаний маятника, силы Лоренца и силы Ампера, на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны.

4. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости,

ускорения, силы импульса тела.

5. Рассчитывать тормозной путь; силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении и колебательном движении с использованием закона сохранения механической энергии, магнитную индукцию, ЭДС индукции, магнитный поток, энергетический выход ядерной реакции.

6. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.

IV. Содержание тем учебного курса

Кинематика и динамика. (15 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: законы Ньютона, законы сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Законы сохранения  (5 ч)

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

Колебания и волны (2)

Решение задач на расчет периода и частоты колебаний. Решение задач на расчет скорости и длины волны.

Магнитное поле (3)

Решение задач на расчет магнитной индукции. Решение задач на магнитный поток и ЭДС индукции.

Физика атома и ядра (3)

Решение задач на расчет энергии связи. Решение задач на цепную реакцию.

V. Учебно-тематический план

Тема

Вид работы и контроля знаний

Механика. Кинематика (7ч)

1

Решение задач на определение координаты движущегося тела.

Практическая работа.

2

Решение задач на расчет средней скорости.

Практическая работа.

3

Решение задач на расчет ускорения.

Практическая работа.

4

Анализ графиков движения.

Практическая работа.

5

Решение задач на расчет перемещения при равноускоренном движении.

Практическая работа.

6

Решение задач на свободное падение.

Практическая работа.

7

Контрольная работа № 1

Тематический контроль

Динамика (8 ч)

8

Координатный способ решения задач по механике.

Практическая работа.

9

Решение задач на законы Ньютона.

Практическая работа.

10

Решение задач Ньютона.

Практическая работа.

11

Решение задач на движение под действием нескольких сил.

Практическая работа.

12

Решение задач на принцип относительности.

Практическая работа.

13

Решение задач на определение характеристик равновесия физических систем.

Практическая работа.

14

Решение  сюжетных задач.

Практическая работа.

15

Контрольная работа № 2

Тематический контроль

Законы сохранения (5 ч)

16

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

Практическая работа.

17

Решение задач на определение работы и мощности.

Практическая работа.

18

Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.

Практическая работа.

19

Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.

Практическая работа.

20

Контрольная работа № 3

Тематический контроль

Колебания и волны (2 ч)

21

Решение задач на расчет периода и частоты колебаний.

Практическая работа.

22

Решение задач на расчет скорости и длины волны.

Практическая работа.

Магнитное поле (3)

23

Решение задач на расчет магнитной индукции.

Практическая работа.

24

Решение задач на магнитный поток и ЭДС индукции.

Практическая работа.

25

Контрольная работа № 4

Тематический контроль

Физика атома и ядра (3)

26

Решение задач на расчет энергии связи.

Практическая работа.

27

Решение задач на цепную реакцию.

Практическая работа.

28

Контрольная работа № 5

Практическая работа.

29-33

Обобщающее повторение (5ч)

Практическая работа.

34

Итоговая контрольная работа.

Итоговый контроль знаний.

VI. Литература для учащихся

1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10 -11 кл. М.: Просвещение, 1995.

2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача ... М.: Наука, 1990.

4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001 /Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вербум-М, 2002.

5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973

6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

8. Козел С.М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.

9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985

10. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл. – М.: Просвещение, 1998г.

11. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10 - 11 классы. М.: Просвещение,2002.

12. Меледин Г.B. Физика в задачах: Экзаменационные задачи: с решениями. М: Наука, 1985.

13. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.

14. Слободецкий И. Ш, Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.

15. Слободецкий И. Ш, Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.

16. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами: и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

VII. Литература для учителя

1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1998.

3.  Игропуло В.С., Вязников Н.В. Физика: алгоритмы, задачи, решения: Пособие для всех, кто изучает и преподает физику. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2004.

4. Каменецкий С. Е., Орехов В. Л Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение,1987.

5. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.

6. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.

7. Орлов В. А., Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

8. Орлов. В. А., Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.

VIII. Методическое обеспечение курса.

  1. Учебник А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник,  Физика 9 - М.: Просвещение , 1996
  2. Марон А.Е. Физика. 9 класс: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2002
  3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М.:Просвещение, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.

 Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...

Элективный курс "Практикум решения физических задач"

Предлагаемый вашему вниманию,  элективный курс расчитан на учащихся 8-11 классов. Курс привязан  к программе и позволяет углубить и расширить знания учащихся по предмету, а также отработать ...

Рабочая программа по физике (элективного курса) для 9 классов «Практикум по решению физических задач»

Рабочая программапо физике (элективного курса) для 9 классов«Практикум по решению физических задач»учителя физикиВоробьёвой Елены Анатольевны Рабочая программа по физике (элективного курса) для 9...

Рабочая программа курса «Практикум по решению физических задач» 8 класс

laquo;Практикум по решению физических задач» 8 класс...

Рабочая программа "Практикум по решению физических задач"

Рабочая программа элективного курса для 9 класса....

Рабочая программа "Практикум по решению физических задач для 10 класса"

Рабочая программа элективного курса для класса с углубленным изучением фмзики....

ПРОГРАММА по элективному курсу «Практикум по решению физических задач»

Актуальность данного элективного курса заключается в овладение учащимися методами решения практических задач, которое подведет к осознанному  восприятию материала и как следствие успешной сдачи Е...