Проект "Демографический портрет учащихся школы"
методическая разработка (8 класс) на тему

Исследовательский групповой проект

 «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ» УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №185

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_demograficheskiy.docx20.4 КБ
Microsoft Office document icon anotatsiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский  проект

 «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ»

УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №185»

Использование технологии проектной деятельности учащихся и технологии сотрудничества.

                                                                       

Общая характеристика работы

Чем обусловлен выбор темы нашего проекта?

Наша школа – школа центрального района. В последнее время в школе учатся ребята не только живущие в микрорайоне, но и приезжие. Состав учащихся многонациональный, поэтому нам интересно узнать: кто мы? какие мы? откуда мы приехали?

Цель исследования – создать демографический портрет состава учащихся ГОУ СОШ №185, который позволит определить пути достижения взаимопонимания и взаимоуважения учащихся школы, установлению дружеских отношений.

Объектом данного исследования является состав учащихся школы №185.

Предмет исследования – некоторые демографические показатели состава учащихся ГОУ СОШ №185, а именно: численный, половой, возрастной, этнический состав учащихся школы

Гипотеза - объективное изучение численного, полового, возрастного, этнического, религиозного состава учащихся школы позволит учащимся школы больше узнать о своих товарищах для достижения взаимопонимания,  уважения и дружбы учащихся школы.

В соответствие с намеченной целью определены следующие задачи исследования:

1) провести анализ некоторых демографических показателей состава учащихся ГОУ СОШ №185;

2) составить демографический портрет состава учащихся нашей школы по основным демографическим показателям;

3) определить перспективные направления использования результатов исследования для достижения взаимопонимания и уважения учащихся школы.

Методы исследования:

  1. Аналитический – анализ некоторых демографических показателей населения г. Санкт-Петербурга  и состава учащихся ГОУ СОШ № 185 Литературный – использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы.
  2. Статистический – работа со статистическими данными, их обработка и анализ.
  3. Социологический – опрос респондентов - учащихся ГОУ СОШ №185

                        Этапы проведения исследования:

  1. Определение проблемы и постановка целей исследования – октябрь 2010 года.
  2. Разработка плана сбора информации – ноябрь 2010 года.
  3. Выбор методов исследования (анкетирование, опрос), подготовка орудий исследования (анкеты, вопросники, бланки) – ноябрь 2010 года
  4. Сбор информации – ноябрь  2010года.
  5. Анализ собранной информации – ноябрь 2010года.
  6. Представление основных результатов – декабрь 2010 года
  7. Работа состоит из пояснительной записки, компьютерной презентации, списка литературы, иллюстрирована таблицами и рисунками.

ПЛАН ПРОЕКТА

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №185»

Предварительный этап

Перед началом реализации проекта учитель проводит подготовительную работу: осмысливает основной замысел будущего проекта, цель и задачи проектной работы, примерную тематику исследований, организационные вопросы. Оформляются опросные листы, бланки, информация о проектной работе. Происходит формирование проектной группы. Определяются дни проведения интервью с секретарём школы, опроса учащихся школы.

Стартовый этап

Учитель озвучивает идею проекта, представляет информацию о состоянии демографической ситуации в стране, регионе и данных переписи населения, организует обсуждение тем будущих исследований проекта. Учащиеся высказывают свои идеи, гипотезы, записывают вопросы. Учитель мотивирует учащихся на участие в проекте. Учащиеся получают домашнее задание: найти значения слов и зафиксировать их в словаре проекта. Знакомятся с примерами индивидуальных планов работы над проектом. Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы.

Результат деятельности учащихся - словарик основных терминов, создание группового и индивидуальных маршрутов проекта.

Поисковый этап

Проблемное изложение материала учителем, беседа с учащимися на основе выполненного домашнего задания (основные понятия, вопросы), определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Учитель представляет информацию по географии населения России,  Санкт-Петербурга и демографической ситуации в регионе. Учащиеся коллективно обсуждают план деятельности. Учитель ориентирует участников проекта на определение результатов работы каждого. Учащиеся создают план работы группы, участвуют в определении целей и задач. Дидактические материалы – раздаточные листы, карточки, аннотированный список ресурсов, требования к плану работы группы, направляющие вопросы, анкеты, методические инструкции по проведению исследований. Назначаются дни проведения интервью и опроса учащихся школы.

Учащиеся изучают различные источники информации, выполняют задания, проводят опрос, берут интервью, фотографируют, обрабатывают статистические данные, выполняют творческие работы, выбирают формы представления результатов. Участники осуществляют систематизацию материала в соответствии с идеей работы. Учитель проводит индивидуальные консультации, знакомится с промежуточными отчетами.

Обобщающий этап

На этом этапе учащиеся работают над созданием презентации. Учитель представляет шаблоны буклета, презентации. Используются статистические и информационные материалы, справочники, словари. Учащиеся систематизируют подобранный материал, оформляют результаты работы в различных формах. На этом этапе осуществляется доработка отчетов о проведенных исследованиях.

Завершение проекта

Проводится конференция, на которой участники проекта представляют результаты работы. Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо вынести на обсуждение в будущих работах. Учащиеся высказывают свое мнение об участии в проекте, своих впечатлениях и открытиях. Во время подведения итогов происходит формулировка общего вывода.

Словарь проекта.

Демография - наука о закономерностях воспроизводство населения,
о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий,
миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений
[http://ru.wikipedia.org].

Демографическая ситуация - Сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности [http://elskst.narod.ru].

Численность населения - один из демографических показателей. В общем случае — число людей в определенной их совокупности (регион и т. п.). Постоянно изменяется вследствие рождений, смертей, миграции, измеряется и оценивается по состоянию на определенный момент времени [http://ru.wikipedia.org].

Половой состав населения - характеризуется количеством мужчин и количеством женщин [http://www.humanities.edu.ru].

Расовый состав населения - распределение населения по признаку расовой принадлежности с выделением малых и больших рас переходных типов и т.д. [http://www.humanities.edu.ru].

Этнос - исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языковыми и культурными признаками  [http://ru.wikipedia.org].

Этнический состав населения - касты (национальности ,которые живут на определенной территории) [http://ru.wikipedia.org].

Национальность - это принадлежность к определенной культуре и языку [http://ru.wikipedia.org].

Религия - одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность) [http://ru.wikipedia.org].

Религиозный состав населения - население, которое исповедует определённую веру [http://ru.wikipedia.org].

Миграции - (перехожу, переселяюсь). Например: Миграция населения — перемещения населения, связанные с переменой места жительства [http://ru.wikipedia.org].

Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений людей, один из главных процессов воспроизводства общества (процесс смены поколений) [http://www.humanities.edu.ru].

Перепись населения - единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных
[http://ru.wikipedia.org].

 Научный руководитель:  Бертова Римма Михайловна учитель высшей категории, стаж 24 года, учитель географии , классный руководитель 8б класса ГОУ СОШ № 185 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

                Работу выполнили  учащиеся 8 б класса: Богданова Серафима, Андрианова Анастасия,Ксенофонтова Анастасия, Тен Валерия, Тен Валерий, Терешин Макар, Оглуздина Татьяна, Пилипец Олеся, Завалишина Ксения, Котловский Михаил

Директор ГБОУ СОШ № 185

с углубленным изучением английского языка                                 Гурьянова Ю.В.



Предварительный просмотр:

Исследовательский групповой проект

 «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ» УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №185

создавался в течение 2010 уч. года учащимися 8Б класса под руководством  учителя географии Бертовой Р.М.

Выбор темы проекта был обусловлен тем, что наша школа №185  по составу учащихся многонациональная , поэтому нам интересно узнать: кто мы? какие мы?

Цель исследования – создать демографический портрет состава учащихся ГОУ СОШ №185 Центрального района , который позволит определить пути достижения взаимопонимания и взаимоуважения учащихся школы, установлению дружеских отношений.

Объектом данного исследования является состав учащихся школы №185 с углублённым изучением английского языка Центрального района.

Предмет исследования – некоторые демографические показатели состава учащихся ГОУ СОШ №185, а именно: численный, половой, возрастной, этнический состав учащихся школы

Гипотеза - объективное изучение численного, полового, возрастного, этнического, религиозного состава учащихся школы позволит учащимся школы больше узнать о своих товарищах для достижения взаимопонимания,  уважения и дружбы учащихся школы.

В соответствие с намеченной целью определены следующие задачи исследования:

1) провести анализ некоторых демографических показателей состава учащихся

2) составить демографический портрет состава учащихся нашей школы по основным демографическим показателям;

3) представить результаты исследования в виде компьютерной презентации

Методы исследования: аналитический – анализ некоторых демографических показателей состава учащихся ГОУ 185 литературный – использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы; статистический – работа со статистическими данными, их обработка и анализ; социологический – опрос респондентов - учащихся ГОУ СОШ №185.

На подготовительном этапе была определена тема проекта, поставлены цели, определены задачи исследования, составлен план работы, выбраны методы исследования и распределены обязанности, даны методические рекомендации по работе с источниками информации.

Основной этап работы – подготовлены дидактические материалы исследования: анкеты, вопросники, бланки; проведены анкетирование, опросы, анализ школьной документации.

        На заключительном этапе проведён анализ собранной информации, представлены основные результаты исследования в виде компьютерной презентации.

Вывод: проведённое исследование показало, что ученики школы №185 очень разные: у каждого своя внешность, свои черты характера, свои привычки, но, не смотря на эти различия, ученики ежедневно вступают в разные отношения в школе. Дружба - один из видов личных отношений.  Лучше узнав друг друга, учащиеся смогут относиться к своим товарищам по школе с большей откровенностью, доверием, уважением, проявлять взаимопомощь, верность. Дружба остается одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.

        Проект «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ»  УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №185» может быть использован на уроках географии в 9 классе при изучении тем «Население России», «Центральная Россия», «Население Санкт-Петербурга и области», на уроках истории, биологии,  на Дне открытых дверей школы, на презентации школы на выставках и семинарах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащегося школы

Данный материал полезен классному руководителю для создания портфолио обучающегося. ...

обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся школы"

Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способн...

Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы

Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости  детей.  Следовательно, более актуальной является задача об...

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Дополнительная      образовательная     программа     предметно-практической деятельности   учащихся   "Мир...

Матчевая встреча по волейболу между учащимися школы, выпускниками и командой школы интерната - 6.05.2023г

Матчевая встреча по волейболу между учащимися школы, выпускниками и командой школы интерната....