Занятие по программе внеурочной деятельности «РУССКИЙ ДОМ»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Капланская Дина Хононовна

Занятие раскрывает понятие о том,  какое значение для человека имеет жилище, изба, дом. Жилище  для человека во все времена было  и есть местом, где человек чувствует себя защищённым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_izba.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ№1 Г.О.КИНЕЛЬ

 САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Занятие по программе внеурочной деятельности «РУССКИЙ ДОМ»  

Занятие  проводилось

 в 5 «б» классе

Автор: Капланская Д.Х.

Учитель музыки  

                                                   

 

Сценарий

Учитель: Ребята, сегодня поговорим о том,  какое значение для человека имеет жилище, изба, дом. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Из дерева русский крестьянин рубил себе избу, возводил города и сёла, строил церкви, мастерил почти всё, что нужно ему было в быту – от сохи до ложки.

Загадка:

Стоит бычище

Проклёваны бочища,

Что это? (изба)

«Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. Большое значение придавалось времени начала работы, выбору места строительства, подготовке строительных материалов. Каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далёких предков.

Учитель: Какие деревья не годились для строительства дома и почему?

Ученики:

- Не годились скрипучие деревья, так как в них плачет душа замученного человека.

- Не годились засохшие на корню – в них нет жизненных сил, люди в доме болеть будут.

- Не годились выросшие на скрещении троп – перекрёсток считался местом скопления нечистой силы.

- Не брали для строительства липу – леший попутает.

- Не брали осину – иудино дерево(предательское).

Учитель: Брёвна вывозились и складывались на усадьбу. Строительство начиналось после 14 марта по новой луне. Как назывался этот день?

Ученик: День Евдокии Плющихи.

Учитель: Обычно сруб хозяин возводил сам.

А потом кто ему помогал?

Ученик: На дальнейшие работы собирал «помощь».

На помощь приходили родные и соседи.

Учитель: Что клали под уши первого венца с магической целью?

Ученики:

- Клочок шерсти.

- Горсть зерна.

- Ладан.

- Воск.

Учитель: Немного устал хозяин дома, родные, соседи, которые помогали ему строить и решили немного отдохнуть.

Ученик:

Идет кузнец из кузницы,

Несёт кузнец три молота

Кузнец, кузнец, ты скуй венец.

Звучит в исполнении детей Русская народная  песня «Во кузнице…».

Учитель: В старые времена при закладке дома приносили в жертву коня или быка. Конскую голову клали под красный угол дома, из души убитого животного  появлялся защитник дома.

 Учитель: Как его звали?

Ученик: Замат.

Учитель: Во времена сооружения бревенчатого сруба сажали молодое дерево (берёзку) с иконкой на нём.

Ученица: Стоит дерево зелёное, значит строительство доброе. Завяло, пожухли листья – значит творится что-то неладное.

Ученица :

Читает стихотворение С. Есенина «Берёза»

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахрамой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне

А заря лениво, обходя кругом

Обсыпает ветки новым серебром.

 Учитель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о берёзе?

Ученики:

- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

- Берёзовый венок в бане – всем господин.

- Белая берёза, да дёготь черен.

Учитель: Как в народе называли берёзу?

- Преснец.

- Вьюнок.

- Повитуха.

- Бреза.

- Повилка.

Учитель: Когда в дом приходили сваты, то если встречали с берёзовоё веткой гостей, то соглашались на замужество дочери. Если встречали с сосной, елью, дубом, то в замужестве дочери сватам отказывали.

Но сруб так и остается срубом, если его не согревает тепло очага.

Загадка:

Кто знает без чего изба не изба?

Стоит терем, а в тереме ящик,

В ящике мучка, а в мучке жучка (печка).

Учитель:

Какие пословицы вы знаете о русской печи?

Ученики:

- Стоит изба, в ней печь,  в печи зола, а золе -  жар.

- Изба без печи – не изба.

- Печь греет, печь кормит, печь свежит.

- Печь лечит, печь сушит, печь и спать положит.

Учитель:

Небольшое пространство между печью и окном отделена дощатой переборкой. Это своеобразная кухня, или бабий кут, здесь на залавке хозяйка готовила пищу. На полках расставлена посуда, на полу стоит большой чан с водой. На лавке- миска с яйцами, на стене висит связка золотистого лука. Перед печью- помело, ухват, лопата, которой сажали в печь хлеб для выпечки.

У окна поближе к свету, стоит прялка, а рядом подвешена к потолку колыбель – зыбка. Прядет женщина пряжу и покачивает время от времени зыбку, дитя не плачет.

(Исполняется русская народная песня «В низенькой светелке»), в это время дети сидят за столом и вяжут, вышивают.

Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освещенный специально магическим образом, защищенный символикой солнца и небесных сил,  дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

 Учитель:

Теперь можно и отдохнуть.

Ученики произносят потешки:

1 потешка:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно ли зашить?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

2 потешка:

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть?

- Что ж раз мать велит – надо идти.

3 потешка:

- Брат, здорово!

-Брат, здорово!

- Ты откуда?

-Из Тамбова.

-Дак он цел? А говорили – погорел!

- Да, было дело? Чуть вода не сгорела.

- Как же это было?

- Шли два господина, сошлись на плотине, взяли, закурили, спички бросили на пруд. Вода забурела, огнем загорела, выгребла до дна, осталась рыбка одна.

- Что ты… А правда ли это?

-Живут же люди неправдой, дак и нам не лопнуть.

-А с чем в город ездил?

- Ездил, брат, с овсом. Мешки то на беду завязал плохо, овес мой ссыпался да сыпался – мешок пуст оказался.

- Худо ж твое дело!

- Худо да не совсем: овес потерял – пшенички набрал.

-Хорошо ж твое дело!

- Хорошо,   да не совсем: пшеничку –то у меня в городе крали.

- Худо ж твое дело!

- Худо, да не совсем. Я воров догнал, все деньги отобрал.

- Хорошо ж твое дело!

-Хорошо, да не совсем: денег то оказалось одна копейка.

- Худо ж твое дело!

- Худо да не совсем: у кого нет рубашка, тот рад и ветошке.

-Хорошо ж твое дело!

- Хорошо,   да не совсем: пропил копейку, полез на шуботейку, били меня били, больно колотили.

- Худо ж твое дело!

- Худо да не совсем: я теперь дороже стал – ведь за битого двух не битых дают.

- Ну, тогда пойдем, тогда еще поживем.

- Поживем. Вот когда земля плодов давать не станет, тогда все вместе и умрем.

Ученик:

- Выходи честной народ,

Начинаем хоровод.

(Дети исполняют русский народный хоровод «На горе то калина»).

Учитель:

И в как старые добрые времена, ребята, уважаемые гости, непременный атрибут русского гостеприимства – это хлеб и соль. (Девочка в русском костюме  выносит  на рушнике хлеб с солью, угощает гостей).

Ученик:

Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

От всех  невзгод, от всех болезней

Российский чай всегда полезный.

Наш гость, сегодня не скучай.

Пей от души горячий чай.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности: Лепка из соленого теста «Символ года 2015»

  Конспект занятия разработан по программе внеурочной деятельности студии "Мир фантазий" для детей 5 класса. Раздел программы: лепка из соленого теста.    Цель занятия:...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности спортивного кружка в рамках ФГОС.

Главной задачей спортивного кружка является привитие обучающихся к занятиям в спортивных секциях, пропоганда здорового образа жизни....

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

Программа внеурочной деятельности. Русский язык. Русская словесность. 7-8 класс

Программа рассчитана на 30 часов. Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах. Программ...

Презентация "Речевой этикет" для занятия по программе внеурочной деятельности по русскому языку в 5-6 классах

Данная презентация предназначена для учащихся 5-6 классов для занятия во внеурочной деятельности по программе «Занимательная лексика и фразеология»....