Надпредметная программа «Социальный проект»
рабочая программа на тему

Кудаева Нариннэ Борисовна

 

Название работы: надпредметная программа «Социальный проект»

 

Предметная область: внеурочная деятельность

 

Участники: 1- 11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudaevva_kudaevanb.doc.docx112.44 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. авторов (должность): 

Кудаева Нариннэ Борисовна (директор, учитель английского языка)

Кудаев Валерий Анатольевич (учитель обществознания, физики)

Место работы: ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавира Краснодарского края

Название работы: надпредметная программа «Социальный проект»

Предметная область: внеурочная деятельность

Участники: 1- 11 классы

Цели и задачи:

  • повышение уровня социализации учащихся;
  • привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам города, края, страны и мира;
  • вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем.

Задачи:

  1. развитие творческого потенциала школьников;
  2. воспитание эмпатии к окружающим;
  3. изучение теории и практики реализации социальной программы;
  4. привлечение внимания общества к проблемам семьи, детей, а так же людей старшего поколения;
  5. поддержка социально-творческой активности детей и подростков для реализации их интересов, потребностей в самосовершенствовании и саморазвитии.

Аннотация: надпредметная программа «Социальный проект» разработана как программа достижения метапредметных результатов, способствует формированию ключевых компетенций и является одним из перспективных направлений инновационной деятельности школы.

НАДПРЕДМЕТНАЯ ПРОГРАММА

«Социальный проект»

  1. Пояснительная записка

Надпредметная программа «Социальный проект» разработана как программа достижения метапредметных результатов, способствует формированию ключевых компетенций и является одним из перспективных направлений инновационной деятельности школы.

Данная программа рассчитана на все ступени обучения.

Основные цели данной программы: 

  • повышение уровня социализации учащихся;
  • привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам города, края, страны и мира;
  • вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем;
  • выявление и поддержка инициатив и проектов, направленных на укрепление и поддержание семьи и детей, формирование достойных жизненных условий для людей пожилого возраста, участников войн, людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в полноценную жизнь;
  • формирование активной гражданской позиции школьников;
  • разработка новых нестандартных форм решения проблем, ориентированных на активное участие детей;
  • привлечение к социальной работе общественности, включая и школьную (родительских комитетов, совета Учащихся, общественных объединений и организаций и т.д.).

Задачи:

  1. развитие творческого потенциала школьников;
  2. воспитание эмпатии к окружающим;
  3. развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и анализ информации, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов);
  4. развитие лидерских и коммуникативных умений школьников;
  5. изучение теории и практики реализации социальной программы: написание и реализация социального проекта, файндрайзинг, взаимодействие и сотрудничество с социальными фондами и организациями;
  6. привлечение внимания общества к проблемам семьи, детей, а так же людей старшего поколения;
  7. сохранение и укрепление семьи школьников, развитие взаимопонимания между детьми и родителями, вовлечение их в совместную деятельность по реализации проекта;
  8. поиск наиболее эффективных путей совершенствования содержания общественно-полезной деятельности школьников, способствующих социально-творческому развитию личности ребенка;
  9. инициация создания новых, отвечающих запросам и интересам детей форм работы по воспитанию;
  10. поддержка социально-творческой активности детей и подростков для реализации их интересов, потребностей в самосовершенствовании и саморазвитии;
  11. помощь в реабилитации людей любого возраста посредством осуществления культурно-досуговой деятельности, средствами физической культуры, спорта и туризма.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

  1. Изучение притчи о «Милосердном самаритянине» (Приложение 1).
  2. Изучение понятия «социальный проект».
  3. Разработка собственного социального проекта каждым классом.

Практический

  1. Представление собственного проекта перед всей школой (октябрь, апрель).
  2. Реализация проекта.
  3. Освещение результатов проекта в СМИ на различных уровнях (школьная газета, школьный сайт, всероссийские сайты, местная газета «Армавирский собеседник»)
  4. Разработка механизма мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся в ЧОУ-СОШ «Новый путь».

Обобщающий

  1. Разработаны «Критерии оценивания ключевых компетенций учащихся».
  2. Разработаны «Критерии оценивания презентации проекта», «Критерии оценивания бюллетеня и брошюры», «Критерии оценивания мультимедийной презентации».
  3. Разработан пакет методических рекомендаций по организации работы над проектом для учителей и учащихся.
  4. Освоена технология работы и оценивания проекта.
  5. Анализ проекта и планы на будущее (май).
  6. Систематизация опыта осуществления социальных проектов.

Внедренческий

  1. Обобщение и распространение опыта работы по организации социальных проектов.
  2. Проведение педагогического совета по вопросу эффективности внедрения апробированной системы проектной деятельности.

Занятия по программе носят интерактивный, тренинговый формат и имеют практическую направленность.

  1. Основное содержание программы

Программа «Социальный проект» рассчитана на 17 часов.

Основные темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. История о милосердном самарянине из Евангелия от Луки.

1 час

2

Социальный проект и социальная программа.

1 час

3

Особенности реализации социального проекта/программы.

1 час

4

Прогнозирование в социальной сфере.

1 час

5

Задачи и планирование проекта/программы.

1 час

6

Методы коллективной работы.

1 час

7

Особенности файндрайзинга в социальной сфере.

1 час

8

Фандрайзинговые мероприятия.

3 часа

9

Практическая реализация социального проекта.

2 часа

10

Процесс составления отчетности.

3 часа

11

Оценка эффективности проекта/программы.

1 час

12

Презентация проекта и отчетности.

1 час

Основные направления реализации социальных проектов

1. Изменение качества общей жизни города (благоустройство, социальное партнерство);

2.Организация сообществ (клубов по интересам);

3.Здоровый образ жизни (противостояние вредным привычкам, повышение уровня безопасности жизнедеятельности, привлечение средств массовой информации);

4.Поддержка детей с проблемами (дети-сироты, с проблемами развития, находящиеся в трудной жизненной ситуации, жертвы социальных и экологических катастроф, жестокого обращения в семье м т.д.);

5. Социальная помощь ветеранам и пожилым людям, пропаганда традиционных семейных ценностей и связей.

Ход реализации программы

  1. Водное занятие. Знакомство с программой, постановка целей и задач.
  2. Определение форм социального проекта.
  3. Изучение тематики курса.
  4. Презентация социального проекта.
  5. Реализация проекта.
  6. Отчет о реализации проекта.
  7. Подведение итогов курса и планирование социальных проектов в будущем.

Занятия по программе «Социальный проект» организуются на общешкольных открытиях, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Формы подведения итогов

Участники проекта представляют фото или видеоотчет, публикации в СМИ и анализ проведенных мероприятий по реализации проектов в виде презентации или буклета\брошюры: чему научились, что умеют, что вызвало затруднения, что исправили бы в будущем. (См. Приложения 1,2,3).

Основные требования к проекту

1. Целостность – общий замысел проекта ясен и очевиден. Каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

2. Последовательность и связность – части проекта представляют собой логическую цепочку. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

3. Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы являются следствием осмысления социальной ситуации и оценки возможностей ее улучшения.

4. Компетентность исполнителей – обладание достаточным уровнем знаний, умений, навыков для самостоятельного рассуждения, принятия решений, проявления инициативы.

5. Ограниченность – проект ограничен по целям и задачам, результатам, во времени.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.

Требования к оформлению проекта

  1. Каждый проект должен быть оформлен с соблюдением правил и норм русского языка и презентован в виде портфолио (проектной папки) проекта.
  2. Проект имеет титульный лист, оглавление, основную часть, список литературы, приложения.
  3. Титульный лист содержит название проекта, данные об авторах - исполнителях, принадлежность учреждению, год и место составления.
  4. Оглавление включает название разделов, нумерацию страниц.
  5. Основная часть включает три раздела: описание подготовки проекта, описание реализации проекта, распределение ролей, описание итогов работы над проектом (см. Приложение 6).
  6. Результаты проекта включают в себя:
  • анализ проекта: чему научились в ходе проекта, каких целей достигли, как проект изменил самих участников проекта;
  • краткое описание проблем, с которыми столкнулись участники проекта;
  • планы на следующий год.
  1. В списке литературы указывается автор, название книги, издательство, место и год издания.
  2. Приложения могут включать поясняющую или дополнительную информацию: результаты социологических опросов, анкет, отзывы, финансовые бланки, материалы презентации, информацию по теме проекта (ксерокопии, материалы сайтов, эскизы, наброски, записи идей и т.д.)
  3. Проект содержит не более 10 страниц печатного текста“Times New Roman” № 12.

Критерии для оценивания проекта:

  1. Актуальность и значимость темы.
  2. Степень вовлеченности всех участников проекта.
  3. Качество оформления портфолио проекта.
  4. Полнота и глубина анализа результатов проекта.
  5. Использование средств наглядности и технических средств.
  6. Степень освещенности результатов проекта ил работы над ним (благодарственные письма, публикации в СМИ на различных уровнях).

Рекомендуемая шкала для оценивания:

0 баллов – признак отсутствует;

1 балл – признак проявляется частично, слабо;

2 балла – признак проявляется на достаточном уровне;

3 балла – признак проявляется ярко, на высоком уровне.

При оценке проектной работы учитывается самооценка учащихся.

Представление и защита проекта

  1. Представление проекта – 1 этап (октябрь)
  2. Защита проекта – 2 этап (март)
  3. Анализ проекта и планы на будущее – 3 этап (май)

Приложение 1 «Разбор притчи «Милосердны самарянин»».

Приложение 2 «Критерии оценивания презентации проекта».

Приложение 3 «Критерии оценивания буклета, бюллетеня».

Приложение 4 «Критерии оценивания мультимедийной презентации проекта».

Приложение 5 «Советы учителю – руководителю проекта».

Приложение 6 «Динамика формирования ключевых компетенций».

Приложение 7 «Шаги по организации социального проекта для школьников».

Приложение 8 «Основные понятия социального проектирования».

Приложение 9 «Примеры социальных проектов школьников ЧОУ-СОШ «Новый путь» г.Армавира, Краснодарского края, Россия в 2010-2011 учебному году»

  1. Список литературы и Интернет-ресурсов
  1. Акуленко Н.В., Ландик Е.Ю., « Положение для проведения “Фестиваля социальных проектов”», http://festival.1september.ru/articles/503167/
  2. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Учебник. - М.: ИКФ "ЭКМОС", 2006. - 480с.
  3. Евсеев В.А., Жукова И.С., Семенов Я.В., Чувиляев П.А. Оценка влияния социальных программ на имидж компании. [Электрон. ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http://www.advertology.ru/article39982.html
  4. Иванова Е.А., Черныш М.Ф., Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004. - 72с.
  5. Каптерев А. Смысл и выгоды социальной ответственности. // Золотое сердце. [Электрон. ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://www.goldenheart.ru/art_15. shtml
  6. Коновалова Л.Н., М.И. Корсаков, В.Н. Якимец. Управление социальными программами компании. / Под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003. - 152 с.
  7. Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2000. - 528с.
  8. Социальные технологии. Толковый словарь. - Москва-Белгород, 1995. - 309с.
  9. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями. Уч-к для вузов. - Спб.: Питер, 2004. - 315с.
  10. Луков В.А., Миневич Я.В., « Социализация студентов и социальное проектирование», М., Издательство Московского гуманитарного университета, 2006г.
  11. Соловьев А.Ю. « Методические материалы по социальному проектированию школьников для подготовки к конкурсу “Если бы я был главой управы”»,http://www.soudo.ru/om…
  12. WEB – справочник для педагогов и старшеклассников «Как разработать социальный проект», http://zelenogorsk.ru/project/2strukr.html

  1. Приложения

Приложение 1

Притча о Самарянине

Евангелие от Луки 10:25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? Как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Итак, давайте разберёмся с этой историей.

Во-первых, давайте обратим внимание, к Иисусу подошел учитель закона, тот, кто хорошо знал законы Бога, он знал наизусть Писание, и вдруг он задаёт вопрос: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус спрашивает его, а что написано в священном Писании: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

[Иисус] сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

А кто вам ближний, задали мы вопрос нашим ребятам: школьные друзья, или девочка из другого класса, старик, который живет по соседству.

Из Иерусалима в Иерихон шел человек. Это был очень опасный путь, обычно все шли наоборот из Иерихона в Иерусалим, там был храм, там были все новости, туда съезжались знаменитости, там давали лучшее образование и так далее, а в Иерихон вела очень опасная дорога, на которой исторически всегда грабили бандиты. Итак, наш герой выбрал не самый лучший путь в жизни, но больше мы ничего о нем не знаем.

Знаем только, что он попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Есть люди вокруг нас подобные этому человеку. Они может, выглядят, как мы, но в душе ограблены и избиты до полусмерти. Ограблены – т.е. лишены родителей, живут в детдомах, избиты – в физическом или в душевном смысле, депрессия, смертельные неизлечимые болезни и т.д.

То есть первое, что мы видим в этой истории: БОЛЬ от неправильного выбора

Итак, наш герой на дороге почти умирает и вдруг. Вдруг по дороге едет на своём коне или верблюде (тогда священники считались высшим классом, т.е. он не мог идти из города в город пешком, священник увидел его. И что он увидел: одежды на избитом нет, может он не из богатого рода, по лицу вижу не мой родственник или друг, а по закону, если я священник коснусь вдруг какого-нибудь мертвеца, я буду нечист 7 дней. Он не стал рисковать своей репутацией, иначе над ним все будут насмехаться, смотреть на него свысока, и поэтому он проскакал мимо.

А вы боитесь, спросили мы ребят, если над вами начнут насмехаться, если ты окажешь добро однокласснику, над которым все потешаются, или поможешь бездомному и так далее.

Итак, что же было дальше в нашей истории? «Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Само слово «также» подразумевает, что левит последовал примеру священника, ведь он видел впереди себя священника, дороги в то время строились так, что можно было видеть, все что происходит. Левиты были ниже по своему положению, чем священники, они помогали священникам в храме, они могли прикасаться к мертвым, на них не распространялись правила священников, более того, священник написано увидел и прошел мимо, а левит, написано «подошел и посмотрел». Он, наверняка, подумал, а вдруг это ловушка, один прикинулся мертвым, я подойду, а они и на меня нападут, т.е. он разглядел, понял, что человек умирает, ему нужна помощь, но он подумал, ну если священник проехал, то почему я должен останавливаться и помогать этому несчастному. Даже, если у него не было транспорта отвезти больного, обычаи и традиции предполагали, что он должен был оказать первую помощь и ждать пока кто-то не проедет мимо.

Но давайте не будем осуждать этих людей, сколько раз мы сами видели людей, нуждающихся в помощи, и проходили мимо.

Второе, что мы видим в этой истории: ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, равнодушие людей вокруг

Итак, кто же был следующий, правильно - самарянин. Вы знаете, для тех, кто слушали историю Иисуса – это было шоком, первый оказался плохим, второй тоже, ну третий будет назван герой, они думали, ну, наверное, обычный простой еврей, а Иисус вдруг называет самарянина. Евреи и самаряне так сильно ненавидели друг друга, что просто нельзя представить, каждый день в синагогах проклинали самарян и желали им смерти. Если бы Иисус мог бы рассказать историю, как благородный еврей помог ненавистному самарянину, даже она была бы шокирующей, но придумать историю, в которой самарянин помогает еврею в беде, это было уже слишком для их понимания.

Итак, самарянин проходил мимо и увидел ту же картину, что и священник с левитом.

Он шел своей дорогой и вдруг написано «сжалился», слово, которое стоит в Библии буквально означает «проявил сострадание». Очень сильное слово, означающее «взять за живое». Он подошел, и если священник и левит посмотрели и ушли, то самарянин посмотрел и начал действовать. Он не сказал себе: «А зачем мне это надо, что я хуже всех, и т.д. сами евреи его оставили, а я самарянин, должен его спасать». Более того, он знал, что если его народ узнает, что он помог еврею, они не станут с ним разговаривать после этого, или ещё хуже побьют камнями.

Несмотря на все эти страхи и сомнения он начал действовать.

Что же он делает?

  1. «Он, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино»;

Это означало, что он испачкался. Иисус хочет, чтобы мы не боялись грязной работы.

  1. «и, посадив его на своего осла», то есть сам он пошел пешком, значит, он пожертвовал своим комфортом.

  1. «привез его в гостиницу» – то есть он отклонился от своего маршрута, оставил свои дела, ведь он наверняка, не планировал приехать в гостиницу, но он беспокоился о ближнем.

  1. «и позаботился о нем». Библия говорит, что он уехал только на другой день, значит этот день и ночь он остался, чтобы убедиться, что с раненым всё в порядке. То есть он потратил своё время, чтобы помочь другому.

  1. «а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы». Динарии – это были серебряные монеты, которые на тот момент означали плату за два месяца в гостинице. Он не пожалел своих денег, помогая ближнему.

  1. «и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Наш герой не остановился на этом, он решил завершить то, что начал. Он был готов ещё нести расходы, если это необходимо.

Третье, что мы видим в этой истории: СОСТРАДАНИЕ В ДЕЙСТВИИ

ИТАК, ИСТОРИЯ ЗАВЕРШИЛАСЬ ТЕМ, ЧЕМ НАЧАЛАСЬ

Преступники ограбили, бросили умирать и убежали.

Самарянин заплатил за него, остался с ним, позаботился о нем, обещал вернуться.

Но это не конец нашей истории. Вы помните, почему Иисус её рассказал:

Кто же мой ближний?

Иисус спросил: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

На самом деле вопрос должен быть, не кто мой ближний, а кому я должен стать ближним? Всем тем, кто имеет нужду, даже своим врагам.

Принципы социальных проектов мы берем из Библии из «Притчи и милосердном самарянине»:                 Увидел нужду                Проявил заботу                Оказал помощь

Критерии оценивания презентации проекта                        Приложение 2

Содержание работы

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

3 балла

2 балла

1 балл

0 балла

1.

Оценка содержания работы

1.1.

Соответствие содержания теме проекта

1.2.

Проиллюстрирована возможность практического применения проекта.

1.3.

Презентация содержит выражение отношения учащихся к проекту.

1.4.

Презентация логически выстроена, её части взаимосвязаны.

2.

Оформление и стиль работы

2.1.

Работа содержит достаточное количество различных форм представления материала (графики, таблицы, диаграммы, схемы, фото и рисунки), их использование уместно и помогает восприятию презентации.

2.2.

Используемая лексика соответствует нормам языка, возрастным особенностям учащихся, особенностям темы и аудитории.

2.3.

В презентации отражены ссылки на использованные источники информации, имена участников проекта и людей, оказавших помощь в осуществлении и поддержке проекта.

3.

Реализация проекта

3.1.

Количество привлеченных гостей.

3.2.

Количество привлеченных партнеров -благотворителей (и/или сумма привлеченных средств на реализацию проекта).

3.3.

Наличие информационных партнеров (печатные, электронные СМИ, Интернет-порталы) и отражение ими событий проекта. 

Всего баллов

     Перевод результатов в четырёхбальную шкалу оценивания:

  • «отлично» — 21-17 баллов;
  • «хорошо» — 16-14 баллов;
  • «удовлетворительно» — 13- 7 балл;
  • «неудовлетворительно» — менее 7 баллов.

Критерии оценивания буклета, бюллетеня                Приложение 3

Оценка

Дизайн

Содержание

«отлично»

Работа выполнена творчески. В ней использованы три или более качественно выполненных графических изображения

• Используется фактическая информация.

• Идеи полностью описаны и раскрыты.

• Работа включает в себя три или более умозаключения, полученные в результате осуществления проекта.

«хорошо»

Работа выполнена творчески. В ней использованы два качественно выполненных графических изображения

• Используется фактическая информация.

• Идеи описаны достаточно подробно.

• Работа включает в себя не менее трех умозаключений, полученных в результате осуществления проекта.

«удовлетворительно»

Работа включает в себя хотя бы один графический объект

• Информация по большей части фактическая.

• Идеи описаны не полностью.

• Недостаточно представлен анализ осуществленного проекта .

«неудовлетворительно»

Графические объекты отсутствуют или выполнены некачественно

• Информация не носит фактического характера.

• Идеи описаны фрагментарно.

• Умозаключения есть, но они не относятся к тематике проекта.

Критерии оценивания мультимедийной презентации                    Приложение 4

Название проекта _________________ Класс__________

Руководитель группы ______________ Дата____________

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов

Самооценка группы

Оценка других групп

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

Слайды презентации (минимальное количество — 10 слайдов)

5

Библиография

5

Цель и задачи проекта

10

Использование эффектов анимации

10

Вставка диаграмм или таблиц, использование графиков, рисунков или фотографий

10

Практическая часть проекта

20

Выводы, основанные на данных проекта

10

Текст написан грамотно, идеи изложены ясно

10

Слайды представлены в логической последовательности

10

Красочность в оформлении презентации

5

Итоговая оценка

100

Результаты оценивания:

• «отличная работа» — 100-90 баллов;

• «хорошая работа» — 89-65 баллов;

• «удовлетворительная работа» — 64-50 баллов;

• «презентация нуждается в доработке» — 49-30 баллов;

• «слабая работа» — ниже 30 баллов.

Советы учителю — руководителю проекта                           Приложение 5

1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для учащихся.

2. Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности.

3. Обратите внимание на то, чтобы решение проблемы предполагало различные виды деятельности.

4. Не представляйте  учащимся своё видение проекта.

5. Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте их.

6. Пытайтесь вовлечь и других людей (сотрудников школы, родителей, представителей общественности) в работу над проектом.

7. Помогите учащимся определить свои роли в ходе осуществления проекта. Не допускайте состязания между членами группы. В процессе осуществления проекта обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте учеников в дифференцированные подгруппы для выполнения различных заданий.

7. Комментируйте и оценивайте работу каждого ученика.

8. Помните, главное - не проект, который вы осуществляете, а личность, которую вы формируете. Не проект формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с осуществлением проекта.

9. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

10. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами деятельности, учите иx учиться.

11. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения и воспитания.

12. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

13. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

14. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

15. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их проекта.

16. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

17. Учите учеников анализировать свою деятельность, будьте рядом и корректируйте их работу по мере необходимости. Помните, ошибки лучше предотвращать, чем исправлять.

18. Организовывая деятельность учащихся по реализации проекта, сосредотачивайтесь на формировании и оценке ключевых компетенций у учащихся (см.Приложение 5).

19. Изучите технологию социального проектирования. (см.Приложение 7).

Приложение 6

Динамика формирования ключевых компетенций в ходе проектной деятельности                               

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Ключевые компетенции

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Личностная:

• уметь ставить цель и организовывать ее достижение;

•  развивать индивидуальные способности и таланты;

•  знать свои сильные и слабые стороны;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию своей деятельности;

• задавать вопросы по поводу наблюдаемых фактов, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание изучаемой проблемы;

• ставить задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты деятельности, формулировать выводы;

• представлять результаты своей работы с использованием информационных средств.

1. Понимать и принимать цель и задачи деятельности.

2. Уметь планировать свою и совместную деятельность.

3. Иметь общее представление о результате деятельности.

4. Уметь оценивать результат и процесс деятельности самостоятельно и совместно с другими.

1. Совместно с педагогом ставить цели и задачи деятельности.

2. Уметь проводить текущий контроль реализации плана деятельности.

3. Уметь предполагать последствия достижения результатов.

4. Уметь вести наблюдение, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать.

5. Анализировать результаты и процесс деятельности (определять, что и как достигнуто, что осталось нерешенным).

1. Самостоятельно формулировать цели и задачи деятельности.

2. Определять стратегию решения проблемы (обосновывать себе или другим порядок действий, их взаимосвязь).

3. Проводить объективный анализ результатов деятельности.

4. Уметь анализировать ресурсы и риски (отмечать, что помогает и что препятствует достижению результатов).

5. Обладать способностью к самообразованию;

ответственностью за уровень личной самообразовательной деятельности;

гибкостью применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

6.Проводить постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Информационная:

• владеть навыками работы с различными источниками информации;

• уметь самостоятельно искать и отбирать информацию для решения задач;

• уметь преобразовывать, сохранять и передавать информацию;

• осознанно воспринимать и критически относиться

к информации;

• владеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.

1. Уметь использовать предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников.

2. Демонстрировать начальные навыки преобразования

и передачи информации.

3. Демонстрировать начальные навыки работы с компьютером.

4.Применять для решения учебных задач  информационные  и телекоммуникационные технологии:  аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет.

1. Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации.

2. Критически относиться к информации.

3. Уметь планировать информационный поиск.

4. Владеть способами систематизации информации.

5. Уметь анализировать

и видоизменять информацию, представлять ее в различных формах и делать выводы.

6.Иметь устойчивые навыки работы с компьютером.

7.Ученик владеет навыками использования информационных устройств: компьютером, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, факсом, принтером, модемом, копиром.

1. Выбирать информационные источники, адекватные поставленным целям.

2. Уметь разрешать противоречия в найденной информации.

3. Уметь делать выводы и принимать решения в ситуации неопределенности.

4. Иметь разносторонние навыки работы с компьютером и другими IT-средствами. 5.Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать е ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.

Коммуникативная:

• уметь представлять себя

с помощью разных видов устной и письменной речи;

• владеть способами взаимодействия с другими людьми;

• выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог и полилог;

• владеть различными формами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

• владеть способами совместной деятельности в группе, умением разрешать конфликтные ситуации;

• иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе.

1. Уметь выстраивать монологическое высказывание.

2. Участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение

ответов).

3. Уметь слушать говорящего, дополнять его сообщение.

4. Соблюдать нормы речи в простом высказывании.

5. Взаимодействовать с членами группы, выполнять в ней разные роли.

1. Уметь правильно излагать свои мысли, адекватно выражать свое отношение к явлениям действительности, соблюдать нормы построения текста.

2. Владеть различными видами монолога и диалога, уметь регулировать межличностные отношения.

3. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

4. Совершенствовать коммуникативные способности, развивать готовность

к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

1. Ученик умеет участвовать в полилоге.

2. Ученик умеет справляться с кризисами взаимодействия (совместно с членами группы).

3. Ученик умеет использовать риторические и логические приемы в различных ситуациях общения.

4. Ученик умеет осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственное выступление.

5.Ученик владеет способами взаимодействия с окружающими.

6. Ученик умеет выступать с устным сообщением, задать   вопрос,   корректно   вести учебный  диалог;

7. Ученик умеет представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения.

Социально-трудовая:

• умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

• владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

• умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

1.Ученик пользуется опытом учителя в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

1.Совместно с педагогом выбирает действия в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

2.Учится анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

1.Самостоятельно выбирает действия в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

2.Умеет анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.

3.Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Нравственная:

•готовность, способность жить по нравственным законам.

1.Эмоционально-ценностные установки ученика корректируются учителем.

2.Иметь определенные представления о своём месте и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве.

1.Ученик развивает в себе способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

2.Он осознаёт свою роль и предназначение, но не всегда умеет выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1.Ученик обладает способностью к самопознанию, умеет определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве.

2.Он способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Социальная:

• способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

• формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;

•  развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;

• развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления;

• способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта;

• позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.

1.Ученик пользуется опытом учителя в сфере связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Учитель развивает навыки сотрудничества и умение работать в команде.

1.Ученик совместно с педагогом развивает свои  гражданские знания и умения.

2.Ученик под руководством педагога участвует в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе).

1.Ученик самостоятельно развивает свои гражданские знания и умения.

2.Ученик пробует свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе).

3.Ученик выражает собственную активную позицию в общественной жизни.

4. Ученик способен принимать собственные решения, стремится к осознанию собственных потребностей и целей.

5. Ученик осознаёт свою личностную роль в обществе.

Приложение 7

Шаги по организации социального проекта

1.Выявить актуальную проблему для совместного обсуждения и решения.

2. Придумать название проекта

3. Решаемая проблема

4. Цель проекта

5. Результаты проекта. Что даст участникам работа в проекте?

6. Целевая группа. На кого рассчитан проект?

7. Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

8. Где это можно узнать

9. Как будут оцениваться, обсуждаться ход проекта и результаты проекта? (Отчеты, статьи на школьном сайте, видео отчет, фото отчет, отзывы участников проекта и т.д.)

10. Бюджет проекта.

11. Каковы пути и средства пополнения бюджета?

12. Сроки реализации проекта.

Приложение 8

Основные понятия социального проектирования.

Социальное проектирование  включает описание цели, задач, мер и действий по их достижению, необходимых ресурсов для реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная проба – сбор информации учащимися о социальных объектах и явлениях, их осмысление.

Социальная практика – процесс освоения социальных навыков, познание сущностной стороны социальной действительности часто скрытой и неочевидной, формулировка проблемы.

Социальный проект- создание нового социально значимого продукта. Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению.

В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности,

в ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы,

а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта.

Технология разработки социального проекта

Практические шаги социального проектирования

Шаг № 1. Изучение общественного мнения

Шаг № 2. Формулировка актуальной социальной проблемы

Шаг № 3. Изучение возможностей класса, группы

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Шаг № 5. Составление плана работы

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Шаг № 9. Составление бюджета

Шаг № 10. Разработка системы оценки проекта

Шаг № 11. Обучение членов команды

Шаг № 12. Формирование общественного мнения

Шаг № 13. Составление предложений по проекту

Шаг № 14. Поиск деловых партнеров

Шаг № 15. Проведение официальных переговоров

Шаг № 16. Получение необходимых ресурсов

Шаг № 17. Проведение плановых мероприятий

Шаг № 18. Оценка и контроль выполнения плана

Шаг № 19. Корректировка хода реализации проекта

Шаг № 20. Анализ результатов работы над проектом

Шаг № 21. Информирование общественности о результатах работы

Приложение 9

Примеры социальных проектов школьников ЧОУ-СОШ «Новый путь»

г.Армавира, Краснодарского края, Россия

 

1. Проект «От сердца к сердцу» -  1 класс.

В День пожилого человека и в другие праздники они в течение года посещали пожилых людей из Армавирского центра социального обеспечения «Надежда». Они делали своими руками открытки, готовили концертную программу, мамы пекли вкусные пирожные и торты. За одним столом собирались три поколения: внуки, дети, бабушки и дедушки.

  • Цель проекта – привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам людей пожилого возраста, а также к возможности улучшения качества жизни людей преклонного возраста.
  • Целевая группа – люди 55лет и старше.

2. Проект «Плечо друга» -  2,3,11 классы.

  • Целью проекта является оказание внимания, заботы и посильной помощи малышам и подросткам из неполных семей или сиротам, проходящим адаптацию в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних «Улыбка», а так же построить дружеские отношения и развивать их после проекта.
  • С февраля по июнь мы планируем несколько совместных мероприятий в центре: концерты и игры, сбор пожертвований в виде игрушек и одежды, несколько совместных прогулок в город, кино, на каток.
  • Средства пополнения бюджета – ярмарка- распродажа «ненужных вещей», спонсорство родителей, благотворительный школьный концерт  – платный вход на сбор средств для реализации проекта.

3. Проект «Подари улыбку другу» - 10 класс

  • Проблема: ограниченность, недостаток общения детей-инвалидов.
  • Наши задачи:
  1. восполнить недостаток общения сверстника-инвалида,
  2. привлечь внимание общественности к проблемам таких людей и детей.
  • Проект рассчитан на мальчика-сверстника больным ДЦП - Маруков Станислав Олегович, 1994 года рождения. Срок реализации проекта – 2 года.

4. Проект «Иппотерапия» – 4 класс

  • Актуальная проблема – дети с синдромом Дауна нуждаются в социальной адаптации, внимании и заботе.
  • Цель проекта – организация конной прогулки для особенных  детей.
  • Бюджет проекта поддерживается фандрейзинговыми инициативами: выпечка и распродажа сладостей в «День сладкоежки», благотворительная ярмарка-распродажа «Ненужных вещей».
  • Сроки реализации проекта: с 13.09.2013 г. по 24.03.2014г.: в честь международного дня людей с синдромом Дауна организовать праздник и экскурсию в конный клуб «Фелина».

3. Проект «Сделай город чистым» – 8 класс. Уборка территории в районе школы

4. Проект «Твори добро взамен ничего» – 8 класс.

  • Цель нашего проекта - оказание помощи пострадавшим при наводнении в Туапсе. Мы собрали гуманитарную помощь, привлекли к сбору всю школу.
  • Проект проходил с 1 по 10 октября 2010 года.
  • С целью привлечения средств были проведены следующие акции: игры на компьютерах по сети и плетение «африканских косичек».

5. Проект «Букет сирени свидетелю войны» – 7 класс

Цель:  выявление людей- свидетелей Великой Отечественной войны (участники боевых действий, труженики тыла, дети войны)

Сроки: ежегодно в мае месяце

Этапы реализации проекта:

1.Изучение общественного мнения (анкетирование учащихся, родителей и учителей, целью которого является степени значимости проблемы сбора воспоминаний свидетелей и участников Великой Отечественной войны.

2.Формулировка актуальности социальной проблемы (для объективной истории важны свидетельства очевидцев, чтобы никогда и никто не мог сказать неправду о войне, переписать ее историю в угоду политике).

3.Идея - собрать воспоминания свидетелей Великой Отечественной войны, записать и сохранить.

4.Публикации в СМИ под девизом «Человек не река, чтобы не оглядываться назад».

6. Проект «Памяти добрые дела» - 6 класс

  • Цель проекта - оказание внимания, заботы и посильной помощи ветеранам локальных войн, чтобы они знали о нашей благодарности за их подвиг, о нашей памяти  их дел.
  • Планируем совместное мероприятие в школе, встречу с ветеранами локальных войн и посещение клуба ветеранов.
  • Сроки проекта ежегодно с февраля по май.

7.Проект «Письма из будущего» - 5 класс

  • Среди нас живут ветераны ВОВ. Как мы можем выразить им свою благодарность за их подвиг?
  • Цель проекта: поздравить ветеранов ВОВ с Днем Победы, поблагодарить участников ВОВ в день 9 мая; воспитывать в детях патриотизм.
  • Что даст участникам работа в проекте? Чувство сопричастности детей к истории города и страны, гордость за наших воинов, чувство благодарности; способность сопереживать.
  • 5.Сроки реализации проекта: ежегодно - апрель-май

8.Проект «Малютка» - 9 класс

  • Всенародная акция "СУХАЯ ПОПА!" Кто-нибудь задумывался - есть ли в Домах ребенка такая элементарная вещь, как подгузники, хватает ли их малышам? Ответ прост: для здоровых малышей такой статьи в бюджете города нет.
  • Мы увидели важную проблему наших дней - нехватка развивающих игрушек, памперсов и других расходных материалов в Армавирском Доме ребенка для детей, оставленных без попечения родителей от рождения до трех лет.
  • Мы считаем, что помогая одному ребенку, мы помогаем целому поколению.
  • Цель проекта – приобрести  развивающие игрушки, памперсы, присыпки, и другие средства гигиены в Армавирский Дом ребенка.
  • Результаты проекта - посещение Дома ребенка, вручение приобретенных расходных материалов для ухода за малютками. Этот проект научит сострадать, жертвовать и помогать, а также доставит радость нам от того, что мы будем знать, что какое-то время  малыши будут сухими, благодаря нашей помощи.
  • Бюджет проекта -  2000 рублей.
  • Средства пополнения бюджета – школьная акция – «Сухая попка младенца"  для сбора денег мы поставим в буфете коробку с надписью "пожертвуй рубль и сделай попку сухой", а так же принесем на «школьный» магазин собственные канцелярские принадлежности.
  • Срок реализации проекта мая 2012 года.