Игра – тренинг «Руку дружбы – природе»
проект (5, 6, 7 класс) на тему

Тайшина Наталья Сергеевна

 Обобщение и уточнение представлений о природе, отработка навыков работы в команде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_trening_-_kopiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – тренинг «Руку дружбы – природе»

Тайшина Наталья Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Куйтунского МКОУ ДДТ

(Дом детского творчества) Иркутской области.

Цели:    Обобщение и уточнение представлений о природе,

  отработка навыков работы в команде. Воспитание толерантности, гуманности, положительного отношения к противнику. Повышение экологической   грамотности педагогов.

Тип деятельности: Обобщение,  систематизации знаний и представлений.

Вид деятельности: Игра – тренинг

Методы и приёмы: Метод программированных заданий.

Подготовка учебного материала путём пошаговой  «Разбивки» его в форме вопросов, задач, и заданий.

Структура деятельности.

Актуализация прежних знаний.

Активация прежних знаний и способов действия в памяти.

Формирование интереса к теме, создание эмоционального настроя.

Виды деятельности педагогов - ,ответы на вопросы, самостоятельная работа., взаимопроверка, выполнение домашнего задания  и пр.

План:

  1. Разминка.
  2. Практикум, объяснение пословицы с природоведческим уклоном.
  3. Гонка за лидером. Ответы на вопросы по секторам.

-Человек. Его деятельность. Охрана природы.

-Растительный мир.

-Животный мир.

-Неживая природа.

4.Гейм «Дальше – дальше»

5.Гейм «Ты мне, я - тебе» Каждый участник задаёт вопрос противнику.

6.Оценка  деятельности команд.

Литература к тренингу.

Виноградова Н.Ф. Дети. Взрослые и мир вокруг. Природа и люди. Хрестоматия, составитель Горощенко  В.П. Методическая литература для педагогов дополнительного воспитан,  «Педагог дополнительного воспитания», другие по теме. Экологический букварь, Энциклопедии.

Предварительная подготовка. Каждый участник готовит свой вопрос одному из членов противоположной команды.

Форма проведения – командная

Участники делятся на команды жребием.

В каждой команде капитан, выбирается по общему жребию – цифра с буквой - К

Жюри – Директор дома творчества, психолог

Ведущая – педагог дополнительного образования – Тайшина Н.С.

Оборудование

-Номерки для участников команд (жребий)

-Листы с вопросами теоретической разминки.

- Барабан с делениями на сектора.

-Бланк протокола  жюри, для подсчёта баллов.

Ход игры – тренинга.

Ведущая

 «Животные родившиеся от льва и львицы,  делается львом,  без всяких стараний и усилий со своей стороны., без всякого   влияния  счастливого стечения обстоятельств; но человек родившись не только львом, или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться волком, и ослом,  и чем угодно.» (В.    Белинский).  « О детских книгах»

Эти слова взяты эпиграфом не случайно, ведь от нас взрослых, зависит, какой нравственный и эмоциональный заряд будут нести наши дети в своём отношении к людям, миру, природе.

В основе общения школьника с природой лежит отношение старшего к младшему (появиться потребность ребёнка ласкать его, заботиться о ком  -  то). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив.

Эмоциональное отношение к нему может проявляться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном  поступке. Это связано с незнанием школьником правил с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей школьного возраста  представление о природе и формах отношения с ней, приучать их охранять и любить природу. Для этого взрослым необходимо самим ориентироваться в понятиях, связях, взаимодействия природы и человека. Этому и посвящена  наша сегодняшняя игра.1

1Теоретическая разминка.

(Капитаны выбирают билетик с вопросом;  даётся 1 мин. На подготовку)

А) Формы и приёма экологического воспитания детей

Б) причины негативного отношения к природе.

2.Практикум.  «Объясните  пословицы с природоведческим уклоном» (Участницы выбирают листочки с текстом и дают ответ)

-За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь. (Два дела не сделаешь хорошо и качественно).

В пух и в прах. (Разбить, разубедить полностью, опустошить.)

-  Назвался груздём  – полезай в кузовок. (Если вызвался сам что- либо делать,  -  выполняй; сказал «А» говори «Б»)

- Вьётся ужом. (Льстить, говорить лестно,  хитрить, подхалимничать).

-Как снег на голову. (Неожиданно, негаданно, внезапно).

- Напускать туман.(Говорить скрытно, замаскировано, непонятно).

Сесть в лужу.(Оплошать, опростоволоситься, невпопад).

- Метать бисер перед свиньями.(Говорить о чём – то серьёзно с невеждами).

-Плыть по течению. (Безвольность, непринятие решения,  и действий)

-Горят глаза. (Чего  –  то хотеть, выполнять что – то  заинтересованно, с живостью).

-Куда ветер дует. (Беспринципность, примирение к обстоятельствам, чужому мнению, взглядом).

-Первая ласточка.(Первый признак проявления чего - нибудь хорошего).

3.Гейм «Гонка за лидером» - Ответы по секторам барабана.

(Участники по очереди вращают барабан, на выпавший сектор Ведущая читает вопрос).

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.

-Виды действий с землёй в цветочном горшке ( не менее3),(рыхление, удобрение, полив).

- Почему от состояния погоды зависит жизнь и быт людей многих профессий? (Стирка белья, походы,  полёты самолётов, пастухи, строители, одеться, обуться).

- Как  можно отражать сезонные изменения в природе и деятельности людей? (Календари  погоды  и  природы, изодеятельность, составление  рассказов, придумывание  загадок,

 о состоянии  погоды, сезонных изменениях в животном мире,  и реакции растительного мира).

Какие есть приметы о состоянии  облаков? (Кучевые – высокие - к хорошей погоде, Обложили всё небо, низкие – к дождю;  перистые, высокие, исчезают и появляются – к хорошей погоде, спустились к земле, увеличиваются  в размерах – к дождю).

- Как ветер влияет на погоду? (Переносит облака, снег, сугробы, солнце.)

-Закончить примету: «Лето сухое, жаркое-зима -…(Малоснежная, морозная).

- Свойства воды. (Течёт,  разливается, не имеет запаха, формы, вкуса, растворяет  вещества, отражает предметы, преломляет свет).

-Признаки льда (Блеск, гладкость, твёрдость, хрупкость).

- Почему под одеялом тепло? (Воздушная прослойка).

МИР ЖИВОТНЫХ

- Какими действиями можно сопровождать беседу о животных? (Показ иллюстраций, картин, о животных, опыт,  рисование).

- Виды движений в  животном мире, не мене 10 (Летают, плавают, прыгают, скачут, порхают, ползают,  пресмыкаются, ходят).

Какие  животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни? (изменение в питании, перелёт птиц к человеческому жилью, умение впадать в спячку, ,кочевание, запасы кормов).

- Среда  обитания  в животном мире? (Водная, воздушная, наземная, почвенная).

- Польза и вред земляных червей (Фильтрация, перемешивание земли, обогащение почвы перегноем,  дренаж и вентиляция).

-Закончить примету: «Птицы садятся на макушки деревьев…(к теплу).

Куда полетит пчела, после того как ужалит Ивана  Ивановича7 (гибнет)

-Как называется животный мир? (фауна)

- Примеры  живых барометров в животном мире. (Воробьи, муравьи, насекомые, ласточки, буревестник, чайка)

ЧЕЛОВЕК. ЕГО  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОХРАНА ПРИОДЫ.

- Как люди спасают  редкие виды растений и животных? (Ботанические сады, , зоосады, зоопарки, заповедники, заказники, оранжереи и теплицы)

-В каких посильных природоохранительных акциях дети могут принимать участие  с взрослыми? (Подкормка птиц, посадка деревьев, растений,  уборка территории).

-Чем занимается наука –  МЕТЕОРОЛОГИЯ? (Изучение атмосферных явлений, которые характеризуют погоду)

-Какие художественные средства  можно использовать при знакомстве с природой? (сравнения, эпитеты, метафоры, стихи, изосредства).

Для чего создана  «Красная книга природы?»

-Как мы заботимся о птицах? (Подкормка, скворечники, древонасаждения)

- Что такое «ИКЕБАНА»? (искусство создания букетов).

Занимаемся ли мы флористикой?  (Да, это работа с природным материалом)

-Гуманный – это…человечный – профессиональный - агрессивный?

-Начитанность – это: опытность,  интеллигентность, эрудиция, талант, самомнение.

-Что такое заповедники, заказники?

-Правила поведения в природе.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР,

- Признаки живых организмов. (Дышат, питаются, растут, развиваются, двигаются, размножаются).

- Условия для жизни растений. (Свет, тепло, влага, воздух, питание).

- У каких представителей растительного мира летающие семена?

(клён, ясень, липа, сосна, ель, одуванчик, тополь) .

-  Назовите примеры живых барометров  среди растений? (календула, одуванчик, фиалка).

Закончить примету; «Если с дерева лист не чисто падает…(будет строгая зима).

Какое дерево, как берёза даёт сладкий сок? (клён).

- Назовите одним словом – волчьи ягоды, ландыш,  белена,  (ядовитое растение)

- Как называется растительный мир? (флора)

4.Гейм.  «Дальше - дальше» (Учёт времени, затратившего командами на ответы. Игроки отвечают не задумываясь. При незнании говорить – « дальше»

-Скажи наоборот – «Ведро»- (Дождливо)

-Кто или что такое «Эму» (статус).

-В воде родится  а воды боится? (соль)

- Физиологическое состояние, похожее на сон? (Спячка).

- Самый быстрый зверь на земле? (Гепард).

-Дерево – медонос, сладкое дерево? (липа).

Назвать одним словом – прогулка, наблюдение, экскурсию, опыт. (ознакомление с природой)

-Автор «Лесной газеты?» (В.Бианки).

Кто такие копытные? (животные, имеющие роговые окончания, на пальцах ног – копыта).

- Синоним дождевого червя? (Выползок).

- Скажи наоборот – «полый» (полный).

Кто или что такое – варан? (Ящерица).

- В огне не горит, в воде не тонет? (лёд).

Как называется картина о природе сама природа?  (пейзаж).

- Самое е большое животное  в мире? (кит).

- Прибор, предсказывающий изменения в природе? (барометр).

- Назвать одним словом – шишки, песок, семена, листья? (природный материал)

- Автор рассказа «Лисичкин хлеб» (Пришвин).

-Широта знаний? (кругозор).

Синоним «Непогода» (ненастье)

  1. Гейм «Ты мне, я - тебе» Каждый участник задаёт вопрос противнику? (домашнее задание).
  2. 6.Оценка деятельности команд. Слово жюри.

Приложение

  1. ПРОТОКОЛ игры – тренинга «Руку дружбы – природе»

Оценка:1,2,3,

1 команда

2 команда

Теоретическая разминка

Практикум  «Объяснение пословицы

Гейм «Гонка за лидером»

Гейм «Дальше – дальше»

Общий балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с элементами тренинга "Солнце дружбы"

Внеклассное мероприятие с элементами тренинга рассчитан на младший школьный возраст. Цель мероприятия:способствовать воспитанию коллективизма, формированию нравственных качеств: умение дружить, дорожи...

Занятие -тренинг "Царство дружбы"

Занятие - тренинг на сплочение детского коллектива с елементами кукло-терапии....

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга "Остров Дружбы"

Групповое занятие с элементами тренинга "Остров Дружбы" направлено на формирование и развитие толерантного этнического сознания. Занятие может быть реализовано в условиях разновозрастной группы, возра...

Тренинг " Будем дружбой дорожить"

Наша дружба!  Качества, чувства необходимые для дружбы....

Родительское собрание "Руку дружбы природе"

Целью данной разработки является привлечение родителей к обсуждению вопросов экологического образования; повышение роли семьи в воспитании у детей доброжелательного отношения к окружающей природе...

Практическое занятие с элементами тренинга «Рука в руке»

Практическое занятие с элементами тренинга «Рука  в руке»...

Детско – родительский тренинг. "Рука об руку".

Данное занятие способствует установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком....