Рабочая программа внеурочной деятельности «Открытые сердца»
рабочая программа (5 класс) по теме

Бромберг Елена Владимировна

Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности  без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Открытые сердца»

Ступень обучения (классы):    среднее общее образование, 5а класс

Количество часов в год по программе – 34 часа

   

Составитель:

Учитель математики

Бромберг Елена Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Открытые сердца» (далее рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по внеурочной деятельности;  закона Российской федерации «Об образовании»; учебного плана ГБОУ СОШ № 21 на 2016-2016 год.

Сроки реализации программы

Классы -  5а;

Количество часов – 34;

Всего -34, в неделю - 1 ч;

Выездных мероприятий - 5

Общая характеристика внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Место внеурочной деятельности в  учебном плане

 Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводятся часы на внеурочную деятельность на ступени основного общего образования. Отведенные часы можно использовать в социальном направлении.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Логические связи волонтерства с другими предметами учебного плана

Подростковому возрасту свойственно стремление к новому, необычному, рискованному, что порой приводит к асоциальным формам поведения. Одним из самых эффективных средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и молодежи является поддержка их социальных инициатив, связанных, прежде всего, с самостоятельной предпринимательской деятельностью, самообразованием, возможностью получить раннюю профессиональную ориентацию. Самостоятельная инициативная общественная деятельность подростков и молодых людей является средством их жизнеобеспечения и экономической самостоятельности, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта.
Поддержка социальных инициатив предполагает дальнейший переход от регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, доверии к детям и молодым людям. Воспитание ориентируется на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, милосердия, социально-педагогической солидарности.

Основная цель волонтерства в 5 классе:

Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности  без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Педагогическое волонтерство в детско-молодежных объединениях направлено на:

  • овладение личностью адекватными средствами решения сложных жизненных ситуаций;
  • развитие ресурсов молодежи:
  • формирование у них позитивного представления о себе, качеств социальной и педагогической компетентности;
  • умения принимать на себя ответственность за свою жизнь;
  • общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.

Критериями и показателями данного процесса являются:

когнитивный (наличие необходимых знаний о педагогическом  волонтерстве, возможностях его использования в детско-молодежной среде, о содержании профилактических программ организуемых детско-молодежными общественными объединениями);

организационно-деятельно стный (наличие необходимых умений и навыков волонтеров для организации профилактической работы среди подростков и молодежи);

мотивационный (наличие устойчивой установки субъектов процесса педагогического волонтерства, всех социальных институтов общества на организацию профилактической работы с подростками и молодежью, учитывающей возникающие в данной субкультуре негативные тенденции).

Занятие волонтерством направлено на достижение следующих целей:

  • защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан;
  • помощь беспризорным детям,
  • просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;
  • благотворительные концерты и театральные выступления;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • интернет-добровольчество;
  • работа в технической поддержке.

Логика структура программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности включает разделы: пояснительную записку; цели занятия волонтерством, основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса, требования к результатам обучения и освоению содержания курса, календарно-тематическое планирование, литературу.

Исследования показывают, что существуют два основных типа добровольческой деятельности: управляемая и неуправляемая. Как правило, неуправляемая волонтёрская деятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр за детьми, оказание мелких услуг, использование каких-либо вещей, взятых у соседей и другое. Управляемая
деятельность волонтёров, как правило, осуществляется через некоммерческие, государственные или частные организации, считается более организованной и регулярной.

Качества, которыми должен обладать волонтёр:
- активность; 
- трудолюбие; 
- терпимость; 
- организованность; 
- коммуникабельность; 
- целеустремленность; 
- исполнительность; 
- ответственность; 
- восприимчивость и другие.

Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:
- желание помочь другим; 
- знакомство с новыми людьми; 
- получение новых знаний и навыков;
- сострадание к беспомощным людям;
- интерес к предложенной работе; 
- желание почувствовать свою необходимость; 
- отсутствие другого способа применить имеющийся опыт работы;
- получение признания в обществе;
- отсутствие общения и другие.
Зачем нужны волонтёры:
- общественная поддержка в лице волонтёров вызывает доверие к организации и поднимает ее имидж;
- увеличивается круг клиентов организации;
- привлекается внимание общественности к проблемам, решаемым организацией;
- решается часть финансовых проблем организации (отсутствие расходов на оплату труда волонтёров) и другое.

Общая характеристика учебного процесса

В образовательный курс для волонтёров должно быть включено следующее: 
- получение знаний, обучение волонтёров основным приёмам и методам работы с несовершеннолетними детьми;
- обучение навыкам и умениям общения, навыкам решения спорных вопросов, владения собой и т.д.
- формирование самосознания.

Это дает волонтёрам возможность отдать себе отчет в собственных взглядах и ценностях о возможности оказания помощи детям и подросткам, на которых ориентирована реализация программы.
Формы и методы обучения волонтёров могут быть самыми разнообразными:
Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

  • Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.
  • Деловая игра является активной формой обучения. Такая игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. К деловым играм можно отнести - имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки.
  • Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее. 

Средства, которые могут использоваться на занятиях с волонтёрами: 
- Чтение статей, писем о проблемах наркомании, изучение существующих программ по профилактике употребления психотропных веществ. После знакомства с материалами необходимо устраивать дискуссии, обсуждение изученного материала.
- Аудиовизуальные средства. Просмотр фильмов или прослушивание аудиоматериалов - способ эмоционального «переживания» информации.
- Наглядные пособия. Их использование помогает участникам занятий запомнить и усвоить информацию, так как наглядность может быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, буклеты, плакаты и т.п.
Кроме этого, руководитель программы должен решить, когда проводить занятия по обучению волонтёров, сколько времени и как часто должны проходить занятия, в какой форме он будет проводить занятия, по оценке знаний, полученных волонтерами.
Наблюдение за потенциальным волонтёром в ходе занятий дает руководителю программы возможность уточнить оценку его индивидуальных качеств. В результате чего он сможет подобрать волонтёру наиболее подходящую работу по программе с трудными детьми и подростками.
Занятия должны проводиться в доступной форме, быть интересными и содержательными.

Требования к уровню подготовки учащихся

Занятие волонтерством в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о волонтерчтве как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность подготовке к мероприятиям;
  • умение контролировать процесс и результат внеурочной деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию волонтерской направленности.

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об волонтерстве;
  • умение видеть волонтерскую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении задач;
  • различные стратегии решения задач;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших волонтерских моделях;
  • умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
  • развитие представлений о волонтерстве.

Волонтер должен обладать:

- активность; 
- трудолюбие; 
- терпимость; 
- организованность; 
- коммуникабельность; 
- целеустремленность; 
- исполнительность; 
- ответственность; 
- восприимчивость и другие.

УУД, формируемые в процессе освоения программы

Коммуникативные:

- обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы (парные и групповые задания и т.д.);

- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

- коммуникацию, обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания (общение с учителем, одноклассниками,..);

- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (совместная проектная деятельность, парные и групповые занятия));

- рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (правильно формулировать свои действия, выводы относительно поставленной задачи).

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к волонтерству, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего волонтера»;

- широкая мотивационная деятельность, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности внеучебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять задачу
- ставить цели, позволяющие решать задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации ; 
- учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; 
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 

- различать способ и результат действия; 
- вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; 
- выполнять внеучебные  действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; 
- проявлять инициативу действия в внеучебном сотрудничестве (отвечать на вопросы, работать у доски, помогать одноклассникам); 
- осуществлять контроль по результату и по способу действия; 
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; 
- в сотрудничестве с учителем ставить новые внеучебные задачи.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Содержание программы внеурочного предмета

1. Вводное занятие – 2 часа.

2. Подготовка к мероприятию «День народного единства» - 7 часов.

3. Подготовка к мероприятию  «С Новым годом!» - 7 часов.

4. Подготовка к мероприятию «День святого Валентина» - 5 часов.

5. Подготовка к мероприятию «День счастья» – 6 часов.

6. Подготовка к мероприятию «Ура! Каникулы» - 7 часов.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Комплектование группы. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Презентация программы «Открытые сердца»

1

Обсуждение формата мероприятия «День народного единства»

1

Поиск информации к мероприятию «День народного единства»

1

Подготовка к мероприятию «День народного единства»

1

Подготовка к мероприятию «День народного единства»

1

Изготовление подарков к мероприятию «День народного единства»

1

Итоговая репетиция мероприятия «День народного единства»

1

Мероприятие «День народного единства»

1

Обсуждение формата мероприятия «С Новым годом!»

1

Поиск информации мероприятия «С Новым годом!»

1

Подготовка к мероприятию «С Новым годом!»

1

Подготовка к мероприятию «С Новым годом!»

1

Изготовление подарков к мероприятию «С Новым годом!»

1

Итоговая репетиция мероприятия «С Новым годом!»

1

Мероприятие «С Новым годом!»

1

Обсуждение формата мероприятия «День святого Валентина»

1

Поиск информации к мероприятию «День святого Валентина»

1

Подготовка к мероприятию «День святого Валентина»

1

Итоговая репетиция мероприятия «День святого Валентина»

1

Мероприятие «День святого Валентина»

1

Обсуждение формата мероприятия «День счастья»

1

Поиск информации к мероприятию «День счастья»

1

Подготовка к мероприятию «День счастья»

1

Изготовление подарков к мероприятию «День счастья»

1

Итоговая репетиция мероприятия «День счастья»

1

Мероприятие «День счастья»

1

Обсуждение формата мероприятия «Ура! Каникулы»

1

Поиск информации к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Подготовка к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Подготовка к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Изготовление подарков к мероприятию «Ура! Каникулы»

1

Итоговая репетиция мероприятия «Ура! Каникулы»

1

Мероприятие «Ура! Каникулы»

1

Формы и средства контроля

  • Взаимоконтроль;
  • Самоконтроль;
  • Диагностика (Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова);
  • Наблюдение.

Учебно-методические средства обучения

  • классная доска с набором магнитов;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • принтер.

Справочная литература для учащихся

  • Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. Кн 1 / Авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000
  • Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. Приходите к нам на праздник: Сборник сценариев для детей. – Ярославль: Академия развития: Академия ©: Академия Холдинг,
  • Праздники в школе: Сценарии, конкурсы, викторины. – СПб.: Издательский Дом "Литера", 2002Тимофеев О. Н.
  • Рецепты веселой вечеринки: Игры, розыгрыши, забавы Тубельская Г. Н. Детские праздники в семье. М.: ТЦ Сфера, 2002
  • Подарите детям праздник. – М.: ТЦ Сфера, 2002 Ильина М. Р.
  • Вечеринка по-русски. – М.: Айрис-пресс, 2002 Мухин И., Бояринов А.
  • Лучшие поздравл в стихах… -М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 2003 Новоселова Т. А.
  • Веселые игры для взрослых. (Серия "Домашняя энциклопедия"). Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Интернет ресурсы для учителя

Википедия,

http://karpinsk-edu.ru/component/content/article/2487,

http://www.proshkolu.ru/org/116-158/folder/17057,

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/10/24/programma-volonterskogo-otryada,

http://www.30ahtubinskaja-soh.edusite.ru/p47aa1.html,

http://amurpoisk.ru/,

http://otherreferats.allbest.ru/sport/00009552_0.html 

http://www.arbuziki-tut.ru/Istochniki_informats.htm и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов является пропедевтическим курсом. Целью программы является развитие умения проводить н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Добрые сердца»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Добрые сердца»...