Конкурсная программа "Математический калейдоскоп"
методическая разработка (7, 8 класс) на тему

Русских Галина Леонидовна

Конкурсная программа для учащихся 7-8 классов, проводится в форме игры-соревнования между двумя командами. Во время мероприятия  проводятся различные математические конкурсы: "Визитная карточка", "Разминка", "Исторический", "Спортивный", "Геометрия на спичках", "Устами младенца", "Математика", "Презентация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematich._kaleydoskop.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛОНКИ-ВОРЦЫНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

                                                      Выполнила: Русских Галина Леонидовна,

                                                                           учитель математики

                                                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. Но познание математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьёзно.

         Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому необходимо периодически пользоваться играми. Игра вносит дух состязательности, стремление найти в себе что-то новое, то, что можно с радостной гордостью предъявить другим. То есть она помогает найти ту самую бесценную и безусловную индивидуальность. Игра помогает объединить школьный ученический коллектив в одну дружную семью, где каждый готов прийти на помощь, организовать и провести интересное, увлекательное путешествие. Через игру учащиеся прокладывают тропинку к новым знаниям, раскрывают свой творческий потенциал.

        Каждый год для активизации познавательной деятельности учащихся в школе проводится декада математики. Проводятся классные часы в различной форме, общешкольные мероприятия, посвящённые математике, математические турниры. Данная конкурсная программа проводится в форме игры-cоревнования между двумя командами. Ответы команд оцениваются сообща. За правильные ответы команды получают звёздочки.

Во время мероприятия проводятся различные конкурсы

Цели:

  1. Расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию;
  2. Развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, сообразительности;
  3. Развитие творчества, самостоятельности в подготовке мероприятия, навыков общения со сверстниками;
  4. Формирование чувства солидарности и здорового соперничества, дружеских отношений, умения работать командой

Возраст учащихся:   7-8 класс

Форма мероприятия: Конкурсная программа 

Реквизиты:

  • Компьютер, медиапроектор, музыкальный центр;
  • Спички; скакалки; карточки-задания.

Оформление:

Высказывания великих людей о математике:

  • «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».    М.В.Ломоносов
  • «Математика является самой древней из всех наук, вместе с тем остаётся вечно молодой»   М.Келдыш
  • «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению»     М.И.Калинин

  • «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»    Н.Е.Жуковский
  • «Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык, язык математики»    Н.И.Лобачевский.

Подготовительная работа:

  • Приготовить визитную карточку;
  • Приготовить презентацию на тему «Математика вокруг нас»

План проведения мероприятия:

I.  Вступительное слово учителя

II. Конкурсная программа    

    1) «Визитная карточка»

    2) «Разминка»

    3) «Исторический»

    4) «Спортивный»

    5) «Геометрия на спичках»

    6) «Устами младенца»

    7) «Математика»

    8) «Презентация»

III. Подведение итогов

Ход мероприятия

(В зале звучит песня «Дважды два – четыре». Музыка В.Шаинского,

слова М. Пляцковского)

Ведущий:

         Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами здесь собрались для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну МАТЕМАТИКА -  в мир ребусов, загадок, шуток, чисел. Все без исключения начинают изучать основы математики уже с первых классов школы, поэтому эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний. Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения, оно означает «наука», «размышление». Математика помогает нам познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живём. Математика необходима в любой профессии, какую бы вы ни выбрали для себя. Но, кроме того, вы могли заметить: это очень интересная и увлекательная наука.

        Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»

         Все вопросы, все задания  которые будут заданы вам сегодня, связаны с математикой. Решая различные задачки и головоломки, вы сможете проверить свои знания на смекалку. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Вспомним некоторые высказывания великих людей о математике:

  • «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».    М.В.Ломоносов
  • «Математика является самой древней из всех наук, вместе с тем остаётся вечно молодой»   М.Келдыш
  • «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению»     М.И.Калинин
  • «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»    Н.Е.Жуковский
  • «Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык, язык математики»    Н.И.Лобачевский.

(Звучит 1 куплет песни «Ты да я, да мы стобой». Музыка В.Зоткина, слова М.Сергеева)

Все учащиеся тоже поют.

Ведущий: Представляю вам команды игроков. Поприветствуем их! Итак, начинаем конкурсную программу. За каждый правильный ответ вы сегодня заработаете звёздочки.

Дерзайте, играйте и выигрывайте!

1 конкурс «Визитная карточка»

        (Учащиеся представляют свою команду. Нужно озвучить название, девиз, приветствие команды в любой форме)

2 конкурс «Разминка»

        Команды садятся за компьютеры и отвечают на заданные  вопросы. Команда получит столько звёзд, сколько правильных ответов.

(Презентация 1)

  1. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  3. Сколько будет, если 1 разделить наполовину? (2)
  4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?  (Нет, будет ночь)
  5. Может ли оказаться, что  10х<х? ( при х<0)
  6. Видим 2, говорим 10. Видим 2, говорим 14. на что смотрим и почему так говорим? (На часы в 14.10)
  7. Гривенник. Сколько это? (10 копеек)
  8. Как называется тысячная часть числа? (промилле)
  9. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?

      (две, остальные сгорели)

  1. Как называются простые числа, разность которых равна 2? (числа-близнецы)
  2. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  3. Чему равна сумма целых чисел от  -100 до 101? (101)
  4. Через 2 года мальчик будет вдвое старше, чем он был 2 года назад. Девочка через 3 года будет втрое старше, чем 3 года назад. Кто старше? (двойняшки)
  5. Какой знак нужно поставить между 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (запятую)

Ведущий: 

        Пока команды отвечают на вопросы, проведём игру с болельщиками. Внимание, болельщики! Проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Всем, кто назовёт пословицу или поговорку, вручается жетон.

(Примерные ответы детей)

  • Одна голова хорошо, а две - лучше.
  • Один в поле не воин.
  • Хвастуну цена – три копейки.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • На седьмом небе от счастья.
  • Семеро одного не ждут.
  • Лук от семи недуг.
  • Сам не дерусь, семерых не боюсь.
  • Семь верст до небес и все лесом.
  • Семи пядей во лбу.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Один за всех и все за одного и т.д.

3 конкурс « Исторический »

Ведущий: Без прошлого нет настоящего и будущего. Посмотрим,  как наши игроки знают историю, связанную с математикой.

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина. ( Презентация 2, Слайд №1)

Ответить на вопрос и поднять табличку с нужным номером.

1 задание

1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?                № 1.  Л.Н.Толстой   (Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».)

2) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.                                             № 1.  Л.Н.Толстой

3) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?               № 3  А.С.Пушкин

4) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?                                                                                № 2.  М.В.Ломоносов

5) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?                                                                                                                                       № 2.  М.В.Ломоносов

2 задание

 

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э. (Слайд №2)

1) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?                                                   № 1. Пифагор

2) Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит».         № 3. Фалес

3) Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу.   № 2. Архимед

4) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром».                                                                       № 1. Пифагор

5) Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы:                                                                                    Вертикальные углы равны.                                                                                                                          В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.                                                                                 Диаметр делит круг пополам и другие.     № 3. Фалес

 

3 задание

        Эти учёные жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них пытался доказать аксиому параллельных прямых:  через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной. (слайд №3)

1) Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?    № 1–2 поменять местами.                                                                                                   (В IV веке до нашей эры жил Евклид, затем в VII – VIII вв. жил Гаусс, его более молодым современником был Лобачевский).

2) Кому из этих учёных принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики».   № 1. К.Ф.Гаусс

3) Кто из них уже в 24  летнем возрасте был профессором университета.                                              № 3. Н.И.Лобачевский

4 конкурс «Спортивный»                                                                                                          Ведущий: Устали? Проведём физкультминутку. Нужно выполнить  прыжки на скакалке, одновременно вести счёт от 1 до 25, не называя при этом числа, кратные 3 и числа, оканчивающиеся на 3.

5 конкурс «Геометрия на спичках»

1. Из 7 спичек сложить 3 равносторонних треугольника.

2. Из 10 спичек построен дом. Переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.

3. Приложить к четырём спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто.

Ведущий: Внимание, болельщики! Пока команды выполняют задания, проведём аукцион песен, в которых присутствуют числа.

6 конкурс «Устами младенца»

«Рассуждалки»

Для 1 команды:

а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаёшь, если захочешь это сделать.

б) иногда задачи решаются только с его помощью.

в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни есть. Может один,  может больше, а у некоторых нет корней.

г) Во 2 классе они простые, в 7 классе – линейные, в 8 – квадратные.

(Уравнение)

Для 2 команды.

А) Она названа по фамилии учёного. Учёный этот известный, его знают даже те, кто её ещё не изучал.

Б) в ней говорится про одну фигуру, которую тоже все знают с детства.

В) Её нужно доказывать. А зачем? Ведь он её доказал уже давным-давно.

Г) А над самим учёным часто смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны.

(Теорема Пифагора)

«Объяснялки»

Для 1 команды.

Сначала делили, потом тоже делили, а потом между ними поставили равно. И она получилась. Изучается она в 6 классе. С её помощью можно решать и уравнения, и задачи. Если готовят какое-то лекарство, настои, мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмёшь одного вещества больше чем надо, и не получишь то, что нужно. А в математике мы так называем равенство двух отношений. (Пропорция)

Для 2 команды.

Это выражение содержит 2 части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обоих частях выражения, которве требуют преобразований; иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего не сделаешь. Вообще=то, надо ещё доказать, что это равенство – оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство верно. Значит, оно - …    (Тождество)

«Обгонялки»

а) – это такой крестик, который можно сделать из двух палочек;

    - такой знак есть на элементах питания;

    - а в математике это знак действия;

б)- некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, а он всё не   кончается;

   - кто-то их любит, а кто-то-нет, потому что надо много думать головой , писать , решать, отвечать;

   -иногда говорят, что неправильно решил задачу или примеры;

   - а может времени не хватило, ведь он длится всего 40 минут.

в)- бывает барабанная или пальцами;

   - отношение двух выражений;

   - число – это…

г)- они доходят до нас от солнца;

   - бывает координатным или числовым;

   - это часть прямой.

д)- ими долго пользовались в магазине;

- простейший калькулятор;

- на лесенке-стремянке развешаны баранки, щёлк да щёлк, так мы учимся считать.

е)- утверждение в математике

   - с первой вы встречаетесь в 7 классе

   - её надо доказать.

   

7 конкурс «Математика»

Команды делятся на две подгруппы.

1 задание: Разгадать числовой ребус, где одинаковые буквы – это одинаковые цифры.

М * А = Т – Е = М : А = Т : И = К – А

(м=2, а=1, т=8, е=6, и=4, к=3 )

2 задание: Из слова «математика» составить как можно больше слов. На выполнение  задания отводится 2 минуты

Ведущий: Внимание, болельщики! Пока участники игры выполняют задания, проведем аукцион математических терминов, начинающихся с буквы «п». Побеждает тот, кто последним назовет слово.  (Прямая, пропорция, прямоугольник, площадь, плюс, параллелепипед, плоскость, пирамида, подобие, произведение и т.д.)  

8 конкурс «Презентация» 

Проверка домашнего задания.

Защита презентаций «Математика вокруг нас»

(пример одной из презентаций. Презентация 3)

Ведущий: Наш конкурс подошёл к концу. Подведём итоги игры. Посчитаем свои звёздочки. Награждение .

        Пусть наш конкурс послужит для вас стартовой площадкой для увлекательных путешествий в страну Математика. Математическое путешествие – это поход в неизвестность, но мы постараемся разыскать тот самый путь, от которого вы будете испытывать удовольствие. Пытаясь решать задачи разными способами, находя для себя новые пути, вы научитесь лучше решать задачи – не только математические, но и все, которые ставит жизнь.

Литература

  1. А.П.Подашов. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе». Москва. Учпедгиз. 1962г.
  2. А.А.Мазаник «Реши сам»
  3. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1971
  4. Е.И.Игнатьев «В царстве смекалки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"

Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....

Сценарий конкурсной программы «Армейский калейдоскоп», посвящённой Дню Защитника Отечества

Общешкольное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества...

Конкурсно – развлекательная программа «Калейдоскоп»

Соревнуются 2 команды. Количество детей в команде – 10 человек.   Цель мероприятия:  создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности, участия и взаимопо...

Конкурсная программа "Осенний калейдоскоп"

Конкурсная программа разработана в рамках общешкольного праздника "Осенняя карусель" (2013 год). Может быть использована для обучающихся 5-6 классов как самостоятельное мероприятие и как игровой элеме...

Географический калейдоскоп. Разработка конкурсного материала

Вот уже 3-ий год в нашей школе проводится международный конкурс «Эрудиты России». Вначале, в 2011году, мы провели его среди учащихся нашей школы. Но всегда интересно помериться силами с самыми эрудиро...

Конкурсно - игровая программа «Музыкальный калейдоскоп»

Конкурсно-игровая программа для школьников младшего возраста. Программа состоит из семи конкурсов: "Музыкальная разминка", "Аукцион "музыкальных" слов", "Угадай мелодию", "Отгадай музыкальный инструме...