Главные вкладки

    Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"
    методическая разработка (9 класс) по теме

    Утратина Ольга Геннадьевна

    Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konkursno.docx118.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки РФ

    Управление образования

    Муниципального образования администрации

    г. Усолья – Сибирского

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа № 8 им. А. А. Разгуляева»

                                                             

                      Разработан:

                                                                                педагогом – организатором

                                                                                1 кв. категории

                                                                                МБОУ  «ООШ № 8

                                                                                имени А. А. Разгуляева

                                                                                г. Усолья - Сибирского

                                                                                Утратиной О. Г                                                                                

    Конкурсно-познавательная программа

    «Калейдоскоп профессий»

    (для обучающихся 5-9 классов)

    Цель:

    Расширить представление обучающихся об огромном и многообразном мире профессий.

    Задачи:

    1. Организация профильной подготовки  обучающихся; оказание помощи в выборе профессий.
    2. Выявить у обучающихся имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
    3. Формирование познавательного интереса к людям труда и их профессиям.
    4. Расширить знания, кругозор и словарный запас обучающихся.
    5. Активизировать творческие способности обучающихся

    Ход мероприятия:

    Ведущий – Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях. Но для начала мы проведём разминку «Доскажи профессию». Вы, ребята, не зевайте,

    Дружно, хором отвечайте.

    Трактор водит (тракторист),

    Электричку (машинист),

    Стены выкрасил (маляр),

    Доску выстругал (столяр).

    В доме свет провёл (электрик),

    В шахте трудится (шахтёр)

    В жаркой кузнице (кузнец)

    Кто всё знает (МОЛОДЕЦ)

    Ведущий – Конечно, вы все молодцы! И с таким прекрасным настроением мы начинаем нашу программу «Калейдоскоп профессий». Не забывайте, что следить за вашими ответами будут совет мудрейших, в который вошли:

    1. Заместитель директора по УВР – Агафонова Ирина Львовна
    2. Учитель технологии – Мелентьева Татьяна Викторовна
    3. Лидер ГПШ – Филашинова Анна

    Попрошу совет мудрейших занять свои места. Ваши аплодисменты.

    Да, кстати, что же обозначает слово «профессия»?

    1 ученик – Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что слово «профессия» - это род  трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

    Ведущий – Очень хорошо. А какие профессии вы знаете? (ответы детей). Умницы, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое «должность»?

    2 ученик – Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении и связанные с ним служебные обязанности.

    Ведущий – Вот теперь, я думаю, что вы сможете отличить эти понятия. Например: в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так, же учителями.

    И поэтому я объявляю 1 конкурс «Профессия или должность?»

    Задание: каждому классу выдаётся лист с заданиями. Нужно распределить по двум столбцам «профессии» и «должности». Варианты – врач, педагог, директор, строитель, повар, завуч, воспитатель, заведующая, продавец, бригадир, металлург.

    За каждый правильный ответ класс получает 1 балл.

    Максимальное количество баллов – 11.

    Ведущий – Хорошо! С этим конкурсом вы справились. Я приглашаю по 2 человека от класса (мальчика и девочку). Для вас 2 конкурс «Мастера на все руки»

    Задание: девочка должна забить 3 гвоздя на одинаковом расстоянии и на одинаковую глубину. Мальчик должен правильно пришить 2 пуговицы.

    За качественное и быстрое  выполнение задания – каждому участнику выставляется по 5 баллов.

    Максимальное количество баллов – 10.

    Пока наши участники выполняют задание, мы немного отдохнём.

    Весёлая компания,

    Удвой своё внимание!

    Раньше рифма помогала,

    А теперь коварной стала.

    Ты, дружок, не торопись,

    На крючок не попадись!

    Булки нам и калачи

    Каждый день пеку…

    (пекари, а не врачи)

    Варит кашу и бульон

    Добрый, толстый…

    (повар, а не почтальон)

    Говорят про звуки парные

    В школе нам с тобой…

    (учителя, а не пожарные)

    Дрессирует львов, собак

    В городском саду…

    (дрессировщик, а не рыбак)

    Кто пасёт коров, овец?

    Ну, конечно,…

    (пастух, а не продавец)

    Складки, карманы и ровненький кант-

    Платье красивое сшил…

    (портной, а не музыкант)

    Высадить новые саженцы в ельник

    Снова отправится утром наш …

    (лесник, а не мельник)

    Посадил уж сотни роз

    В городском саду …

    (садовник, а не матрос)

    Ведущий – А вот и наши участники уже выполнили своё задание, покажите жюри.

    А я уже спешу объявить 3 конкурс «Познакомь и расскажи» (домашнее задание)

    Задание: каждый класс представляет профессию. Оценивается оригинальность представления, ясность, точность и востребованность профессии.

    За каждый критерий – максимальное количество баллов – 5.

    Наибольшее количество баллов за этот конкурс – 20.

    Ведущий – Здоров! Интересные профессии представили классы. А у нас следующий конкурс 4, который называется «Анаграммы – профессионалы»

    Задание – каждый класс получает листы с заданиями. Нужно переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

    1. РВАЧ
    2. СОПЛО
    3. ТЕРКА
    4. ФИАКР
    5. КУЛОН
    6. ТРАВИНКА
    7. СТАРИНА
    8. КРЕДИТОР
    9. ТОМАТ+ГОЛОС
    10. РИСК+ПАЧКА

    За каждый правильный ответ класс получает 1 балл.

    Максимальное количество баллов – 10.

    Ведущий – Отлично! И это задание вы выполнили. Но я хочу пригласить от каждого класса старосту и помощника старосты. Для вас наш следующий конкурс 5  «Омонимы – профессионалы»

    Задание – каждый участник отвечает на 1 вопрос. Для этого необходимо отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии.

    1. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотёр)
    2. Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)
    3. Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив)
    4. Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
    5. Не только детская игра, включающая в себе набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор)
    6. Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат)
    7. Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)
    8. Не только ученый – физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)
    9. Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)
    10.  Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)

    За правильный ответ каждый участник получает 1 балл.

    Наибольшее количество баллов класса – 2.

    Ведущий – Как быстро бежит время, и у нас новый конкурс 6 «Он – она».

    Задание – я называю профессию в женском роде, например «Она – актриса», а вы должны назвать её в мужском роде: «Он – актёр» и так далее. Когда я называю профессию в мужском роде, вы должны назвать её в женском роде. Итак…

    Он – проводник, она… (проводница),

    Он - учитель, она … (учительница),

    Он - строитель, она … (строитель).

    Она  - укротительница, он … (укротитель).

    Она – поэтесса, он … (поэт),

    Она – балерина, он … (танцовщик).

    Он – певец, она … (певица),

    Он – художник, она … (художница),

    Он – электрик, она … (электрик).

    Она – швея, он … (портной),

    Она – доярка, он… (дояр),

    Она – водолаз, он … (водолаз).

    Ведущий – молодцы, справились с этим заданием, но расслабляться некогда и опять конкурс 7 «Профессии – синонимы». Но для того, чтобы выполнить его, давайте вспомним, что такое синоним? Синоним – это слово, близкое по значению.

    Задание – написать иначе представителей предложенных профессий. Помните, время ограничено.

    Сторож - … (охранник)

    Воспитатель - … (наставник)

    Шофёр - … (водитель)

    Кочегар - … (истопник)

    Голкипер - … (вратарь)

    Парикмахер - … (цирюльник)

    Паяц - … (клоун)

    Каскадёр - … (трюкач)

    Солдат - … (боец)

    Архитектор - … (зодчий)

    За каждый правильный ответ класс получает 1 балл.

    Максимальное количество баллов – 10.

    Ведущий -  Хорошо, задание выполнили, а как выполнили, проверит жюри. И сейчас всем участникам предстоит возможность получить дополнительные баллы для своего класса. Но только условие, ответ не выкрикивать, а поднимать руку. Право первого ответа отдаётся тому, кто вперёд поднял руку. Внимание, конкурс 8 «Догони и обгони»

    1. Кем были по профессии герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасателями)
    2. Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)
    3. Как иначе называют коллегу по работе? (Сослуживец)
    4. Человек, профессионально не умеющий говорить «нет», - это… (Дипломат)
    5. Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер)
    6. Как называется учёный, изучающий неопознанные летающие объекты – НЛО? (Уфолог)
    7. Не только тайный, но и рекламный? (Агент)
    8. «Многоликий» профессионал – это… (СТО-рож)
    9. Как звали первую женщину – лётчицу? (Баба- Яга)
    10. Кому разрешается поворачиваться спиной к королю? (Кучеру)

    За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.

    Максимальное количество баллов – 10.

    Ведущий – Здорово! И как всегда самое интересное в конце программы. Я приглашаю подойти ко мне старост и выбрать задание для своего класса. Так как следующий конкурс 9 «Хитрые мастеровые»

    «У плотника Стружкина собрались гости. Все свои, мастеровые. Кто на заводе работает, кто в типографии, кто на железной дороге. Посидели, поговорили, а потом вдруг заспорили: чьё ремесло хитрее?

    - Самая умная профессия – это наша, деревообрабатывающая, - сказал хозяин. – В другом деле только руки нужны и больше ничего, а плотник без головы всё равно, что пильщик. Плотник не просто отпиливает, а сперва карандашом рассчитывает. Это не то, что коваль, скажем, или машинист.

    - Скажите, пожалуйста, - обиделся машинист Тормозов, столяры – маляры неграмотными могут быть. А машинист без грамоты путёвки перепутает.

    Кузнец Кувалдин посмотрел сердито и проговорил:

    - Вот уж не знаю, что за хитрость такая в плотницкой работе. Всё понятно. То ли дело в кузне: каждый гвоздь узнать надо – английский он или русский.

    И тут спор вовсю разгорелся. Хозяину совестно стало, что гости его уже ругаться начали, он и сказал:

    -  Вот что, товарищи, пусто каждый такую загадку по своему ремеслу выдумает, чтобы другие не отгадали. Чьи задачи труднее, у того и ремесло умнее».

    Задание – попробуйте выполнить задачи.

    Загадка плотника Стружкина.

    «У меня есть доска. В ней выпилены три отверстия: одно круглое, другое крестом, а третье квадратное. Задание: сделайте такую заглушку, чтобы годилась для всех трёх отверстий». (Для изготовления заглушки использовать пластилин)

    Загадка слесаря Скважина.

    «Жили раз мы трое в одной комнате: я и два моих земляка. Дома сидели редко. Так что квартира на запоре была – тремя замками запиралась. У каждого был свой замок и свой ключ. Возвращались мы в разное время. Задание: каким образом попадал в комнату каждый из нас, не дожидаясь товарищей.»

    (Покажите как закрыть дверь, чтобы можно было попасть в комнату отперев лишь один замок)

    Загадка маляра Синькина

    «Шёл я мимо лавки, ведёрко с краской нёс. Позвали меня из лавки: «Зайди, дело есть!» Зашёл, а хозяин мне два куска листового железа показывает: вот, мол, покрасит надо. Посмотрел я на ведёрко, а там краски только на донышке. Я говорю: «Краски мало, один кусок ещё покрасил бы, а на два не хватает». Хозяин и на то согласен. Стал я тогда смотреть, на какой кусок меньше краски пойдёт. А как узнаешь? Кабы куски четырёхугольные были, тогда ещё один на другой можно было бы наложить. А то они так хитро вырезаны, что никак не понять, какой больше, какой меньше. А толщины одинаковой. Ну, я подумал – подумал и догадался. Задание: узнайте на какой лист меньше краски надо?»

     (Ответ – надо оба куска положить на весы: какой легче, на тот и меньше краски пойдёт)

    Загадка кузнеца Кувалдина

    «Принёс мне директор завода пять цепей по три звена в каждой и говорит: «Соедини их в одну цепь». Ладно, соединить – дело простое. Надо четыре звена расковать и опять заковать. Так бы каждый кузнец сделал. Но я – мастер тонкий. Сразу сообразил, что расковывать все четыре звена, нет надобности, можно и меньше. Задание: покажите, как это сделать?»

    (Ответ – чтобы соединить все цепи в одну, надо в одной цепи расковать все три звена и ими сковать куски)

    Загадка пуговичника Застёжкина

    «На пуговичную фабрику каждый день старые пуговицы присылают – деревянные и костяные. Посмотришь на пуговицу и сразу не скажешь, деревянная она или костяная. Все они одинаково отполированы, лак тоже одинаковый: что на деревянных, то и на костяных. Вот если только соскоблить краску и лак или разломить пуговицу пополам, тогда, конечно, узнаешь, из чего она сделана. Но портить пуговицу обидно. Да к тому же перебирать все пуговицы по одиночке – долгое дело. Ведь их привозят на фабрику по несколько пудов. А вот у нас на фабрике  в два счёта отделяют деревянные пуговицы от костяных – в одну минуту до пяти пудов, да при этом ни одной пуговицы не ломают.  Задание: объясните, как это можно сделать?»

    (Ответ – все пуговицы надо побросать в бочку с водой: тогда деревянные пуговицы всплывут наверх, а костяные опустятся на дно)

    Ведущий – Все молодцы! Слово предоставляется жюри.

    Награждение классов.

    Примерное представление профессии – повар

    1 ученик – Любое искусство без исключенья

    Достойно зрительского поклоненья!

    Нас восхищают музыки бессмертные творенья.

    И всё, что связано с душой, то вызывает вдохновенье.

    Мы вам расскажем тоже про искусство

    Про обыкновенное чудо, про добрые чувства.

    Профессия ПОВАР – всем с детства знакома,

    О ней, друзья расскажем снова.

     2 ученик – ПОВАР – профессия важная,

    ПОВАР – профессия славная

    А потому утверждаем сегодня

    Профессия эта у нас очень  модна

    Песня «Королева красоты»

    1. По переулкам ходят люди,

    Солнце льётся прямо с крыш

    С прихваткою среди посуды

    На кухне у плиты стоишь.

    Кипит бульон, шипят котлеты,

    На них с восторгом смотришь ты,

    В халатик беленький одета

    Королева красоты.

    3 ученик – Мы умом, и желудком, и сердцем

    Толк сознаём кулинарной картины.

    А потому утверждаем сегодня –

    Нет повара лучше мужчины!

    4 ученик – И вам подарок от  шеф – повара нашего заведения!

    Повар – салаты,  закуски, десерты

    Торты, с повидлом конверты,

    Банкет, юбилей, вечеринку,

    Обслужим всех вас, как с картинки

    Сделаем всё, что угодно для вас

    Профессия эта – ну просто уж КЛАСС!

    Песня «Куплеты Курочкина»

    1. Хвастать мы сейчас не станем,

    Скажем честно, без прикрас,

    Новые рецепты знаем,

    Чтоб порадовать всех вас.

    Припев: Повара всегда умеют

                   Угостить и удивить,

                   И секретами владеют,

                   Чтобы вкусно накормить.

    5 ученик – Хотите бизнес – ланч или фуршет?

    Или шикарный свадебный банкет?

    Банкет – коктейль иль шведский стол?

    Подать вам русский разносол?

    6 ученик – Организуем всё! Да не вопрос!

    Лишь бы был на это спрос!

    Раздаточный материал для классов

    1 конкурс «Профессия или должность?»

    Задание: Нужно распределить по двум столбцам «профессии» и «должности». Варианты – врач, педагог, директор, строитель, повар, завуч, воспитатель, заведующая, продавец, бригадир, металлург.

    Профессия

    Должность

    4 конкурс «Анаграммы – профессионалы»

    Задание – Нужно переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

    1. РВАЧ - _________________________________________
    2. СОПЛО - _______________________________________
    3. ТЕРКА - ________________________________________
    4. ФИАКР - _______________________________________
    5. КУЛОН - _______________________________________
    6. ТРАВИНКА - ___________________________________
    7. СТАРИНА - _____________________________________
    8. КРЕДИТОР - ____________________________________
    9. ТОМАТ+ГОЛОС - _______________________________
    10. РИСК+ПАЧКА - _________________________________

    7 конкурс  «Профессии – синонимы»

    Задание – написать иначе представителей предложенных профессий. Помните, время ограничено.

    Сторож - ______________________________________

    Воспитатель - _________________________________

    Шофёр - ______________________________________

    Кочегар - _____________________________________

    Голкипер - ____________________________________

    Парикмахер - __________________________________

    Паяц - ________________________________________

    Каскадёр - ____________________________________

    Солдат - ______________________________________

    Архитектор - __________________________________

    Загадка плотника Стружкина.

    «У меня есть доска. В ней выпилены три отверстия: одно круглое, другое крестом, а третье квадратное. Задание: сделайте такую заглушку, чтобы годилась для всех трёх отверстий». (Для изготовления заглушки использовать пластилин)

    Загадка слесаря Скважина.

    «Жили раз мы трое в одной комнате: я и два моих земляка. Дома сидели редко. Так что квартира на запоре была – тремя замками запиралась. У каждого был свой замок и свой ключ. Возвращались мы в разное время. Задание: каким образом попадал в комнату каждый из нас, не дожидаясь товарищей.»

    (Покажите, как закрыть дверь, чтобы можно было попасть в комнату, отперев лишь один замок)

    Загадка маляра Синькина

    «Шёл я мимо лавки, ведёрко с краской нёс. Позвали меня из лавки: «Зайди, дело есть!» Зашёл, а хозяин мне два куска листового железа показывает: вот, мол, покрасит надо. Посмотрел я на ведёрко, а там краски только на донышке. Я говорю: «Краски мало, один кусок ещё покрасил бы, а на два не хватает». Хозяин и на то согласен. Стал я тогда смотреть, на какой кусок меньше краски пойдёт. А как узнаешь? Кабы куски четырёхугольные были, тогда ещё один на другой можно было бы наложить. А то они так хитро вырезаны, что никак не понять, какой больше, какой меньше. А толщины одинаковой. Ну, я подумал – подумал и догадался. Задание: узнайте на какой лист меньше краски надо?»

     

    Загадка кузнеца Кувалдина

    «Принёс мне директор завода пять цепей по три звена в каждой и говорит: «Соедини их в одну цепь». Ладно, соединить – дело простое. Надо четыре звена расковать и опять заковать. Так бы каждый кузнец сделал. Но я – мастер тонкий. Сразу сообразил, что расковывать все четыре звена, нет надобности, можно и меньше. Задание: покажите, как это сделать?»

    Загадка пуговичника Застёжкина

    «На пуговичную фабрику каждый день старые пуговицы присылают – деревянные и костяные. Посмотришь на пуговицу и сразу не скажешь, деревянная она или костяная. Все они одинаково отполированы, лак тоже одинаковый: что на деревянных, то и на костяных. Вот если только соскоблить краску и лак или разломить пуговицу пополам, тогда, конечно, узнаешь, из чего она сделана. Но портить пуговицу обидно. Да к тому же перебирать все пуговицы по одиночке – долгое дело. Ведь их привозят на фабрику по несколько пудов. А вот у нас на фабрике  в два счёта отделяют деревянные пуговицы от костяных – в одну минуту до пяти пудов, да при этом ни одной пуговицы не ломают.  Задание: объясните, как это можно сделать?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"

    Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....

    Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»

    Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....

    Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"

    Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....

    Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"

    Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории  родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...

    Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»

    В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....

    Методическая разработка «Конкурсно-познавательная программа «Берегись автомобиля»

    Конкурсно-познавательная программа "берегись автомобиля" проводится с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучащихся...