Главные вкладки

    Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"
    методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

    Волкова Светлана Петровна

    Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mir_ptic-meropriyatie.doc431 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНКУРСНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «Птицы – наши друзья!»»

    Люблю и знаю, знаю и люблю,

    И тем сильней люблю, чем больше знаю…

    Ю.К.Ефремов


    Волкова Светлана Петровна,


    учитель биологии, химии , МОУ


    «Нартасская средняя общеобразовательная школа».


    Задачи:

    1. развитие познавательной и творческой активности учащихся;
    2. расширение кругозора;
    3. воспитание любви к родной природе и бережного отношения к птицам;
    4. формирование умения играть в команде, уважать каждого члена команды;
    5. воспитание познавательного интереса;
    6. закрепить и дополнить знания о птицах.

    Участники – ученики 7-х или 8-х классов;

    Действующие лица – ведущие, жюри (учащиеся 10 класса)

    Методические советы по подготовке и проведению.

             Конкурсно – познавательная игра «Птицы – наши друзья!» проводится в 2 тура. Первый тур - проводится викторина среди учащихся 7-8 классов. Участники письменно отвечают на вопросы викторины; члены жюри проверяют работы, подводят итог. Кто набирает больше баллов,  выходит во второй тур (6 участников), который посвящается Дню птиц.

    Место проведения – I тур - в кабинете биологии; II тур – в актовом зале.

    Оборудование и оформление:

    1. буквы на доске «Эти забавные птицы», иллюстрации «Птицы»,
    2. выставка рисунков  учащихся «Птицы – наши друзья!»
    3. плакаты «Защитим пернатых друзей!», творческие работы «Азбука птиц»,
    4. четыре стола и стол для ведущего,
    5. раздаточный материал – перфокарты с пословицами, карточки с зашифрованными названиями птиц, карточки с силуэтами птиц
    6. проектор, компьютер
    7. фонограммы «Голоса птиц», «Звуки леса – песни птиц»,
    8. жетоны - ПТИЧКИ для подсчёта правильных ответов, грамоты и призы для награждения.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ (ПЕРВЫЙ ТУР ИГРЫ)

    1. Почему стрижи никогда не садятся на землю и деревья? (На земле стрижи беспомощны – короткие ножки приспособлены лишь для ползанья. Самостоятельно взлететь с земли стриж тоже не в состоянии – длинные крылья при взмахе ударяются о землю. Отсутствие заднего пальца не позволяет охватить ветку).

    2. Какие птицы способствуют расселению в лесу рябины, черемухи, крушины и других ягодных деревьев и кустарников?    (дрозд, свиристель)

    3. Какая наша певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну?   (оляпка)

    4. Какая птица обладает наибольшим размахом крыльев в полете?      (альбатрос)

    5. Эти птицы прилетают с зимовки позже других птиц, а улетают раньше всех, иногда уже до 15 августа  (стрижи)

    6. Какая птица издает звуки, похожие на блеяние ягненка?     (издает трепещущим хвостом бекас во время брачного полета)

    7. Какая птица вредит пчеловодству?      (щурка)

    8. Какая птица способствует расселению сибирского кедра?       (кедровка)

    9. Какая птица выводит птенцов зимой?        (клест)  

    10. Какая птица может переносить своих птенцов в лапах?         (вальдшнеп)

    11. Какая птица Севера имеет ценный пух, добываемый человеком из ее гнезда?   (утка гага)

    12. У певчих птиц, как известно, поют самцы; у каких птиц поют и самки?    (у снегирей и чечеток)

    13. Какая певчая птица весной запевает утром раньше всех?    (горихвостка, затем зорянка)

    14. Какие птицы поют ночью?     (соловей и садовая камышевка)

    15. Какие птицы не летают?   (новозеландский киви, африканский страус, южноамериканский нанду, австралийские казуар и эму, пингвины)

    16. Как отличить ласточку от стрижа?    (стриж крупнее ласточки; все тело стрижа как сверху, так и снизу темное, почти черное и лишь низ горла светлый; в полете стриж пронзительно «визжит», в то время как ласточки щебечут; рея в воздухе на большой высоте, стриж часто совершенно не двигает своими серповидными крыльями, а ласточки в полете часто взмахивают крыльями; стриж кормится всегда на большой высоте, а ласточки во влажную и ненастную погоду ловят насекомых у самой земли; стриж весной прилетает к нам всегда позже ласточек, а осенью отлетает раньше)

    17. Как отличить гнездо деревенской ласточки (касатки) от городской ласточки (воронка)?    (у городской ласточки гнездо, прикрепленное к карнизу, закрыто со всех сторон, круглое входное отверстие расположено сбоку; У деревенской ласточки гнездо сверху открыто и имеет форму полушара или глубокого блюдца)

    18. Какая птица имеет самое крупное яйцо? (страус; длина яйца – 13,5 см, а вес – 1,65 кг)

    19. Эта птица совершает 90 взмахов крыльев в секунду?   (колибри)

    20. Самая крупная современная птица?    (африканский страус, высота 3 м, масса около 90 кг)

    1. Организационное начало игры.

    Звучит фонограмма «Звуки леса – голоса птиц».

    2. Вступительное слово учителя.

            Еще в 1864 году знаменитый американский педагог Чарльз Бабкокк предложил отмечать день возвращения птиц на родину. Так появился замечательный весенний праздник – День птиц. В нашей стране День птиц был впервые проведен в 1924 году одновременно в Москве преподавателем Сокольнической биостанции Н.Дергуновым и в Смоленской области учителем Ермолинской школы В.Мазуровым. Через несколоко лет этот праздник уже «шагал» по всей стране, сотни школьников развешивали скворечники и отмечали таким образом прилет птиц. Этот праздник поддержал поэт Владимир Маяковский, лично рисовавший плакаты к Дню птиц и написавший известное: «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится».

            День птиц не просто славный весенний праздник, а лишний повод вспомнить о наших маленьких пернатых друзьях, вспомнить и подумать, как мы можем помочь им выжить в этом непростом мире.

            Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и умирающими от голода людьми. Потому что именно птицы в огромных количествах истребляют вредных насекомых и грызунов, посягающих на наши леса и урожаи. Но даже если не брать во внимание ту колоссальную пользу, которую приносят птицы, разве не замечательно, что они просто живут рядом с нами, удивляя, заставляя задуматься, переживать, радоваться? Может быть, именно поэтому мы называем птиц своими друзьями?!

                    Сегодня мы проводим второй этап игры «Птицы – наши друзья!». Участниками нашей игры являются знатоки мира пернатых обитателей нашей планеты, все они стали победителями викторины «Мир птиц». Давайте пожелаем им удачи в игре!

    Первый конкурс «Марафон».

            Каждый участник по очереди называет птиц, исключая повторы, выигрывает тот участник, который последним называет птицу. Победитель получает жетон.

    Второй конкурс «Песни о птицах».

            Участники по очереди называют строчку из песни, где есть название птицы. Участник, последний назвавший песню, получает жетон.

    Третий конкурс «Узнай птицу».

    Игроки получают карточки с зашифрованными названиями птиц.

    1. ланбак

    2. КУТБЕР

    3. РАВЛЬЖУ

    4. ЛИНФИ

    ЦАЛИГОР

    КАЛЯПО

    ГОМИНФЛА

    НИКВЯТСТЕР

    КАРОВКЕД

    МОРОДОКЗИ

    РИКОЛИБ

    ЗЕНЬПОЛПО

    КАГАГАР

    КАДЕЙИН

    КАСЯНОВ

    КАНЛИПЕ

    Ответы:

    1. БАКЛАН

    2. БЕРКУТ

    3. ЖУРАВЛЬ

    4. ФИЛИН

    ГОРЛИЦА

    ОЛЯПКА

    ФЛАМИНГО

    СТЕРВЯТНИК

    КЕДРОВКА

    ЗИМОРОДОК

    КОЛИБРИ

    ПОПОЛЗЕНЬ

    ГАГАРКА

    ИНДЕЙКА

    ОВСЯНКА

    ПЕЛИКАН

    Участники, правильно отгадавшие названия птиц, получают жетон.

    Пока участники работают с карточками, проводится конкурс со зрителями.

    Конкурс со зрителями «Литературный».

            Зрители по очереди называют сказки, где герои птицы – например, «Дикие лебеди», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и лиса», и др. Кто  назовет сказку, получает жетон.

    Четвертый конкурс «Эрудит»

    Ведущий задает вопросы, кто первым ответит, получает жетон.

    Вопросы:

    1. Весной эти птицы часто «кольцуют» стволы, надалбливая клювом на стволе по кругу углубления. Особенно часто подобные отверстия можно встретить на березах. Считается, что таким образом птица получает возможность пить березовый сок (дятел)

    2. С питанием семенами хвойных деревьев связана интересная особенность этих птиц. Тело их после смерти не разлагается, точно набальзамированное. Известны случаи, когда «мумии» этих птиц сохранялись в течение 15-20 лет без специальной обработки. Это объясняется тем, что в еловых и сосновых семенах содержится много смолистых веществ, которые усваиваются организмом птицы (клест)

    3. Эта небольшая птица (размерами не больше скворца) отличается очень эффектным, ярким «тропическим» оперением и необычными пропорциями тела. Обитают эти птицы у воды, по берегам рек и на то есть свои серьезные причины. Дело в том, что эта птица – прирожденный рыбак. Кроме маленьких рыбок в рацион птицы входят личинки насекомых, стрекозы, моллюски, головастики и даже небольшие раки (зимородок)

    4. Эта птица способна быстро передвигаться вниз головой по стволу. Причем как вверх, так и вниз по стволу проворная птичка передвигается одинаково ловко и быстро. В мастерстве передвижения по стволу она превосходит даже самого дятла. Длинные пальцы сравнительно коротких ног снабжены очень длинными, изогнутыми и острыми когтями, что позволяет захватить большую поверхность ствола дерева (поползень)

    5. Этих птиц по праву можно назвать одними из самых необычных наших птиц. Например, у них, несмотря на теплокровность, нет постоянной температуры тела. В отличие от других птиц, температура тела в большей степени зависит от температуры окружающей среды. С наступлением прохладной и дождливой погоды, как взрослые птицы, так и птенцы способны впадать в оцепенение, похожее на спячку, и больше недели голодать. При  этом температура тела взрослых птиц может опускаться до 20 градусов (в норме – 41-43 градуса). Такие особенности известны еще у колибри (стрижи)

    6. Самая маленькая птичка нашей фауны? (желтоголовый королек)

    7. Какая птица характерна только для Антарктики? (пингвин)

    8. Какая сова охотится днем? (белая или полярная)

    9. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

    10. Эта птица – известный «пародист» в мире пернатых. Для своей песни она, нимало не смущаясь, заимствует звуки и даже отдельные отрывки из песен многих других птиц: дроздов, иволги, пеночек, горихвосток и даже кряканье уток (скворец)

    Пятый конкурс «Спой нам песню, перепелка, перепелочка?»

            Игрокам предлагается прослушать фонограмму голосов птиц, задание - определить, кто поёт, ответы игроки записывают на карточках. По количеству правильно указанных птиц участники получают соответствующее число жетонов.

    Звучат голоса птиц: 1. Ворона        2. Кукушка        3. Грачи           4. Воробьи        

     5. Голуби            6. Журавли                 7. Дятел               8. Соловей

    Шестой конкурс «Узнай птицу, занесенную в Красную книгу Республики Марий Эл, по фотопортрету»

    На экран проецируются фотопортреты птиц:

    №1 Сапсан               №2 Черный аист                №3  Серый журавль         №4 Белая сова

    №5 Обыкновенная кукушка           №6 Зимородок              №7 Удод                №8 Выпь  

    №9 Золотистая щурка             №10 Зеленый дятел

    Ответы игроки записывают на карточках. По количеству правильно указанных птиц участники получают жетоны

    Седьмой конкурс «Составь пословицу. Объясни её значение»

            Игроки получают перфокарту, где в разнобой написаны начало и окончание пословиц, необходимо соединить линиями, чтобы получилась пословица, объяснить её значение. По количеству правильно угаданных пословиц участники получают жетоны.

    Аист на крыше -

    а нужна ему зелёная ветка.

    Срубили кусты -

    к тёплой зиме.

    Больше птиц -

    мир в доме.

    Увидел грача -

    прощай певцы.

    Поздний отлёт птиц

    весну встречай

    Увидел скворца -

    выше урожай

    Не нужна соловью золотая клетка,

    весна у крыльца.

    Варианты пословиц: Аист на крыше - мир в доме. Срубили кусты - прощай певцы. Больше птиц - выше урожай. Увидел грача - весну встречай. Поздний отлёт птиц к тёплой зиме. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка. Увидел скворца – весна у крыльца.

    Игра со зрителями – «Отгадай загадку!»

    1. На одной ноге ночует,                                      2. На одной ноге стоит,

    По морской воде кочует.                                      В воду пристально глядит,

    Розовый имеет цвет,                                             Тычет клювом наугад -

    И красивей птицы нет.       (фламинго)               Ищет в речке лягушат        (цапля)

    3. Чернокрылый, красногрудый                           4.  Петь люблю рассветной тишью    

    Он везде найдет приют                                         И влюблен я в песнь свою.

    Не боится он простуды –                                      Так, что ничего не слышу,

    С первым снегом тут как тут.     (снегирь)          Если только запою           (глухарь)

    5. По лужку он важно ходит,                                6. Эта птица белая,

    Из воды сухим выходит,                                        Белая и смелая,

    Носит красные ботинки,                                        На волне качается,

    Дарит мягкие перинки.            (гусь)                    Рыбкою питается.           (чайка)

    Восьмой конкурс «Самый наблюдательный».

            Участники получают карточки с силуэтами птиц и подписывают названия птиц. По количеству правильно угаданных птиц участники получают жетоны.

            Игра со зрителями «Живые синонимы».

            Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.

    Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).

    1. Мудрый, как … (ворон)
    2. Задиристый, как … (петух)
    3. Вороватый, как … (сорока)
    4. Важный, надутый, как … (индюк)
    5. Длинноногий, как … (цапля)
    6. Глазастый, как … (филин)
    7. Взгляд хищный, как у … (ястреба)
    8. Взгляд зоркий, как у … (сокола)
    9. Нос с горбинкой, как у … (орла)
    10. Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
    11. Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)

    Подведение итогов. Пока жюри подводит итоги – музыкальная пауза. Награждение.

    Использованная литература

    1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 256 с.

    2. Балдаев Х.Ф. Красная книга Республики Марий Эл. Редкие и исчезающие виды животных – Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002. – 164 с.

    3. Голов А.М. Тайны живой природы – М.: Росмэн, 2007. – 197 с.

    Анкета–заявка участника районного конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию

    1. Название образовательного учреждения

    МОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»_______________________

    2. Адрес учреждения с указанием индекса, номера телефона   д.Елымбаево, 425513,

    тел. 95531_______________________________________________________________

    3. Вид методической продукции  сценарий___________________________________

    4. Номинация  прикладная_________________________________________________

    5. Название методической продукции конкурсно-познавательная игра «Птицы –___

      – наши друзья!»_________________________________________________________

    6. Фамилия, имя и отчество автора   Волкова Светлана Петровна_________________

    7. Занимаемая должность   учитель биологии, химии, географии__________________

     

    Дата заполнения                            Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения

    Декабрь 2008 год                               Бочаров П.А.

                                                              Подпись _______________

    МОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

    Конкурсно – познавательная игра

    «Птицы – наши друзья!»

    Автор разработки: Волкова С.П.,

    учитель биологии, химии

    д.Елымбаево

    2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок-проект в 6 кл. "Иностранные языки- наши друзья"

    Идея компетентностно - ориентированного образования заключается в том, что в основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающ...

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

    Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....

    Птицы наши друзья

    Экологическая конференция.Разработка на татарском языке.Цель конференции: -Познакомить учащихся с "Днем птиц"-Показать своеобразие перелётных и, зимующих в наших краях, птиц-Показать роль человек...

    Книги - наши друзья

    Презентация...

    Птицы-наши друзья

    Внеклассное мероприяие "Птицы - наши друзья" предназначено для учащихся 7-х классов школ I,II вида....

    Викторина "Сказки - наши друзья".

    ВИКТОРИНА «СКАЗКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ»Цель: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потреб...

    Сценарий конкурсно-познавательной программы "Главное слово в нашей судьбе"

    Сценарий мероприятия ко дню матери.Представленный материал предназначен для младшей и средней возрастной категории....