Школьный музей
статья на тему

Емельянова Валентина Васильевна

Работа музея по гражданско-патриотическому воспитанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_muzey_kak_tsentr_patrioticheskogo_vospitaniya.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей как центр гражданско-патриотического воспитания

 «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины – во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уровня духовной культуры общества и подрастающего поколения, снижением интереса к истории, углублением противоречий между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.

Основной целью работы музея является воспитывать человека, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Основные методы и формы работы:

- встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны;

- экскурсии по музейным выставкам, экскурсионная деятельность;

- подготовка экскурсоводов;

- шефство над ветеранами войны и труда;

- вечера, конференции, концерты, праздники;

- оформление тематических выставок, проведение общешкольных линеек,

посвященных памятным датам.

Основные направления работы музея:

- информирование учащихся о знаменательных событиях и памятных датах;

- подготовка и проведение мероприятий к знаменательным датам истории;

- поисково-исследовательская деятельность;

- экскурсионная работа;

- проведение занятий по музейной педагогике;

- экспозиционное направление работы музея.

- фондовое направление работы школьного музея.

Материалы музея привлекаются на уроках истории, географии, литературы и др. Педагоги используют различные приемы работы: рассказ, показ, самостоятельная работа учащихся с экспонатами, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, повторное обращение к ранее изученному материалу, привлечение технических средств. Широкое распространение получают уроки с использованием и привлечением музейных предметов и копий. Такой урок в классе открывает новые пути сочетания рассказа учителя и осмотра экспонатов с работой над учебниками, со справочниками, книгой вообще, картой, с чтением периодической печати. На этом уроке имеются большие возможности для выполнения письменных познавательных занятий.

В музее школы есть большие возможности для проведения различных мероприятий:

  • конкурсов рисунков, рассказов, стихов, стенных газет, заочных путешествий и т.п.;
  • тематических вечеров, викторин, олимпиад;
  • презентации книг местных краеведов.

Большие возможности музея как экскурсионного центра не только школы, но и своего региона. На базе музея проводятся:

  • тематические беседы лекторской группы с учащимися нашей школы и других школ;
  • проведение юными экскурсоводами тематических и обзорных экскурсий по экспонатам музея;
  • организация и проведение различных выставок;
  • знакомство родителей, жителей и всех желающих с материалами музея.

Во внеклассной работе традиционными стали:

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
  • проведение торжественных линеек и награждение лучших учащихся школы;
  • сбор материалов по имеющимся экспонатам;
  • изучение жизни и подвигов земляков – защитников Отечества;
  • участие в регулярных областных и республиканских конкурсах музеев учреждений образования;
  • просветительская работа среди учащихся и местного населения по популяризации и расширению знаний о Великой Отечественной войне;
  • оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда;
  • изучение боевого пути воинских частей, соединений, партизанских отрядов, освобождавших местные города, деревни;
  • уход за памятниками Великой Отечественной войны.

На протяжении всего учебного года проводятся уроки мужества на базе музея для учащихся всех возрастов, сопровождающиеся видеофильмами и соответствующими познавательными рассказами и комментариями. В работе музея используется новое оборудование (телевизор, компьютер и др.).

Таким образом, музей открывает перед педагогами большие возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся с учетом их подготовки, возраста, интереса.

Эффективность проводимой работы по патриотическому воспитанию выражается в положительных отзывах от посетителей музея.

        Я считаю, что школьный «Краеведческий музей им. Б.Б. Городовикова» стал тем местом, где воплощены замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Наш музей помогает выполнять воспитательные функции, формирует практические навыки поисковой, исследовательской  деятельности, развивает общественную активность учащихся, даёт возможность развивать у учащихся творческие способности, а также коммуникативность. У современных учащихся новое мировоззрение и естественно, чтобы воспитать их патриотами и гражданами своей страны, нужно воспитывать их на прошлом наследии, но применяя современные методы, формы и подходы для привития правил и норм общественной жизни. Поэтому патриотическое и гражданское воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

Учащиеся и учителя проводят свои мероприятия согласно плану работы музея. Практически школьный музей стал учебно-материальной базой в проведении ряда внеклассных мероприятий. В системе патриотического воспитания важное место занимает экскурсионно – массовая работа. В практике работы нашего школьного музея используются не только экскурсии по музейным экспозициям, но и посещение памятных мест города и района. Учащиеся знакомятся с музеями района, потом создают сообщения о своих поездках и рассказывают о них младшим школьникам. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность у учащихся.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в городе. Рассказы на уроках мужества о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу позволяет учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны. Заставляет задуматься детей о значимости этих людей для страны, своей малой Родине. Такие встречи делают исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Это помогает обогатить внутренний мир учащихся. Мы организуем совместные встречи с ветеранами войны (тружениками тыла) и труда, проводим для них праздники, приглашаем на всевозможные школьные мероприятия, учащиеся просто посещают их, поздравляя с праздниками. При их поддержке и помощи собран материал и оформлена папка «Ветераны ВОВ», «Ветераны педагогического труда». Данный материал используется на классных часах и уроках мужества. Формирование гражданской позиции проявляется у учащихся и 9 Мая, когда они идут на митинг, с гордостью стоят у памятников, чувствуя благодарность к погибшим героям и живым ветеранам войны, застывают в почётном карауле у захоронения, с интересом и творчески участвуют в литературно – музыкальной композиции, несут гирлянду памяти или портреты погибших солдат.

Наша школа в современных условиях стала центром воспитания подрастающего поколения в патриотическом воспитании. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Школьный музей несёт огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего города и школы.

Емельянова В.В., ГСОШ №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей А.С.Пушкина.

Материал содержит некоторые аспекты педагогической пушкинистики и методические разработки Пушкинского праздника. Школьный музей представлен экскурсиями: "Пушкин в Захарове", "Няня Пушкина", "История с...

Школьный музей.

Созданный в школе музей 5 дивизии народного ополчения помогает при изучении истории и проведении внеклассных мероприятий....

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"

Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой  тематики дает уникальное сочетание научных ...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".

В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...