Главные вкладки

    Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся "Мы - дети России"
    методическая разработка по теме

    Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon programma.ppt2.48 МБ
    Microsoft Office document icon programma_grazhdanskogo_i_patrioticheskogo_vospitaniya.doc170.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРОГРАММА гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы - дети России»

    Слайд 2

    ПРОГРАММА гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы - дети России»

    Слайд 3

    Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе определены: - воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству; - формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа; - формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга; - формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.

    Слайд 4

    Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

    Слайд 5

    Задачи: 1. Повышение качества патриотического воспитания в школе. 2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности. 3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению. 4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания. 5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

    Слайд 6

    Заповеди: • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО; • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА; • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА; • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ; • БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

    Слайд 7

    Принципы: 1. Принцип доверия и поддержки . 2. Принцип партнерства . 3. Принцип субъектности . 4. Принцип выбора .

    Слайд 8

    Векторы деятельности: Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни Формирование патриотического сознания и гражданского поведения Формирование правовой культуры и гражданского сознания Формирование коммуникативной культуры Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности Формирование опыта социально-значимой деятельности Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников

    Слайд 9

    Направления: «Связь поколений» « Растим патриота и гражданина России» «Мой край родной» «Я и семья»

    Слайд 10

    Духовно-нравственное направление: - формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; - воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; - формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; - воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; - формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

    Слайд 11

    Культурно историческое направление: - воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; - формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

    Слайд 12

    Гражданско-правовое направление: - изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. - формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; - формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; - развитие реально действующего школьного самоуправления.

    Слайд 13

    Военно – патриотическое: - изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; - сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; - формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

    Слайд 14

    Формы организации деятельности учащихся : уроки Мужества, воинской славы, мира, социально-значимые акции, месячники, создание совета Дела, поисковых групп, тематические беседы,

    Слайд 15

    Формы организации деятельности учащихся : встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, спортивно-военизированные игры, игровые программы.

    Слайд 16

    Ожидаемые результаты от реализации программы: Реализация Программы призвана способствовать: - развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России; - воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям; - формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей; - созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

    Слайд 17

    План основных мероприятий по реализации Программы гражданского и патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ №321. 1.Изучение проектов постановлений, распоряжений, программ, положений, приказов, планов мероприятий по организации патриотического воспитания граждан. 2.Подготовка методических материалов по обеспечению формирования у подростков правильного репродуктивного поведения и установок на создание семьи как основы возрождения моральных ценностей. 3.Организация работы по патриотическому воспитанию детей. 4.Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.). 5.Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы. 6.Создание «методической копилки» разработок и сценариев мероприятий и классных часов с патриотической направленностью. 7.Изучение государственной символики Российской Федерации. 8.Организация и проведение месячников:- патриотического воспитания;- здорового образа жизни. 9.Проведение воспитательных мероприятий и игр: игра «Зарница»; конкурс «А ну-ка, парни!»; смотр строя и песни; игры-конкурсы «Знай и люби Санкт-Петербург», «Русский мир»; праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

    Слайд 18

    10.Проведение Уроков мужества. 11.Проведение спортивных праздников и соревнований. 12.Проведение викторин, познавательных игр, конкурсов, связанных с углубленным знанием истории Отечества, биографий исторически значимых личностей, краеведением. 13.Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурса чтецов «С праздником Победы!». 14.Проведение конкурсов рисунков, песни на темы: «Я люблю тебя Россия», «Никто не забыт, ничто не забыто». 15.Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. 16.Выпуск тематических стенгазет к памятным датам истории Отечества. 17.Проведение концерта «Мы этой памяти верны». 18.Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы. 19.Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, на сайте школы. 20.Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников. 21.Организация туристических автобусных экскурсий по Санкт-Петербургу и ЛО. 22.Выставка детских рисунков «Я люблю тебя Россия» 23.Проведение семинаров по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на базе школы. 24.Организация лектория для родителей.

    Слайд 19

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



    Предварительный просмотр:

                                                                                         Утвердаю__________________

                                                          Директор школы   _________         Н.И.Смолянинова                                                                                                                           

    ПРОГРАММА                                          

    гражданского и патриотического воспитания учащихся

    «Мы - дети России»

    I. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами.

    Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе определены:

    - воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;

    - формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;

    - формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;

    - формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.

    В школе сложилась система организации и проведения различных мероприятий, семинаров, конкурсов по проблемам патриотического воспитания. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе сделано еще не все, остается ряд проблем, требующих решения.

    События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

    На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.

    Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще

    сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.

    II. Цель и задачи Программы.

    Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.

    2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

    3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

    4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.

    5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

     Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию обучающихся:

    • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

    • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;

    • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

    • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ;

    • БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

    Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.

    Программа содержит следующие принципы:

    1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.

    2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.

    3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.

    4. Принцип выбора: родители, члены общественности, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания (школьный компонент), форм и способов организации воспитательного процесса.

    Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функции и направления.

    Векторы деятельности:

    • Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни
    • Формирование патриотического сознания и гражданского поведения
    • Формирование правовой культуры и гражданского сознания
    • Формирование коммуникативной культуры
    • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
    • Формирование опыта социально-значимой деятельности
    • Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников.

     III.  Программа включает в себя следующие  направления:

            1.Направление « Связь поколений»

            Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

            Задачи:

            1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

            2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

            3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

            Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

            2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

            Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

            Задачи:

            1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

            2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

            3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

           

            Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

            3. Направление «Мой край родной»

            Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

            Задачи:

            1.Изучать историю родного края.

            2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин  Санкт-Петербурга».

            3.Формировать экологическое поведение.

                   

            Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

            4. Направление «Я и семья»

            Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

            Задачи:

            1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

            2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

            3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

    Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

    IV. Обновление содержания и форм патриотического воспитания.

    1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

    Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

    - формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

    - воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

    - формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

    - воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

    - формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

    Культурно историческое направление, предполагающее:

    - воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

    - формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

    Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

    - изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

    - формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

    - формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

    - развитие реально действующего школьного самоуправления.

    Военно - патриотическое, включающее в себя:

    - изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

    - сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

    - формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

    2. Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включает в себя:

    - разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;

    - обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания.

    3. Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе учащихся осуществляется по следующим направлениям:

    получение начальных знаний по основам военной службы;

    формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера.

    V. Модель реализации программы

    1. Содержание образования.

    В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания - исторические, культурные, личностные проблемы.

    Чему будем учить и какие качества личности воспитывать?

    Мы будем формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты.

    Будем формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.

    2. Формы организации деятельности учащихся: уроки Мужества, социально-значимые акции, создание совета Дела, поисковых групп, деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся.

    Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)

    3. Материальная база: универсальный спортивный комплекс школы, кабинет ОБЖ, спортивный зал, материально-техническое обеспечение уроков ОБЖ, компьютеры, мультимедийные учебники.

    4. Ресурсная база: учителя  ОБЖ, учителя физкультуры, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог.

    VI. Ожидаемые результаты от реализации программы.

    Реализация Программы призвана способствовать:

    - развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России;

    - воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;

    - формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

    - созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

    VII. Механизм реализации Программы.

    Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся. Администрация школы осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.

    VIII. Оценка эффективности реализации Программы.

    Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

    Духовно-нравственные параметры:

    - повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;

    - повышение интереса к историческому прошлому города, области и страны;

    - утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;

    - проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.

    IX. Контроль и управление реализацией Программы.

    Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация ГБОУ СОШ № 321 Санкт-Петербурга. Классные руководители в установленном порядке готовят отчеты, предложения о работе с учащимися по патриотическому воспитанию и представляют их заместителю директора по воспитательной  работе.

    План основных мероприятий по реализации Программы гражданского и патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ №321.

    1.

    Изучение проектов постановлений, распоряжений, программ, положений, приказов, планов мероприятий по организации патриотического воспитания граждан.

    В течение учебного года

    Администрация школы

    2.

    Подготовка методических материалов по обеспечению формирования у подростков правильного репродуктивного поведения и установок на создание семьи как основы возрождения моральных ценностей.

    В течение учебного года

    Администрация школы

    3.

    Организация работы по патриотическому воспитанию детей.

    В течение учебного года

    Администрация школы

    4.

    Привлечение родителей учащихся  к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.).

    В течение учебного года

    Социальный педагог, заместитель директора по ВР, классные руководители

    5.

    Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы.

    В течение учебного года

    Руководители методических объединений, учителя-предметники

    6.

    Создание «методической копилки» разработок и сценариев мероприятий и классных часов с патриотической направленностью.

    В течение учебного года

    МО классных руководителей,

    зам. директора по ВР

    7.

    Изучение государственной символики Российской Федерации.

    В течение учебного года

    Классные руководители, учителя обществознания

    8.

    Организация и проведение месячников:

    - патриотического воспитания;

    - здорового образа жизни;

    - правовых знаний.

    февраль

    май

    Учителя физкультуры,

    педагог-организатор ОБЖ, зам. директора по ВР, социальный педагог

    9.

    Проведение воспитательных мероприятий и игр:

    • игра «Зарница»;
    • конкурс «А ну-ка, парни!»;
    • смотр строя и песни;
    • игры-конкурсы «Знай и люби Санкт-Петербург», «Русский мир»;
    • праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

    В течение учебного года

    Учителя физкультуры,  истории, классные руководители

    10.

    Проведение Уроков мужества.

    В течение учебного года

    Классные руководители, учителя-предметники

    11.

    Проведение спортивных праздников и соревнований.

    В течение учебного года

    Учителя физкультуры

    12.

    Проведение викторин, познавательных игр, конкурсов, связанных с углубленным знанием истории Отечества, биографий исторически значимых личностей, краеведением.

    По плану внеурочных мероприятий

    Зам. директора по ВР, классные руководители,

    педагог-организатор

    13.

    Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурса чтецов

     «С праздником Победы!».

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, учителя литературы

    14.

    Проведение конкурсов рисунков, песни на темы: «Я люблю тебя Россия», «Никто не забыт, ничто не забыто».

    По плану внеурочных мероприятий

    Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы

    Учителя ИЗО, музыки

    15.

    Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.

    В течение учебного года

    Педагог-организатор, учитель музыки

    16.

    Выпуск тематических стенгазет к памятным датам истории Отечества.

    По этнокалендарю

    Классные руководители

    17.

    Проведение концерта

    «Мы этой памяти верны».

    май

    Педагог-организатор, учитель музыки

    18.

    Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы.

    Сентябрь

    Январь

    Февраль

    май

    Классные руководители,

    педагог-организатор, учитель музыки

    19.

    Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, на сайте школы.

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР, педагог-организатор,

    обучающиеся

    20.

    Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, города, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников.

    В течение учебного года

    Директор школы, заместители директора по УВР и ВР

    21.

    Организация туристических автобусных экскурсий по Санкт-Петербургу и ЛО.

    По плану внеурочных мероприятий

    Классные руководители, учителя предметники

    22.

    Выставка детских рисунков

    «Я люблю тебя Россия»

    декабрь,

    февраль, май

    Зам. директора по ВР, педагог-организатор, учитель ИЗО

    23.

    Проведение семинаров по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на базе школы.

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР, социальный педагог

    24.

    Организация лектория для родителей.

    В течение учебного года

    Зам. директора по ВР, социальный педагог

     Задачи:

    •         изучение истории своего края;

    •         воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

    •         развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

    •         создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

    Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

    Формы:

    ·       конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений            

    ·       поисково-исследовательская работа

    ·       акции

    ·       инсценировки

    ·       уроки мужества

    Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

    Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.

    Героические события истории Санкт-Петербурга, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

    Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил , а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.

    Говоря о взаимодействии социального педагога с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:

    - сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.

    - развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.

    - поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.

    - участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.

    При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят.

    Взаимодействие социального педагога и классного руководителя.

    Работа социального педагога неразрывно связана с работой классного руководителя. Это обусловлено, прежде всего, тем, что наша работа направлена на главное – на человека, учащегося, воспитанника в социальной среде. И чем теснее контакт социального педагога и классного руководителя, тем весомее результаты их совместного труда с учащимися и их семьями.  Функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые практически всегда имеют учебную нагрузку, у меня, как у социального педагога, на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

    Классный руководитель, является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают количество детей, обучающихся в классе, количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей с девиантным поведением, и детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и детей.

    Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Чаще всего классный руководитель обращается ко мне тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

    Моя задача в работе с классными руководителями состоит в следующем:

    - помочь классным руководителям стать помощником и советчиком не только для детей, но и для родителей;

    - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей, их возрастными потребностями;

    -защищать учащихся от всех неблагоприятных факторов;

    - создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;

    - стать соединяющим звеном между классным руководителем и семьями учащихся;

    - оказать своевременную поддержку детям, попавшим в экстремальные ситуации: (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

    - принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий.

    В современной семье, как показывают статистические данные, 7,5 % педагогов считают, что родители не занимаются воспитанием своего ребенка. Отсюда и возникают разного рода проблемы, которые мы пытаемся решить. В то же время некоторые родители в своих проблемах обвиняют школу, педагогов. Только не себя. Отсюда возникает конфликт между семьей и педагогом, а в результате страдает ребенок, который вынужден приспосабливаться, врать, что приводит в конечном итоге к безнравственности.

    Во многих семьях родители не могут найти выход их сложившейся ситуации, в конечном итоге они вынуждены идти в школу за советом и помощью к социальному педагогу.

    Социальный педагог, работая в тесном контакте с классным руководителем, с семьями учащихся, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов.

    Эффективность такого сотрудничества зависит от успешного взаимодействия трех важнейших его составляющих: учитель-ученик-родитель. Если хотя бы одно звено из этого единства выпадает, то всем трудно достигнуть успеха в нашем деле. Я уделяю работе с родителями большое значение, стараюсь делать так, чтобы родители стали надежными союзниками школы.

    С этой позиции мы с классным руководителем ищем делового союза с родителями. Оправдывает себя работа лектория

    «Психолого - педагогические знания - родителям!»

    Лекторий ставит целью:

    - поддержание партнерских отношений с семьей ребенка;

    - совместное решение детских проблем;

    - взаимодействие с учителями, специалистами социальных служб и оказание помощи;

    -индивидуальные консультации для родителей;

    -выступления на родительских собраниях (результаты тестирования, анкетирования, выявления социально-неадаптированных уч-ся и т. д.);

    -выступления на общешкольных родительских собраниях, конференциях с целью повышения грамотности родителей в области социальных вопросов (социальная помощь различным категориям семей, опека, дети-инвалиды, малообеспеченные семьи, регистрация, прописка и т. д.)

    Главное, конечно, профилактическая работа с учащимися. Что для этого делаем?

    Организовываем воспитательную работу с детьми, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, -изучаем психолого-педагогические особенности личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

    -выявляем имеющиеся у детей проблемы и трудности, с одной стороны, и их интересы и потребности – с другой;

    - способствуем своевременному разрешению конфликтных ситуаций;

    -оказываю социальную помощь и поддержку учащимся;

    - обеспечиваем охрану жизни и здоровья, пропагандируем здоровый образ жизни среди детей и подростков;

    Известно, дети время проводят вне семьи, как правило,с одноклассниками, но нередко и с малознакомыми людьми, которые могут оказать пагубное влияние на подростка.

    Чтобы ребенок не поддавался влиянию пагубных привычек, понимал всю опасность этого явления, понимал об ответственности за нарушение общественного порядка, мы проводим профилактические беседы с привлечением специалистов района: нарколога, районного врача-инфекциониста, педиатра.

    В 2011-2012 учебном году провели цикл лекций на классных часах:

    «Чума 21 века»,«СПИДу-НЕТ», «Возрастные особенности ребенка»,

    «Поступок и проступок», «Закон и порядок» и др.

    Я провела открытое мероприятие для социальных педагогов и психологов «Мы за здоровый образ жизни!!!»

    Конкурс плакатов и стенгазет « НЕТ вредным привычкам!»

    Среди учащихся 9-11классовпровели анкетирование по темам: « Что я знаю о законе, правах и обязанностях», « Наркотики -это зло» и др.

    Взаимодействие социального педагога с классными руководителями

    Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и классного руководителя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связана самим ее объектом – это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.

     Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые практически всегда имеют  учебную нагрузку, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

     Классный руководитель, на мой взгляд, является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе  классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса (Приложение 1), в котором отражают количество детей проживающих в городе и в деревне, количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных,  неблагополучных семей, количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей с девиантным поведением, переростков, детей из семей чернобыльцев и детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные  затем составляют  социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и детей. (Приложение 2)

     Чаще всего  классный руководитель обращается к соц. педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

     Взаимодействие классного руководителя и соц. педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

     Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:

    оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

    своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

    принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

    взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

    получение какой-либо специальной информации или консультации.

    Анализируя опыт взаимодействия  классных руководителей и соц. педагогов возможно выделить следующие общие проблемы:

    организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

    выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;

    своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

    оказание социальной помощи и поддержки учащихся;

    способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;

    обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

    развитие демократических основ жизни детских коллективов;

    поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

    взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;

    Исходя из совместно решаемых  проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как  отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение  психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.

     Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, соц. педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе  работа с этими детьми происходит следующим образом:   выявляются,   заносятся в банк данных, после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости, с ними проводятся профилактические мероприятия  не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности,  сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.

     Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.

    Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.

    Приложение №1

    к «Программе профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений учащихся ГОУ ЦО № 1446 ».

    Порядок

    взаимодействия классных руководителей и сотрудников социально- психологической службы в рамках работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания.

    1.Работа классного руководителя по взаимодействию с администрацией, социально-психологической службой и учителями-предметниками.

     1.1 Классный руководитель и учитель-предметник обязаны обратиться в социально-психологическую службу в следующих случаях:

    Учащийся не выполняет школьные задания или поручения довольно длительное время при условии, что большинство сверстников справляется с работой.

    Учащийся имеет высокий уровень эмоциональных реакций (агрессивность, слезы и т. д.).

    Учащийся продолжительное время находится в депрессии, не желает общаться.

    Учащийся имеет низкий уровень концентрации внимания и слабую успеваемость.

    Учащийся имеет суицидальные идеи или преднамеренно наносит себе телесные повреждения.

    Учащийся, о котором известно, что он употребляет наркотики, алкоголь или токсические вещества, а также замечен в курении табака.

    Учащийся, набирающий или теряющий вес за короткий период.

    Учащийся, перестающий обращать внимание на личную гигиену.

    Учащийся, проживающий в материально или социально неблагополучной семье или замеченный в общении с лицами с асоциальным поведением.

    Учащийся неадекватно ведет себя на уроках, не реагирует на замечания учителя.

     Поведение учащегося представляет угрозу для материального или физического благополучия других учащихся.

    1.2 Классный руководитель обязан:

    -проводить работу с учащимися, требующими особого педагогического внимания в соответствии с функциональными обязанностями, планом работы с классом, «Приложением №1 к Положению о Совете по профилактике правонарушений»

     -документально оформлять всю работу с данными учащимися надлежащим образом (оформлять акты посещения домашних условий учащихся, протоколы бесед с учащимися, родителями, докладные, справки о проделанной работе, выписки оценок из классного журнала).

     -по первому требованию предоставлять администрации необходимые документы на учащихся, состоящих на ВШК, материалы о проделанной работе (в соответствии с Приложением №1 к Положению о Совете по профилактике правонарушений).

     -выполнять все рекомендации администрации, социально-психологической службы по работе с учащимися, требующими особого педагогического внимания.

     -участвовать в работе Совета по профилактике правонарушений по запросу Совета.

    1.3 При самостоятельной работе с учащимся, требующим особого педагогического внимания, классному руководителю и педагогу-предметнику необходимо:

     -постараться определить, что происходит с учащимся, применяя следующие методы:

    Индивидуальная беседа с учащимся.

    Беседа с одноклассниками учащегося.

    Беседа с родителями учащегося.

    Метод наблюдения за данным учащимся.

    Беседы с учителями-предметниками, обучающими данного ученика.

    Посещение домашних условий учащихся с целью изучения микроклимата дома.

     -попытаться узнать, что конкретно причиняет ему беспокойство в данный конкретный момент.

     -выявить наиболее актуальную проблему с точки зрения учащегося.

     -выявить те проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью учителя или взрослого.

     -совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем.

     -обсудить, что можно сделать с наибольшей эффективностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой.

     -постараться заметить сходство данной ситуации с предшествующей или недавними инцидентами (например, в сходном случае невыполнения социальных правил и норм).

    2.Работа социального педагога по взаимодействию с администрацией, классными руководителями и учителями-предметниками.

    2.1 Социальный педагог обязан:

    -проводить работу с учащимися, требующими особого педагогического внимания в соответствии с функциональными обязанностями, планом работы социального педагога, «Программой профилактики правонарушений, безнадзорности и наркомании учащихся школы», «Приложением №1 к Положению о Совете по профилактике правонарушений».

     -оказывать помощь классным руководителям в решении проблем с учащимися, требующими особого педагогического внимания, по распоряжению администрации или запросу в письменной форме от классных руководителей, в соответствии с функциональными обязанностями.

     - документально оформлять всю работу с данными учащимися надлежащим образом.

     -предоставлять администрации необходимую документацию на учащихся, состоящих на ВШК.

     -проводить родительские лектории по следующей тематике (по запросу администрации)

    Правовое воспитание и профилактика совершения несовершеннолетними противоправных действий.

    Профилактика злоупотребления ПАВ.

     -проводить тематические классные часы (по письменному запросу классного руководителя или администрации)

     -оказывать помощь классным руководителям в организации контроля за посещением учащимися, систематически прогуливающими школу, учебных занятий (по запросу классного руководителя, администрации)

     -посещать уроки и классные часы с целью проведения социально-педагогической диагностики, изучения микроклимата в классном коллективе, поведения учащихся на уроке (по запросу администрации, классных руководителей и индивидуальному плану работы социального педагога). Результаты диагностики доводить до сведения администрации. После обсуждения доводить до сведения классного руководителя.

     -посещать внеклассные мероприятия с целью изучения поведения учащихся, требующих особого педагогического внимания, в неформальной обстановке (по запросу администрации, классного руководителя).

    3. Работа педагогов-психологов по взаимодействию с администрацией, социальным педагогом, классными руководителями и учителями-предметниками.

    3.1 Педагоги-психологи обязаны:

    -осуществлять деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, планом работы, «Приложением №1 к Положению о Совете по профилактике правонарушений»

    -оказывать помощь администрации, классным руководителям в решении проблем с учащимися, требующими особого педагогического внимания, по распоряжению администрации или запросу в письменной форме от классных руководителей или социального педагога.

    совместно с классными руководителями, социальным педагогом разрабатывать программы взаимодействия с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Предоставлять данные программы администрации, классным руководителям.

    проводить индивидуальные консультации родителей, администрации, классных руководителей, социального педагога, учителей-предметников, учащихся (по запросу в письменной форме и согласно плану работы).

     - посещать уроки с целью выявления психологических особенностей отдельных учащихся и изучения микроклимата в классном коллективе (по запросу администрации, социального педагога, классных руководителей).

     - участвовать в работе Совета по профилактике правонарушений по запросу Совета.

    4. Работа учителей-предметников по взаимодействию с администрацией, социально-психологической службой, классными руководителями.

    4.1 Учитель-предметник обязан:

    -доводить до сведения классного руководителя сведения об учащихся с отклоняющимся поведением (п.1.1).

    - своевременно предоставлять на учащихся, требующих особого педагогического внимания, классным руководителям, администрации докладные в письменном виде.

    -проводить самостоятельную работу с учащимися, требующими особого педагогического внимания (п. 1.3).

    -выступать на заседаниях Совета по профилактике правонарушений.

    -выполнять рекомендации администрации, социально-психологической службы, классных руководителей по работе с классом и конкретными детьми.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - дети России"

    События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп н...

    Программа гражданского и патриотического воспитания ГБОУ школы № 495 Московского района Санкт - Петербурга на 2010-2015 годы

     В связи с демократическими трансформациями в нашей стране в последние годы широко обсуждается роль формирования гражданской культуры в становлении демократии. Становление демократического...

    Программа гражданского и патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

        Цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интере...

    Программа "Гражданское и патриотическое воспитание при обучении физике"

    Программа содержит пояснительную записку, обоснование актуальности, цели и задачи, принципы гражданско - патриотического воспитания, направления деятельности, формы организации, этапы реализации прогр...

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

    Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реа...