Главные вкладки

    Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".
    методическая разработка на тему

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическое обеспечение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл utverzhdayu.docx32.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиал

    МКОУ Богородской средней общеобразовательной школы

    Нестиарская основная общеобразовательная школа

    Программа

    курса внеурочной деятельности.

    «Хранители природы»

    (социальное направление).

    Руководитель:

    Чибисова В.Е. учитель экологии

    Программа курса внеурочной деятельности

    "Хранители Природы"

    (социальная деятельность)

    1. Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Экология для ребенка – это все, что его окружает: и дерево, и жучки, и птицы, прилетающие к кормушке и, наконец, сам человек. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.Через познание живого у детей происходит одухотворения бытия, эстетическое восприятия, формируется этика взаимодействия человека с миром. Ведь мы не одни на этой огромной планете, и, как бы мы не отделялись от природы, мы неразрывно связаны и с огромным китом, облюбовавшим просторы океана, и с маленьким комариком, надоедливо жужжащим над ухом. Здесь нет ничего лишнего, ни одного животного, ни одного растения. Это должен понимать каждый. И, понимая, любить.

             Человек не может расти, развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства, ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Более  актуальными для младших школьников являются эмоциональные  переживания, связанные с процессом общения с объектами природы, а также разнообразная деятельность в ней. Но, как и все основные качества человека, любовь к природе формируется в школьном возрасте. Не случайно  программа курса  «Хранители Природы» включает в себя знакомство с основами  экологической культуры.

     Новизна программы заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: ученик является главной фигурой учебного и воспитательного  процесса, активность, личные нравственные качества  становятся ведущей чертой его  воспитательной деятельности, учитель опирается на индивидуальные особенности ученика.

    Цель:создание условий для формирования экологической культуры в воспитании гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

        Задачи:

    - обучение- формирование  знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека; экологические проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;

    - развитие - способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; в волевой сфере – формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

    - воспитание-ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении  экологических целей,  способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

                Программа может быть реализована при проведении внеурочной  воспитательной работы, программа рассчитана на младших школьников 7 – 11 лет

    2. Основные направления работы

    - познавательное;

    -познавательно – развлекательное;

    - практическое;

    - исследовательское.

             Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, викторины.

    Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Хранители Природы»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной насекомых, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

          Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    3. Предполагаемый воспитательный результат работы кружка

    • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы;
    • развитие интереса к их познанию;
    • формирование бережного отношения к богатствам природы и общества;
    • формирование навыков правильного поведения  в природной и социальной среде.

               Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники:

    - «День земли», «День морей»,  «Всемирные Дни Наблюдений за прилётом и отлётом птиц» (октябрь, май);

    -  конференции с презентацией  своей работы по сезонам (лето – весна, осень, зима);  

    - участие в конкурсах рисунков, фотографий, поделок, кормушек (зимой), скворечников (весной);

    - правоохранная деятельность с изготовлением памяток, листовок.

    4. Содержание программы

    № раздела

                Тема

    Всего   часов

              Количество часов

         Теория

    Практика

          1

    Введение.  Что такое экология?

                1

               1

    2

    Живое и неживое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.

    • Книга Природы: осень;
    • Книга Природы: зима;
    • Книга Природы: весна

               12

               12

                 8

               4  

               6  

               3      

             8

             6

             5

    3

    Подведение итогов

                 1

               1

    Всего

    34

    15

    19

    5. Учебно – тематическое планирование

    № п/п

         Дата

    Тема

    занятия

                        Виды занятий

    Кол-во ча-

    сов

    Теоретические

       (15 занятий)

    Практические    экскурсии

     (19 занятий)      

    план

    факт

      1

    Введение (1 ч). Планирование работы кружка на новый  учебный год.

       Беседа.

      1

       2

    Осень (12 ч)

     «Мы - жители планеты Земля». (Создание ситуации понимания единства всех живых существ).

    Создаём свой рисунок  « Мы - жители планеты Земля».

       1

      3

    Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень.

    Составляем «Книгу Природы: осень».

       1  

      4

    Наблюдения за изменениями в природе.

    Экскурсия на пришкольный участок.

       1

       5

    «Кто улетит, а кто останется». (Беседа о Всемирных Днях Наблюдений Птиц).

    Просмотр презентации о перелётных птицах.

    Д/З.  2 -3 октября Наблюдения за перелётными птицами

    (анкеты).

      1

      6

    Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник.

    Экскурсия на пришкольный участок.

      1

      7

    Практикум «Хлебные крошки». Беседа

    « Кто чем питается? Забота о птицах».

    Д. з. Изготовление кормушек.

    1

      8

    Экологический проект

    « Чистый берег».

    Презентация

    « Как загрязняются реки?».

      1

      9

    Ноябрь – Листогной.

    Экскурсия на пришкольный участок.

      1

     10

    Операция «Листопад».

    «Убери листочки и закопай».

     Акция  «Уберём

    пришкольный участок от листьев!»

      1

     11-

     12

    Куда прячутся насекомые осенью?

    Акция « Не сжигайте листья!»

    Презентация.

    Экскурсия на пришкольный участок и на берег реки.

      2

     13

    Завершаем работу над  «Книгой Природы: осень».

    Оформление стенда

      1

     14

    Зима (12 ч)

    Декабрь  -  Студенец.

     Выпуск листовок

    « Покормите птиц зимой!»

       1

     15

    «Здравствуй,

    Зимушка-зима!»

    Акция «Покормите птиц зимой!»

    (Развешиваем кормушки.)

     Конкурс «Лучшая кормушка -2011»

       1

     16

    Разнообразие Царства растений.

    Чтение рассказа

    « Трава здоровья».

    Коллективное панно « Моё любимое растение».

       1

     17

    Январь – Просинец.

    Распознавание растений зимой.

    Зимняя экскурсия на пришкольный участок.

      1

    18

    Деревья моего двора зимой.

    Сказка «О берёзе и иве».

    Рисунки

    «Зимние силуэты деревьев».

       1

    19

    Хвойные и лиственные растения области.

    «Лиственница».

    (Сезонные изменения).

       1

    20

    Операция « Следы на снегу».

    Экскурсия. «Узнай животное по следу».

       1

    21

    Комнатные растения и уход за ними.

    Практическое.

        1

    22-

    23

    Февраль – Бокогрей

    «Роль снега в жизни растений и животных».

    Беседа « Зачем нужен снег?»

    Экскурсия.

    Наблюдение и зарисовка

    « Самая красивая снежинка»

       2

    24

    «За здоровое питание».

    Конкурс рисунков, плакатов, стихотворений

       1

    25

    Весна (8 ч)

    Март – Протальник.

    « Встречаем красавицу весну».

    Наблюдения за изменениями в жизни травянистых и древесных растений.

    (Экскурсия.)

    2

    26

    Изменения в жизни животных.

    (Экскурсия)

    27

    Операция «Первоцвет».

    Презентация

    «Первоцветы».

    28

    Апрель – Снегогон.

    Изменения в природе.

    Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях.

      1

    29

     Возвращение перелётных птиц в родные края.

    «Всемирные Дни Наблюдений за прилётом Птиц».

    Коллективная работа по составлению списка перелётных птиц области и сроков их прилёта.

    Экскурсия.

    Наблюдения за птицами.

    Наблюдение за цветущими растениями

       1

    30

     Возвращение перелётных птиц в родные края.

    Презентация

    «Перелётные птицы».

    Выпуск газеты  

    « Перелётные птицы».

       1

    31

    Создаём  «Книгу Природы: весна».

    Конкурс рисунков, поделок.

    Экскурсия «Наши братья меньшие». (Наблюдение за насекомыми).

        1

    32

    Май – Травень.

    Рисунки по теме

     «Цветущие растения».

       1

    33

    Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.

    Посадка декоративных растений на пришкольном участке.

        1

    34

    Подведение итогов экологической работы кружка. (1ч)

    Обобщение экологической деятельности учащихся.

       1

    Итого

      34

    6. Методическое обеспечение

    Организационные блоки обучения:

    Организованная деятельность

    • Циклы наблюдений за животными и растениями-обитателями участка ОУ
    • Экскурсии, походы
    • Рассматривание картин, объектов живой природы
    • Беседы, чтение художественной литературы

    Совместная деятельность взрослого с ребёнком

    • Изготовление поделок из природного материала
    • Фотографирование объектов живой и неживой природы
    • Наблюдения за сезонными явлениями природы, ведение Дневника наблюдений
    • Поисковая деятельность

    Самостоятельная деятельность детей

    • Разные виды игр
    • Экспериментирования
    • Уход за растениями в классной комнате   и на пришкольном участке

    Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,  

    оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора  

    поступка по отношению к природе.

    Практическая деятельность осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.

               Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические игры, творческие задания, практические работы, создание экологических проектов и презентаций, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, разработка экологических знаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток, альбомов, беседы, чтение художественной  и научной литературы, проведение викторин, различных конкурсов.

              Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в проведении общешкольного утренника « День Земли», помощь в озеленении классной комнаты,  помощь учащимся в заполнении различных анкет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

    Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"

         Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

    ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

    Представленная целостная программа разработана для уча­щихся основной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено...

    Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

    Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

    Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

    Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

    Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

    Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...

    Теплов Константин Борисович. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Традиционное каратэ в курсе Физической культуры»

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Традиционное каратэ в курсе Физической культуры» для 5-9 классов. Направление – спортивно-оздоровительное. Нормативный срок освоения ...