Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".
методическая разработка на тему

Чибисова Валентина Евгеньевна

Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utverzhdayu.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал

МКОУ Богородской средней общеобразовательной школы

Нестиарская основная общеобразовательная школа

Программа

курса внеурочной деятельности.

«Хранители природы»

(социальное направление).

Руководитель:

Чибисова В.Е. учитель экологии

Программа курса внеурочной деятельности

"Хранители Природы"

(социальная деятельность)

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Экология для ребенка – это все, что его окружает: и дерево, и жучки, и птицы, прилетающие к кормушке и, наконец, сам человек. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.Через познание живого у детей происходит одухотворения бытия, эстетическое восприятия, формируется этика взаимодействия человека с миром. Ведь мы не одни на этой огромной планете, и, как бы мы не отделялись от природы, мы неразрывно связаны и с огромным китом, облюбовавшим просторы океана, и с маленьким комариком, надоедливо жужжащим над ухом. Здесь нет ничего лишнего, ни одного животного, ни одного растения. Это должен понимать каждый. И, понимая, любить.

         Человек не может расти, развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства, ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Более  актуальными для младших школьников являются эмоциональные  переживания, связанные с процессом общения с объектами природы, а также разнообразная деятельность в ней. Но, как и все основные качества человека, любовь к природе формируется в школьном возрасте. Не случайно  программа курса  «Хранители Природы» включает в себя знакомство с основами  экологической культуры.

 Новизна программы заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: ученик является главной фигурой учебного и воспитательного  процесса, активность, личные нравственные качества  становятся ведущей чертой его  воспитательной деятельности, учитель опирается на индивидуальные особенности ученика.

Цель:создание условий для формирования экологической культуры в воспитании гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

    Задачи:

- обучение- формирование  знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека; экологические проблемы и способы их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;

- развитие - способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; в волевой сфере – формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

- воспитание-ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении  экологических целей,  способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

            Программа может быть реализована при проведении внеурочной  воспитательной работы, программа рассчитана на младших школьников 7 – 11 лет

2. Основные направления работы

- познавательное;

-познавательно – развлекательное;

- практическое;

- исследовательское.

         Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, викторины.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Хранители Природы»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной насекомых, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

      Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

3. Предполагаемый воспитательный результат работы кружка

  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы;
  • развитие интереса к их познанию;
  • формирование бережного отношения к богатствам природы и общества;
  • формирование навыков правильного поведения  в природной и социальной среде.

           Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники:

- «День земли», «День морей»,  «Всемирные Дни Наблюдений за прилётом и отлётом птиц» (октябрь, май);

-  конференции с презентацией  своей работы по сезонам (лето – весна, осень, зима);  

- участие в конкурсах рисунков, фотографий, поделок, кормушек (зимой), скворечников (весной);

- правоохранная деятельность с изготовлением памяток, листовок.

4. Содержание программы

№ раздела

            Тема

Всего   часов

          Количество часов

     Теория

Практика

      1

Введение.  Что такое экология?

            1

           1

2

Живое и неживое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.

  • Книга Природы: осень;
  • Книга Природы: зима;
  • Книга Природы: весна

           12

           12

             8

           4  

           6  

           3      

         8

         6

         5

3

Подведение итогов

             1

           1

Всего

34

15

19

5. Учебно – тематическое планирование

№ п/п

     Дата

Тема

занятия

                    Виды занятий

Кол-во ча-

сов

Теоретические

   (15 занятий)

Практические    экскурсии

 (19 занятий)      

план

факт

  1

Введение (1 ч). Планирование работы кружка на новый  учебный год.

   Беседа.

  1

   2

Осень (12 ч)

 «Мы - жители планеты Земля». (Создание ситуации понимания единства всех живых существ).

Создаём свой рисунок  « Мы - жители планеты Земля».

   1

  3

Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень.

Составляем «Книгу Природы: осень».

   1  

  4

Наблюдения за изменениями в природе.

Экскурсия на пришкольный участок.

   1

   5

«Кто улетит, а кто останется». (Беседа о Всемирных Днях Наблюдений Птиц).

Просмотр презентации о перелётных птицах.

Д/З.  2 -3 октября Наблюдения за перелётными птицами

(анкеты).

  1

  6

Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник.

Экскурсия на пришкольный участок.

  1

  7

Практикум «Хлебные крошки». Беседа

« Кто чем питается? Забота о птицах».

Д. з. Изготовление кормушек.

1

  8

Экологический проект

« Чистый берег».

Презентация

« Как загрязняются реки?».

  1

  9

Ноябрь – Листогной.

Экскурсия на пришкольный участок.

  1

 10

Операция «Листопад».

«Убери листочки и закопай».

 Акция  «Уберём

пришкольный участок от листьев!»

  1

 11-

 12

Куда прячутся насекомые осенью?

Акция « Не сжигайте листья!»

Презентация.

Экскурсия на пришкольный участок и на берег реки.

  2

 13

Завершаем работу над  «Книгой Природы: осень».

Оформление стенда

  1

 14

Зима (12 ч)

Декабрь  -  Студенец.

 Выпуск листовок

« Покормите птиц зимой!»

   1

 15

«Здравствуй,

Зимушка-зима!»

Акция «Покормите птиц зимой!»

(Развешиваем кормушки.)

 Конкурс «Лучшая кормушка -2011»

   1

 16

Разнообразие Царства растений.

Чтение рассказа

« Трава здоровья».

Коллективное панно « Моё любимое растение».

   1

 17

Январь – Просинец.

Распознавание растений зимой.

Зимняя экскурсия на пришкольный участок.

  1

18

Деревья моего двора зимой.

Сказка «О берёзе и иве».

Рисунки

«Зимние силуэты деревьев».

   1

19

Хвойные и лиственные растения области.

«Лиственница».

(Сезонные изменения).

   1

20

Операция « Следы на снегу».

Экскурсия. «Узнай животное по следу».

   1

21

Комнатные растения и уход за ними.

Практическое.

    1

22-

23

Февраль – Бокогрей

«Роль снега в жизни растений и животных».

Беседа « Зачем нужен снег?»

Экскурсия.

Наблюдение и зарисовка

« Самая красивая снежинка»

   2

24

«За здоровое питание».

Конкурс рисунков, плакатов, стихотворений

   1

25

Весна (8 ч)

Март – Протальник.

« Встречаем красавицу весну».

Наблюдения за изменениями в жизни травянистых и древесных растений.

(Экскурсия.)

2

26

Изменения в жизни животных.

(Экскурсия)

27

Операция «Первоцвет».

Презентация

«Первоцветы».

28

Апрель – Снегогон.

Изменения в природе.

Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях.

  1

29

 Возвращение перелётных птиц в родные края.

«Всемирные Дни Наблюдений за прилётом Птиц».

Коллективная работа по составлению списка перелётных птиц области и сроков их прилёта.

Экскурсия.

Наблюдения за птицами.

Наблюдение за цветущими растениями

   1

30

 Возвращение перелётных птиц в родные края.

Презентация

«Перелётные птицы».

Выпуск газеты  

« Перелётные птицы».

   1

31

Создаём  «Книгу Природы: весна».

Конкурс рисунков, поделок.

Экскурсия «Наши братья меньшие». (Наблюдение за насекомыми).

    1

32

Май – Травень.

Рисунки по теме

 «Цветущие растения».

   1

33

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.

Посадка декоративных растений на пришкольном участке.

    1

34

Подведение итогов экологической работы кружка. (1ч)

Обобщение экологической деятельности учащихся.

   1

Итого

  34

6. Методическое обеспечение

Организационные блоки обучения:

Организованная деятельность

  • Циклы наблюдений за животными и растениями-обитателями участка ОУ
  • Экскурсии, походы
  • Рассматривание картин, объектов живой природы
  • Беседы, чтение художественной литературы

Совместная деятельность взрослого с ребёнком

  • Изготовление поделок из природного материала
  • Фотографирование объектов живой и неживой природы
  • Наблюдения за сезонными явлениями природы, ведение Дневника наблюдений
  • Поисковая деятельность

Самостоятельная деятельность детей

  • Разные виды игр
  • Экспериментирования
  • Уход за растениями в классной комнате   и на пришкольном участке

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,  

оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора  

поступка по отношению к природе.

Практическая деятельность осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.

           Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические игры, творческие задания, практические работы, создание экологических проектов и презентаций, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, разработка экологических знаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток, альбомов, беседы, чтение художественной  и научной литературы, проведение викторин, различных конкурсов.

          Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в проведении общешкольного утренника « День Земли», помощь в озеленении классной комнаты,  помощь учащимся в заполнении различных анкет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"

     Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся основной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хранитель культуры и добра" для 6 классов

Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире. ...

Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека"

Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека для обучающихся 5-6 классов направленена на формирование экологической культуры...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"

Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....