«СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
методическая разработка на тему

Вардугина Светлана Николаевна

Семинар для педагогов школы с приложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.doc266 КБ
Office presentation icon seminar.ppt2.84 МБ
Office presentation icon sovety.ppt797.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОГО

ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Разработала педагог-психолог

Вардугина С.Н.

                                                   

                                                  Март, 2014г.

План проведения:

  1. Актуальность проблемы профессиональной деформации педагогов.
  2. Педагогическая деятельность и синдром эмоционального сгорания.
  3. Синдром эмоционального сгорания:
  • симптомы,
  • стадии.

     4.Профилактика эмоционального сгорания. Практическая работа.

ЦЕЛЬ: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ:

I        Образовательная:

  • Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание, синдром эмоционального сгорания, стресс, его фазы и симптомы.
  • Познакомиться с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.

II        Развивающая:

  • Активизировать размышления о значимости психического здоровья и его влияния на профессиональную деятельность педагога.
  • Отработка навыков регуляции психоэмоциональным состоянием.

III        Воспитательная:

  • формирование ответственного поведения за собственное здоровье.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Методика «Эмоциональное выгорание учителя», бланки, ключи
  • Мультимедийная установка (презентация)
  • Музыкальный центр (музыка для релаксации)
  • Буклет по профилактике  профессионального выгорания педагога

Время проведения: 80-85 минут

Участники: педагог-психолог, педагоги школы

Актуальность

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание". Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога.

Поэтому лозунг «Учитель здоровья – здоровый учитель» сегодня тоже актуален. Без поддержки здоровья учителя мы не достигнем поставленных целей. Под словосочетанием «здоровый учитель» имеется в виду вовсе не физически крепкий человек с хорошо развитой мускулатурой. Смысл здесь несколько иной. Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека.

Выгоревший по какой-либо причине человек неэффективен в своих действиях и целях, особенно если это касается обучения и воспитания здоровых детей.

 Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя.

Данный семинар адресован педагогам, руководителям образовательных учреждений.

Вступительное слово педагога-психолога. 

- Сегодня речь пойдет  о таком явлении  в нашей рабочей  жизни, которое изрядно  портит нам эту самую жизнь.   Представьте себе такую ситуацию – вам нравится работа, коллектив хороший, вами  довольно начальство.     Вроде бы  работать и работать ….  Но …. Мы с вами  постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее. В течение занятия нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия.

           Все педагоги встают в круг. Рассчитайтесь на 1-ый и 2 –ой.

        Первые номера становятся внутренним кругом, для этого делают шаг вперёд. Вторые – внешним и остаются на своих местах. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

        Здравствуй, друг!          Здороваются за руку.

        Как ты тут?                    Хлопают по плечу друг друга.

        Где ты был?                   Дёргают за ушко друг друга.

        Я скучал!                        Кладут руки себе на сердце.

        Ты пришёл!                    Разводят руки в стороны.

        Хорошо!                         Обнимаются.

- (Далее участников нужно разделить на две команды. Приглашаются два человека из числа участников. Им задается вопрос, отвечая на который они выбирают второго члена своей команды из общей группы. Второй вопрос задается уже выбранному, второму члену команды – так появляется третий и т.д.)

Примерный перечень вопросов:

С кем из присутствующих вы полетели бы в космос?

У кого из присутствующих есть черты характера, похожие на ваши?

У кого бы вы спросили совета?

Для кого не пожалели бы личного времени?

С кем бы вы совершили прыжок с парашюта?

Кому бы подарили маленького ежика?

Чьи детские фотографии вы бы хотели посмотреть?

К кому бы вы сходили в гости?

Кого бы взяли с собой в туристический поход?

С кем бы вы посекретничали?

Koro бы вы поддержали в трудную минуту?

Кто по-вашему любит поспать?

Кого бы вы назвали душой компании?

С кем бы вы погуляли под луной?

К кому бы вы заглянули на урок?

Кто сегодня выглядит эффектно?

С кем бы вы поделились конфетой?

У кого самая очаровательная улыбка?

У кого есть муж?

Кто мечтает отдохнуть на море?

Для кого школа-дом родной?

Кому бы вы купили шоколадку?

К кому бы вы заглянули на огонек?

Кто бывал в кабинете директора?

После того,  как команды сформированы, им по жребию присваивается название «Трудоголики» и «Пофигисты». Все рассаживаются за столы по командам.

(Слайд №2)

Может кому-то знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что, что-то сломалось внутри. И вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а раздражает, ученики вызывают лишь негативные эмоции. Раздражение готово перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу, невзирая на сидящую в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване, бессмысленно уставившись в экран телевизора, поглощаете один за другие бутерброды или, напротив, с отвращением смотрите на холодильник... Такое психическое состояние названо психологами синдромом «эмоционального сгорания» это, хорошо знакомое явление в школах.

(Слайд№3)

Термин (эмоциональное сгорание) был введен американским психиатром X. Дж. Френденбергером в 1960 году. Термин характеризовал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

« Синдром эмоционального выгорания - поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам».

(Слайд №4)

«Выгорание персонала» быстрее и заметнее происходит в тех сферах, где профессионал проявляет к субъектам профессиональной деятельности внимание, участие, душевную теплоту.

Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных отношений, имеющих яркую эмоциональную окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания. Это происходит постепенно, в три стадии.

(Слайд №5)

Стадии синдрома выгорания

1. Эмоциональное истощение - первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат - в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет

2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» педагог с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих коллегах и учениках. Это характерно для второй стадия выгорания - деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с детьми. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

3. На третьей стадии - редукции личностных достижений -

отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).

Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

(Слайд № 6)

Вулкан (показ)

- Вот так психологи с помощью вулкана представили синдром выгорания. Сначала приглушение эмоций, затем негативные чувства к людям, с которыми работаете, постепенно утрачиваете профессиональные ценности. И вулкан внутри человека оживает и эта негативная лава выплескивается наружу.

Как синдром, выгорание включает в себя группу симптомов, которые проявляются вместе.

Поскольку выгорание - процесс индивидуальный, не все из них обнаруживаются одновременно, как правило, в картине выгорания имеют место несколько наиболее выраженных симптомов.  Прежде чем обратиться к симптомам, по которым можно определить состояние «эмоционального сгорания» давайте продиагностируем себя и определим, свой уровень эмоционального сгорания, ответив на ряд вопросов. Постарайтесь отвечать честно, "положа руку на сердце". Про себя посчитайте количество положительных ответов.

(Слайд № 7,8,9, 10)

Диагностика уровня эмоционального выгорания

  1. Снижается ли эффективность Вашей работы?
  2. Потеряли ли Вы часть инициативы на работе?
  3. Потеряли Вы интерес к работе?
  4. Усилился ли Ваш стресс на работе?
  5. Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы?
  6. У вас часто болит голова?
  7. У вас часто болит живот?
  8. Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму?
  9. У вас проблемы со сном?
  10. Ваше дыхание стало прерывистым?
  11. У Вас часто меняется настроение?
  12. Вы легко злитесь?
  13. Вы легко подвергаетесь фрустрации?
  14. Вы стали более подозрительным, чем обычно?
  15. Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда?
  16. Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)?
  17. Вы стали менее гибким?
  18. Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других?
  19. Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше?
  20. Вы частично утратили чувство юмора?

           Менее 10 баллов – У Вас не отмечается синдром эмоционального выгорания.

           10-15 баллов – формирующийся синдром выгорания

           15 и более – наличие синдрома

- Теперь каждый из Вас знает степень своего выгорания и так давайте перейдем непосредственно к расшифровке симптомов сгорания.

Прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь ещё раз убедиться, есть ли у вас признаки эмоционального выгорания

(Слайд №12)

Психофизические симптомы

  • Чувство постоянной усталости.
  • Ощущение эмоционального и физического истощения;
  • Снижение восприимчивости (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • Слабость, снижение активности и энергии.
  • Частые беспричинные головные боли.
  • Постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • Бессонница;
  • Постоянное заторможенное сонливое состояние;
  • Отдышка или нарушение дыхания;
  • Ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.

(Слайд №13)

Психологические симптомы

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия
  • Повышенная раздражительность
  • Частые нервные срывы
  • Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» и «я не справлюсь»;
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получиться»).

(Слайд №14)

Поведенческие симптомы

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  •  «Застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности;
  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

(Слайд №15)

Интеллектуальные симптомы

  • уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
  • уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, конфликтов;
  • увеличение скуки, тоски, апатии, и как следствие - недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;
  • предпочтение стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу;
  • безразличие к новшествам, нововведениям;
  • малое участие или полный отказ от участия в развивающих экспериментах ( образовании, повышении квалификации);
  • формальное выполнение работы

(Слайд №16)

Социальные симптомы

  • нет времени, энергии и желания для социальной активности;
  • уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы;
  • социальные контакты ограничиваются только работой;
  • скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими;
  • ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

(Слайд № 17)

-Каковы же причины возникновения синдрома профессионального выгорания у педагогов?

Причины возникновения состояний профессионального выгорания в педагогической деятельности.

  • высокая эмоциональная включенность в деятельность-эмоциональная перегрузка
  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам
  • жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния
  • организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование
  • ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

(Слайд № 18)

- К чему приводит синдром профессионального выгорания? Три следствия профессионального выгорания

Первое — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второе — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими. Преобладают объект-объектные отношения.

Третье — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

- Вот те стадии, симптомы, причины и следствия профессионального выгорания. Кому-то может быть стоит задуматься о своем психическом здоровье, а кому-то можно ещё уберечь себя от появления этого синдрома.

(Слайд № 19)

- Давайте рассмотрим таблицу, две позиции учителя и попытаемся определить,  какая из позиций педагогов подвержена синдрому профессионального выгорания, а какая – нет. Аргументируйте.  (Группам раздаются таблицы, 2 минуты на обсуждение)

Учитель

Позиция, вызывающая появления синдрома эмоционального сгорания

Позиция,

при которой синдром эмоционального сгорания

не проявляется

Учитель-1

Учитель-2

Ориентирован

На использование личного влияния

На использование власти закона

Позиция по отношению к детям

«Главное любить ребенка и делать его таким, каким я его хочу видеть».

«Главное- уважать ребенка и

ориентироваться на его потребности развития».

Стратегический подход при воздействии

«Делай, как я сказал».

«Ты знаешь о правилах И последствиях, делай свой выбор».

Выбор меры воздействия на детей

Руководствуется собственным здравым смыслом

Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур

Выбор способа подачи учебного материала

Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники

Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала

Подход к поурочному оцениванию

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом

Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами

Способ итогового

оценивания

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения

Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат

(Делаются выводы после задания)

- Мы не будем рассматривать нерациональные способы борьбы со стрессом. Все и так понимают, что с помощью алкоголя, никотина агрессии проблемы не решить. Мы рассмотрим рациональные способы, а именно психологические. Проблема сама по себе редко разрешается, если не приложить определенные усилия. Её нужно проговаривать, прорабатывать. И вот именно этим мы с вами и займемся.

Задание № 1

-Сейчас  в режиме мозгового штурма в течение 2 минут должны выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции «Почему хорошо быть трудоголиком?», «Почему хорошо быть пофигистом?». Затем по очереди вы будете обмениваться тезисами. Победит та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции чьи тезисы будут более убедительными.

(Работа в группах).

- Кем же лучше быть«Трудоголиком» или  «Пофигистом»? (Команды отвечают)

-Каждый человек в жизни выбирает ту позицию, которая удовлетворяет его профессиональные потребности.

Задание №2

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

(Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. В течение 3 минут одна команда - напишет как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно вторая команда - напишет как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, команды могут подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.  Затем представитель от каждой команды представит свои темы.)

- У каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Задание №3

Упражнение «Дерево качеств».

- Все мы знаем, что рабочий день учителя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Однако, следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются учителем как трудные, сложные, опасные. А то, как воспринимается ситуация во многом зависит от наших личностных особенностей. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессионального выгорания, психологи выделяют те особенности, которые у вас представлены в виде листочков. Вы из этого набора качеств  будете выбирать те качества, с которыми у вас ассоциируется синдром профессионального выгорания. Затем представитель команды выйдет и прикрепит ваше мнение на магнитную доску.  (Время 2 минуты)

- Учитель, обладающий этим «набором» качеств, не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаю к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Эти качества вы можете взять из второго набора в форме корней. Таким образом, вы к каждому «листочку» подберете «корень». Представитель команды прикрепит корни к вашему дереву и обоснует свой выбор. (Время 2 минуты)

- : Получились деревья. Давайте оценим устойчивость наших деревьев. Бурю, какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл (подсчитывается по количеству качеств в корне).

- Посмотрите каждая команда на свое дерево. Обратите внимание на ваши качества - помощники, которые вас поддерживают. А теперь, подумайте о том, чего-то вам может быть не хватает, но вы хотели бы, чтобы это у вас было, вы знаете, что оно вам будет полезно для укрепления вашего эмоционального благополучия, а для этого мы выполним упражнение.

Задание №4

Упражнение «Идеальная производственная ситуация»

- Если бы вы сами создавали любые условия, все, что вам нужно для хорошей работы, что бы вы сделали? Представьте, идеальную ситуацию для своей работы, можете подкрепить рисунками, а может команда и обыграть. Выберите человека, который представит вашу идеальную работу. (3 минуты)

Ответы групп.

- Это наше идеальное, которое в первую очередь зависит от нас самих, от того насколько мы этого хотим. Спасибо, думаю, что каждый из нас будет к этому стремиться.

- А сейчас возьмите, пожалуйста, бланки для следующего упражнения. Вы видите на них незаконченные предложения. Ваша задача, не особо задумываясь, закончить их. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2 минуты.

Незаконченные предложения «Жил-был педагог»

  1. По утрам он просыпался и думал__________________________        

  2. Собираясь на работу, он_________________________________        

  3. Весь рабочий день он мечтал____________________________        

  4. Придя домой, он________________________________________        

  5. Засыпая, он думал______________________________________

- Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Спасибо.

- Это проективная методика, когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство - то дома подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив.

- Вот так возникшие проблемы можно проговорить, проработать. Еще способ

помешать развитию синдрома эмоционального сгорания или наоборот

предотвратить его наступление, это релаксация.

Юмор украшает нашу жизнь, расцвечивает ее яркими красками, дает хорошее настроение, положительные эмоции.

Снятие нервного напряжения - одна из важнейших функций смеха.

Задание №5

Упражнение «Искусственная улыбка - искренняя улыбка».

- Пожалуйста, растяните губы в улыбке. Одно условие - улыбаться должен только рот, остальная мускулатура- лица и глаза не должны участвовать в этом процессе. Держим не менее 30 секунд. Убрали улыбку. Сейчас еще один раз, и еще. А сейчас улыбнитесь искренне, от души. Это намного проще и приятней, не так ли? Улыбнемся друг другу. Как будто стало светлее и теплее вокруг. Так давайте делать это как можно чаще, и наша жизнь станет намного светлей! А дома попробуйте «проулыбать» каждую клеточку своего организма.

Упражнение «Благодарение» (под релаксационную музыку)

- Расположитесь     поудобнее,     расслабьтесь     и     прикройте глаза. Понаблюдайте за дыханием, оно должно стать совершенно спокойным

Выполняйте это упражнение с установкой, что все-таки лучше жить, чем умереть. Скажите сами себе:

Благодарю судьбу за то, что я живу. Благодарю за то, что могу дышать и ощущать жизнь всеми моими чувствами.

Какое счастье, что у меня есть глаза, которые могут видеть, уши которые могут слышать, язык и нос, которые могут ощущать вкус и аромат еды, которую я вкушаю.

Какое счастье, что у меня есть руки, которыми я могу делать любимые дела, какое счастье, что у меня есть ноги, которые передвигают меня туда, куда я захочу.

Благодарю моих родителей, что они дали мне возможность появиться на свет и владеть всем этим.

Благодарю моих учителей, которые научили меня писать и считать, чувствовать и размышлять, делать любимое дело, рассказали о многом из того, есть в этой жизни.

Благодарю судьбу за то, что она дала мне моих друзей.

Благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность любить, даже если эта любовь не была взаимной.

Благодарю жизнь за то, что в ней есть красота природы, в единении с которой можно испытывать блаженство.

Благодарю жизнь за то, что в ней есть дары искусства, которые сравнимы с дарами богов.

Запомните ощущения, которые возникли в момент выполнения этого упражнения и старайтесь прожить с этими ощущениями сначала один день, потом два, потом неделю. Вы делаете глубокий вдох и медленный выдох и открываете глаза.

Упражнение "Дождик"

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

- Я показала Вам лишь некоторые способы, методы, которые помогут Вам справиться с эмоциональным напряжением, а значит -предотвратить эмоциональное выгорание. Конечно, о всех способах мы просто не в состоянии рассказать.

- «Хочешь быть счастливым - будь им». Быть счастливым - это значит попытаться разгадать собственное «Я», набраться терпения и пройти все ступени самовоспитания, самосовершенствования, научиться владеть своими мыслями, чувствами, эмоциями.

И в заключении несколько коротких советов.(презентация)

- (Все стоят в кругу) Нашу работу мы завершим началом одного предложения: «Я желаю себе и другим...» (Все по очереди заканчивают предложение)

- Спасибо Вам за внимание и удачи Вам во всем!

(Каждому дается буклет-памятка с советами по рациональным способам снятия стресса)

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.

3. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987г.

4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., “Просвещение” 1986 г.

5. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.

 

МБОУ КСОШ №1                                                                                                                     Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Синдром эмоционального выгорания – поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам

Слайд 7

1. Снижается ли эффективность Вашей работы? 2. Потеряли ли Вы часть инициативы на работе? 3. Потеряли Вы интерес к работе? 4. Усилился ли Ваш стресс на работе? 5. Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы? 6. У вас часто болит голова? 7. У вас часто болит живот?

Слайд 8

8. Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму? 9. У вас проблемы со сном? 10. Ваше дыхание стало прерывистым? 11. У Вас часто меняется настроение? 12. Вы легко злитесь? 13. Вы легко подвергаетесь фрустрации? 14. Вы стали более подозрительным, чем обычно? 15. Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда?

Слайд 9

16. Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)? 17. Вы стали менее гибким? 18. Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других? 19. Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше? 20. Вы частично утратили чувство юмора?

Слайд 10

Менее 10 баллов – У Вас не отмечается синдром эмоционального выгорания. 10-15 баллов – формирующийся синдром выгорания 15 и более – наличие синдрома

Слайд 12

Чувство постоянной усталости. Ощущение эмоционального и физического истощения; Снижение восприимчивости (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); Слабость, снижение активности и энергии. Частые беспричинные головные боли. Постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Бессонница; Постоянное заторможенное сонливое состояние; Отдышка или нарушение дыхания; Ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.

Слайд 13

Безразличие, скука, пассивность и депрессия Повышенная раздражительность Частые нервные срывы Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» и «я не справлюсь»; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получиться»).

Слайд 14

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; Смена рабочего режима (увеличивает или сокращает время работы); Без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает; Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; «Застревание» на мелких деталях, не соответствующее служебным требованиям Злоупотребление алкоголем, возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Слайд 15

уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, конфликтов; увеличение скуки, тоски, апатии, и как следствие - недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; предпочтение стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу; безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или полный отказ от участия в развивающих экспериментах ( образовании, повышении квалификации); формальное выполнение работы

Слайд 16

нет времени, энергии и желания для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы; социальные контакты ограничиваются только работой; скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Слайд 17

высокая эмоциональная включенность в деятельность отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом жесткие временные рамки деятельности неумение регулировать собственные эмоциональные состояния организационные моменты педагогической деятельности: ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Слайд 19

Учитель-1 Учитель-2 Ориентирован На использование личного влияния На использование власти закона Позиция по отношению к детям «Главное любить ребенка и делать его таким, каким я его хочу видеть». «Главное- уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития». Стратегический подход при воздействии «Делай, как я сказал». «Ты знаешь о правилах И последствиях, делай свой выбор». Выбор меры воздействия на детей Руководствуется собственным здравым смыслом Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур Выбор способа подачи учебного материала Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала Подход к поурочному оцениванию Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами Способ итогового оценивания Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Синдром профессионального выгорания и его профилактика»

На стройке работали  четыре человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал «Я кладу кирпичи». Другой: «А я, все вкалываю и вк...

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Профессия учителя имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной ее особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, а также постоянное уча...

Методическая разработка "Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания"

   Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.В методической разра...

Синдром профессионального выгорания и его профилактика

Доклад на педагогическом совете в коррекционной школе...

Разработка психолого-педагогического семинара по теме: « Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Данная разработка может использоваться в качестве материала для психолого-педагогического семинара в общеобразовательной школе (для педагогов), а также для семинаров со специалистами любой структуры, ...

«Синдром профессионального выгорания и его профилактика»

В работе представлены материалы о педагогическом выгорании. Описаны стадии и приемы компенсации данного состояния....