Конспект занятия "Вежливые слова"
план-конспект на тему

Горбунова Ольга Веняминовна

Предлагаю вам конспект занятия для детей 1-4   классов по теме «Вежливые слова». На занятии  дети учатся анализировать свои поступки и поступки литературных героев; развивают связную речь, мышление; формируется уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:

 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель: повторить и закрепить знания детей о вежливых словах, используемых в разный жизненных ситуациях: приветствие, благодарность, извинение, просьба, прощение.

Задачи: совершенствовать речь детей, повысить познавательную культуру. Развитие познавательного интереса детей, мышления, умение делать выводы. Обогащать и активизировать словарь детей. Формирование культуры общения.

Оборудование:

  1. плакаты с высказываниями знаменитых людей “Вежливость проявляется в отношениях с людьми”, “Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к  людям”, “Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой ”, «Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид”, “Ничто не стоит так дешево и не цениться так дорого, как вежливость.”
  2. Вежливые слова (спасибо, извините…)
  3. 2 набора букв для игры “Соберите слово” (спасибо)
  4. Книга В.Осеевой “Вежливое слово”
  5. Цветы, бабочки
  6. Магнитофон
  7. Для сценки борода, шляпа, зонт

 Сценарий:

Вед. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наши сердца открываются для искренних и добрых людей.

Дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы вас приглашаем в царство вежливости и доброты.

1 уч.: Добрые слова не лень

                  Повторять мне 100 раз в день-

         Всем идущим на работу –

                  Кузнецу, врачу, ткачу-

                 “С добрым утром!”  я кричу.

                 «Добрый день» - кричу я вслед

                  Всем идущим на обед.

                 “Добрый вечер!”- так встречаю

                  Всех домой спешащих к чаю.

2уч. Шла вчера я по Садовой,

                Так была удивлена-

                Паренек белоголовый

                Закричал мне из окна:

                -С добрым утром!

                 С добрым утром!

                Я спросила: Это мне?-

                Улыбнулся он в окне,

                Закричал еще кому-то

               -С добрым утром!

                С добрым утром!

                Малышам и взрослым людям

                Паренек махал рукой,

                С ним теперь знакомы будем:

               Это Вовка,- есть такой!

Вед. Да, как приятно, когда приветствуют улыбкой. Дела звучат громче всяких слов,

А улыбка говорит: « Вы мне нравитесь. Я рада вас видеть”. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Исполняется песня “Улыбка”.

Вед. Ребята! Скажите, пожалуйста, какие слова называют волшебными? (ответы детей)

-        Какое волшебство они совершают?  (ответы детей).

Вед. Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Они служат добрыми помощниками в наших отношениях с окружающими нас людьми.

“Ничто не обходится нам так дешево и не цениться так дорого, как вежливость” - Это известные слова Сервантеса никогда не устареют.

Вежливый человек никогда не забудет первым произнести доброе слово - “ Здравствуйте!”

3уч. Здравствуйте, здравствуйте

                 ты так скажешь человеку

                 - Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

                 И наверно, не пойдет в аптеку

                 и здоровым будет много лет.

Вед. Вежливый человек  не забудет любую просьбу сопроводить словами “пожалуйста”, ”будьте любезны”, ”будьте добры”.

4уч. Отменить, что ли слово “пожалуйста”

                Повторяем его поминутно.

                Нет, пожалуй, что без  “пожалуйста”

                Нам становиться неуютно.

Вед. Если вам сделать что-то доброе что в таком случае вы скажите?

-Спасибо!

5уч. Мы всё припомнить не смоли бы

                Ведь это было столько раз

                За что мы говорим “спасибо”

                За все, что делают для нас.

Вед. Если вежливый человек случайно побеспокоит или причинит  кому-нибудь неудобство,

Обязательно скажет: “извините, пожалуйста ”или ”простите,  пожалуйста ”

5уч. Папа разбил драгоценную вазу.

                Бабушка с мамой нахмурились сразу.

                Но папа нашёлся: взглянув им в глаза

                И робко и тихо “Простите” сказал.

                И мама молчит, улыбается даже,

                Мы купим другую, есть лучше в продаже.

                Простите! Казалось бы, что в нём такого?

                А вот ведь какое  чудесное слово.

Вед. Вежливость-это не перчатки, которые надевают в особых случаях, а все остальное время хранятся в шкафу. Она должна стать тем, без чего нельзя обойтись, как без воздуха.

Давайте вспомним рассказ В.Осеевой “Волшебное слово”

Сценка: Павлик, Старичок

Автор: Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертит что-то на песке.

Павлик: Подвиньтесь!

Автор: Старичок подвинулся, и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика сказал:

Старичок: - С тобой что-то случилось?

Павлик: Ну ладно! А вам то что?

Старичок: мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

Павлик: Еще бы! Я скоро совсем убегу из дому!

Старичок: Убежишь?

Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я  ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает. А у самой сколько?

Старичок: Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой.

Старичок: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Павлик: Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет кататься, а меня не берет.

Старичок: Что же не берет тебя брат?

Павлик: А почему вы все спрашиваете?

Автор. Старик разгладил бороду.

Старичок: - Я хочу тебе помочь есть такое волшебное слово …

Автор: Павлик раскрыл рот.

Старичок: - Я скажу тебе. Это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом глядя  прямо в глаза…

Павлик: А какое слово?

Автор: Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то и громко добавил.

Старичок:  Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Павлик: Я попробую,- я сейчас же попробую.

Ведущий: Почему же Лена не давала Павлику краски? (ответы детей)

А почему после разговора со старичком бабушка дала Павлику самый лучший, румяный пирожок?

(ответы детей)

А как нужно говорить слово “пожалуйста”?  (ответы детей)

Вот рассказ про другого мальчика.

Однажды Вова Иванов поехал в театр. В трамвае он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова встал и сказал женщине: “ Садитесь! (хором), пожалуйста!”. Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову: (хором) ”Спасибо!”

Вдруг трамвай неожиданно остановился - Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: (хором) “Извините, пожалуйста!”

Звучит музыка, выбегает Баба-Яга.

Вед. Здравствуй, Бабушка-Яга!

Ребята, это же нечистая сила

Только зачем она здесь?

Баба-Яга:  Люблю детей радости лишать.

Про вежливые слова говорите, а сами толком их не знаете…

Ведущий: Ну что ж… Ребята, придется вам доказать, что вы самые добрые и вежливые.

Баба-Яга проводит игру “Пожалуйста”

Вед. Послушайте стихи, в них не хватает слов. Если вы внимательно будите слушать, то сумеете отгадать и произнести их хором.

Маша знала слов немало.

Но одно из них пропало.

А оно-то, как на грех,

Говориться чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если вас благодарят.  (Спасибо)

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но - представьте!- зря от Вити

Ждал я слова… (Извините)

Дядя Саша огорчён

Рассказал он вот о чем.

“Видел Настю я на улице сейчас.

Настя - славная девчонка,

Настя ходит в первый класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова … (Здрасте!)

Игра “Давайте говорить друг другу комплементы ”

Вед. А сейчас продолжите. Пожалуйста, предложения…

А) Если девочка несет тяжелую сумку.

Баба-Яга: Не мешай, не отвлекай её. (Ответы детей)

Б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой он должен …

Баба-Яга: побыстрей пройти вперед,  чтобы не мешать ей. (ответы детей)

В) Выходя из автобуса, мальчик должен…

Баба-Яга: Пропустить девочку вперед. (Ответы детей)

Баба-Яга: Расстроилась я, ошибок наделала.

Порадовали бы вы меня частушками.

  1. Петя в гости как придет,

Свой вопросик задает:

“А у вас гостям когда

Подается здесь еда?”

  1. Таньку “ксероксом” зовут-

Каждый это знает:

Сплетни, новости она

Быстро размножает.

  1. Старших может перебить,

Помешать беседе.

Ох, медвежливый какой

Одноклассник Федя!

  1. Коля ссорится с друзьями

Вход пускает кулаки

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

  1. Петя ловко ловит рыбу,

Может лодку смастерить.

Только “здравствуй” и ”спасибо”

Не умеет говорить.

Вед. Ребята, что вы скажите о таком “вежливом” поступке?

А. Барто “Вежливый поступок” (сценка)

Автор: Было лето,

Пели птички…

Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки в дверь вошли.

Не толкаются  девчонки,

Скромно стали в уголке

И беседуют. В сторонке

На английском языке

Девочки: Good morning!

-Hi! A am glad to see you!

- Nice to see you too!

-How are you?

-Fine, thanks.

Павлик понял:

“Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть они туристки!

В первый раз у нас в стране!”

И с трудом он по-английски

Произнес: Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою!

Было лето,  

Пели птички…

Две девчонки в электричке

Сели около окна.

- Между прочим,

Мы москвички,-

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

- Как же так!

Значит, я попал впросак!-

И теперь не пьёт, не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

Вед. Правильно ли поступил Павлик? (ответы детей)

Игра “кто быстрее сложит слово”

1уч. Ежели вы вежливы

                  И к совести не глухи,

                  Вы место без протеста

                  Уступите старухе.

2уч. Ежели вы вежливы

                  В душе, а не для виду,

                  В троллейбус вы поможете

                  Взобраться инвалиду.

3уч. И ежели вы вежливы

                  Вы, сидя на уроке,

                  Не будете с товарищем

                  Трещать как две сороки.

4уч. И ежели вы вежливы

                  То в разговоре с тетей,

                  И с дедушкой, и с бабушкой

                Вы их не перебьёте.

5уч. И ежели вы вежливы,

                  На тех, кто послабее

                  Вы нападать не будите

                  Пред сильными робея.

Вед. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?

Дети: В сердце человека!

Баба-Яга: Да, ребята - просто клад!

Как все вежливо говорят!

1уч. Да здравствует смелость, азарт, быстрота.

                  Да здравствует вежливость и доброта,

                  Да здравствуют добрые лица!

                  И пусть тот, кто злиться - стыдиться.

Песня “Вежливый вальс” (дети её исполняют, взявшись за руки)

  1. То жара на планете, то вьюга,

Только вместе нас не испугать.

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем уважать.

  1. Сердце бьётся то громче, то тише

Но любому всегда и везде

Так приятно “спасибо!” услышать

И «пожалуйста” молвить в ответ.

1уч. Всякой встрече грозит расставанье,

                  Но увидится с вами опять.

2уч. Так приятно сказать “до свидания!”

                  Чтобы “здравствуйте” завтра сказать.

3уч. Как бы ни было в жизни нам туго,

                   Нужно вежливость не растерять.

4уч. Мы окажем вниманье друг другу

                  И друг друга начнем уважать.

Баба-Яга прощается с детьми и уходит

Ведущий:  Ребята, давайте хором прочитаем слова на плакатах:

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой!

Вед. До свидания! Будьте взаимно вежливы. Этому также нужно учиться, чтобы не огорчение и досаду, а улыбку и радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершенные вами поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мерориятия "Слова-приятели"

Мероприятие разработано для внеклассного урока по русскому языку для классов ЗПР....

Конспект занятия "Слова-предметы"

Формирование понятия "слово-предмет", дифференциация понятий "звук-слово", "живой-неживой" (для детей старшей группы)....

Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....

Конспект урока "Слова категории состояния"

Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"...

Урок конспект "Вводные слова"

Основная  цель  данного урока  - отработать навыки пунктуационной и орфографической зоркости....

Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».

План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....