Внеклассное мероприятие" Поговорим об этикете"
методическая разработка (8 класс) на тему

Внеклассное мероприятие "Поговорим об этикете".Что означает слово "этикет"?Из истории этикета, конкурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Поговорим об этикете"25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для сташеклассников

 «Поговорим об этикете»

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

(АЛ. Чехов) Ведущий

Вам нередко приходилось слышать слово «этикет». Но каждый ли из вас знает, что оно означает? «Этикет» в переводе с французского — установленный порядок поведения, формы обхождения людей в обществе.

Этикет, как особая знаковая система, построен на условностях, принятых между людьми, но если вовсе отказаться от этих условностей, наша жизнь станет невыносимой. Мы и так сегодня страдаем от грубости, хамства, невоспитанности людей...

Правила этикета складывались в течение многих столетий. Некоторые из тех, к которым мы привыкли и принимаем как должное, относятся еще к рыцарским временам...

Конкурс 1.

«Из истории этикета»

Вопрос 1-й команде

Как исторически можно объяснить, почему мужчина (мальчик, юноша), входя в помещение, снимает головной убор?

(В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало, показывая тем самым, что пришел сюда с мирными намерениями.)

Вопрос 2-й команде

Как исторически можно объяснить, почему мужчина (мальчик, юноша), спускаясь по лестнице, идет впереди женщины (девушки)?

(В далеком прошлом у женщин были длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, мужчина спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая дорогу.)

Вопрос 1-й команде

(В прошлом рыцари для отражения опасности держали в руке холодное оружие или кастет. Протянутая открытая рука была знаком дружелюбия. Этим жестом рыцарь показывал, что в ней ничего нет.)

Вопрос 2-й команде

Как исторически можно объяснить, что мужчина (мальчик, юноша) должен идти по улице слева от женщины (девушки)?

(В средние века мужчина для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Сегодня справа от женщины ходят только военнослужащие, чтобы иметь свободной правую руку, которой отдают честь.)

Ведущий зачитывает отрывки из двух книг.

Конкурс 2.

«Национальные особенности этикета♦

Интересно отметить, что в разных странах этикет имеет свои национальные особенности, о которых мы должны помнить, чтобы в общении с представителями этих стран не попасть впросак.

Вопрос 1-й команде

Как исторически можно объяснить, что, здороваясь, мы пожимаем друг другу руки?

Один из русских, приглашенных в дом к англичанам, пожелал показать себя воспитанным человеком. Приветствуя хозяйку, поцеловал ей руку и сделал комплимент: «Какое у вас красивое платье!», а в разговоре часто употреблял слово «джентльмен». Хозяева дома больше не захотели приглашать этого человека в гости. Почему?

(Наш соотечественник совершил несколько непростительных ошибок. Во-первых, сдержанные англичане не позволяют себе публично целовать руки дамам, говорить им комплименты. А что касается слова «джентльмен», сами англичане говорят, что «истинный джентльмен тот, кто ни разу не произнес этого слова».)

Вопрос 2-й команде

Если ваши новые знакомые в Испании пригласили вас на обед или ужин, как вы поступите?

(В Испании первое приглашение лишь форма вежливости. От него следует отказаться, так же как и от второго. И лишь третье приглашение выражает истинное желание хозяев видеть вас в своем доме.)

Вопрос 1-й команде

Если вы хотите встретиться в Америке с друзьями, пойдете ли вы к ним по известному вам адресу сразу же после своего прибытия в Штаты?

 (У американцев не принято ходить в гости без предупреждения. О визите надо обязательно договориться по телефону.)

Вопрос 2-й команде

Покажите, как приветствуют друг друга японцы.

(Японцы, встречаясь со знакомыми, складывают руки и прижимают их к груди, обмениваясь низкими поклонами.)

Конкурс 3.

«Этикет на каждый день»

Командам предлагается разыграть следующие сценки.

1.У одной из ваших одноклассниц день рождения. Она пригласила своих друзей к себе домой. Вместе с мамой она готовится к приему гостей. Первый гость пришел за полчаса до намеченного срока. Еще не все готово. Что делать с гостем? Как именинница принимает его подарок?

Группа ребят пришла вовремя. Ребята принесли своей однокласснице общий подарок.

Одна из подруг девочки не смогла прийти поздравить именинницу, но она постаралась извиниться за отсутствие.

Именинница и ее мама приглашают гостей за стол.

Еще один гость опоздал на целый час. К тому же он пришел не один, а привел с собой кого-то, кто не был приглашен на день рождения...

2. На улице встретились 2 пары: 2 девочки и 2 мальчика. Один из мальчиков знаком с одной из девочек. Как они должны представиться друг другу?

3. Мальчик звонит по телефону своей знакомой, но подошедшая к телефону мама девочки говорит, что ее нет дома. Мальчику во чтобы то ни стало необходимо сообщить девочке что-то очень важное. Покажите, как вы это сделаете.

4. Вы пришли в учреждение, например во Дворец творчества юных, куда вас послали на лекцию, но вы не знаете, что это за лекция, где она проходит. Ваши действия?

Конкурс 4.

«Ты и я» (конкурс пар)

Ведущий предлагает парам разыграть следующие ситуации.

1. Мальчик сидит за столом в комнате. В комнату вошла девочка. Как он должен приветствовать ее?

2. Мальчик и девочка пришли в зрительный зал за 1 минуту до звонка. Их места расположены в середине ряда, поэтому им надо пройти на свои места, побеспокоив уже сидящих зрителей.

3.Мальчик хочет познакомиться с девочкой, но не знает, как это сделать. Какой выход из этой ситуации предложите вы?

4.Мальчик приглашает девочку на танец. Девочка принимает приглашение, и они выходят в центр зала. Как должны вести себя партнеры после окончания танца?

5. Мальчик приглашает девочку на танец, но она отказывает ему под каким-либо предлогом. Его действия?

6. Мальчик и девочка садятся в автобус, проезжают несколько остановок и выходят из автобуса.

Жюри конкурса учитывает знания правил этикета, внешний вид пары, их манеру держаться, внимание друг к другу.

Подведение итогов первого тура

Ведущий после каждого конкурса просит команды-соперницы назвать замеченные ими ошибки, а затем сам комментирует действия команд.

Конкурсы «Из истории этикета» и «Национальные особенности этикета» оцениваются каждый 2-мя баллами. Конкурсы «Этикет на каждый день» и «Ты и я» — 5-ью. Дополнительные баллы команды получают за уточнения, дополнения, ошибки, обнаруженные ими в действиях соперников.

Конкурс 2.

« Тактичность »

Ведущий зачитывает описание ситуаций, просит дать оценку их героям, действиям всех участников.

Ситуация 1

Ведущий. В автобус, где сидит девочка, входят средних лет женщина и мужчина, продолжая свой разговор. Женщина приветлива, обаятельна, оживленно беседует.

Девочка (встает и обращается к женщине). Садитесь, пожалуйста!

Женщина. Ну что ты, девочка! Спасибо! Я постою!

Девочка. Нет, нет, садитесь! Я всегда пожилым людям место уступаю!

Ведущий. Улыбка, так оживлявшая лицо женщины, гаснет. Оживление сменяется грустью. Как вы думаете, почему?

Ситуация 2

Мужчина, встретив знакомую женщину на улице, громко восклицает:

- Мария Петровна! Как вы чудесно выглядите! Глаза блестят! Румянец во все щеки! А прическа- выше всяких похвал! Право.вам никто не дает ваших лет!

Конкурс 3. «Культура речи»

Следующий конкурс, посвященный культуре речи, мы начнем с притчи о мудрости Эзопа.

Однажды на пир к богатому и знатному горожанину пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:

-  Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.

Хозяин велел позвать Эзопа.

-  Ты слышишь, раб? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.

Эзоп ушел и возвратился с подносом, покрытым салфеткой.

Здесь мы на время прервем притчу...

Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:

-  Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.

И снова Эзоп вернулся с подносом...

Вопросы командам

  1. Что лежало под салфеткой в первом и во втором случае? Мотивируйте свой ответ.
  2. 2. Что ответил Эзоп удивленным гостям богатого горожанина?

(Команды отвечают на вопросы.) А теперь правильный ответ: и в первом, и во втором случае Эзоп принес язык.

Язык. Разве это не самое прекрасное?

Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Язык. Разве это не самое ужасное?

Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Наш современник, поэт Вадим Шефнер, написал такие строки:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести... Язык, речь — это важнейшая составляющая человеческого поведения и общения. И по тому, как человек говорит, мы сразу можем судить о том, с кем имеем дело: определить степень интеллигентности человека, психологической уравновешенности, возможной «закомплексованности». Внимательно вслушайтесь в следующие высказывания и назовите замеченные ошибки.

ТРЕТИЙ ТУР

Конкурс 2. «Сценки из жизни»

Командам предлагают разыграть следующие ситуации.

  1. 1. Юноша торопится на встречу с друзьями, но мама не пускает его: не приготовлены уроки, не убрана комната... Как убедить маму? Наконец мама отпускает сына с условием, что он вернется к 11 часам вечера. Сын по какой-то причине задерживается, мама начинает волноваться. (Придумайте финал.)

2. Молодой человек пригласил девушку в кафе. Они входят в кафе, раздеваются в гардеробе, садятся за столик, изучают меню, делают заказ. Едят и общаются. Затем расплачиваются, выходят из-за стола, одеваются и уходят из кафе. (Покажите, как пользуются столовыми приборами. Предложите свой вариант диалога. Действующие лица: Юноша, Девушка, Гардеробщик, Официант.)

3. Молодой человек пригласил девушку в театр. Они входят в театр, раздеваются в гардеробе, покупают программу, занимают места в зрительном зале. Смотрят спектакль, в антракте обмениваются впечатлениями. После спектакля одеваются, выходят из театра. {Действующие лица: Юноша, Девушка, Гардеробщик, Билетерша.)

4. Вы спешите на занятия, опаздываете, а к вам на улице обращается пожилая женщина с просьбой помочь ей перейти через улицу. В результате вы опоздали на урок и теперь должны войти в класс... (Придумайте финал.)

5. Накануне молодые люди договорились о свидании. Девушка пришла в назначенное время, а юноша по какой-то причине опоздал. Девушка обиделась и встретила своего друга холодно, отказываясь принять его извинения. Во что бы то ни стало юноша должен вернуть расположение подруги. (Придумайте финал.)

Конкурс 5.

«Правила поведения за столом»

(индивидуальный блиц-конкурс)

1.Куда следует класть салфетку? (Салфетку кладут на колени, где она и остается до конца трапезы. Выходя из-за стола,  салфетку кладут слева от тарелки.)

2.Как правильно следует есть первое блюдо (суп,бульон)?

(Не следует набирать полную ложку, чтобы не расплескать. Есть нужно беззвучно, не «схлебывать». Ни в коем случае не дуть, остужая; если горячо, подо-

ждите, пока достаточно остынет. Не следует наклонять тарелку для того, чтобы вычерпать жидкость «досуха».) З.Как нужно есть мясные блюда?

(Мясное блюдо не следует разрезать сразу на несколько кусков, нужно постепенно отделять маленькие кусочки.)

4. Как следует есть блюда из птицы и дичи? (От птицы ножом и вилкой отделяют маленькие кусочки. В кругу близких друзей допускается «обгладывание» косточек, причем их берут в руки.)

5. Как едят рыбу? Следует ли подавать нож к рыбным блюдам?

(Рыбные блюда не режут ножом, однако специальный нож необходим для того, чтобы им придерживать рыбу, от которой вилкой отделяется мясистая часть.)

6. Как едят фрукты?

(Из фруктов, поданных на общем блюде, не следует выбирать те, что получше, — нужно брать те, что лежат ближе к вам. Совершенно недопустимо перебирать фрукты, ощупывать их.)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Своя игра - "Этикет"

внеклассное мероприятие для 5 класса "Своя игра - "Этикет"...

Внеклассное мероприятие по теме "Этикет за столом. Продукты".

Разработка игровой программы для 3-4 классов по теме "Продукты"....

Внеклассное мероприятие "Этикет и мы"

Внеклассное мероприятие...

Внеклассное занятие "Уроки этикета"

quot;...- Подумайте, а нужен ли нам сегодня этикет? И что вообще скрывается под понятием "этикет"? Может быть, вы усмотрели в этом слове насмешку или вам кажется, что оно сегодня звучит как...

Внеклассное занятие «Речевой этикет, связанный с Крещением Руси»

На занятии обучающиеся знакомятся с формулами речевого этикета, которые связаны с принятием православной веры на Руси....

Внеклассное мероприятие «Речевой этикет – часть общей культуры человека»

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай&ra...

Внеклассное занятие: «Школьный этикет»

Занятие разработано для обучающихся коррекционной школы....