Конкурсная программа по произведению Распе "Приключения Барона Мюнхгаузена"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Дрябезгова Мария Евгеньевна

Дети любят играть. Задача педагога - сделать игру содержательной и интересной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсная программа

 «Невероятно, но факт!»

( по книге Р.Э.Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена»)

Автор – составитель:

 педагог ДО

Дрябезгова Мария Евгеньевна.

В 2015 году исполняется 230 лет произведению Р.Э.Распе «Приключения Барона Мюнхаузена».

Это произведение легло в основу содержания данной конкурсной программы.

Цель:

популяризация художественной литературы среди детей через привлечение внимания к произведению Р.Э.Распе «Приключения Барона Мюнхаузена».

Место проведения: территория Дома детского творчества.

Возраст участников:  дети от 8 до 13 лет.

Оформление, оборудование: стенд с иллюстрациями из книги «Приключения Барона Мюнхаузена», бутафорская пушка, шары с заданиями, костюм Барона, ноутбук.

Основная идея: 

Запуск игры производит Барон Мюнхгаузен, рассказывая о своих приключениях и предлагая ребятам познакомиться с ними.

Игра рассчитана на временной формат 50 минут, в рамках которого в форме «игры по станциям» чередуются различные конкурсы. Познавательный интерес и содержательность достигаются за счёт того, что каждый шар с заданием на каждой станции – это краткий рассказ одной из историй (всего их 36) с последующим испытанием. Разнообразие игровых приёмов и форм достигается за счёт вариативных конкурсов.

Ход игры:

Ребят  встречает Барон Мюнхаузен. Он рассказывает им свои истории и предлагает выстрелить из пушки «пушечными ядрами» (шар с заданием). Ядра чудесным образом разлетаются по станциям, и отрядам предстоит выполнить определённые задания, указанные на каждом шаре. Так же каждый шар соответствует определенной истории Барона, которую ведущие станций кратко рассказывают.

Задача отрядов: как можно быстрее обойти все станции по маршрутному листу и выполнить все задания, собрав все «ядра» обратно в пушку.

В перерывах между заданиями Барон Мюнхаузен кратко рассказывает свои истории, проводит интерактив со зрителями «Сочини новую историю здесь и сейчас!».

Справка: В основу фантастических «Приключений барона Мюнхаузена» положены рассказы действительно жившего в XVIII веке в Германии барона Мюнхаузена. Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Неизвестно, сам ли он записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1781 году некоторые из них были напечатаны. В 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих  Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхаузена. Но автором книги принято считать Распе. В этом произведении отразились характерные черты немецких баронов и помещиков: некультурность, самоуверенность и хвастливое зазнайство. Когда книга получила известность, то именем Мюнхаузена стали называть людей, постоянно лгущих и приписывающих себе те качества, которых у них нет.

Ход мероприятия.

Барон: Добрый день, дорогие друзья!

Разрешите представиться: перед вами самый находчивый и смелый рассказчик самых невероятных историй – барон Мюнхаузен! Мои невероятные похождения запечатлены в книге немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе, которой в этом году исполняется 230 лет. Подходите поближе, - я поведаю вам о небывалой смелости и недюжей смекалке.

Я побывал во многих странах и рассказал множество историй. Возможно, какие-то из них вам знакомы? (Вопрос зрителям: Какие рассказы о путешествиях барона Мюнхаузена вы знаете?)

Это всё замечательные истории. Но я уверен, что многие из вас так же обладают талантом рассказчика и смекалкой. Предлагаю здесь и сейчас придумать новый рассказ.

Интерактив

Продолжи рассказ (каждый – по одному предложению):

«Где я только не бывал! И везде моя находчивость помогала мне.

Невероятный случай произошёл со мной в Нижегородской области….»

        Замечательная история получилась! Но какая-то невероятная… в отличии от моих рассказов! Ведь будет вам известно, что мои истории – это чистейшая правда!

И я хочу вам ещё раз поведать мои истории. Уверен, - вы с нетерпеньем их ждёте. Ведь недаром мой девиз:

Находчивость и храбрость,
Отвага и удача,
В беде не растеряться –
Вот главная задача!

Итак. Я предлагаю вам поближе познакомиться с моими историями. Отправляемся в путешествие за ядрами.

Пушка! Товьсь! Залпом по всему неизведанному и удивительному – пли!

(Отряды бегут по маршрутному листу)

СТАНЦИИ:

  1.  «Куропатки на шомполе»

О, находчивость великая вещь! Как-то мне случилось одним выстрелом подстрелить семь куропаток. После этого даже враги мои не могли не признать, что я первый стрелок на всем свете, что такого стрелка, как Мюнхаузен, еще никогда не бывало!

Дело было так.

Я возвращался с охоты, истратив все свои пули. Вдруг у меня из-под ног выпорхнуло семь куропаток. Конечно, я не мог допустить, чтобы от меня ускользнула такая отличная дичь.

Я зарядил мое ружье чем бы вы думали? шомполом! Да, обыкновеннейшим шомполом, то есть железной круглой палочкой, которой прочищают ружье!

Затем я подбежал к куропаткам, вспугнул их и выстрелил.

Куропатки взлетели одна за другой, и мой шомпол проткнул сразу семерых. Все семь куропаток свалились к моим ногам!

Я поднял их и с изумлением увидел, что они жареные! Да, они были жареные!

Впрочем, иначе и быть не могло: ведь мой шомпол сильно нагрелся от выстрела и куропатки, попав на него, не могли не изжариться.

Я сел на траву и тут же пообедал с большим аппетитом.

Конкурс: кольцеброс.

  1. «Слепая свинья»

Да, много бывало со мною всяких удивительных случаев!

Пробираюсь я как-то раз через чащу дремучего леса и вижу: бежит дикий поросенок, совсем еще маленький, а за поросенком большая свинья.

Я выстрелил, но увы промахнулся.

Пуля моя пролетела как раз между поросенком и свиньей. Поросенок завизжал и юркнул в лес, а свинья осталась на месте как вкопанная.

Я удивился: почему и она не бежит от меня? Но, подойдя ближе, я понял, в чем дело. Свинья была слепая и не разбирала дороги. Она могла гулять по лесам, лишь держась за хвостик своего поросенка.

Моя пуля оторвала этот хвостик. Поросенок убежал, а свинья, оставшись без него, не знала, куда ей идти. Беспомощно стояла она, держа в зубах обрывок его хвостика. Тут мне пришла в голову блестящая мысль. Я схватил этот хвостик и повел свинью к себе на кухню. Бедная слепая покорно плелась вслед за мною, думая, что ее по-прежнему ведет поросенок!

Да, я должен повторить еще раз, что находчивость великая вещь!

Конкурс: с завязанными глазами прикрепить хвостик свинье.

  1. «Чудесная куртка»

К сожалению, догоняя восьминогого зайца, моя верная собака так устала от трехдневной погони, что упала на землю и через час умерла.

Я чуть не заплакал от горя и, чтобы сохранить память о своей умершей любимице, приказал сшить себе из ее шкуры охотничью куртку.

С тех пор мне уж не нужно ни ружья, ни собаки.

Всякий раз, когда я бываю в лесу, моя куртка так и тянет меня туда, где прячется волк или заяц.

Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя! Зверь падает на месте, убитый удивительной пуговицей.

Эта куртка и сейчас на мне.

Вы, кажется, не верите мне, вы улыбаетесь? Но посмотрите сюда, и вы убедитесь, что я рассказываю вам чистейшую правду: разве вы не видите своими глазами, что теперь на моей куртке осталось всего две пуговицы? Когда я снова пойду на охоту, я пришью к ней не меньше трех дюжин.

Вот будут завидовать мне другие охотники!

Конкурс:

  1. «Полконя»

В боях я, конечно, отличался отчаянной храбростью и впереди всех налетал на врага.

Однажды после жаркого сражения с турками мы захватили неприятельскую крепость. Я первый ворвался в нее и, прогнав из крепости всех турок, подскакал к колодцу напоить разгоряченного коня. Конь пил и никак не мог утолить свою жажду. Прошло несколько часов, а он все не отрывался от колодца. Что за чудо! Я был изумлен. Но вдруг позади меня послышался странный плеск.

Я посмотрел назад и от удивления чуть не свалился с седла.

Оказалось, что вся задняя часть моего коня была отрезана начисто и вода, которую он пил, свободно выливалась позади, не задерживаясь у него в животе! От этого за моей спиной образовалось обширное озеро. Я был ошеломлен. Что за странность?

Но вот прискакал ко мне один из моих солдат, и загадка мигом объяснилась.

Когда я скакал за врагами и ворвался в ворота неприятельской крепости, турки как раз в эту минуту захлопнули эти ворота и отрезали заднюю половину моего коня. Словно разрубили его пополам! Эта задняя половина некоторое время оставалась неподалеку от ворот, брыкаясь и разгоняя турок ударами копыт, а затем ускакала на соседний луг.

Она там пасется и сейчас! сообщил мне солдат.

Пасется? Не может быть!

Посмотрите сами.

Я помчался на передней половине коня по направлению к лугу. Там я действительно нашел заднюю половину коня. Она мирно паслась на зеленой поляне.

Я немедленно послал за военным врачом, и он, недолго думая, сшил обе половины моей лошади тонкими лавровыми прутьями, так как ниток у него под рукой не случилось.

Обе половины отлично срослись, а лавровые ветки пустили корни в теле моей лошади, и через месяц у меня над седлом образовалась беседка из лавровых ветвей.

Сидя в этой уютной беседке, я совершил немало удивительных подвигов.

Конкурс: собрать коня (карточки: одна на столе, на ней изображена передняя половина коня; чтобы получить одну из карточек со второй половиной -их насколько- участник должен спеть песню про коня или рассказать стихотворение, или копытом бить и т.д.)

  1. «Оттаявшие звуки»

После долгого очередного путешествия мы с кучером остановились отдохнуть в одной таверне. Мой кучер повесил рожок неподалеку от печки, а сам подошел ко мне, и мы начали мирно беседовать.

И вдруг рожок заиграл:

«Тру-туту! Тра-тата! Ра-рара!»

Мы очень удивились, но в ту минуту я понял, почему на морозе из этого рожка нельзя было извлечь ни единого звука, а в тепле он заиграл сам собой.

На морозе звуки замерзли в рожке, а теперь, отогревшись у печки, оттаяли и стали сами вылетать из рожка.

Мы с кучером в течение всего вечера наслаждались этой очаровательной музыкой.

Конкурс: изобразить дудочкой: удивление; радость; уныние; хохот.

  1. «В желудке у рыбы»

Через неделю мы приехали в Италию. Был солнечный, ясный день, и я пошел на берег Средиземного моря купаться. Вода была теплая. Я отличный пловец и заплыл далеко от берега.

Вдруг вижу прямо на меня плывет огромная рыба с широко разинутой пастью! Что было делать? Удрать от нее невозможно, и поэтому я съежился в комок и ринулся в ее разинутую пасть, чтобы поскорее проскользнуть мимо острых зубов и сразу очутиться в желудке.

Не всякому пришла бы в голову такая остроумная хитрость, но я вообще человек остроумный и, как вы знаете, очень находчивый.

В желудке у рыбы оказалось темно, но зато тепло и уютно.

Я стал расхаживать в этой темноте, прогуливаться взад и вперед и скоро заметил, что это очень не нравится рыбе. Тогда я начал нарочно топать ногами, прыгать и танцевать как безумный, чтобы хорошенько помучить ее.

Рыба завопила от боли и высунула из воды свою огромную морду.

Скоро ее заметили с итальянского корабля, проходившего мимо.

Этого-то я и хотел! Моряки убили ее гарпуном, а потом втащили к себе на палубу и стали советоваться, как лучше всего им разрубить необыкновенную рыбину.

Я сидел внутри и, признаться, дрожал от страха: я боялся, как бы эти люди не разрубили и меня вместе с рыбой.

Как было бы ужасно!

Но, к счастью, их топоры не задели меня. Едва только блеснул первый свет, я стал кричать громким голосом на чистейшем итальянском языке (о, я знаю итальянский язык превосходно!), что я рад видеть этих добрых людей, которые освободили меня из моей душной темницы.

Услышав человеческий голос из рыбьего брюха, матросы застыли от ужаса.

Их изумление возросло еще больше, когда из рыбьей пасти выскочил я и приветствовал их любезным поклоном.

Конкурс: рукой определить, что в желудке у рыбы.

  1. «Китайское вино»

В Египте я скоро выполнил все поручения султана. Моя находчивость помогла мне и здесь. Через неделю я вместе со своими необыкновенными слугами вернулся в столицу Турции.

Султан был рад моему возвращению и очень хвалил меня за мои удачные действия в Египте.

Вы умнее всех моих министров, милый Мюнхаузен! сказал он, крепко пожимая мне руку. Приходите ко мне сегодня обедать!

Обед был очень вкусный, но увы! на столе не оказалось вина, потому что туркам по закону запрещено пить вино. Я был весьма огорчен, и султан, чтобы утешить меня, повел меня после обеда в свой кабинет, открыл потайной шкаф и вынул оттуда бутылочку.

Такого превосходного вина вы не пробовали во всю свою жизнь, мой милый Мюнхаузен! сказал он, наливая мне полный стакан.

Вино действительно было хорошее. Но я после первого же глотка заявил, что в Китае у китайского богдыхана Фу Чана вино еще почище этого.

Мой милый Мюнхаузен! воскликнул султан. Я привык верить каждому вашему слову, потому что вы самый правдивый человек на земле, но клянусь, что сейчас вы говорите неправду: лучше этого вина не бывает!

А я вам докажу, что бывает!

Мюнхаузен, вы болтаете вздор!

Нет, я говорю сущую правду и берусь ровно через час доставить вам из богдыханского погреба бутылку такого вина, в сравнении с которым ваше вино жалкая кислятина.

Мюнхаузен, вы забываетесь! Я всегда считал вас одним из правдивейших людей на земле, а теперь я вижу, что вы бессовестный лгун.

Если так, я требую, чтобы вы убедились немедленно, правду ли я говорю!

Согласен! ответил султан. Если к четырем часам вы не доставите мне из Китая бутылку лучшего в мире вина, я прикажу отрубить вам голову.

Отлично! воскликнул я. Я согласен на ваши условия. Но если к четырем часам это вино будет у вас на столе, вы отдадите мне столько золота из вашей кладовой, сколько за один раз может унести один человек.

Султан согласился. Я написал китайскому богдыхану письмо и попросил его подарить мне бутылку того самого вина, которым он угощал меня три года назад.

«Если вы откажете мне в моей просьбе, писал я, ваш друг Мюнхаузен погибнет от руки палача».

Когда я кончил писать, было уже пять минут четвертого.

Я кликнул моего скорохода и послал его в китайскую столицу. Он отвязал гири, висевшие у него на ногах, взял письмо и в одно мгновение скрылся из глаз.

Я вернулся в кабинет султана. В ожидании скорохода мы осушили до дна начатую нами бутылку.

Пробило четверть четвертого, потом половину четвертого, потом три четверти четвертого, а мой скороход не показывался.

Мне стало как-то не по себе, особенно когда я заметил, что султан держит в руках колокольчик, чтобы позвонить и позвать палача.

Разрешите мне выйти в сад подышать свежим воздухом! сказал я султану.

Пожалуйста! ответил султан с самой любезной улыбкой. Но, выходя в сад, я увидел, что за мною по пятам следуют какие-то люди, не отступая от меня ни на шаг.

Это были палачи султана, готовые каждую минуту наброситься на меня и отрубить мою бедную голову.

В отчаянии я взглянул на часы. Без пяти четыре! Неужели мне осталось жить всего только пять минут! О, это слишком ужасно! Я позвал своего слугу того самого, который слышал, как растет в поле трава, и спросил его, не слышит ли он топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил мне, к моему великому горю, что бездельник скороход заснул!

Заснул?!

Да, заснул. Я слышу, как он храпит далеко-далеко.

У меня ноги подкосились от ужаса. Еще минута и я погибну бесславною смертью.

Я кликнул другого слугу, того самого, который целился в воробья, и он тотчас же взобрался на самую высокую башню и, приподнявшись на цыпочках, стал вглядываться в даль.

Ну что, видишь ли ты негодяя? спросил я, задыхаясь от злобы.

Вижу, вижу! Он развалился на лужайке под дубом недалеко от Пекина и храпит. А рядом с ним бутылка... Но погоди, я тебя разбужу!

Он выстрелил в вершину того дуба, под которым спал скороход.

Желуди, листья и ветви посыпались на спящего и разбудили его.

Скороход вскочил, протер глаза и бросился бежать как угорелый.

До четырех часов оставалось всего полминуты, когда он влетел во дворец с бутылкой китайского вина.

Можете себе представить, как велика была моя радость! Отведав вина, султан пришел в восторг и воскликнул:

Милый Мюнхаузен! Разрешите мне спрятать эту бутылочку подальше от вас. Я хочу распить ее один. Я и не думал, что на свете бывает такое сладкое и вкусное вино.

Он запер бутылку в шкаф, а ключи от шкафа положил себе в карман и приказал немедленно позвать казначея.

Я разрешаю моему другу Мюнхаузену взять из моих кладовых столько золота, сколько может унести за один раз один человек, сказал султан.

Казначей низко поклонился султану и повел меня в подземелья дворца, доверху набитые сокровищами.

Я позвал своего силача. Он взвалил себе на плечо все золото, какое было в кладовых у султана, и мы побежали к морю. Там я нанял огромный корабль и доверху нагрузил его золотом.

Подняв паруса, мы поспешили выйти в открытое море, пока султан не опомнился и не отнял у меня своих сокровищ.

Конкурс: определить состав чая из термоса.

Викторина «Внимательный читатель»

 (проводится с командами, собравшими первыми все «ядра» и освободившимися раньше всех; за правильный ответ – поощрительный приз)

  1. Что в разговоре барона является предметом особой гордости?
  2. Кто, по словам барона, его лучшие друзья?
  3. Кого запряг вместо лошади наш герой в свои сани?
  4. Почему ружье не стреляло в уток?
  5. Как проявилась находчивость барона, когда утки взлетели в воздух и подняли его к облакам?
  6. Как без выстрела можно подстрелить семь куропаток?
  7. Чем надо воспользоваться, чтобы не испортить пулей шкуру лисы?
  8. Свинья гуляла по лесу, держась за хвостик своего поросенка. Почему?
  9. Каким способом можно поймать свирепого зверя живьем, не истратив ни единого заряда?
  10. Как с одного выстрела можно получить и жаркое, и вишневый компот?
  11. Вспомните имя верной собаки Мюнхгаузена.
  12. Чем сшивал барон две половинки своей лошади?
  13. Кого или что, кроме коня, довелось оседлать нашему герою?
  14. К кому барон однажды попал в плен?
  15. Что сделал Мюнхгаузен, когда в корабле, на котором он плыл, обнаружилась большая пробоина?
  16. «Темно, но зато тепло и уютно». Какое место описывал барон такими словами?
  17. В какую страну султан отправил барона с поручением?
  18. «На другой день у самой дороги мы заметили человека, который лежал ничком, приложив ухо к земле. «Что ты тут делаешь?» — спросил я его». Каков был ответ?
  19. Как рождаются лунные люди? Что представлял собой «кулинарный» остров, который посетил барон?

 

Ответы на викторину«Внимательный читатель»:

  1. Лошади и собаки. Он говорит о них с большим удовольствием.
  2. Графы, бароны, князья и султаны.
  3. Волка.
  4. Не было кремня.
  5. Он смастерил руль из сюртука, потом свернул нескольким уткам головы и медленно опустился на землю, а вернее, в трубу собственной кухни.
  6. При помощи шомпола — железной палочки, которой чистят ружье.
  7. Иглой. Барон пригвоздил хвост лисы к стволу дерева и стал хлестать ее теткой. Она выскочила из своей шкуры и убежала нагишом.
  8. Она была слепая.
  9. Барон спрятался от кабана за деревом, а кабан налетел на дуб и клыками вонзился в ствол.
  10. Барон выстрелим в оленя вишневой косточкой, а через год встретил этого оленя с вишневым деревом на голове.
  11. Дианка.
  12. Лавровыми ветками.
  13. Пушечное ядро.
  14. К туркам.
  15. Барон сел прямо на дыру и заткнул ее своей задней частью. Течь прекратилась, и корабль был спасен.
  16. Желудок кита.
  17. В Египет.
  18. «Слушаю, как в поле растет трава!»
  19. Надо бросить орехи в кипящую воду. Через час орехи лопаются, и из них выскакивают совсем готовые лунные люди. Они сразу рождаются взрослыми и уже знают свое ремесло. Из одного ореха выскакивает трубочист. Из другого — шарманщик. Из третьего — мороженщик. Из четвертого — солдат, из пятого — повар, из шестого — портной.
  20. Сырный остров.

Подведение итогов. Награждение.

Источники:

http://sheba.spb.ru/libra/raspe_baron.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8E%D0%BD%D1%85%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC_%D1%84%D0%BE%D0%BD

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/126/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа ко Дню 23 февраля

Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества...

Конкурсная программа "Дом моей мечты"

Конкурсная программа "Дом моей мечты" для обучающихся 8-х классов....

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мечты"

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мчеты" для обучающихся 8-х классов....

Виртуальная книжная выставка одной книги "Приключения Барона Мюнхгаузена"

Библиотечная выставка – эффективный, действенный вид наглядного показа книг и других носителей информации, имеющихся в любой библиотеке. Книжная выставка — традиционная форма работы библиотеки. По ней...

Сценарий читательской конференции по книге Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена", 5 класс

Данный сценарий разработан с целью активизации читательского интереса учащихся 5 класса. Книга Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" - кнгиа юбиляр (230 лет со дня создания в 2014-2015 году). В теч...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»...

Урок немецкого языка «Приключения барона Мюнхгаузена»

Урок немецкого языка «Приключения барона Мюнхгаузена»  Класс: 6Тема учебного занятия: «Abenteuer des Freiherrn von Münchhausen»Цель урока:  Создать условия для формирования коммуникативной к...