Путешествие в страну Этимологию, или Почему некоторые птицы и растения имеют такое название?
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Цель занятия:знакомство учащихся с происхождением названия птиц и деревьев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса

Путешествие в страну Этимологию, или Почему некоторые птицы и растения  имеют такое название?

 

Цель занятия: знакомство учащихся с происхождением названий некоторых птиц и растений.

               На презентации картины природы, звучат птичьи голоса.

                      Ведущий (ученик 10 класса): Люди давали имена птицам не только по их голосам. Иногда птиц называли по внешнему виду, по повадкам, даже по названию их родины. Попробуем отгадать, по какому признаку названы птички. (Показывает изображения птиц. Дети их называют и пытаются объяснить название.)

    Ученик читает загадку, остальные отгадывают, о какой птице идёт речь.

        На ветвях, украшенных  

        Снежной бахромой,

        Яблоки румяные.

        Выросли зимой. (Снегири)

               (Г. Белозёров)

Ведущий показывает рисунок с изображением снегиря.

    — Как вы думаете, почему снегирь носит такое имя?

Из этимологического словаря ученики-консультанты читают этимологическую справку о снегире.

         Ведущий показывает рисунок с изображением птицы зарянки, спрашивает, знают ли дети эту птицу. Звучит устная иллюстрация.

             В чаще лесной у полянки,

             Рада вечерней поре,

             Птичка лесная зарянка

             Песню запела заре.

            (В. Волина)

            Ведущий: — Как ещё называют эту птицу и почему? (Малиновка — замалиновый цвет грудки)

Ведущий показывает рисунок, следует вопрос: Что это за птица (поползень)?

Почему эта птица так названа? Название само за себя говорит: птица, которая ползает по стволу дерева вверх и вниз.

 2.Самодиктант с обоснованием. Проводит ученик-биолог (заранее подготовленный ученик 10 класса).

Названия каких птиц вы сейчас смогли объяснить? Запишите эти названия с проверочным словом по образцу: снег - снегирь.

Запись на отдельных листах: (Снег) снегирь, (заря) зарянка, (ползать) поползень.

3. Словарная работа.

    Ведущий: Не только названия птиц имеют свою историю. Сегодня мы обратимся к этимологии растений.

         Рябина  рябобщеслав. «пёстрый, рябой»

         Рябинный

4.Свободный диктант. Проводит ученик-биолог. Работа проводится в группах. Правильный вариант демонстрируется на проекторе.

                                                 Дрозды

    Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались возле рябин в стаи и откармливаются перед тем, как улететь в тёплые края (Г. Снегирёв).

5. Этимологическое обоснование.

Задание: угадайте слово по этимологической подсказке.

              Растёт низко, к земле близко. 

(земляника)

              Вкус у ягоды хорош,

              Но сорви её поди-ка:

                 Вся в колючках, будто ёж, —

                 Потому и ... (ежевика)

         (С.Л. Маршак)

Запись на доске: (земли) земляника, (ёж) ежевика.

Ведущий: показывает рисунок и спрашивает: Как называется эта ягода? Почему?

           Костяника

           Облепиха

           Малина

Запись на доске: (кость) костяника, (облепит) облепиха, (малый) малина.

    Ведущий: Есть в средней полосе кустарник, ягоды которого становятся вкусными только после того, как их закалят первые осенние морозы (как и у рябины). Как он называется? — калина

          Сообщение ученика-биолога

В старину в русском языке было слово смород (сильный запах). От него образовалось название ягодного кустарника. Что это за растение и почему так названо? Смородина.     Запись на доске и в тетрадях учащихся:   (закалка) калина, (смород) смородина.

6. Составление этимологического гнезда. Учащиеся делятся на команды.

Ведущий: Наш язык очень древний. С тех пор как он возник, прошло очень много времени. Но по словам, которые сейчас существуют в языке, можно узнать его прошлое. Например, учёные установили, что в старину в нашем языке было слово лоп, обозначавшее широкий лист.

— Как вы думаете, название какого растения с такими листьями есть в современном русском языке? (Лопух)

   — Как называется широкий, плоский конец чего-либо? (лопасть)

   — Какое ручное орудие имеет широкий, плоский, отточенный конец?              (лопата)_

   — В теле млекопитающих есть кость, название которой связано по происхождению с корнем -лоп-? Что это за кость? (лопатка)

Дети записывают: лоп — лопух, лопасть, лопата, лопатка.

Устно подбираем слова, родственные записанным (имеющие в своём составе исторический корень -лоп-): — маленький лопух (лопушок) — из лопуха (лопуховый) — маленькая лопата (лопатка).

7.Устная иллюстрация

Звучит фрагмент стихотворения Н. Матвеевой «Лопухи».

                       Лопух со своей лопухиней

                       В зеленой канаве подрос,

                       И пух тополей, как нетающий иней,

                       Их толстые листья занес.

                      А рядом шалун-лопушонок

                      Так сильно-пресильно шуршал,

                      Что маме и папе

                      Несносный ребенок

                      Все время работать мешал...

 8.Творческий словарный диктант. По одному ученику из каждой группы.

         Задание: по краткой этимологической справке попробуйте узнать и правильно написать название гриба.

    — Гриб, который чаще всего растёт под берёзами. (Подберёзовик — пОд, бЕлый)

    — Гриб, имеющий маслянистую плёночку на шляпке. (Маслёнок — мАсло)

    — Гриб, который растёт преимущественно в сосновом бору. (Боровик — бОр)

 — Гриб, ядом которого можно уморить муху и не только её. (МухОмор)

8.Домашняя работа.

Ведущий: Мы знаем, как и почему пишутся названия многих растений. Для выполнения домашнего задания вам понадобятся эти знания. Каждый из вас, вероятно, ходил по грибы. Вспомните самый интересный момент грибной охоты. Напишите об этом маленькое сочинение.

9. Подведение итогов.                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Этимологию: Ты и твое имя"

Данное мероприятие орентировано на личность учащегося, на познание самого себя и в то же время носит обучающий характер....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие по стране Этимологии" 5 класс

Мероприятие проводится в игровой форме. Пятиклассники познакомятся с происхождением некоторых слов-названий, личных имён и устойчивых выражений....

Разработка веб-квеста по русскому языку «Путешествие в мир этимологии»

Разработка веб-квеста по русскому языку «Путешествие в мир этимологии»...

Конкурсная программа "Путешествие по стране птиц"

Приняв участие в конурсной программе, посвященной "Дню птиц" дети получили возможность обобщить и дополнить свои знания о значении и разнообразии птиц в природе, развить свои творческие спос...