Раифа или край сосен, православных храмов и заповедных лесов.
проект на тему

       Для каждого человека его родные места кажутся самыми красивыми, я тоже не исключение.  Мы хотим вас ознакомить с нашей малой родиной, показать и рассказать об удивительной красоте Раифских лесов, о его архитектурных памятниках.

      Раифа. Это не село и не деревня. Она называется местечко. Местечко Раифа. Знакомое и не знакомое. Наверно каждый житель нашей республики что–то слышал о нём. 

  Для этого мы написали свой путеводитель. Идею подсказали туристы, которых очень много в Раифе. 

Наш школьный автобус останавливается на стоянке монастыря. Многие, увидев школьников, начинают спрашивать о местечке, о заповеднике, как туда можно пройти? Потому что экскурсии бывают только  в монастырь или в дендросад. Дороги через монастырь в дендросад или поселок нет, только узкая тропинка, известная местным жителям. Вот и появилась у меня идея провести  туристов по новым местам.

 Маршрут   «Раифа, или край сосен, православных храмов и заповедных лесов» состоит из 18 пунктов. Время проведения 5 часов, протяженность маршрута около 5 км.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст путеводителя.  «Раифа, или край сосен, православных храмов и заповедных лесов»

Оглавление

                             

1    Оглавление………………………………………………………………2

2.   Введение…………………………………………………………………3

3.   Текст экскурсовода…………………………………………………….. 5

4.   Заключение……………………………………………………………...15

5.   Список используемых источников и  литературы……………………16

Введение.

Путеводитель по Раифе. «Раифа, или край сосен, православных храмов и заповедных лесов». 

        В последнее время наблюдается резкий всплеск интереса к прошлому. Ведь так хочется все узнать, все постигнуть, потому что только тот, кто знает историю своего родного края, может считать себя образованным, достойным человеком нашего современного общества.  Небольшой по размерам территория Раифы  дает уникальную возможность за несколько часов познакомиться с богатой историей местности полюбоваться замечательными памятниками природы. Здесь найдут все, что нужно и семьи с детьми  и бывалые туристы. Здесь есть, что посмотреть (исторические и природные достопримечательности) и где можно найти душевное успокоение среди великолепия древних храмов. Этот факт подвигнул нас написать путеводитель по Раифе.  

       Путеводителем называется справочник о каком-либо месте (например, о городе, музее или туристическом маршруте), представленный в электронном, печатном либо аудиовизуальном виде. Такие издания позволяют туристам лучше ориентироваться в незнакомой местности.
     
Цель нашей работы - разработать маршрут по историческим местам Раифы, познакомить туристов не только с историей монастыря, но и природными памятниками. Сделать поездку в Раифу интересным, познавательным и увлекательным

     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Наполнение путеводителя качественным, интересным и полезным туристу содержанием.
  2. Посмотреть на все многообразие Раифской местности с совсем другого          ракурса – от символических жемчужин монастырских храмов и известных только местным жителям мест.
  3. Сделать соответствующую содержанию текста фотографии.

     Актуальность работы заключается в новизне такого маршрута.

      Ключевой приоритет - только достоверная, интересная и полезная информация. 

      Раифа–  небольшое по территории местечко, и за один неполный день можно успеть осмотреть все  его достопримечательности. Время в пути – примерно 5 часов без учета перерыва на обед. Продолжительность маршрута  - 5 км.

     За это время туристы должны успеть: посещать самые интересные места; сделать покупки; находить места привала.

    Для написания путеводителя был разработан план работы.

1.  Разработать план  маршрута.
2.  Разбить маршрут  "Раифа за 5 часов» «Раифа, или край сосен, православных храмов и заповедных лесов» на пункты.

3.  Определить вид и количество объектов показа.

      В ходе работы нами была анализирована  литература по истории монастыря и заповедника, познакомились со статьями, напечатанными в газетах, работали с Интернет ресурсами относящаяся к данной теме.

      Работа относится к проектной разработке: пеший маршрут по историческим  и природным достопримечательностям Раифы.

     Её значимость заключается в сборе разрозненных материалов в одно целое, и помогает, по-новому, глубже и отчетливее представить себе отдельные картины, образы и факты, относящиеся к данной теме.

    Работа состоит из оглавления, введение, текста экскурсовода, заключения и списка использованных источников и литературы.    

Текст экскурсовода.  «Раифа, или край сосен, православных храмов и заповедных лесов»

       Добрый день. Рада приветствовать вас на  Раифской земле. Сейчас мы  с вами совершим экскурсию по интереснейшим местам. Дорога  пешком от Раифского мужского Богородицкого монастыря до музея природы Волжско-Камского природного биосферного заповедника  займет 5 часов. По дороге я  расскажу вам о том, что вам предстоит увидеть на нашем маршруте за время вашего здесь присутствия.

1 пункт. Памятник «Примирения».

      Нас встречает  архитектурный памятник - памятник «Примирения» , открытый в 2006 . Этот памятник имеет свою давнюю и трагическую историю. Здесь в Раифском монастыре в годы гражданской войны во время закрытия монастыря возмущенными прихожанами были убиты чекисты, которые предприняли попытку закрытия обители. В советское время неподалеку от Раифского монастыря на развилке дорог стоял неказистый памятник погибшим сотрудникам ЧК. Новый памятник, созданный трудом члена Союза архитекторов России Александром Лопаткиным и скульптором, членом международной федерации художников, послушником Раифского монастыря Владимиром Савельевым, прост и символичен.    фото Памятник, выполненный в виде  "окна в светлое будущее", изготовлен из гранита, мрамора и нержавеющей стали. Его высота достигает 3-х метров. Памятник в Раифе, называется "Примирение". Это место, на которое нужно прийти и отдать дань истории, и извлечь свои уроки

      До 1917 года в России было больше тысячи монастырей – мужских и женских. До нас дошла едва пятая часть – около 200. А Раифа – редчайший случай для постреволюционной России – хоть и был осквернен, но не разрушен и сохранил все храмы и постройки. Существует он лишь на пожертвования прихожан, государство не выделяет ему ни копейки, несмотря на то, что это уникальный памятник старины.  

В 1918 году Раифский Богородицкий мужской монастырь в Зеленодольске закрыли в первый раз. В 1924 на территории монастыря обосновались волостной исполком, больница и школа села Большие Ключи. В 1928 г. монастырь полностью закрыли. В 30-х гг. здесь содержались политзаключенные.

      Раифа. Откуда же пришло к нам  это странное для русского языка слова? Оказывается  когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа... Сегодня трудно однозначно утверждать, что оно дословно означало. Но, учитывая то, что через эти места проходил путь "сынов Израилевых" из Египта на землю Ханаанскую, можно предположить его древнееврейское происхождение. Как бы то ни было, но именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Это была небольшая каменная церковь. Именно в ней и приняло мученическую смерть большинство из 43 монахов, проживавших в то время. Варвары напали на монахов Синайской горы и монахов Раифы. Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек .Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых. И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцов в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую. История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Для того чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени...А означает она «Богом хранимая».

2 пункт. Памятник иноку Филарету.

        А началась обитель с инока Филарета. Жил  будущий инок в Москве. Жил в достатке и довольствии, роду был весьма богатого. А однажды сей взял да и раздал свое имение бедным, а сам совершил постриг, принял имя Филарет, и подался в иноки московского Чудова монастыря.
       Сколько лет провел Филарет в знаменитой по всей Руси обители – нам выяснить не удалось. Но  тяготился он обилием людским да славой монастырской.  И Филарет ушел вниз по Волге паломником, обошел все монастыри поволжские. И забрел однажды в место лесистое на берегу озера чистого, и устроил он в этом месте себе для жилья хижину-келью, где и решил служить Богу.
       Долго стояла келья отшельника одиноко, только в дни обрядные приходили сюда, на берег озера, черемисы-мари своим сорока богам поклониться да жертвоприношения им совершить. Они-то, видно, и разнесли весть о появлении подвижника, и вскоре место сие стало посещаемым, а у Филарета появились почитатели и последователи. Некоторые из них, тоже решившись на жизнь праведную, селились рядом с Филаретом - так и появилась на берегу Сумского озера иноческая пустынь. Случилось это, по одним сведениям, около 1600 года, а по другим - в 1613 году.
      А однажды привиделось одному из иноков чудо чудное: будто протянулась из облака огромная рука, которая указала перстом на место едино, а другие поселенцы услышали в это время звон колокольный. И узнав про то, предложил Филарет на месте, куда указал не иначе, как перст Божий, часовню строить для служения утрени, вечерни, что и было исполнено.
      Казанский митрополит Лаврентий  дал свое согласие и средства, и уже в 1662 году была построена первая на территории монастыря деревянная церковь, освященная во имя Святого Евфимия Новгородского. Одновременно была построена монастырская стена с двумя воротами и церквами над ними, одна из которых была освящена в честь Преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных. Она и дала название всей обители - Раифская пустынь.

      Но пришла беда. Устроенная трудами иноков пустынь – четыре церкви и братская  келья, в 1689 году в результате пожара сгорели, – многие монахи разошлись по другим обителям. Но чудотворный образ Грузинской Божьей Матери остался невредим, и это было залогом будущего расцвета пустыни, а через год пустынь стала восстанавливаться от пожара. В 1690–1717 годах, здесь построили новые, в основном каменные здания.

В архиве есть челобитная Игумена Савватия, написанная в 1670году царю Алексею Михайловичу: «Зачата пустынь строится, а братии собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и земель пустых нету, строить нечем, скитаются Христовым именем».

3 пункт. Раифский монастырь.

     Раифский монастырь     был не самым крупным. Монахи кормились только своим трудом. Пахотная земля, сенные угодья и покосы, рыбная ловля, мельницы да пасеки – все это требовало особого прилежания. Но главным делом монаха, конечно же, оставалась служба Господу.

В течении трехсот лет Раифский монастырь служил местом, где люди очищались от мирской суеты и каждодневных забот, они приходили сюда для того, чтобы привести в порядок смятение мыслей и приобрести душевный покой.

     Но все это было нарушено с приходом в монастырь людей с оружием в руках, и с желанием разрушить старый мир до его основания. Монахи отказались признать новую, администрацию Казанской епархии, тесно сотрудничавшую с новой властью. У пустыни отобрали хозяйственные постройки, а монахов и послушников изгнали с её территории. Власти размещают здесь тюрьму, а в 1933 году - колонию для малолетних преступников. Так закончился длившийся три века первый этап существования Раифской обители.

     С июня 1990 года начинается новый этап истории монастыря – возрождение. Как и в первые века христианства, оно началось не с казенного решения церковного руководства, а одним подвижником, вокруг которого собирались братья. Имя этого человека Всеволод Захаров, ныне Священноархимандрит, наместник Раифского Богородицкого Мужского монастыря. Это его стараниями началось реставрация превращенного в руины церквей.  В июне 1990 года Игумен Всеволод,  тогда настоятель Петропавловской церкви города Зеленодольска, возвращаясь с другими священниками своего храма из Казани, решил осмотреть Раифский монастырь, находящийся в 4 км от трассы Казань-Зеленодольск. Приближаясь к монастырю, священники вдруг увидели высокую стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом. Но даже запустение не могло уничтожить былого величия и красоты монастырского кремля – даже в руинах он был прекрасен. С того времени игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря и срочно принялся собирать необходимые документы. В конце декабря 1990 года было получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря.
     По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность комплекса монастырских построек составляла всего 16%.Восстановление Раифского монастыря, начиналось как в первые века христианства, одним подвижником, вокруг которого собиралась братия. Реставрация поруганной святыни началась 20 февраля 1992 года с собора Грузинской Божьей Матери.
     12 мая 1992 года на куполе собора Грузинской Божьей Матери был водружен первый крест обители со времён со времени её варварского разорения. Через некоторое время присутствующие стали свидетелями явления Славы Божьей: светящийся шар сошёл с неба на крест, осветив его ярчайшим сиянием, которое через некоторое время исчезло. Так Господь благословил и освятил обитель, послав чудесное знамение!

4 пункт. Пятиярусная колокольня.

      Пятиярусная колокольня выстроена над святыми вратами в 1889–1903 годах на средства купца М.Т. Атлашкина. В нижнем ярусе находился небольшой храм, освященный во имя Архистратига Михаила. Крупный лесоторговец купец Михаил Тимофеевич Атлашкин — мариец, выходец из крестьян деревни Кожла-Сола Царевококшайского уезда, умерший в 1901 году — был похоронен на монастырском кладбище, уничтоженном в советское время. Ныне территория кладбища расчищена. Могильная плита М.Т. Атлашкина найдена и установлена примерно на месте бывшей могилы.

      Красота монастырских построек дополняется регулярно приезжающей к стенам Раифы выставкой картин зеленодольских и казанских художников, оригинальными фонтанами, деревянной скульптурой, изображающей трех сказочных медведей, кафе, украшенным деревянной резьбой.

5 пункт. Дом паломника.

      На протяжении нескольких лет у стен монастыря располагалась одноэтажная гостиница. Минимум удобств не пугал паломников из многих городов, которые приезжали в монастырь на несколько дней помолиться, потрудиться и побыть в тишине. Всем прибывшим свободно предоставлялось место в гостинице. Однако в конце 2005 года случился пожар, гостиница сгорела. Через несколько месяцев началось строительство нового гостиного дома, двухэтажного, внешне напоминающего скорее престижный мини-отель, чем монастырское здание.

6 пункт. Храм Грузинской иконы Божьей матери.

      Жизнь Грузинского собора- таков официальный статус храма в Раифском монастыре - была яркой и трагической. Первоначально на месте нынешнего храма  Грузинского собора построенного архитектором М.П. Коринфским, стоял деревянный храм, специально возведенный к прибытию копии Грузинской иконы. В 1662-1670 годы храм был деревянным. После грандиозного пожара 1689 года он сгорел. Новый каменный собор во имя Грузинской иконы Божьей Матери был построен в 1835 -1842 гг. при игумене Амвросии (Боголюбове).   Строил его Коринфский Михаил Петрович(1788-1851)- представитель ампира. Строительство велось на пожертвования. Среди самых крупных жертвователей был казанский мещанин Д. Орлов, поступивший в число братии монастыря, и казанский купец К.И. Колычев.
     Строительство Грузинского собора в Раифе во имя Грузинской иконы Божьей Матери было в 1662-70 годах и освящен в 1670 году. Церковь сгорела во время грандиозного пожара 1689 года, уничтожившего все строения монастыря. Но  Чудотворная икона была спасена. Новый каменный собор во имя Грузинской иконы Божьей Матери был построен в 1835-42 годах при игумене Амвросии архитектором Коринфским.

    Храм построен в стиле упрощенного классицизма. Он представляет собой в основании прямоугольник длиной с востока на запад 38 метров, шириной 19 метров. В советское время к восточной стороне храма была пристроена кинобудка, используемая в настоящее время как келья.

     Фронтон каждой из четырех стен, в виде низкого длинного треугольника, украшен «сухариками» - выступами балок потолка и крыши. На куполе находится небольшой шар с водруженным на нем крестом.   Внутри шесть колонн коринфского типа, расположенных в два ряда, и шесть боковых. Колонны образуют также боковые проходы.

      На втором этаже храма ранее находились обширные настоятельские кельи. В советское время от настоятельских покоев был достроен второй этаж, который использовался как спортзал. В настоящее время это зал для проведения конференций и приемов.

   

7 пункт. Грузинская икона Божьей матери.

      Начало истории иконы Грузинской Божьей Матери начинается в 1622 году, когда персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди похищенных святынь была Грузинская икона Божьей Матери, украшенная золотом и серебром. Один персидский торговец предложил ее приказчику купца Егора Лыткина – Стефану Лазареву. В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева. В то же время он получил приказание отослать Грузинскую икону в основанную в 1603 году в Красногорскую обитель в Пинеге Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин поначалу забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас, же вспомнил о видении и, желая исполнить полученное им тогда приказание, немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы. Новая икона быстро стала особо почитаемой не только в северных землях, но и в целом на Руси.

Казанский  Митрополит Лаврентий избрал одного из лучших иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, приказав ему снять точный снимок с иконы Грузинской Божьей Матери. Который вскоре был доставлен в Раифскую  обитель крестным ходом.

      Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божьей Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильева 24 июня 1830 года.

      "В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви..."

     Но прошли годы благолепия. Пришел 1917 год. Монастырь, находящийся в глубине леса и не имевший никакой реальной защиты, подвергался грабежам. Не отставали и представители новой власти.

     При закрытии Раифской обители, икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма и передав в храм Ярославских святых на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Чудотворная икона является самым древним списком, сделанным с оригинала иконы. Что икона считается оригиналом, в связи с тем, что первоначальная икона была утеряна без известий.

     В настоящее время многие паломники жертвуют свои украшения иконе Грузинской Божьей матери.

     И когда в 1990 году монастырь был возвращен церкви,  первой стали восстанавливать именно Грузинскую церковь. 14 августа 1991года икона вернулась в Раифу.  

     Около иконы Грузинской богоматери всегда много людей.

 Здесь каждый находит успокоение от суеты, Икона продолжает творить свои чудеса.

8 пункт. Пятиглавый Троицкий собор.

     И последняя постройка монастыря: Пятиглавый Троицкий собор был построен в 1904–1910 годах по проекту Ф.Н. Малиновского на месте каменного храма конца XVII века. Троицкий собор был главным храмом монастыря до его закрытия. Этот яркий образец эклектики псевдорусского «кирпичного» стиля реставрирован и заново освящен в 1996 году. Храм славился замечательной акустикой - пение четырех иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты

9 пункт. Святой источник.

      Святой источник, освященный Святейшим Патриархом Алексием II в 1997 году, также архитектурно дополняет монастырские постройки. По выходным, а особенно в праздник Крещения, к источнику выстраивается длинная очередь людей с емкостями для воды, желающих с помощью этой живительной влаги принести пользу душе и телу.

10 пункт. Детский приют.

       С приходом отца Всеволода в Раифу закончилось время безбожия, и каждый может оглянуть в монастырь. И, бывая в нём, нельзя не обратить внимания на детей, деловито расхаживающих  в черных подрясниках. Это - воспитанники монастыря. Они появились здесь в 1994 году, когда первый мальчик, которому негде было жить, пришёл в обитель. Его звали Кондратьев Александр. Наместник отказать ребенку не смог. Так появился единственный в Поволжье монастырский корпус для детей-сирен. С тех пор в монастырских стенах постоянно слышен детский смех. Сейчас в корпусе воспитывается 24 человека от 6 до 17 лет. Среднее образование они получают в государственной средней школе. Кроме общественных предметов, для детей проводя гея занятия по музыке, изобразительному искусству, гуманитарным наукам и. конечно, по Законам Божьему.

      До 1997 года первые воспитанники жили в Тронной зале. В 1998 году их переселили в Храм Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.

В 2001 году они переселились в новое здание корпуса, открытое в монастыре. Это перестроенный трехэтажный дом дореволюционной постройки, который долгое время принадлежал СИТУ и лишь недавно был передан его истинным владельцам,

     У них есть всё, о чём может мечтать ребенок. Красивые комнаты и тренажерный зал. компьютерный класс и зимний сад. Побывали они и в разных странах мира. Но самое главное- это добрые и заботливые воспитатели. Подняв со дна общества, где они пополняли ряды беспризорных, они воспитывают в них качества, которые помогут им в будущем стать хорошими людьми.

     Ребята, которые жили в корпусе, выбирают самые разные пути в жизни и монастырь никак не влияет на их выбор.

11 пункт. Стены с башнями.

    Стены с башнями  построены в 1690–1717 годах. Из пяти башен сохранились три — северо-западная, юго-восточная и юго-западная, перестроенная под молельный дом.

 

12 пункт. Озеро Раифское.

     Наш путь продолжается мимо монастырских стен с одной стороны, озером с другой. Озеро Раифское - самое большое по площади и глубоководное озеро расположено в долине реки Сумка.

В настоящее время площадь его составляет 32 гектара, а максимальная глубина – 19 метров. На утренних и вечерних зорях, рассекая водную гладь, проплывают бобры и ондатры, озабоченные поиском корма, а в июне и июле изредка появляются лоси, кормящиеся сочными водными растениями и спасающиеся в воде от гнуса. Лось, кабан, бобр, ондатра, норка, лисица регулярно оставляют здесь свои следы. По поверхности озера снуют многочисленные водные беспозвоночные животные, нагуливаются выводки водоплавающих птиц, включая редкую в нашей республике болотную курочку – камышницу. У берегов возвышается несколько хаток бобра.

13 пункт. Легенда.

     Ёще одна особенность этого озера превращена в легенду, и стала еще одной местной достопримечательностью – это молчаливые лягушки. Удивительно, но они не квакают вблизи монастыря. По преданию, монахи Раифской Богородицкой обители однажды попросили у Бога милости — избавить их от кваканья, мешающего им петь. Случилось чудо - лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь, они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, но и они вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек, но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу

14 пункт. ФГБСУВУ  «Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»

      За высокими монастырскими стенами есть друга жизнь, где находиться дети с искалеченными судьбами.  Нас встречает Раифское специальное профессиональное училище закрытого типа, где воспитываются несовершеннолетние правонарушители.

ФГБСУВУ “Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа» является одним из старейших образовательных учреждений на территории Республики Татарстан, имеет богатую историю становления и развития с 1933 г. как Раифская трудовая колония для несовершеннолетних. На сегодняшний день в училище обучаются 86 подросток от 11 до 18 лет. Здесь они получают среднее образование и профессии.

15 пункт. Местечко Раифа.

      Пройдя мимо училища, мы попадаем в особенный мир - местечка Раифа. Здесь встречаются прошлое и настоящее. Около белоснежных стен монастыря чернеют деревянные дома. Если бы  не спутниковые антенны, то можно было бы подумать, что мы попали в позапрошлый век.

     В местечке Раифа можно организовать для туристов место отдыха в кафе в старинном стиле, которую хотелось бы назвать  « Монастырская трапезная».

16 пункт. « Волжско- Камский Государственный биосферный заповедник».

     Дальше наш путь продолжается через заповедный лес Волжско- Камского Государственного биосферного заповедника. Он был образован  в 1961 году и занимал площадь 8024 га.

Интересно то, что уже в 16 веке, до образования монастыря, черемисы здесь проводили обряды жертвоприношения. Ни кому в этот лес не разрешалось заходить. Охранять лес продолжали и монахи. На сбор ягод и грибов, на рубку леса требовалось специальное разрешение. 

Именно в состав этих лесов входит сибирская пихта и ряд видов растений и животных, «пришедших» к нам с Урала и из Сибири. Главными лесообразующими породами в смешанных лесах выступают, с одной стороны, – дуб и липа, с другой – ель и сосна. Раифа является одним из немногих мест на территории республики, где можно изучать взаимоотношения этих выходцев с запада и востока.

     На болоте много клюквы. Здесь произрастают редкие виды болотных орхидей и хищное растение – росянка, листья которой приспособлены для ловли мелких насекомых; за счёт животной пищи росянка восполняет в своём питании дефицит азотистых веществ – сфагновый торф очень беден питательными веществами.

     Раифский лес считается одним из старейших в Восточной Европе. Возраст отдельных сосен достигает 250-300 лет. Уникальный лесной массив сохранился до наших дней практически в первозданном виде благодаря заповедному режиму, который раньше контролировался монастырской стражей, а в последние 50 лет – службой охраны заповедной территории. Раифский участок пересекают две малые реки – Сумка и Сер-Булак, в долинах которых расположены озера Раифское, Линево, Илантово, Гнилое, Карасиха, Долгое, Казанское, Круглое, Моховое, множество бобровых прудов и болотных массивов. Подземные воды, характеризующиеся высоким качеством, представлены крупным водным «резервуаром», расположенным на глубине более 30 метров.                    Бутилированная вода «Раифский источник» известен многим татарстанцам. Содержание серебра в составе воды позволяет сохранить его в течении года.

17 пункт. Дендрологический сад.

     Дендрарий заповедника находится у посёлка Садовый. Его история началась в 1921 году, когда лесным факультетом Казанского университета на площади 0,45 га был заложен дендрологический питомник. Этот чудо-сад, который насчитывает более 500 видов и разновидностей деревьев и кустарника. Сад площадью более 20 гектаров аккуратно поделен на три секции: Америка, Европа и Азия. На этих участках представлены культуры, присущие именно этим континентам.

 В 1936 году территория дендрария была в очередной раз увеличена до 21,5 га. Новые территории использовались под питомники. В эти годы для озеленения населенных пунктов ежегодно выращивалось до 120 тыс. саженцев. С организацией в 1960 году Волжско-Камского заповедника дендрарий вошёл в его состав. С этого времени здесь стали проводится экскурсии. Современная коллекция дендрария насчитывает более 500 видов и разновидностей древесных растений и является наиболее крупной в Поволжье. С 1978 года дендрарий входит в Совет ботанических садов России, а с 2003 г. - в  Международный совет ботанических садов по охране растений.

18 пункт. «Музей природы».

      Последним этапом нашего маршрута является  «Музей природы». Он создавался в конце шестидесятых годов прошлого века. Коллекция состояла из набора чучел животных встречающихся в заповеднике.

      После проведённой реконструкции в конце девяностых годов экспозиция музея состоит из 45 биогрупп и диорам ,в которых животные представлены и их естественной среде обитания. Здесь можно увидеть более 50 характерных обитателей заповедника. Музей оснащён мультимедийной техникой, что позволяет проводить здесь лекции, а так же демонстрировать видеофильмы.

      В течении 5 часового экскурсионного маршрута мы побывали в атмосфере разных эпох, разных природных зон. 5 км путь, благодаря насыщенности кажется одним мгновением. Нас сопровождали вековые сосны, чистейший воздух, невыразимой словами красоты природа, которое прекрасно во все времена года. Раифа – «богом хранимое» - оправдывает свое название. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь. До свидания. До новых встреч.

Заключение

Чтобы путеводитель был содержательным и интересным, а многочисленные вопросы слушателей не ставили в тупик,  нам пришлось проделывать большую предварительную работу. Для этого он изучали книги и статьи по теме, собирали интересные факты и истории. После чего составили текст экскурсии, пытаясь снабдить их интересными подробностями, красивыми легендами. 

В зависимости от темы и цели экскурсии разрабатывали маршрут.

  Маршрут   «Раифа, или край сосен, православных храмов и заповедных лесов» состоит из 18 пунктов. Время проведения 5 часов, протяженность маршрута около 5 км.

Издание этой книги станет проводником  на пути к познанию и ознакомлению с историческими ценностями, каковыми являются великолепные Храмы и культурные памятники Раифского монастыря, также поможет читателю получить  полную и достоверную информацию о достопримечательностях Раифского заповедника и дендрологического сада.  Мы постарались  донести до читателя уникальность наших мест. 

Наш путеводитель относится к категории универсальных, он не охватывает только одну тематику. Ранее написанные путеводители были именно таковыми.  Мы хорошо осведомленны о том месте, о котором  пишем. Раифа является посещаемым и популярным местом для туристов не только из России, но из ближнего и дальнего зарубежья.

Проект создан и для гостей республики, желающих посетить красивые места, узнать о нашей земле, и для жителей Татарстана, которым наверняка будет интересно узнать о местах, расположенных рядом, но где они никогда не бывали. 

Особенность проекта, заключается в том, что он охватывает не только ознакомление  с Раифским монастырем или дендрарием, а в том:

  1. он объединяет несколько маршрутов;
  2. проходит через местечко Раифа;
  3. знакомит с историей ФГБСУВУ  «Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»; 
  4. предполагает пешеходный переход через Волжско- Камский Государственный биосферный заповедник.

Ценность работы заключается в его практической востребованности. В Раифский монастырь приезжают очень много туристов, и они часто спрашивают у местных жителей показать поселок Раифу или путь в дендрологический сад.  Мы надеемся, если напечатать путеводитель, то он принесет многим пользу.

Мы пришли к выводу что, история родных мест прививает бережное, уважительное отношение к памятникам прошлого, вызывает желание уберечь их от гибели, разрушения и сохранить их для потомков. Это формируют сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Список использованных источников и литературы

Источники:

1.1. URL http://raifa.ru/palomnik        (дата обращения: 15.09.2013)                    

1.2. URL http://ru.pages.wikia.com/wiki/(дата обращения: 15.09.2013)

1.3. URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/599419(дата обращения: 23.09.2013)

1.4. URL http://palomnic.org/sz_sr/dyx/raif/raifa/(дата обращения: 23.09.2013)

1.5. URL http://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения: 05.10.2013)

1.6. URL: http://www.zapoved.net/index.php (дата обращения: 19.10.2013)

Литература:

2.1 Иеродиакон Иоанн. Издание Раифского Богородицкого монастыря. 1997 г.

2.2 Иеродиакон Иоанн. Человек – легенда. Раифский вестник, 2003. – 29 августа.

2.3Переверзов В. Издание Раифский Богородицкий монастырь: вчера и сегодня.

2.4 Раифа – Свияжск. Казань – Kazan, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма».

Урок – изучения нового материала по духовному краеведению Подмосковья...

Урок ИЗО в 7 классе "Устройство православного храма"

Урок изобразительного искусства в 7 классе.Тема: Устройство православного храма.Цели:  1) Познакомить учащихся с символикой православного храма.2) Воспитывать патриотические чувства на прим...

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...