Урок мужества
классный час (5, 6 класс) на тему

Иванова Марина Геннадьевна

Обращение к эмоциональной сфере учащихся, на мой взгляд, залог успешного мероприятия. Только пропустив через свои чувства, дети смогут научиться понимать чувства людей, переживших войну и блокаду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок мужества36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

Иванова Марина Геннадьевна

 методист ГБОУ ДОД ЗДДТ Курортного р-на СПб

Урок мужества проходит в зале боевой славы краеведческого музея ЗДДТ.

Участники – учащиеся 5-6 классов. Стулья расставлены таким образом, чтобы дети были разделены на три подгруппы.

Звучит классическая музыка.

Вед. – Ребята, вы знаете, что в эти дни мы отмечаем годовщину снятия блокады Ленинграда. Всё дальше от нас те дни, когда шла война, когда наш город задыхался в кольце блокады. Чем дальше уходит время, тем спокойнее воспринимаем мы жесточайшие факты той войны, потому что всё меньше остаётся тех, кто всё это испытал на себе. Но знать и помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл в своей жизни. Ведь без прошлого не может быть будущего.

Кадры видеохроники.

Блокада… Что сразу приходит в голову, когда мы слышим это слово? (Возможные ответы детей: голод, холод, Таня Савичева, Дорога Жизни, бомбёжки, 7-я симфония Шостаковича) Сейчас я предлагаю каждой группе вспомнить и рассказать то,  что вы знаете  о том, что вы сейчас назвали.

После небольшого обсуждения в группе дети рассказывают, другие дети или ведущий дополняют.

- Голод и холод;

- Дорога жизни;

- Город-фронт.

Всё, что мы сейчас с вами вспомнили, мы знаем из рассказов очевидцев, из книг и кинофильмов. А если попробовать представить себя на месте тех девчонок и мальчишек, ваших ровесников… Помните слова песни: «Им было всего лишь 12, но были они ленинградцы». Сейчас я зачитаю вам отрывки из воспоминаний, которые помогут вам представить жизнь детей блокадного Ленинграда. (Зачитывает отрывки).

…Это ведь поразительный, невероятный факт: в тяжелейших условиях осаждённого города ленинградские ремесленные училища продолжали жить, продолжали учить ребят. И ребята, и мастера в три смены точили снаряды, детали пулемётов…    (П. Петухов)

…В первые дни войны мне с одноклассниками пришлось помогать переоборудовать нашу школу под госпиталь, а потом начались трудовые дни… Наш 9-а копал противотанковый ров, участвовал в строительстве дзотов… Работали почти ежедневно под обстрелом… Занятия в школе начались с октября…     (Г. Червяков)

125 граммов хлеба делили на три части: завтрак, обед и ужин. Варили кожу, из столярного клея – студень. К голоду прибавились сильные морозы. Не было света, топлива, воды…     (В. Семёнова)

… Родных уже не было, друзья эвакуировались. Лежу и думаю, что не только обидно, но и как-то стыдно умирать от слабости в 16 лет, да ведь что ж тут сделаешь…         (С. Кузьменко)

…Пожалуй, самое трудное было утром выползти из-под горы одеял в морозную атмосферу нашего жилища, разжечь чадящую коптилку, умудриться с минимальной  затратой топлива нагреть воды для брата и себя…        (Р. Алексеев)

…Сначала ребятам подниматься на чердак было строго-настрого запрещено. Но постепенно этот запрет сам собой снялся. И вот, только взвоет сирена воздушной тревоги, мы уже мчимся на чердак, занимаем наблюдательные посты у слуховых окон и чувствуем себя как на переднем крае…

                                                                 (А. Луговцова)

… В зимние месяцы закутанные до глаз дети собирали здесь щепки. Теперь они ищут здесь крапиву для супа и одуванчики для салата… (В. Инбер)

А сейчас попробуйте представить себя на их месте. Расскажите, как проходит ваш день, о чём вы думаете, что делаете. Обсудите в группе, а потом мы послушаем ваши рассказы. После обсуждения один представитель группы рассказывает «Мой день в блокадном Ленинграде». (Во время рассказа гасится свет, зажигаются свечи, фоном звучит музыка).

Сегодня на нашей встрече присутствует житель блокадного Ленинграда (ФИО ветерана) В годы войны он был еще ребенком, но те трагические события врезались в память на всю жизнь. Расскажите, пожалуйста, об одном из своих дней, проведённых в блокаде.  (Рассказ ветерана). Дети задают ветерану вопросы, сравнивают свои представления с его рассказом.

 Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться со своим детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Вы родились и растёте в мирное время. Что бы вы могли сказать, если бы у вас была возможность обратиться к детям блокадного Ленинграда? (ответы детей).

А что бы они сказали вам в ответ? Уверена, что это было бы одно слово: ПОМНИТЕ!

Звучит стихотворение Р. Рождественского «Помните».

Ведущий (на фоне музыки) – Помните не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы знать, что человек способен на многое и не терять веру в себя.

  Музыка звучит громче, ветерану вручаются цветы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....