Рабочая программа индивидуальных занятий "Я-исследователь"
рабочая программа по теме

Богодухова  Ольга Витальевна

Компетентностный подход в обучении предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Данная программа позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Программа может быть интересна учителям-предметникам общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._ya-issledovatel.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

Рассмотрено                                                              Утверждаю

на заседании методического                                               директор МБОУ «ООШ №17»

объединения_________________________                       ________________Н.В. Ермолаева

Протокол №___от «____»____20___г.                              Приказ №___от «____»____20___г.

Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Рабочая программа индивидуальных занятий

Срок реализации – 1 год

Анжеро – Судженск

2013 год

Составитель:  Богодухова О.В.,

                          учитель русского языка и литературы  высшей категории

Я - исследователь,  рабочая программа индивидуальных занятий для учащихся, Анжеро-Судженск, 2013г., 10 с.

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Данная программа позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Программа может быть интересна учителям-предметникам общеобразовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                           4

Содержание программы индивидуальных занятий                                             5

Учебно-тематический план                                                                                    6

Требования к уровню подготовки учащихся                                                        7

Список литературы                                                                                                 8

Приложение

Календарно-тематическое планирование                                                             9

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Данная программа позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи курса:

•        сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;

•        вооружить учащихся   теоретическими знаниями о различных формах   организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

•        сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 35 часов (1час в неделю). 

Курс имеет практико-ориентированную направленность и соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены два вида занятий:  лекционные и практические.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности: умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад.

 Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение – 1ч.

Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.

Выбор темы исследования- 1ч.

Характеристика понятия «тема исследования». Обоснование актуальности выбора темы исследования.

Практическое задание. Подходы к определению, объяснению темы исследования.

Цель, задачи, гипотеза исследования, предмет и объект исследования -1ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Определение  понятий «предмет» и «объект» исследования.

Практическое задание. Обоснование основных путей решения собственной исследовательской проблемы. Определение “нулевой” гипотезы, построенной на структурных связях между предметом и объектом исследования, объяснение первоначальных наблюдений, первичных фактов перед самой исследовательской работой.

Изучение научных работ по теме исследования – 2ч.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическое задание. Анализ литературы по выбранной теме и составление библиографического списка.

Составление аннотации – 1ч.

Проведение исследования – 3ч.

Практическое задание. Проведение исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования.

Анализ результатов исследования – 2 ч.

Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.

Практическое задание. Формирование выводов, обобщений. Определение эффективности и значимости исследования. Развитие самостоятельности мышления на основе сопоставления данных исследования, точек зрения специалистов.

Структура, композиция исследовательской работы – 2 ч.

Понятие о структурировании исследовательского материала.

Практическое задание. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.

Требования к оформлению исследовательских работ – 2ч.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое задание. Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.

Результаты исследования и их обработка – 1ч.

Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.

Практическое задание. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Защита исследовательской работы –1ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение.

1

1

2

Выбор темы исследования.

1

1

3

Цель, задачи, гипотеза исследования, предмет и объект исследования.

1

1

4

Изучение научных работ по теме исследования.

2

1

1

5

Составление аннотации.

1

1

6

Проведение исследования.

3

3

7

Анализ результатов исследования.

2

2

8

Структура, композиция исследовательской работы.

2

1

1

9

Требования к оформлению исследовательских работ.

2

1

1

10

Результаты исследования и их обработка

1

1

11

Защита исследовательской работы

1

1

                                                                                   ВСЕГО

17

4

13

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать, понимать:

  • роль науки в жизни общества;
  • методы научного исследования и познания гуманитарных наук;
  • основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.

Уметь:

  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
  • составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
  • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
  • оформлять научно-исследовательскую работу;
  • уметь работать с научно-популярной литературой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борзенко, В.И., Обухов,  А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности.  [Текст]: методический сборник./В.И.Борзенко, А.С.Обухов - М.: Народное образование, 2001, - 288с.
  2. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. [Текст]: методический сборник./И.А.Зимняя, Е.А. Шашенкова - Ижевск., 2001, -234с.
  3. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. [Текст]: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. -154с.
  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. [Текст]:  методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.-168с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема

месяц

1

Введение.

сентябрь

2

Выбор темы исследования.

3

Цель, задачи, гипотеза исследования, предмет и объект исследования.

4

Изучение научных работ по теме исследования.

5

Изучение научных работ по теме исследования. Составление библиографического списка.

октябрь

6

Составление аннотации.

7

Проведение исследования.

8

Проведение исследования.

9

Проведение исследования.

ноябрь

10

Анализ результатов исследования.

11

Анализ результатов исследования.

12

Структура, композиция исследовательской работы.

13

Структурирование исследовательской работы.

декабрь

14

Требования к оформлению исследовательских работ.

15

Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.

16

Результаты исследования и их обработка

17

Защита исследовательской работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционных (логопедических) занятий на дому

Хочу поделиться своей рабочей программой с другими педагогами. Буду рада, если она поможет Вам в работе....

Рабочая программа индивидуальной работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ

Рабочая программа индивидуальной работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ на 2011 -2012 учебный год....

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"

Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.

Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

Рабочая программа индивидуального обучения по английскому языку

Рабочая программа индивидуального обучения по английскому языкуСреднее (полное) общее образование...

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...