Сценарии литературных гостиных. Вступительная статья к сборнику
план-конспект по теме

Рыбакова Елена Васильевна

В рамках художественно-эстетического комплекса организована в школе работа литературной гостиной. Такая форма работы стала любимой для всех участников образовательного процесса. Посещать гостиную очень нравится учителям, они общаются, раскрывают свои скрытые возможности, таланты, общаются с детьми и их родителями. Такое общение сближает интересы всех групп, дети раскрываются в новых, необычных для себя ролях, родители видят в учителях до боли родных людей, готовых помочь ребенку найти себя, сами постепенно становятся активными участниками происходящих действий.

         Непринужденная обстановка, доброжелательность, творчество, возможность показать свои способности, позволяют создать атмосферу полезного отдыха и интересного общения.

 «Искусство – высокая форма бытия человека, и общение с ним  способно поднять личность на более высокую ступень». Оно даёт нам эстетически пережить то, что каждый из нас вследствие скоротечности жизни пережить не мог бы. Оно совершенствует наш «эстетический взор», воспитывает чуткость и внимательность. Наконец, искусство пробуждает в нас художников и поэтов.

      Каждый человек в разные периоды своей жизни хотел  быть артистом, певцом, художником и даже писателем. Как найти способ попробовать себя во всех этих ролях?  Как узнать, на что я способен? Не скрывается ли в личности ребенка великое дарование?

      Вот для этого и существуют различные формы и методы работы, направленные на целостное развитие личности ребенка. Мое внимание как учителя  привлекает идея синтеза разных видов  искусств, введение в практику интегрированных уроков. Интеграция

предметов художественного цикла  в полной мере реализуется и  во внеклассной деятельности.

      В соавторстве с библиотекарем школы Высотиной Л.Н. были написано более 15 сценариев и проведены литературные гостиные:

- о  жизни и творчестве  русских писателей и поэтов:

        - «Душа хотела б быть звездой» (по творчеству  Ф.И. Тютчева)

        - «Я -  очень русский человек…» (по творчеству И.А. Бунина);

        - «Душа, не знающая меры» (по творчеству М.И. Цветаевой);

        - «Мелочи жизни или разговор по душам» (по творчеству М.Зощенко и Н.Тэффи);

        - «Я - гений Игорь Северянин» (по творчеству И.В.Северянина);

 «Шестое чувство» (по творчеству писателей и поэтов русского зарубежья); «Жизнь Иисуса Христа» (в творчестве русских писателей);

- о взаимосвязи различных видов искусств - литературы, музыки и живописи:

         -  вечер авторской песни «Наполним музыкой сердца»,

         - вечер сонетов «Благославляю имя  из имен»,

         - вечер русского романса,

         - «Цветы мне нежно улыбались»,

         - «Осенняя гостиная «Падают листья».

Во всех вечерах активное участие принимали учащиеся старших классов.

       Предлагаемый материал даст возможность  расширить литературный и искусствоведческий кругозор старших школьников, пробудить интерес к жизни и творчеству писателей и поэтов разных эпох, помогут учителю приобщить ребят к разным видам  театральной деятельности, развить ораторские способности,  а также  оставить  в сердцах ребят определенный эмоциональный трепет, душевное волнение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pod_senyu_druzhnyh_muz.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Под сенью дружных муз…”  

Ученики:

  • Александр Пушкин – Марьяков И.
  • Иван Пущин – Кукушкин С.
  • Антон Дельвиг - Швечиков А.
  • Николай Корсаков –  Неустроев Женя
  • Александр Горчаков - Антипин Е.
  • Вильгельм Кюхельбекер – Рыбин А., Неустроев Никита
  • Екатерина Бакунина – Горшкова Т.
  • сестры Вельо – дочери придворного банкира – Осипова К., Калашникова К.

Учителя:

Государственный чиновник  -  Иванов М.

Малиновский Василий Фёдорович  –  Старков В.

Куницын Александр Петрович – Борошнев П.

 Карцев Яков Иванович – Самедов Саид

Кошанский Николай Фёдорович – Махмудов Тофик

Жуковский Василий Андреевич - Белослудцев В.

Чаадаев  Пётр Яковлевич      -

Какая удивительная пора - отрочество! Открытие мира, приобретение друга, первая любовь - всё случается в отрочестве. И как замечательно, что отрочество самую светлую часть суток проводит в школе. Именно в её стенах раздвигаются горизонты знаний, взрослеющий человек осознаёт своё предназначение и наполняется светом душа...

      Для чего мы учимся? Наверное, не только для себя, для своего имиджа, как модно сейчас говорить. Школа всегда хочет оделить нас благородством, а качество это предполагает должное отношение и к Отечеству. «Для общей пользы» - было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику, первого в России закрытого учебного заведения - Царскосельского лицея, который двести лет назад заканчивал А.С. Пушкин.

     Нынче лицеев в России не счесть. А останутся ли в памяти выпускников их лицейские годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будут ли они столь трепетно и нежно вспоминать свои школьные дни? Пронесут ли дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужат Отечеству?

Предлагаем провести сегодня день самоуправления под девизом «Для общей пользы»

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

В лицее была своя система оценок: «ноль» ставили за непосещение лекций, когда у ученика не было интереса к предмету, «единица» - самая лучшая оценка, «4» — худшая.

  По военному делу, например, у Пушкина была 4+. По окончании лицея он был двадцать шестым по своим успехам.

                         

                             Сцена 1. Открытие Лицея

Под музыку (А. Рубинштейн Мелодия Фа-мажор) гости входят в зал, усаживаются к столикам, зажигают свечи. Входят гости-артисты (госуд. чиновник, Малиновский, Куницын, Кошанский и две светские дамы)  поднимаются на сцену и садятся в кресла.

Чиновник объявляет царский указ

Манифест об учреждении Лицея и высочайше дарованная ему грамота:

«Ныне отверзаем новое святилище наук.

  • Новую высшую придворную школу в греческой традиции назвать Лицеем. Поместить близ резиденции царя в Царском Селе.
  • Инициатива создания привилегированного ученого заведения принадлежала министру народного просвещения Андрею Кирилловичу Разумовскому и министру  юстиции Михаилу  Михайловичу Сперанскому.
  • Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной…
  • Сообразно сей цели, Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и нравственностью своей общее доверие заслуживающих.
  • Лицей в правах и преимуществах своих равняется с российскими университетами.
  • В сем особом учебном заведении  телесные наказания запретить».

                                                                            император Александр I

                                    12 августа одна тысяча восемьсот десятого года

Звучит «Гаудеамус», по проходу идут главные исполнители-лицеисты: Пушкин, Пущин,  Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков, Корсаков, Илличевский.  Выстраиваются у сцены.  Звучат стихи Пушкина «19 октября. Лицеисты дают клятву, соединяя руки.

                           

Пушкин.       Друзья мои, прекрасен наш союз!

Пущин.              Он как душа неразделим и вечен –

Горчаков.          Неколебим, свободен и беспечен,

                            Срастался он под сенью дружных муз.

Кюхельбекер.   Куда бы нас ни бросила судьбина,

Дельвиг.            И счастие куда б ни повело,

Корсаков.           Все те же мы:

                             нам целый мир чужбина

Все.                   Отечество нам Царское Село!

Пушкин.           Исполнится завет моих мечтаний;

                           Промчится год, и я явлюся к вам!

Дельвиг.           О, сколько слёз и сколько восклицаний,

                           И сколько чаш, подъятых к небесам!

Корсаков.         И первую полней, друзья, полней!

Пущин.             И всю до дна в честь нашего союза!

Кюхельбекер. Благослови, ликующая муза,

Все:                   Благослови: да здравствует Лицей!

Горчаков.         Наставникам, хранившим юность нашу,

Дельвиг.            Всем честию, и мёртвым, и живым,

Кюхельбекер.   К устам подъяв признательную чашу,

Все:                     Не помня зла, за благо воздадим …

(Торжественный марш Земля надежды и славы)

Дельвиг.   19 октября 1811 года Лицей был торжественно открыт в Царском Селе.

Горчаков. Это было закрытое учебное заведение, где мы, дворянские дети, должны были получить наилучшее образование, чтобы потом участвовать в управлении и просвещении России.

Пущин.      Мы вошли  в Торжественный зал. Роспись на стенах - строго героическая. Рассматривая её, сразу наполняешься чувством гордости и любовью к своему Отечеству.

Корсаков. На столе в красивом переплёте с медью большая книга - Устав лицея.

Горчаков. В Уставе лицея было записано, что все дети в этом учреждении равны, как дети одного отца. Воспрещалось кричать на служащих простого звания, несмотря на то, что мы, ученики, были дворянского сословия.

Корсаков. На торжество съехались министры, царь, родственники будущих лицеистов.

Пушкин.                Вы помните: когда возник Лицей

Пущин.                  Как царь открыл для нас чертог Царицын?

Горчаков.              И мы пришли,

Дельвиг.

                                и встретил нас Куницын

                                Приветствием меж царственных гостей...

Лицеисты делятся на две группы по обе стороны сцены, чтобы потом Куницын стал между ними.

Госуд. Чиновник.  Директором Лицея назначается статский советник, дипломат Василий Федорович Малиновский. На него возлагается персональная ответственность за каждого воспитанника.

Малиновский (говорит медленно, запинаясь и смущаясь)

    От своего лица и лица всех педагогов мы благодарим его величество за открытие сего храма наук.

    Надобно «раскрыть в детях мысленность  через изучение различных предметов, а раскрывши мысленность, приучать к различию добра и зла, чтоб не делали без рассуждения, и не говорили и не мыслили, поскольку всякая мысль открывается чрез перехождение в делание, а далее в дело.

   Сии педагоги будут просвещать юношество и  внушать  им правила  нравственного поведения:

 Александр Петрович Куницын – педагог  нравственных и политических наук

 Николай Федорович Кошанский – преподаватель эстетики, российской и латинской словесности

Яков Иванович Карцев будет учить  физическим и математическим наукам, милейший Теппер де Фергюсон согласился обучить лицеистов музыке и хоровому  пению.

Федор Богданович Эльснер обучит их военной науке.

Многоуважаемый Давид Иванович де Будри  - педагог по французской словесности

 Сергей Гаврилович Чириков - гувернёр и преподаватель изящных искусств

Евгений Александрович Белов будет обучать   истории и географии.

Куницын (начало речи говорит за столом)

  Что есть Отечество? Оно в согражданах наших. Тот любит Отечество, кто радеет о пользе сограждан, кто самую жизнь не задумается отдать для блага общественного. 

  (Спускается в зал, становится среди мальчиков)

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества!

Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Дорога чести и славы отрыта перед вами. Вам, избранным сынам дворянства нашего, предназначены высшие должности в государстве и в воинстве. На какую бы ступень власти ни взошли бы вы в будущем, помните всегда: нет выше сана, чем священный сан гражданина! Любовь к славе и Отечеству должны быть единственным вашим  руководителем!

Пушкин

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

Пущин. Именно Куницын помог нам избрать девиз гуманный и благородный.

Лицеисты (хором).  "Для Общей Пользы".

                    Музыка. Артисты садятся за столики.

                           

                                       

Дельвиг.

Вечером этого торжественного дня мы играли около Лицея в снежки при свете иллюминации и тем заключили свой праздник, не подозревая тогда в себе будущих «столпов  отечества», как величал нас Куницын. Нам было по 12, только некоторым чуть больше.

Представляются друг другу: Александр Пушкин, Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгем Кюхельбекер, Илличевский, Николай Корсаков

                                             Сцена 3. Учителя и ученики

Корсаков.

  Открытие Лицея состоялось в четверг. А с понедельника начались занятия, потекла обычная лицейская жизнь. (учителя спускаются в зал)

Мы были  мальчишки как мальчишки. Среди нас  были и проказники, и спорщики, и лодыри, а порой,  и неучи.

    Лицеисты разбегаются по залу. Из конца в конец зала – перекличка лицеистов.

Моцарт. Дивертисмент ре-мажор

 Дельвиг:        А, знаете, господа, в общем не трудно привыкнуть к новой жизни.

 Пущин.         Ну да… вставать с 6 утра!

Кюхельбекер:  А с 7 до 9 – класс! То есть учебные занятия.

 Дельвиг:      Но зато в 9 чай с белой булкой!

 Пушкин:     Сразу после чая  -  первая прогулка до 10!

Корсаков:    Но с 10 до 12 снова класс! А с 12 до часу вторая прогулка! Гуляли обязательно в любую погоду.

Горчаков. Корнилов, Корсаков во время прогулки отстали от своих товарищей, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещевания гувернёра Ильи  Степановича Пилецкого, чтобы они сохраняли тишину и наблюдали порядок, нимало не имело на них действия.

Кюхельбекер: С 2 до 3 нудное чистописание! (Выводит что-то пером)

Корсаков: Но и рисование!

Дельвиг. По средам и субботам бывало вечернее танцеванье(показывает па) или фехтование(Делает выпад в сторону Пущина).

Пущин. (Тот отвечает на выпад )Каждую субботу - баня.

Горчаков. Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.

Дельвиг. В половине девятого - звонок к ужину. (Лениво встаёт с кресел)

Горчаков. После ужина до 10 часов - отдых, развлечения.(Бросает скомканным листом бумаги)

Горчаков. В 10 часов - вечерняя молитва, сон.

                               

Пущин:   Нет, господа, что ни говори -  жить можно!

                         С шумом выбегеют из зала

УЧИТЕЛЯ (разговор за столом):

Карцев. Это невыносимо, господа! Я ругаю их до трясцы, а толку никакого. Вызываю сегодня  Пушкина к доске,  задаю алгебраическую задачу.

- Решайте, голубчик, Пушкин, решайте!

Он  переминается с ноги на ногу, молча пишет формулы, спрашиваю:

 - Что же вышло? Чему равняется икс?

- Нулю!

 -Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите… свои стихи.

Кошанский. Надо воспитанникам запретить писать стихи, чтобы не отвлекались от занятий.

Карцев.  Я зову их животинами. Так и вызываю: Яковлев-господин, животина-господин, и ничего, терпят. Надо их учить.

Малиновский. Не нравится мне ваша грубость, Яков Иванович. Нельзя унижать человеческое достоинство. Это же дети! Они растут!

Куницын.

 Да и я не ожидал, что придётся читать лекции сущим детям.

Не буду ничего говорить о Саврасове, Тыркове, Мясоедове, Костенском – совершенный облом.

Горчаков  умён, но прихорашивается, точно Нарцисс.

Пущин без всякого упрёка.

Матюшкин тих.

Кюхельбекер, видимо, посмешище для товарищей. Во всём чрезмерен: пишет так, что перья ломает.

Броглио отпетый, Данзас тоже: делает гримасы, ему всё трын-трава.

Пушкин грызёт перо и царапает на бумаге рисунки, так углубляясь в эти занятия, как будто в классе никого, кроме него, нет.

Дельвиг спит – в точном смысле этого слова.

Корф приличнее всех.

Кошанский. Больше всего хлопот доставляют Броглио и Данзас. Даже чёрный стол для нарушителей дисциплины  не помогает, они к нему привыкли. Данзас имеет наглость заявлять, что за ним удобнее.

Карцев. Предлагаю одеть Данзаса на сутки в старый детский сюртучок. Он узок, беден, дурно сшит, это вызовет смех товарищей и произведёт воспитательное воздействие.

Малиновский.  Зачем же так. Они же просто мальчишки, оторванные от дома, от  своих родных.

Куницын. Мы потчуем их всевозможными знаниями. Но порой домашняя обстановка и крепкая родительская рука стократ дороже всякой школы. Василий Фёдорович, юноши любят и почитают Вас как отца. Позвольте, иной раз бывать в доме вашем. Может быть, здесь они научатся держать себя в разумной строгости.

Малиновский. Я с удовольствием Александр Петрович. Их можно понять. Это естественные порывы молодых людей,  но нам должно напоминать им о чести и достоинстве дворянина.

УЧЕНИКИ:               Лицеисты   вбегают и хором поют

Этот список сущи бредни,

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули,

Ай-люли, люли, люли!

Дельвиг мыслит на досуге:

Можно спать  в Кременчуге…

Мы ж нули, мы ж нули,

Ай-люли, люли, люли!

                    (Лицейские песни)

Корсаков. С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеёмся.

Не пропускаются дни рождения

Горчаков. Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Дельвиг. Образовалась товарищеская семья.

Кюхельбекер: Друзья, здорово бывать у нашего Теппера! Только странно, что при его-то таланте он просто учитель пения?!

Пущин: А я хочу поведать вам историю его прежней жизни. Барон Теппер де Фергюсон родился в Польше, в семье богатого банкира. Но в одну из тамошних революций отец его погиб, а с ним и все богатство.

Дельвиг: Я слышал, что наш Теппер в это время путешествовал, как какой-нибудь “лорд” по Европе.

Пущин: Но, узнав о случившемся, он не растерялся. Напечатал в Вене в газете объявление, что дает уроки музыки. Восемь лет он провел в столице Австрии. В Вене тогда жили многие выдающиеся музыканты, среди них Моцарт, Сальери, молодой Бетховен.                   

Дельвиг:  Теппер и Бетховен совершенствовали свое мастерство у одного учителя?

Горчаков: Теппер стал известен в Вене и других городах Европы как превосходнейший пианист и композитор. В XIX столетии переехал в Россию, женился и поселился здесь, в Царском Селе. Василий Фёдорович  пригласил его преподавать пение нам – лицеистам.

                   звучит “Лунная соната” Бетховена

Лицеисты выстраиваются в одну линию  и кладут руки на плечи друг другу. Пушкин в середине

Пушкин.

Вы помните ль то Розовое поле,

Друзья мои, где красною весной,

Оставя класс, резвились мы на воле

И тешились отважною борьбой?

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья.

УРОКИ:    Лицеисты поднимаются на сцену и садятся за парты

 Кошанский (звонит и объявляет)

 Господа, урок словесности (все садятся: на столе - листочки, перья).

Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами. Все нагнулись над бумагой, сочиняют.

Пушкин. Я всё!

Моцарт  Эльвира. Концерт для фортепиано с оркестром №21 до-мажор.

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

«Вот жизни радость!»

Но повтори:

    «Так вянет младость!»

    В душе скажи:

   «Прости, жалею!» -

   И на Лилею

   Нам укажи.

Кошанский  Отлично! Дайте сюда вашу бумагу…(взял рукопись к себе ) Что же остальные?(Дельвиг прикрывает рукопись рукой, Илличевский разорвал её).Желаю успехов, господа! (уходит)

Пущин. Ты гений, Пушкин! Я вижу на твоём челе сияние славы!  

Это надо отметить! Фома всё устроит ! Он мастер.

В зале лицеисты образуют круг, обнимая друг друга за плечи, из центра круга по очереди выскакивают трое. Задорно, с юмором они начинают:

Пушкин. Я, Малиновский и Пущин  затеяли выпить …

Пущин. Я достал рому, добыли яиц…

Дельвиг. Натолкли сахару…

Пушкин. И началась работа у кипящего самовара.

Пушкин. Разумеется, кроме нас в вечерней пирушке приняли участие и другие: Яковлев-паяц, Дельвиг. Пришёл Кюхля. Когда веселье было в разгаре, в коридоре показался инспектор

Пущин. Мы трое явились и объявили, что это наше дело. И что мы одни виноваты.

Пушкин. Постановление следующее:

Госуд. чиновник: «Две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы.

         Трое опускаются на колени, все остальные за ними.

Чиновник. Встаньте, господа! Прекратите паясничать!

Пушкин. Почему? Я молюсь за господина инспектора. За него иначе нельзя.

Чиновник. Вы нарушаете благочиние, господин Пушкин. На три дня в карцер. (Пушкина уводят)

Лицеисты:

Этот список сущи бредни,

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули,

Ай-люли, люли, люли!

                                         Сцена 4. Война.

За окном слышны голоса и звук  проходящих войск. Лицеисты бросаются к окну. Входит Куницын. Звучит «Тройка» Г. Свиридова 

Куницын.

   Господа! Мы в горе и гневе, Москва, мать городов русских, во власти  французов. То, что дорого русскому сердцу, растоптано ногами пришельцев. В нас горит дух отмщенья. Как и во всех  согражданах наших. Покорить нас нельзя! Горе тирану, Наполеону, покусившемуся на нашу свободу! Мы терпим временное бедствие. Нашему врагу не уйти от справедливой кары! Лицей собираются эвакуировать куда-то на север. Архангельскую или Олонецкую губернии, Разумовский уже прислал тулупы.

Кюхельбекер. Я пойду в армию!

Пущин. Ты будешь только в тягость. Ещё последнее слово не сказано.

Кюхельбекер. Я старше вас. Я выше ростом. Я смоленский дворянин. Меня возьмут добровольцем.

Звучит «Военный марш» Г. Свиридова

Горчаков. Насколько была велика наша радость, когда через полгода  русские взяли Париж.

Дельвиг. Читали, господа, в «Сыне Отечества», что сказал государь французскому сенату: «Я друг французского народа и защитник его свободы».

Пущин. Лучше ничего не скажешь.

Корсаков. Что ни говори, а молодец наш царь, дай бог ему здоровья.

                                       Входит Кошанский

Кошанский. Надеюсь, мсье, лицейская муза не останется в долгу перед Отечеством и чувства, одушевляющие нас, найдут себе выражение в торжественной оде. Я жду от вас, мсье, оды на взятие Парижа. (идёт от лицеиста к лицеисту). Прежде всего от вас, мсье Корсаков. (спокойно и почтительно встаёт). Вас, мсье Кюхельбекер. (Кюхля вскочил, взъерошил волосы). Вас, барон Дельвиг (лениво приподнялся). И особенно вас, мсье Пушкин. Мне известен ваш прекрасный талант, который вы, к сожалению, тратите на безделки (встаёт, Дельвиг стаскивает у него листок и пытается прочесть).

Корсаков.        Всесилен русский бог великий!

                           Гремят на стогнах шумны клики,

                           Венчают славою царя!

Кошанский. Что же вы, мсье Пушкин?

 Когда же мы услышим вашу оду? Неужели у вас нет охоты воспарить ввысь?

Пушкин. Я ленив для оды. Парить не умею.

Кошанский. Напрасно, мсье, напрасно. Наш знаменитый певец Гавриил Романович Державин много шалил стихами, но ради изящных безделок он не забывал громкозвучной лиры.

Пушкин.  У меня не лира, а гусиное перо. Вот!

Кошанский. Сожалею, мсье,  очень сожалею. Но боюсь, из вас не выйдет проку. Ваша ода, мсье Корсаков, если выправить указанные места, будет прекрасна. Ваш дар приносит честь Лицею.(Уходит)

Пущин. Что это у тебя, Француз? (берет с его стола журнал)  «Вестник Европы»?

Господа, послушайте! «От издателя»: «Просим сочинителя присланной  в «Вестник Европы» пьесы, под названием «К другу стихотворцу», как всех других сочинителей, объявить нам своё имя. Но смеем уверить, что мы не употребим во зло право издателя и не откроем тайны имени, когда автору угодно скрыть его от публики». И ты молчал? Как подписался?

Пушкин. « Александр Н.К.Ш.П.» Согласные буквы фамилии в обратном порядке.

Пущин. Друзья! Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состоит в том, что он отнюдь не думает важничать

Дельвиг.  

Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением.

Пушкин.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…

Музыка Моцарта «Реквием»

23 марта 1814 умер директор Лицея  Василий Фёдорович Малиновский.

Лицеисты выстраиваются на сцене спинами к зрителю, наклонив в скорби головы

Куницын. 

     На другой день весь Лицей собрался возле  умершего директора. Он лежал спокойный, бледный, в своём лицейском мундире. Провожали Малиновского в последний путь профессора, шли за гробом воспитанники. Когда гроб опускали в свежевырытую могилу, Иван Малиновский безутешно плакал над телом своего отца.

Пушкин и лицеисты подошли  к нему, взялись за руки.

Горчаков. Братцы, в память о нашем учителе дадим клятву вечной дружбы.

Горчаков.         Наставникам, хранившим юность нашу,

Дельвиг.            Всем честию, и мёртвым, и живым,

Кюхельбекер.   К устам подъяв признательную чашу,

Все:                     Не помня зла, за благо воздадим …

                   Сцена 5.Экзамены жизни

Торжественный марш

Пушкин.

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Чиновник.

 Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4-го числа будущего месяца, от 10 часов до 3 пополудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников 1-го приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст.

Пушкин. Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг ждал его в сенях.

Дельвиг. Я поцелую руку, написавшую «Водопад»

Пушкин. Но по приезде Державина, увидев дряхлого старика, Дельвиг передумал.

Пущин. Экзамен наш очень  утомил Державина, он даже задремал. Все ждали очереди Пушкина.

Пушкин. 

 «Воспоминания в Царском Селе» прочёл я, стоя в двух шагах от Державина. Вспомнил, как три года назад Россия дала отпор Наполеону, вспомнил:

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Пушкин. 

    Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.

 Горчаков. После экзамена состоялся торжественный обед, на котором министр просвещения граф Разумовский решил сказать нечто приятное его отцу: «Я желал бы, однако же, образовать сына вашего в прозе». «Оставьте его в поэзии», - ответил Державин.

Пушкин.

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Кюхельбекер. Учиться еще два года

Дельвиг. В Лицей приезжают Жуковский, Карамзин, Вяземский, Александр Тургенев, Чаадаев. Споры наши о поэзии не прекращаются.

Моцарт Концерт для флейты с оркестром

Кюхля.

Так мысли в нас меняют лёгкий образ

Мы любим и через час мы ненавидим.

Что славим днесь, то утром проклинаем

Пушкин. Виля, что за тоску ты нам читаешь?

Кюхля. Это, это стихи. Тебе не понять, Обезьяна. Или, может, научишь , как надо. Научи!

Пушкин. Изволь.

Писатель! За свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.      (Взрыв хохота)

Помнишь ли, как ходил к Василию Андреевичу Жуковскому и мучил его своими виршами. Он рассказал мне.

За ужином объелся я,

 А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно и тошно!.. (Смех.)

   Кюхельбекер.  (Толкает Пушкина в плечо).  Стреляться и немедленно.  (убегает)

Пущин. (вбегает) Пушкин! Василий Андреевич  приехал! Тебя спрашивает.

Жуковский. Добрый день, братец. Вырос, возмужал! Ты уже не прежний московский мальчик, а молодой поэт. Тебя печатают. Дарю тебе свои стихотворения с дарственной надписью.

Пушкин (читает) Молодому чудотворцу Александру Пушкину от автора (схватил руку Жуковского и прижал её к груди).

Благослови, поэт!.. В тиши парнасской сени

Я с трепетом склонил пред музами колени,

Опасною тропой с надеждой полетел,

Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.

Жуковский. 

  Милое живое творенье! Ты надежда нашей словесности, будущий гигант, ты всех нас перерастёшь!  Стремись жить так, чтобы между твоими поступками и теми идеями и чувствами, которые ты исповедуешь  в стихах, не было расхождения.

Я чувствую себя твоим учителем, а моя педагогическая деятельность – это гражданское служение Отечеству. И я за тебя в ответе.

                       При мысли великой, что я человек,

                       Всегда возвышаюсь душою,-

Ты полноправный член литературного союза «Арзамас».  Наше пари на лучшую стихотворную сказку завершилось. Сверчок! Я поздравляю тебя с  победой.

Пушкин. Вот это да! Поэму «Руслан и Людмила» я начал на стене  лицейского карцера, а она зазвучала, да ещё и напечатана.

   

Жуковский. Я  дарю тебе портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Романс на слова А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Дельвиг: 

Браво, Француз! Я верю в твое славное будущее.
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением.


Пушкин: Тосенька, и ты вслед за стариком Державиным предсказываешь мне великое поэтическое поприще?

Пущин : И я от души говорю: “Дай Бог тебе успеха. Лучи славы твоей будут отсвечиваться в твоих товарищах”.

Корсаков: Друзья, хотелось бы знать, что будет с нами лет, эдак, через десять. Ты, Горчаков, станешь, наверное, известным дипломатом. Суворочка – видным военным деятелем. Ты, Жанно, проживешь жизнь “для общей пользы”, возможны, в лишениях, а я стану композитором.

Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.

Пушкин вместе с друзьями

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Дельвиг: По поручению Егора Антоновича я написал слова “Прощальной песни…”. И музыка к ним господина Теппера готова. Предлагаю попробовать силы в исполнении.   звучит “Прощальная песнь лицеистов…”.

       Горчаков.

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятиях сладкой тишины,

Дельвиг.

И уж отечества призванье

Гремит нам, шествуйте, сыны!

Пущин.

Простимся, братья, руку в руку

Обнимемся в последний раз!

Корсаков

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

       

Горчаков.         Наставникам, хранившим юность нашу,

Дельвиг.            Всем честию, и мёртвым, и живым,

Кюхельбекер.   К устам подъяв признательную чашу,

Все:                     Не помня зла, за благо воздадим …

                                    Сцена 6. СЛОВАРЬ

Пушкин.

Златые дни! Уроки и забавы,

И черный стол, и бунты вечеров,

И наш словарь, и плески мирной славы,

И критики лицейский мудрецов!

Куницын. Объемистая тетрадь плотной синей бумаги, рукой Кюхельбекера  исписано 245 страниц.

Словарь – свод философских, моральных, политических вопросов, интересовавших Кюхельбекера и его друзей. Множество цитат… Любопытно, что именно выписывает лицеист Кюхельбекер.

       Обсуждение статей СЛОВАРЯ

Музыкальный сигнал «Гаудеамус» - 3 раза. Построение  классов с незажженными свечами у сцены.

Сменяя друг друга, несутся мгновенья.

 Все в мире покроется пылью забвенья.

Лишь дело героя да речь мудреца

Века проживают, не зная конца.

И солнце, и бури - все выдержит смело

Высокое слово и доброе дело!

Горчаков.

Вы клятву должны нам сейчас принести,

Что вы не свернете с прямого пути,

 Что вас не сломают науки преграды,

Что годы учебы вам будут наградой.

Музыкальный акцент. Ведущие передают огонь свечей по цепочке, от свечи к свече.

Пущин.

Клянемся добро в себе растить,

                         На все кругом смотреть пытливым взглядом.

И, действуя наперекор преградам,

Не уходить с заветного пути.

Все. Клянемся!

Дельвиг.

Пойми живой язык родной природы,

И станет сразу ярче этот свет.

Люби свой край в любое время года

Его милей и краше в мире нет!

           Все. Клянемся!

                   Кюхельбекер.

Везде наследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Что свет еще не повидал,

Чего и сам не испытал!

 Все. Клянемся!

Пушкин.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Все. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Музыкальный сигнал «Гаудеамус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации. Статья для сборника Шамовских чтений.

Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации.Заместитель директора по ВР ГОУ СОШ №1234 Чарнецкий Сергей Николаевич Педагогическая толерантность является профессионально ва...

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Статья в сборнике " Сценарии воспитательных мероприятий (из опыта воспитателей специальных(коррекционных)школ)"

Статья "Праздник 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства" содержит материал о проведение праздника в школе-интернат....

Статья в сборнике научных статей

Статья в сборнике научных статей международной НПК "Проблемы и перспективы социально-экономического и правового развития региона. Роль профсоюзов"....

Статья в сборнике научных статей

Статья в сборнике научных статей...

Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....