Математическая эстафета
учебно-методический материал (5, 6 класс) на тему

Литвинова Наталья Викторовна

Материал разработан для проведения недели кафедры "Естественно-математического цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_estafeta.docx766.33 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая эстафета

Цель: стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения; развитие и формирование у учащихся навыков логического мышления; формирование математических компетенций, умения работать в команде; формирование правильной и грамотной речи, быстрой реакции; развитие реакции на ситуативность; воспитание объективности в самооценке, духа соревновательности, стремления к самоутверждению личности.

Участники: учащиеся 5-6 классов (5 команд)

Форма проведения: игра.

Место проведения: несколько кабинетов школы  (№35 и №36).

Оборудование: маршрутные листы для каждой команды, карточки с заданиями для каждой команды, буквы-ключи.

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Представление и приветствие команд.
  3. Игра.

1.Станция «Логическая».

2.Станция «Занимательная».

3.Станция «Головоломкино»

4.Станция «Геометрическая».

5.Станция «Математический словарь».

6.Станция «Очумелые ручки»

VI.        Подведение итогов.

Ход игры.

Домашнее задание: из класса сформировать  команду из 6 человек, придумать название команды, девиз, приветствие командам-соперникам.

I Приветствие команд.

II Условия игры.

Каждая команда получает маршрутный лист, где указаны шесть станций. На каждой станции участников игры встречает «Начальник станции», который предлагает математические задания. Выполнив их, команда получает ключ и перемещается к следующей станции. Побеждает та команда, которая быстрее соберет ключи. Ключ - это буква из имени великого математика. Если команда самостоятельно называет имя математика, получает дополнительных 2 балла.

Ведущий зачитывает текст:

Жил в ІІІ веке до н.э. Заведовал математическим отделом широко известной Александрийской библиотеки при Музейоне. Рассказывают, что с его «легкой руки» возникла студенческая стипендия. Именно он заметил египетскому царю Птоломею І: «Нет в математике даже для царей других путей». Написанные им 13 томов – это первый математический труд, который полностью дошел до нас. И большая часть нашей школьной планиметрии почти полностью заимствована из его первых шести книг. Кто это?». (ЕВКЛИД).

Выслушав задание, команды начинают игру.

III.Игра

I.Станция «Логическая». Команда получает вопросы, на которые быстро отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы вложены в конверты для 5 и 6 классов разные (приложение 1).

II.Станция «Занимательная».

1) Решите кроссворд.

За каждое угаданное слово − 2 балла, всего времени 5 минут. За каждую просроченную минуту 1 штрафной балл.

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. (Миллион) 4. Единица площади, равная 10000 м2. (Гектар) 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. (Радиус) 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. (Периметр) 11. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат) 12. Знак, используемый для записи числа. (Цифра) 14. Закон сложения: а + b = b + а. (Переместительный)

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. (Равные) 3. Закон умножения  (а + b)с = ас + bс. (Распределительный) 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. (Куб) 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. (Стороны) 8. Единица масс, равная 1000 кг. (Тонна) 9. Равенство, содержащее неизвестное. (Уравнение) 13. Третий разряд любого класса. (Сотни)

2) Разгадайте ребусы.

За каждый правильно разгаданный ребус начисляется 3 балла.

img3   (точка)

img4   (минус)

      (сумма)

III.Станция «Головоломкино».

  1. Найти пропущенные цифры. За каждую правильную цифру 2 балл, за неправильную штрафной 1 балл. Команда может работать вместе, может разбиться на группы.  Время 4 минуты.

а) 17*34                    б) 57*21                в) 4*3                  г) 14**   *7

   +                                -                            *                            **5     **    

    2*52*                        *41**                       2*                          * *

    39755                        13039                     *83                           *1

                                                                   ***                                0

                                                                  *****                            

  1. Разгадать шифр. Работает вся команда. Индексы на конверте вместе с зеркальном отражением. За выполненное задание 2 балла (Ответ: 4 5 6 1 2 3).

IV.Станция «Геометрическая».

  1. Собрать квадрат из предложенных деталей. За правильно сделанный рисунок 3 балла, за невыполненное задание 1 штрафной балл. На обдумывание 2 минуты.

                                                                                       

  1. Сосчитать количество треугольников и четырехугольников.  За правильные ответы по 2 балла, за неправильные ответы по 1 штрафному баллу. (Ответ – 13 треугольников; 5 четырехугольников).

V.Станция «Математический словарь».

  1. Написать математические термины на заданные буквы. Время на выполнение задания  − 2 мин. Можно предложить буквы С, К, П. За каждое слово – 1 балл.
  2. Найди в словах числительное. За каждое найденное числительное − 1 балл.

Опять Родина встречает зиму. Припять покрылась льдом. Много снегу подвалило. Стрижа едва ли увидишь. Сорока собирает отбросы. Припасы на зиму люди хранят в подвалах. Патрикеевна мышкует. В парке одинаково подстриженные деревья припорошены снежком. Лыжники в трикотажных костюмах не боятся морозов. Мил ли он нам, этот мороз? Да, по-настоящему мил и дорог!

VI.Станция «Очумелые ручки».

Задание 1: Из спичек построен «дом». Переложите 2 спички так, чтобы он повернулся другой стороной.

DSCN3372

     

Задание 2:  Переложите пять спичек так, чтобы получилось всего два квадрата:

Задание 3: Переложите две спички так, чтобы образовалась фигура, составленная из пяти равных квадратов:DSCN3373

Задание 4: Уберите две спички, чтобы получилось 4 квадрата:DSCN3381

  1. Подведение итогов.

В маршрутных листах подсчитывается общее количество баллов. Объявляются победители.

Приложение.

Первый конверт    (6 класс)

Вопрос 1: Как двум разбойникам разделить добычу, чтобы ни один из них не мог пожаловаться, что другой его обманывает? (Первый разбойник делит добычу на две равные части с его точки зрения, а второй выбирает любую приглянувшуюся ему часть).

Вопрос 2: Две мухи соревнуются в беге. Первая муха бежит вверх и вниз по стене с одинаковой скоростью. Вторая бежит вниз вдвое быстрее, чем первая, а вверх – вдвое медленнее, чем первая. Которая из мух победит, если мухи бегут от потолка к полу и обратно и обратно? (первая).

Вопрос 3: На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников? (26 учеников).

Вопрос 4: В каждом из четырёх углов сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4 кошки).

Вопрос 5: 

В одной многодетной семье у каждого из пяти сыновей по три сестры. Сколько всего детей в этой семье? (7 детей).

Вопрос 6: Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов? (5 землекопов).

Вопрос 7: В классе, где шёл урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось  мальчиков? (9 мальчиков, т.к. учитель тоже человек).

Второй конверт     (6 класс

Вопрос 1: Одному пожилому человеку 100 лет, но день рождения он мог отпраздновать только 25 раз. Почему? (Этот человек родился 29 февраля високосного года).

Вопрос 2: Две мухи соревнуются в беге. Первая муха бежит вверх и вниз по стене с одинаковой скоростью. Вторая бежит вниз вдвое быстрее, чем первая, а вверх – вдвое медленнее, чем первая. Которая из мух победит, если мухи бегут от пола к потолку и обратно? (первая).

Вопрос 3: На расстоянии 3 метров друг от друга в один ряд посажено 10 молодых деревьев. Найдите расстояние между крайними деревьями? (27 метров).

Вопрос 4: Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи).).

Вопрос 5: Как от куска материи длиной 2/3 метра отрезать полметра, не имея под рукой метра? (Сложить материю вчетверо (пополам и ещё пополам) и отрезать одну четверть.

Вопрос 6: Изделие весит 89,4 грамма. Сообразите в уме, сколько тонн весит миллион таких изделий. (Миллион изделий весит 89,4 тонны).

Вопрос 7: Вы заходите в тёмную комнату. У вас есть керосиновая и газовая лампы. Что вы вначале зажжёте? (спичку).

Третий конверт   (5 класс)

Вопрос 1: На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3).

Вопрос 2:

Чем кончается день и ночь? (ь знаком).

Вопрос 3: По улицы идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть? (Да, если по улице идут дед, его сын  и внук).

Вопрос 4: Один кирпич весит 1 килограмм и ещё полкирпича. Сколько весит один кирпич? (2 кг).

Вопрос 5: В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена, каждой из них дали кролика. И всё же в клетке остался один кролик. Как могло это случиться? (Одной девочке дали кролика в клетке).

Вопрос 6: Вы заходите в тёмную комнату. У вас есть керосиновая и газовая лампы. Что вы вначале зажжёте? (спичку).

Вопрос 7: вопрос-шутка. Что нужно в первую очередь обязательно бросить на дно кастрюли, прежде чем сварить суп? (взгляд).

Четвёртый конверт  (5 класс)

Вопрос 1: Петух стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (3 кг).

Вопрос 2: Чем кончается лето и начинается осень? ( буквой «о»).

Вопрос 3: У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у этого отца? (7 детей-6 сыновей и одна сестра).

Вопрос 4: В классе, где шёл урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось  мальчиков? (9 мальчиков, т.к. учитель тоже человек).

Вопрос 5:  Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как такое могло случиться? (если апельсины делились между дедом его сыном и внуком).

Вопрос 6: 

В прямоугольнике один угол отрезали. Сколько углов стало? (пять).

Вопрос 7: Трое играли в шашки. Всего сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2 партии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - математическая эстафета "Магия чисел"

Внеклассное мероприятие "Магия чисел" для учащихся 5-6 классов. Задачи мероприятия показать детям тесную взаимосвязь школьных предметов, приучать школьников к систематической двигательной активн...

Внеклассное мероприятие "Математическая эстафета".

Внеклассное мероприятие по математике для 6-7 классов "Математическая эстафета"....

Математическая эстафета

Разработка внеклассного мероприятия по математике....

Математическая эстафета "Весёлый поезд в страну "Математика""

Внеклассное мероприятие по математике в 5- х классах. Развитие логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.Воспитание выдержки, терпения, заинтере...

Неделя математики. Математическая эстафета в 5,6 классах

Развитие интереса к математике и развитие умения совместной деятельности в группе, в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы, развитие коммуникативных компетенций,  умение достига...

Спортивно-математическая эстафета

В статье представлена эстафета, состоящая из 5 этапов. Задания составлены в соответствии с программой ФГОС СПО и ФГОС средней школы для студентов 1 курса. Проведение эстафеты способствует развит...

Математическая эстафета.

Математическая игра для 5-6 класса....