Внеклассное мероприятие "Без берёзы не мыслю России"
методическая разработка (8 класс) на тему

Краснобаева Валентина Викторовна

Мероприятие для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_berezy_ne_myslyu_rossii.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный вечер «Без березы не мыслю России»

Примерно за 2 недели до вечера ребята под руководством учителей готовят русские народные костюмы, декорации для сцены: березки, плетень, картины, изображающие русскую деревню, подбирают иллюстрации, слайды, кинофильмы, пластинки.

Затем создаются 3 группы учеников-организаторов, которые производят отбор материала по темам:

1) Береза - символ России. Выставка «Берёзовые сувениры».

2) Изображение березы в живописи.

3) Береза - свидетель войны.

Библиотекарь школы организует соответствующую выставку книг, руководитель хора разучивает с ребятами народные песни. В школе объявляется конкурс на лучший плакат о русской березе.

Каждый класс получает индивидуальное задание: одни украшают зал, другие сцену, третьи, одетые в русские народные костюмы, готовятся встречать гостей, вручать им сувениры.

Соответствующий эмоциональный настрой создадут звучащие в зале народные мелодии.

Все тексты желательно произносить в сопровождении слайдов, иллюстраций - это усиливает эмоциональное восприятие.

Ребята украшают школьный зал ветками березки, плакатами, нарисованными учениками разных классов.

Ведущий.

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.

Береза — любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

(Через медиа-проектор  ребятам показывают картины русской природы — поля, перелески, березовые рощи.)  Звучит песня композитора Е. А. Баснера «Березовый сок».

Ученик.

Как часто пьянея
От светлого дня,
Я шел наугад
По весенним протокам.
И Родина щедро поила меня
Березовым соком, березовым соком.

Ученица. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!

Вечер открывается песней «С чего начинается Родина».
1 ведущий:
- Россия и береза! Эти два слова как бы слиты воедино.
(Стихотворение К. Симонова)

Касаясь трех великих океанов
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткой меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все это у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавшей к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег к низким ивнякам.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли.
Ту горсть земли, которая годится
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать
Идти на смерть, но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Чтец:

С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берез

С их царства сквозного, молочного

И с пухлых ребячьих грез.

Ученица:

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.

Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.

Ученик:

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах. 
Потому, знать, берёзы весною 
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.

(О. Шестинский)

Ученик: Березы… ими можно любоваться бесконечно, трудно даже сказать, когда они бывают красивее – весной или летом, осенью или зимой? Березам одинаково идет и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как хороши они весной в зеленом наряде! Свет, излучаемый березами, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян дерева более любимого и прекрасного, чем белая береза. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Перед вами сейчас предстанут картины русской природы – поля, перелески, березовые рощи.

(Через  медиа-проектор  ребятам показывают картины русской природы — поля, перелески, березовые рощи.)  Звучит песня композитора Е. А. Баснера «Березовый сок».

Ученик.

Как часто пьянея
От светлого дня,
Я шел наугад
По весенним протокам.
И Родина щедро поила меня
Березовым соком, березовым соком.

Ученица. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!

Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в жизни, и в музыке. Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал

Ученик

Хороша ты любою порою

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Назвали повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты Отчизны моей

И девичьи мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей.

Ученица:

Какой русский человек не любит красавицу-березу? Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады - дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.Фета: "И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной". (Л. Лещенко – песня «Береза белая»)

ученик

Русская березка!» Я привношу эти 2 слова и мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России, Есенин.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан

И ее золотистые косы

И холщовый ее сарафан.

Ученица

А другой поэт скажет о моей березке:

Белолицая, белоствольная,

Как невеста горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

Ученица

А третий поэт произнесет клятву:

И, вставая грозной силой,

Помнили друзья,

Что березку, как Россию,

Отдавать нельзя.

Нет в русском лесу дерева более поэтичного, чем береза.

Стихотворение «Береза» С. К. Есенина с детства хорошо знакомо всем:

Белая береза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром.
На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились кисти 
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине, 
И горят снежинки 
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом, 
Обсыпает ветки 
Новым серебром.

Ведущий. Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В. М. Гаршин, глядя на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки — все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

Ученик.

Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.

Ученица.

Россия, сторонка веселая, 
Дорогой бежит проселочной, 
Тонкой березой качается, 
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка! 
По окнам стучат слезинки, 
Кричат журавли, печалясь, 
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой,
Отчизна моя, Россия!

Ведущий. Перед картиной «Березовая роща» А. И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Редины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.

Ученица.

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Ученик. Перед нами картина И. И. Левитана «Березовая роща». Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорые березки — символ
Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.

Ученица            Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Золотая осень». (1895).

А на этой картине перед нами предстает вся красота золотой осени. Березка примерила на недолгое время золотую парчу осени. Ярко-желтая листва устилает землю. Весел и пестр наряд осени. Перед долгой зимой природа радует нас очаровательной красотой. Совсем скоро наступят заунывные холодные дождливые осенние дни. А пока глаз радуется, глядя на желтый ковер осени.

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Танец «Березка»

На сцену выходят школьники, одетые в военную форму.

41-й! июнь:

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

1418 дней и ночей длилась ВОВ. 1418 дней и ночей ковали наши дедушки и бабушки Победу, делая всё реальней и реальней тот счастливый весенний день 9 мая 1945 года. С первых часов, с первых минут вражеского нашествия весь народ по зову Матери - Родины встал на смертный бой.

(Далее на сцену выходят школьники, одетые в военную форму.)

Ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

Хор  исполняет песню «Русские березы»:

Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд.
О чем-то весь вечер березы,
О чем-то чуть слышно шумят.
Березы, березы,
Родные березы не спят.
Быть может, они вспоминают
Суровые годы войны.
Быть может, они поминают
Солдат, что на поле легли.
Березы, березы,
Родные березы не спят.

Ученица:

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес, 
Если б мы тебя не напоили 
Светлыми слезинками берез...

Ученик.

Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы
Как память о прошлом хранят.
Их ливни целуют косые, 
Ласкают их ветры, трубя: 
Никто, никогда их, Россия, 
Не в силах отнять у тебя.
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез.

Ведущий. Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.

Хор исполняет песню  «Растет в Волгограде березка» (муз. М. Агашиной).

Ученик.

Для меня березка — часть России.
Есть она и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня: 
Верил я не в присказку, не в сказку, 
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай 
Эту быль подснежникам весны, 
Как ждала меня, ждала меня с победой 
40 с лишним месяцев войны!
...Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, сутра —
Вот она, заветная березка,
Теплый образ света и добра!

Ученица. Наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены.

В Трептов-парке белые березы, 
Словно вдовы русские, стоят 
И роняют слезы, а не росы 
На могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России... 
Вдовья неизбывная тоска 
Сквозь ненастья, горем залитые, 
Привела вас сюда издалека.
Привела, поставила навеки 
У ступеней скорбной тишины. 
С той поры вы, не смежая веки, 
Навеваете солдатам сны.
О березы! Белые березы! 
Часть России, часть моей души! 
Солнце не иссушит ваши слезы, 
Ветерок в листве не прошуршит...
Тяжелы шлифованные плиты 
И суровы, как возмездья сталь,
Сын России с красного гранита 
Через вас глядит в родную даль.
Видит он Россию до Вилюйска,
Слышит он свою родную речь...
Тишина.
И слышно, как до хруста,
Он сжимает обнаженный меч.

(На экране   ребята видят памятник воину-освободителю с девочкой на руках, поставленный в Берлине в Трептов-парке, и другие памятники советским воинам.)

Ученик. О советских воинах-освободителях с благодарностью вспоминают люди разных национальностей. Послушайте стихотворение венгерского поэта Йожефа Фодора «Красные надгробья»:

Береза ласкает надгробные плиты.
В дыхании ветерка
Спите, герои.
Спокойно спите.
И пусть над вами лавину событий
Бесшумно проносят века.
Оттуда, где плещет Волга,
Оттуда, где катится Дон,
Ушли эти воины.
Спать им долго —
Укрой их, береза, своим пологом,
Да будет тихим их сон.
Сергея, Ивана, Петра, Николая, 
Над ними листвой шевеля, 
В себя приняла земля родная, 
Стань матерью им родной.
Остановись возле этой березы,
На плиты эти взгляни —
И вспомни о тех,
Кто развеял угрозы,
И в землю эту пролей свои слезы,
Как пролили кровь они.
Спите, герои.
Время — память о вас.

Несколько учеников читают (по одному четверостишию) стихотворение:

Под сенью вековых берез 
Покоится моя Россия. 
Не та, что поднялась до звезд, 
А та, что в половодье рос 
Купала ноженьки босые.

Что шла поляною лесной 
Своей размашистой косою, 

Что индевела всей спиной,
Обильно выступившей солью.

Носила на своих руках, 
Мозолей кандалы носила — 
Да славится во всех веках 
Моя сермяжная Россия.

А жизнь жива, 
И возле пней священных 
Березок племя буйно зацвело. 
От их неразделимого свеченья 
На всей земле становится светло.

Они стоят, дороги отороча, 
И ткут, и ткут навес над тишью рек. 
О, Русь моя! Березовая роща, 
Которую не вырубить вовек...

Ведущий. Россия! Слово - то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама!

Как сказал наш известный писатель, «счастье в том, чтобы честно жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной».

Ученица. Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость... Березка — воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку-рябу... Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.

А молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик.

В весенний день мальчишка злой 
Пронзил ножом кору березы — 
И капли сока, точно слезы, 
Текли прозрачною струей.
Пастух кору надрезал у березы, 
Склоняясь, тянет сладковатый сок. 
За каплей капля капает в песок 
Березы кровь прозрачная, как слезы.
И вот она, от муки холодея, 
Увянет к будущей весне. 
Иссохнет ствол, и ветви онемеют, 
И помертвеют корни в глубине.

Ведущий. Где бы ни росла береза — всюду она приносит людям радость и свет. Береза — символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
«Россия» — шепчут мне березки, 
«Россия» — шепчут камыши, 
«Россия» — ключ журчит в ложбинке, 
И я им тихо вторю: «Русь!»
Мне не трудны твои нагрузки: 
Я в поле рос, я чубом рус, 
И я люблю тебя по-русски, 
Моя березовая Русь!

Звучит мелодия народной русской песни. (На экране  - крупным планом — березы.)

Ведущий 1:

Дорогие ветераны! Желаем вам здоровья, счастья! Пусть сбудутся ваши мечты.

Ведущий 2:

И с искренней нашей любовью примите в подарок эту песню

Звучит песня: «И всё о той весне…»

Слово предоставляется ветеранам войны, труженикам тыла, узникам детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Внеклассное мероприятие " Рождественские традиции в России"

Разработка внеклассного мероприятия в виде рождественских посиделок с чаепитием, гаданием, колядками. на  котором в тёплой , домашней обстановке дети знакомятся с основными традициями встречи и п...

Конспект внеклассного мероприятия "Добро пожаловать в Россию"

Конспект разработан для учащихся 5-7 классов, изучающих английский язык. Внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса к изучению иностранного языка....

Внеклассное мероприятие по биологии «Цветы России»

Внеклассное мероприятие по биологии о многообразии цветов России...

Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX - XX веков

Проектная работа  показывает, как влияли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь? Цели работы: •Изучить труды русских философов ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Мысль семейная в жизни и творчестве А. С. Пушкина".

Сценарий литературно-музыкальной композиции для уч-ся 9-10 классов. Посвящено мероприятие 225 летию со дня рождения А.С. Пушкина и году семьи....