Культурное наследие на уроках русского языка и литературы и во внеучебной деятельности
методическая разработка на тему

Ладошина Ирина Борисовна

Многообразные формы и приёмы использования краеведческого материала, направленного на расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_kultur.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ладошина И.Б,

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 277

Культурное наследие на уроках русского языка  и литературы и во  внеучебной деятельности

Санкт-Петербург является столицей мировой культуры, недаром в нашем городе открылся международный форум, посвящённый семидесятилетию ЮНЕСКО. Масштаб мероприятия поражает - тысячи участников, десятки официальных делегаций, спектакли, выставки, концерты, встречи с выдающимися деятелями искусств. "В ходе Санкт-Петербургского культурного форума обсуждались практически все темы, касающиеся культуры, искусства, литературы, культурного наследия, гуманитарной науки. Эти вопросы имеют огромное значение для общества, да и для каждого из нас, для каждого человека. Ведь хорошо известно, что культура – в её широком понимании – формирует высокие цели и нравственные идеалы, ведёт по правильному пути к поиску смысла жизни", - сказал Президент. "Демонстративное разрушение памятников, унизительные массовые казни и теракты против нашей общей культуры громко напоминают о той ответственности, которую несут государства и нации. Без культуры нет человечества. Культура не передается генетически, ее передают ее носители - люди и памятники. - сказал гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

          Результат воспитания и образования школьников  зависит от культурных и научных ценностей, которые дети перенимают у  взрослого поколения. Сегодня перед  современной школой стоят такие задачи, как развитие уважения и любви к родному краю, расширение  кругозора детей, развитие интереса к истории  своего народа, своей  Родины. Возрождение духовности, национального самосознания это одна из проблем современного общества. Возникают вопросы  — как  приобщать школьников  к изучению истории и культуры? Как воспитывать на уроках русского языка и литературы  чувство патриотизма, национальной гордости? Как использовать краеведческий материала на уроках? Что повышает активность, любознательность, самостоятельность учащихся, делает уроки более творческими, живыми и интересными?

Кроме того, что ученик овладевает предметными знаниями в школе, он также  духовно обогащается. Человек, который был воспитан в обществе, уважающем свое культурное наследие, будет беречь и развивать бесценное духовное и нравственное богатство, подаренное ему предшествующими поколениями.

Изучение литературы играет  огромную роль в сохранении и развитии культурного наследия. На уроках имеется большой потенциал как воспитания учащихся, так и формирование нравственных и эстетических ценностей школьников. 2015 год объявлен Годом литературы. По мнению В.В.Путина, это станет " ярким, объединяющим общество проектом". Каковы основные задачи Года литературы? К ним прежде всего относится повышение интереса к чтению у подрастающего поколения, возвращение России многочисленных и образованных читателей.

         Изучая произведения  художественной  литературы, ученики имеют возможность не только знакомиться с шедеврами мировой культуры, но и узнавать о том, как жили, о чем мечтали, к чему стремились наши предки. Большое значение имеет и воспитательный аспект изучения художественной литературы в рамках школьной программы. На примерах судеб и поступков литературных героев современный ученик формирует свое собственное суждение о морали и нравственности. Кто, как не ребенок, может искренне радоваться и сопереживать, узнавая о судьбах героев, следя за событиями повествования.

Конечно, нельзя утверждать, что все ученики  переосмыслят свои взгляды, но если в сердцах и умах части детской аудитории сохраняться нравственные ценности и народная мораль, мы не утратим нашего культурного наследия.      

Дети разных поколений по-другому воспринимают одни и те же художественные тексты, по-своему оценивают поступки и характеры литературных героев, но в глобальных вопросах, связанных с пониманием добра и зла, чести и предательства, любви и ненависти, современные школьники сохраняют единство мнений. Это вселяет надежду и подтверждает важность и значимость сохранения культурного наследия.

Кроме художественных текстов на уроках русского языка и литературы, объектам культурного наследия особое внимание нужно уделять и во внеучебной деятельности школьников, посещая музеи и архивы, детские театры и библиотеки. Они обладают огромным педагогическим потенциалом, который может быть использован для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, ответственности, толерантности.

Большой культурный потенциал дает ученикам посещение театра, просмотр постановок известных литературных произведений. Театр способен приобщить многих детей к постижению особенностей человеческого бытия, поисков истины и ощущения красоты и многогранности окружающего мира. А.А. Брянцев заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре».

Особое значение для решения задачи формирования у подростков основ толерантного сознания имеют познавательная, игровая, трудовая и туристко-краеведческая деятельность, социальное и художественное творчество, проблемно-ценностное общение. Освоение культурного наследия в различных видах внеурочной деятельности гораздо эффективнее, чем на уроке. 

Можно приводить большое количество примеров из практики, подтверждающих колоссальную роль диалога учителя с учениками в процессе обучения и приобщение их к культурному наследию.

Любой городской объект является результатом творческой деятельности предыдущих поколений. При его создании мастера вкладывали в него те смыслы и значения, которые были актуальные для своего времени, отражали собственные представления о ценностях, вкусы и пристрастия заказчиков. Раскодирование такой информации дает ребенку возможность увидеть «отголоски» иных исторических эпох и культур вокруг себя, ощутить динамику истории, почувствовать свою ответственность за будущее.

Представление о городе как хранилище ценностей заставляет воспитателей отбирать для своих занятий с учащимися те объекты, которые общество признало значимыми и важными с художественной и исторической точки зрения.

В Санкт-Петербурге в этот перечень попадают, прежде всего достопримечательности исторического центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец, стрелка Васильевского острова, Медный всадник, Дворцовая площадь, Летний сад... Поэтому нередко можно наблюдать такую ситуацию: в разных районах огромной по площади северной столицы в образовательных учреждениях школьники изучают один и тот же стандартный набор шедевров петербургской архитектуры, скульптуры, садово-паркового искусства, различие заключается лишь в порядке их постижения. При этом акцент делается именно на освоение фактологической информации: учащимся предлагается узнать кто, что и когда построил, чем знаменит изучаемый объект, о чем он хранит память, какова его «история жизни». Это, в свою очередь, заставляет педагогов ориентироваться на иллюстративно-объяснительные методы преподавания (рассказ, сопровождаемый демонстрацией фотографий или видеофильма; беседа; экскурсия), поскольку именно эти образовательные технологии наиболее эффективно решают задачу расширения краеведческих представлений.

         Циклы экскурсий, специально разработанные с учетом особенностей психологии детей разных возрастных групп, в увлекательной форме проводятся в залах Эрмитажа, Русского музея  и включают игровые элементы. Интерактивные занятия объединяют родителей и детей общим интересом к изучению культурного наследия. 

Только в цивилизованном обществе ребенок может получать всестороннее развитие, и только гармонично развитая личность может сохранять и приумножать культурные ценности своего народа. Именно поэтому так важно, учитывая требования нового времени, воспитывать детей на лучших примерах прошлого и настоящего. Важно знакомить учеников с тем лучшим, что можно подчерпнуть из многовековой культуры. Педагог должен идти в ногу со временем, по новому уметь выстраивать диалог с детьми, но важно то, чтобы он смог донести и сохранить и развить культурное наследие, которое нам оставили наши предки.

Литература

1. С. В. Подгорнова, Ю. А. Смирнова, Н. Г. Шейко. Город как школа толерантности. Организация взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга: методическое пособие / науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2012. –  57 с.

2.Чечурина Н. В. Изучение истории края на уроках русского языка и литературы [Текст] / Н. В. Чечурина // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1254-1255.

3. http://www.1tv.ru/news/culture/298236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Сохранение культурного наследия на уроках словесности.

В статье изложены размышления о роли учителя в сохранении культурного наследия....

Изучение культурного наследия на уроках литературы через внеклассное мероприятие с учащимися индивидуального обучения.

Проводилась подготовка к 200летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В ходе заочной экскурсии по лермонтовским местам России, учащиеся принимали участие в конкурсе на лучшее исполнение произведе...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

"Культурные традиции на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности"

Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности....

Презентация "Формирование мотивации обучения на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности в 5-х классах"

Основной целью обучения  в школе является подготовка ученика как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не ме...

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции с международным участием на тему: Формирование национальных ценностей, по средствам изучение культурного наследия, на уроках географии.

География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения...

«Русский язык - историко-культурное наследие и достояние русского народа»

laquo;Русский язык - историко-культурное наследиеи достояние русского народа»Актуальность выбранной темы  обусловлена  тем, что неотъемлемым показателем  жителя Северной сто...