Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по русскому языку"
рабочая программа по теме

Богодухова  Ольга Витальевна

Цель данной программы: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие  школьников в олимпиадах по русскому языку.

Программа содержит подробное тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.

Предназначена для учителей русского языка  общеобразовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

Рассмотрено                                                              Утверждаю

на заседании методического                                               директор МБОУ «ООШ №17» объединения_________________________                       ________________Н.В. Ермолаева

Протокол №___от «____»____20___г.                              Приказ №___от «____»____20___г.

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Рабочая программа индивидуальных занятий

для учащихся 8-х классов

Срок реализации – 1 год

Анжеро – Судженск

2013 год

Составитель:  Богодухова О.В.,

                          учитель русского языка и литературы  высшей категории

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,  рабочая программа индивидуальных занятий  для учащихся 8-х классов, Анжеро-Судженск, 2013г., 10 с.

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Цель данной программы: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие  школьников в олимпиадах по русскому языку.

Программа содержит подробное тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.

Программа предназначена для учителей русского языка общеобразовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                           4

Содержание программы индивидуальных занятий                                             6

Учебно-тематический план        7

Требования к уровню подготовки учащихся        8

Список литературы                                                                  9

Приложение

Календарно-тематическое планирование                                                            10

 

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность введения курса "Решение олимпиадных заданий по русскому языку" определяется необходимостью решать проблемы успешной  подготовки  к  олимпиаде по данному предмету: с одной стороны, необходимостью углубленного изучения курса, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для лингвистического и речеведческого  тренингов – это, во – первых.

Во – вторых, подготовка к олимпиаде имеет мало общего с подготовкой к выпускному или вступительному экзамену. «На олимпиаде нет  типовых, алгоритмизированных заданий, выполняя которые, школьник покажет опять же типовые знания, умения и навыки.

Задача олимпиады – выявить как раз нетипичных детей, умеющих мыслить неординарно, обладающих глубокой интуицией, языковым чутьем».

В  различных методических пособиях  недостаточно сведений и приемов решения отдельных лингвистических задач для того, чтобы справиться с заданиями «олимпийского» уровня, высказываются «лишь самые общие соображения методического характера». По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и в то же время содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся. Критерием оценок ответов являются их правильность, полнота и оригинальность.

           Место в образовательном процессе. Данная программа принадлежит согласно существующей типологии к группе предметно – ориентированных, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной части «Русский язык») на более высоком уровне.

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Цель настоящего курса: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие  школьников в олимпиадах по русскому языку.

Задачи:

  • подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
  • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.

Программа рассчитана на учащихся 8-х классов, желающих повысить грамотность в различных областях языкознания и подготовиться  к олимпиаде.

Данный курс  рассчитан на 17 часов. Работа по подготовке к олимпиаде осуществляется в течение I полугодия, это объясняется графиком проведения школьных и городских олимпиад по литературе.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Структура олимпиадных заданий по русскому языку-1ч.

Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению.

История языка – 1ч.

Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.

Графика. Фонетика. Фонетические явления -1ч.

Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция.

Орфоэпические нормы русского литературного языка – 1ч.

Орфоэпические нормы. Ударение. Произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные. Работа с орфоэпическими словарями.

Лексикология – 1ч. 

Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы.

Фразеология. Функционирование фразеологизмов в художественном тексте – 1ч.

Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. Работа с толковым и фразеологическим словарем.

Этимология. Происхождение и история слов-1ч.

Происхождение слова. Ложная этимология. Работа с этимологическим словарем.

Морфемика и словообразование. Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ – 1ч. 

Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ.

Морфология. Морфологическая система русского языка. Морфологический анализ слова - 2ч.

Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи.

Синтаксическая система русского языка. Синтаксические явления повышенной сложности -2ч.

Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.

Стилистика и культура речи-1ч.

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

Сравнительное языкознание – 2ч.

Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование.

Различные виды анализа текста- 2ч.

Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
  • знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
  • уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Структура олимпиадных заданий по русскому языку.

1

1

2

История языка.

1

1

3

Графика. Фонетика. Фонетические явления.

1

1

4

Орфоэпические нормы русского литературного языка

1

1

5

Лексикология.

1

1

6

Фразеология.  Функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

1

1

7

Этимология.  Происхождение и история слов.

1

1

8

Морфемика и словообразование. Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ.

1

1

9

Морфология. Морфологическая система русского языка. Морфологический анализ слова.

2

1

1

10

Синтаксическая система русского языка. Синтаксические явления повышенной сложности.

2

2

11

Стилистика и культура речи.

1

1

12

Сравнительное языкознание.

2

1

1

13

Различные виды анализа текста.

2

2

Всего

17

6

11


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

  • Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. [Текст]: пособие для учителя/ А.Т. Арсирий. -М.: Просвещение, 1995.-156с.
  • Казбек – Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. [Текст]: пособие для учителя/М.М. Казбек- Казиева- М.: Айрис-пресс, 2006г.- 178с.
  • Казбек - Казиева, М.М. Школьные олимпиады. Русский язык.  [Текст]: пособие для учителя/ М.М. Казбек-Казиева -  М.: Айрис-пресс, 2007г. – 197с.
  • Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. [Текст]: пособие для учителя/ А.О. Орг - М.: Просвещение, 2005г. – 158с.

Литература, рекомендованная  для учащихся

  • Баранов,  М.  Т.   Школьный   орфографический   словарь   русского   языка. [Текст]: пособие для учащихся/ М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М.: Просвещение, 2007. – 234с.
  • Баранов, М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. [Текст]: пособие для учащихся/ М. Т. Баранов.— 4-е изд.— М.: Просвещение, 2006.- 276с.
  • Жуков,  В.П.   Школьный   фразеологический   словарь   русского   языка. [Текст]: пособие для учащихся/ В.П. Жуков, А. В. Жуков.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2005. -256с.
  • Лапатухин, М.С. Школьный толковый словарь русского языка. [Текст]: пособие для учащихся/ М. С. Лапатухин,   Е.  В.   Скорлуповская, Г.  П.  Снетова;   под  ред.   Ф.   П.   Филина.— 2-е изд.,     дораб.— М.: Просвещение, 1998. -546с.
  • Лекант, П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. [Текст]: пособие для учащихся / П. А. Лекант, В.В. Леденева.— 3-е изд.— М.: Просвещение, 2006. -376с.
  • Львов,  М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. [Текст]: пособие для учащихся/ М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 2006. -212с.
  • Одинцов, В.В. Школьный словарь иностранных слов. [Текст]: пособие для учащихся / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М.: Просвещение, 2006. -234с.
  • Потиха,  3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. [Текст]: пособие для учащихся/ 3. А. Потиха,—2-е изд.—М.: Просвещение,  1998. -437с.
  • Тихонов,  А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. [Текст]: пособие для учащихся / Н.Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение,  1991. -634 с.
  • Ушаков, Д.Н. Орфографический словарь. [Текст]: пособие для учащихся/ Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М.: Просвещение,  1990. - 210с.
  • Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. [Текст]: пособие для учащихся/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва.— М.: Просвещение,  1997.-235с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

занятия

Тема занятия

месяц

1

Введение. Структура олимпиадных заданий по русскому языку.

сентябрь

2

История языка.

3

Графика. Фонетика. Фонетические явления.

4

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

5

Лексикология.

октябрь

6

Фразеология.  Функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

7

Этимология.  Происхождение и история слов.

8

Морфемика и словообразование. Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ.

9

Морфология. Морфологическая система русского языка.

ноябрь

10

Морфология. Морфологический анализ слова.

11

Синтаксическая система русского языка. Синтаксические явления повышенной сложности.

12

Синтаксическая система русского языка. Синтаксические явления повышенной сложности.

13

Стилистика и культура речи.

декабрь

14

Сравнительное языкознание.

15

Сравнительное языкознание.

16

Различные виды анализа текста.

17

Различные виды анализа текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Адаптированная рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по русскому языку 5-9 классы

Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии...

Программа «Актуальные вопросы олимпиадных заданий по русскому языку и литературе»

Программа«Актуальные вопросы олимпиадных заданий по русскому языку и литературе» для учащихся 5-11 классов...

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...