Готовимся к олимпиаде
тест (5 класс) по теме

Куксова Татьяна Владимировна

Задания и ключи к ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6_klassy.doc60 КБ
Microsoft Office document icon 5-6._klyuchi.doc39 КБ
Microsoft Office document icon 5-6_klassy_1.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon 5-6_klass_pravki.doc31 КБ
PDF icon literatura.pdf411.21 КБ
PDF icon russkiy_yazyk.pdf413.46 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе 5 – 6 класс

(2015 – 2016 учебный год)

Школьный этап

60 минут

     1. Мифы отличаются от сказок тем, что:

      а) содержат вымысел;

б) рассказывают о деяниях божеств, подвигах героев и происхождении мира,

в) являются произведениями устного народного творчества.                                              

2. Найдите соответствие значений этих выражений, составьте с каждым из выражений предложение:

а) «Сизифов труд»;                        а) страдания от голода и жажды;

б) «Муки Тантала»;                       б) безоглядное бегство;

в) «Панический страх»;                 в) напрасный, бесполезный.                                          

3. Найдите соответствие (авторы и их картины):

а) «Похищение Европы»;                а) Рубенс;

б) «Сатурн и Нептун на Олимпе»; б) В.А. Серов;

в) «Персей и Андромеда»;              в) К.П. Брюллов.                                                            

  4. Описание: «Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь» - это:

 а) пейзаж;                            б) интерьер;                       в) портрет.                                        

5. Выпиши из описания (см. задание № 4):

       а) сравнение;                       б) метафору.                                                                                

6. Установи соответствие между стихотворением и его автором:

         а) Еще в полях белеет снег,                              а) А.А.Фет;

             А воды уж весной шумят…

    б) Ласточки пропали,                                        б) Н.А.Некрасов;

         А вчера зарей

         Все грачи летали

         Да, как сеть, мелькали

         Вон над той горой.

     в) Качая младшего сынка,                               в) Ф.И. Тютчев.

          Крестьянка старшим говорила…                                                                                                    

  1. Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже

1

Летопись

А

«Лошадиная фамилия»

2

Басня

Б

«Кубок»

3

Баллада

В

«Повесть  временных  лет»

4

Сказка

Г

«Каша из  топора»

5

Рассказ

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

Е

«Белая  береза»

8. Соотнесите следующие данные:

а) А.С. Пушкин                                а)  (1814 - 1841)

б) Н.В. Гоголь                                  б)  (1799 - 1836)

в) М.Ю. Лермонтов                         в)  (1809 - 1852)                                                                        

9. Какие писатели скрываются за именами вымышленных персонажей Пасечник Панько Рудый и Иван Петрович Белкин?

а) И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов                        в) Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин

            б) И. С. Тургенев и А.С. Пушкин                         г) Н.А. Некрасов и А.П. Чехов        

  1. Исключите из каждой цепочки лишнее, объясните принцип построения цепочек.

а) «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кусака», «Волк на псарне».

б) С.А. Есенин, А.А.  Блок, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов.

в) И.А. Бунин, Д. Дефо, АИ. Куприн, П.П. Бажов.

г) Сказка, былина, рассказ, пословица.                                                                        

  1. О каких литературоведческих понятиях идёт речь?                                                    

… - записи важнейших исторических событий по годам.

… - обожествлённая действительность, в переводе с греческого «предание», «сказание».

… - меткий, выразительный образ, оборот речи, часть суждения.

  1. Напишите литературоведческую статью «Гипербола». Приведите пример гиперболы.                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                         

  1. Прочитайте внимательно стихотворение О. Дриза. Опишите  особенности характера героя данного стихотворения, его мировосприятия: как он видит и понимает окружающий его мир, как он чувствует себя в этом мире.

Нежился пруд на зелёной постели.

-Доброе утро! – птицы свистели.

И я увидал на дорожке своей,

Как поклонился цветку муравей.

Семейка опят, приподняв свои шляпки,

Доброго утра желала козявке.

А на жуке разъезжали росинки,

Так и блестели на розовой спинке.

Светло отражались в пруду облака.

И вдруг я увидел в воде чудака,

Который стоял подо мной вверх ногами.

Мы улыбнулись и стали друзьями.

Видно и вниз головою нетрудно

Кому-то гулять в это доброе утро.                                                                                  



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников. 2015-2016 учебный год.

Школьный этап. Русский язык. 5-6 классы.

Ключи .

 Общее количество баллов -68

1. (За каждый правильный ответ-0,5 балла.) 5 баллов

БАнты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший,  хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.

2. (За каждый правильный ответ-0,5 балла). 2, 5 балла.

Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл.

3. (За каждый правильный ответ – 0,5 балла.)  2,5 балла.

Зелень. Вы-нос-лив-ость. За-гор-а-л-и-сь. На-лад-чик. Огурч-ик.

4. (За каждое правильно написанное слово - 0,5 балла.) 7 баллов.

Воспоминания  стАрожила,  не спЕши  отвечать,  закАляйся с деТства, Аккуратная  надпись, библИотечные книги, обАятельня улыбка, чуВствуешь  радость, учаСТвуешь в олимпиаде,  запЕвать в хоре, обЪедИниться в группу, усТная речь, гИганТские шаги, увЯдающие цветы.

5. (За каждое правильно написанное слово - 1 балл.)   6 баллов.

Дорога, спор, улица, композитор, поражение (неудача), начальник.

6. (За каждый правильный ответ - 1 балл.) 7 баллов.

Глаза, лоб, щеки, губы, палец, говорит, рука.

7. (За каждый правильный ответ - 1 балл.)  6 баллов.  

Среда, слово, кайма, насос, колос, терка.

8. (За каждый правильный ответ- 0,5 балла.) 3 балла.

Виктория, Софья, Валерия, Николай, Анатолий, Всеволод.

9. (За каждый правильный ответ- 0,5балла.) 2 балла.

1.Кот наплакал.

2.Вилами по воде писано.

3.Черепашьим шагом.

4.Работать не покладая рук.

10. (За правильно подобранное слово - 0,5 балла) 5 баллов.

Злой, сердитый.

Уравновешенный, рассудительный, спокойный.

Грустный, печальный.

11. (За правильный ответ - 0,5 балла.)  12 баллов.

мелИ (гл. повел. накл.) – мЕли (сущ. мн.ч.)

окунИ (гл. повел. накл.) – Окуни (сущ. мн. ч).

прядИ (гл. повел.накл) – прЯди (сущ. мн.ч.).

солИ (гл. повел.накл.) - сОли(сущ. мн.ч.).

12. (За каждый  пример  - 1 балл.) 10 баллов.

Смотреть-

Значение слова «смотреть (по Ефремовой):

Смотреть - 1. неперех. Направлять, устремлять взгляд на кого-л., что-л. или куда-л., чтобы видеть; глядеть. // Следить глазами за кем-л., чем-л.; наблюдать.

2. перех. Присутствуя где-л. и рассматривая что-л., изучать, проверять.

3. перех. Осматривать, обозревать с целью ознакомления. // Быть зрителем, присутствуя на каком-л. представлении. // Знакомиться с содержанием, прочитывая, просматривая что-л.

4. перен. неперех. Относиться определенным образом к кому-л., чему-л.

5. перен. неперех. Обращать внимание на кого-л., что-л., считаться с кем-л., чем-л. // Брать пример с кого-л., подражать кому-л.

6. перен. неперех. Иметь попечение о ком-л., чем-л.; заботиться.

7. перен. неперех. Виднеться, выглядывать откуда-л.

8. перен. неперех. Быть обращенным, направленным куда-л.

Значение слова» смотреть «по словарю Ушакова:

смотрю, шь, несов. 1. (сов. посмотреть) на кого-что и во что. Направлять взгляд куда-н., устремлять глаза на кого-что-н., стараясь увидеть; то же, что 1 знач., но более свойственно собственно литературной речи. Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом. Гончаров.  Он смотрел невидящим взором куда-то в угол. Н. Островский. Я любил смотреть в глаза ей подолгу, не отрываясь, не мигая. М. Горький. Смотреть в окно. Смотреть на падающий снег. Смотреть идут войска. || перен. Направлять, устремлять свою мысль куда-н. :Чтобы не ошибиться в политике, надо смотреть вперед, а  не  назад. Сталин. И вот я смотрю яснее вперед: самое тяжелое позади. Гончаров. 2. (сов. посмотреть) что. Знакомиться с чем-н., быстро прочитывая, проглядывая. Смотреть рукопись. Смотреть книгу

Видеть-

Значение слова» видеть» по Ефремовой:

 Видеть - 1. перех. Воспринимать зрением. // Получать знание, представление о ком-л., чем-л.; познавать, испытывать, переживать. // Мысленно представлять, воображать.

2. неперех. Иметь зрение, обладать способностью зрения. // перен. Обладать способностью проникать в сущность чего-л., подмечать что-л.

3. перех. Сознавать, понимать. // Чувствовать, находить.

4. перех. Считать кого-л., что-л. кем-л., чем-л. // Оценивать что-л. каким-л. образом.

Значение слова» видеть» по Ожегову:

 Видеть - Воспринимать зрением

Видеть Воспринимать интеллектуально и зрительно (пьесу, фильм, игру актера), смотреть N3

Видеть Иметь встречу с кем-нибудь

Видеть Наблюдать, испытывать

Видеть Обладать способностью зрения

Видеть Представлять в сновидении

Видеть Сознавать, усматривать

Значение слова Видеть по словарю Ушакова:

ВИДЕТЬ

 вижу, видишь, пов. не употр., несов. 1. (сов. увидеть) кого-что. Воспринимать зрением. Вчера я видел огромный пожар. || кого-что. Наблюдать, получать знание, представление о ком-чем-н. Я видел много хороших людей на своем веку. || кого-что. Мысленно представлять, созерцать. Я его вижу как живого. || что. Испытать, пережить. Я испытал превратности судьбы  и видел многое в житейском море. Сологуб. Видеть много хорошего. Видеть много счастья. 2. (сов. нет) без доп. Иметь зрение, обладать способностью зрения. Слепые не видят. 3. (сов. увидеть) что. Сознавать, понимать. Видеть свою ошибку. Теперь-то я вижу, что он прав. Неужели она не видит, с кем имеет дело? || что в чем. Чувствовать, находить. Я не вижу в этом ничего особенного. Он видит в этом свое призвание. В этих фактах я вижу подтверждение своей мысли. 4. (сов. нет) в ком-чем кого-что. Считать кого-что-н. кем-чем-н. Я вижу в нем себе преемника. Как видите- вводное слово - как вам ясно теперь. Рад вас видеть (разг.) - вежливое приветствие при встрече с хорошими знакомыми. Только и видел (разг.) - говорится о чем-н. быстро исчезнувшем. Видишь, видите или видишь ли, видите ли- вводное слово (разг.) - подчеркивает какое-н. слово, обстоятельство, факт. Он, видите (ли), очень занят! Видеть насквозь кого-н. (разг.) - хорошо знать, понимать все намерения кого-нибудь.



Предварительный просмотр:

Ответы.

Олимпиада по литературе 5 – 6 класс (2015 – 2016 учебный год).

Школьный этап.

Мах – 44 балла

б

         1 балл

а)  - в)                        б) - а)                  в) – б)    

         3 балла

а) – б)                        б) - в)                  в)  - а)    

         3 балла

а

         1 балл

а – ветки поблескивали, как стеклянные; б) ивы поседели, воздух колол

2 балла

а) – в)                          б) – а)                 в) – б)

         3 балла

  1. – в, 2. – д, 3 – б, 4 – г, 5 – а, 6 - е

6 баллов

а) – б)                         б) – в)                   в) – а)                        

3 балла

в

1 балл

а) «Кусака» - рассказ

б) А.П. Чехов - писатель

в) Д. Дефо - английский писатель и публицист

г) Рассказ - не фольклорный жанр.

4 балла

Летопись, миф, поговорка

3 балла

Намеренное преувеличение с целью усиления выразительности.

 Пример: «Я говорил это тысячу раз».

2 балла



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников. 2015-2016 учебный год.

Школьный этап. Русский язык. 5-6 классы. Продолжительность – 60 минут.

  1. Расставьте ударения в словах:

Банты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший,  хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

  1. Выпишите  слова, в которых все согласные звуки твёрдые:  

Лыжи, объём, цирк, мечта,  тушь, чаша, сжаться, мотоцикл.                      

     

  1. Обозначьте состав слов:        Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик.                                            

4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания  ст…рожила,  (не)сп…ши  отвечать,  зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная  надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.    

5. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.  

6. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст,  глаголет, десница.

7. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе шести  данных слов шесть  новых.

Адрес.  Волос.  Майка.  Сосна.   Сокол.  Актер.               

8. Детей зовут  Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева.

 Как их будут звать, когда они вырастут?                                                                  

9. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.                            

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

4. Бить баклуши, гонять собак, палец о палец не ударить,  работать не покладая рук.

10. Подберите антонимы к словам:

 добрый- _______________, горячий_- __________, веселый_- ______________.         

   

11.   Составьте  по два предложения с каждым из слов:                                                

 мели, окуни, пряди, соли.

Поставьте  в данных словах ударение.

Определите  части речи.  

12.     У писателя  С. Львова есть книга под названием    «Смотреть и видеть».          

 Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть.

 Как бы  вы им объяснили?  

Приведите свои примеры употребления данных слов в предложениях.                    


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методразработка "Готовимся к Олимпиаде по английскому языку. Устная речь"

Сборник монологов и диалогов для подготовки к Олимпиаде по английскому языку для студентов ОУ СПО, базовый уровень подготовки....

Задачник "Готовимся к олимпиадам 5-6 класс"

У каждого учителя есть свои копилки (папки) с олимпиадными задачами, которые собираются на протяжении всей трудовой деятельности педагога. Очень часто просто не хватает времени оформить имеющийся мате...

программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"

Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"...

Готовимся к олимпиаде. Инварианты.

Материал содержит задачи , для подготовки к олимпиадам, которые можно применить для учащихся 5-9 классов....

Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.

Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....

Готовимся к олимпиаде. Задания для 7-8 классов.

Предлагаю Вам выполнить задания Олимпиады по английскому языку (Первого (школьного) этапа Всероссийской Олимпиады школьников, который проводился в г.Нефтеюганске (2012-2013 уч.год)....

Тема урока: Готовимся к олимпиаде по физической культуре

Осознание учащимися необходимости уметь взаимодействовать в процессе физкультурной деятельности (содержание ответов детей на вопросы в заключительной части урока при проведении итогов);Освоение способ...