Перспективные аспекты патриотического воспитания
методическая разработка на тему

Данный материал характеризует современные аспекты патриотического воспитания, актуальность и востребованность патриотизма у сегодняшних школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnye_aspekty_patrioticheskogo_vospitaniya.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горяйновка

Духовницкого района Саратовской области»

Перспективные аспекты патриотического воспитания.

Заместитель директора по ВР:

Татьяна Валентиновна Самохвалова

2015

Сквозь века пройдя победным шагом,

Русь в себе уверенной была.

Прославляя волю и отвагу,

Рукоплещут ей колокола!

Сколько раз над ней сгущались тучи,

Разряжаясь бурей грозовой –

Оставалась Родина могучей,

И, надеюсь, будет таковой.

Изменились символы и флаги,

Неизменна,только жизни суть:

Сыновья родные -  наши!

За страну ответственность несут.

У России – сила, ум и слово!

Может нынче ценности не те?

Счёт ведём от Рождества Христова,

Значит не забыли о Христе!

Древние божественные лики

Излучают чудотворный свет…

Вера есть – и есть народ великий,

Остальное – суета сует!

Остальное – парадоксы жизни.

Заблужденья, умыслы врага…

От рожденья и до самой тризны

Нам земля родная дорога.    

                             Не исправить разрушений века,

Можно лишь осколки подобрать.

Главная задача человека  –

Сотворенье на Земле Добра.

Ольга Якушева (г.Балаково)


   
Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.

    Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций обучающихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

   В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего школьного возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.

    В дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа. Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания  является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.

     Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего  «Я»  как гражданина, патриота, Человека. В концептуально - программных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания.

     Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

         Остановить многие негативные процессы, происходящие сегодня, может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

       Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности (участие в ученическом самоуправлении, участие в социально – значимых проектах, акциях ), так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

     Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости(поисковая работа, встречи с  интересными людьми, обновление информации Стены Памяти…)  В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.

   Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизма, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения. Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников.      

Работа по патриотическому воспитанию может быть организована по 3 основным направлениям: гражданско-патриотическое  воспитание, героико-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Это направление предполагает не столько ознакомление с военной историей, сколько со славными страницами истории в условиях мирной жизни.

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект образовательного процесса.

Остановлюсь на мотивационных аспектах. Они с моей точки зрения являются наиболее значимыми в эффективности гражданско-патриотического воспитания, так как любое воздействие, не затронувшее внутренний мир человека, не принесёт желаемого результата. Мотивационные установки могут возникать на основе

  • возрастных особенностей (младшие школьники активно познают окружающий мир, поэтому любая информация на доступном уровне будет восприниматься ими; школьники среднего звена стремятся к самоутверждению, поэтому их затронет то,  что пополнит их арсенал личностного роста; старшеклассники с удовлетворением осваивают процессы поиска ответов на философские вопросы). Таким образом, не столь важно о ком говорить, сколь о чем говорить;
  • интеллектуальных способностей (любое педагогическое воздействие требует от учителя умения подняться на высоту воспитанника или с мгновенной скоростью опустить планку подачи информации;
  • потребностей текущего момента (сколько раз приходилось автору этих строк в своей деятельности за несколько минут изменять не только методику воспитательного воздействия, но и тематику беседы);
  • авторитета учителя, его способности быть искренним, признаваться в своих собственных просчетах и ошибках, быть снисходительным к другим и требовательным к себе;
  • оптимизма воспитателя, его личной безграничной вере в возможность разрешения самых трудных проблем общественного и личностного развития. Такой подход вселяет веру в воспитанника, закладывает в него перспективы роста, повышает самооценку и укрепляет надежду.

Вывод: основными перспективными аспектами патриотического воспитания школьников являются:        

методический – постановка цели и задач, разработка планов;

наличие детской организации и органов ученического самоуправления - формирование лидерских качеств, умение взаимодействовать в коллективе;

тесное взаимодействие всех институтов гражданского общества – формирование чёткой гражданской позиции;

деятельностный аспект образовательного процесса - эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии);

мотивационный аспект – учёт возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся, учёт потребностей текущего момента, авторитет и оптимизм педагога, воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.

Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож...

Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания

Научная статья. Проблемы педагогической науки и образования на современном этапе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «46-евсеньевские чтения» Г. Саранск. 19-20 мая 2010. С.24-27...

Правовой аспект гражданско-патриотического воспитания

Данная работа представлена в виде презентации по правовому аспекту...

Развитие интереса к родному языку и литературе как одного из аспектов патриотического воспитания

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание....

Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

СТАТЬЯ "Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях"....

Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию 1-4 классы «Я гражданин России »

Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей...

Перспективное планирование по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет

Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-7 лет...