Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
статья на тему

Чепурная Н.Г.

СТАТЬЯ "Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях

Н. Г. Чепурная

МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова», г. Новокузнецк

М. В. Елисеенко

МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Фундаментальные преобразования, произошедшие в России в конце XX столетия, коренным образом изменили социально-экономическую, политическую и духовную сферы жизни общества. Отвергая все то, что Советский период истории нашей страны оставил нам в наследство, только ради самого отвержения, народ, в итоге, буквально за одно десятилетие утратил все, что являлось ценным для нескольких поколений. Причем совместно с теми негативными пережитками Советской власти пришли в упадок и те социально значимые ценности, которые являются основой существования любого государства: гражданственность, законность, патриотизм, толерантность (которые пришли в упадок на фоне продолжительного экономического кризиса и утраты доверия к власти). Сегодня мы живем в сложный для страны, переходный период, когда плюрализм мнений, оформление массовой культуры по западному образцу, привело к размытию традиционных, эпохальных ценностей. Таким образом, на плечах именно нашего поколения лежит груз необходимости восстановить утраченное духовное наследие.

Решить данную задачу, на наш взгляд, предоставляется возможным посредством внедрения элементов патриотического воспитания в систему образовательно-воспитательного процесса образовательных учреждений.

Сегодня патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины [1].

Необходимостью сохранения целостности государства является также формирование культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества надлежит установить полиэтническое, поликультурное построение государственности и формировать толерантные межнациональные отношения на основе гибкой национальной политики.

Цели и содержания воспитания оказывают непосредственное влияние на развитие общества, его благополучие и процветание, духовную и нравственную культуру. На сегодняшний день школа является одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности. На протяжении истории изменялись цели, содержание, методы патриотического воспитания, однако этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, ибо решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная, систематическая воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций подрастающего поколения, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу [4].

Основными задачами патриотизма в современной России являются: «сохранение, сбережение и собирание Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечение комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защита государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификация личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизация ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [3, с. 46-47].

В общеобразовательных учреждениях патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности.

Однако сегодня в данном направлении воспитательного процесса существует ряд противоречий, преодоление которых являются первоочередной задачей для современных педагогов:

- пропаганда «западных ценностей» основанных на культе насилия, эгоизма, секса, антиинтеллектуализма в СМИ и необходимость возрождения авторитета государства, армии, а также понимание их роли и места в жизни общества;

- преобладание материальных ценностей над моральными;

- ощущение превосходства Запада (уровень жизни, наличие социальной защищенности) перед российской действительностью.

Для преодоления указанных противоречий образовательным учреждениям необходимо вести планомерную систематическую деятельность в процессе воспитания и обучения, посредством урочного и внеурочного направлений.

Патриотическое воспитание в рамках урочной деятельности формируется, прежде всего, на уроках общественных и естественно-географических дисциплин, русского языка и литературы, начальной военной подготовки, физической культуры.

На уроках обществоведческих дисциплин изучается Конституция, создаваемые условия для демократии, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина. Уроки русского языка и литературы способствуют формированию любви и уважения к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле. На уроках начальной военной подготовки и физической культуры формируются морально-психологические и физические аспекты  готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, способствуют формированию уважения к Вооруженным Силам, к образу Защитника Отечества. На уроках  естественно-географического цикла, у детей, посредством изучения особенностей краеведческого компонента, происходит формирование чувства необходимости беречь и украшать родную землю.

Во внеурочном направлении патриотического воспитания можно выделить четыре компонента:

1.        Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

- формирование нравственной личности, обладающей такими моральными качествами, как гуманизм, честность, коллективизм, соблюдение моральных ценностей, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

- формирование положительного отношения к труду, как к основе жизнедеятельности;

- формирование активной социальной позиции;

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине;

- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, толерантности.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, целостности и независимости;

- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Необходимо отметить, что в основе любого воспитания, а тем более – патриотического – находится воспитание личных качеств человека, его чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Таким образом, в основу формирования патриотического воспитания необходимо поставить некую ситуацию, когда ребенок лично будет испытывать гордость за свое Отечество [5].

В теории воспитания на сегодняшний день существуют разнообразные подходы к управлению процессом развития и формирования личности ребенка: деятельностный, системный, личностный и пр. Однако сложившаяся жизненная ситуация, заставляет ученых все больше внимания уделять учету возрастающего значения среды в развитии подрастающего поколения и в осуществлении вышеуказанных подходов. Деятельностно опосредованное управление развитием ребенка неэффективно, если среда затрудняет деятельность. Воспитательная система не сможет дать положительного результата, если войдет в противоречие со средой, окружающей личность ребенка. Личностный и системный подходы утратят свою силу, если не брать в расчет социокультурный аспект развития ребенка. Воспитательный процесс только тогда будет иметь положительный результат, когда все участники этого процесса будут обладать общими идеалами и ценностями.

Список литературы:

1.        Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 N 122. О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы.  [Электронный ресурс] URL:http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/er-pravila/t8o.htm (дата обращения 21.09.2014)

2.        Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

3.        Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

4.        Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотизм как социально-историческое явление. [Электронный ресурс] URL:http://www.oboznik.ru/?p=20060 (дата обращения 21.09.2014)

5.        Горина, Н. К. Основные направления патриотического воспитания в школе. [Электронный ресурс] URL:http://festival.1september.ru/articles/625390 (дата обращения 21.09.2014)

6.        Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика и жизнь №5 - 2006. - С. 110-114.

7.        Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / под общей редакцией А. Н. Вырщикова/ – Волгоград: «Издатель», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования

Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании"....

Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания

Научная статья. Проблемы педагогической науки и образования на современном этапе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «46-евсеньевские чтения» Г. Саранск. 19-20 мая 2010. С.24-27...

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Развитие интереса к родному языку и литературе как одного из аспектов патриотического воспитания

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание....

Перспективные аспекты патриотического воспитания

Данный материал характеризует современные аспекты патриотического воспитания, актуальность и востребованность патриотизма у сегодняшних школьников....