Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания
статья по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

Научная статья. Проблемы педагогической науки и образования на современном этапе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «46-евсеньевские чтения» Г. Саранск. 19-20 мая 2010. С.24-27

Скачать:


Предварительный просмотр:

Черкесова Е.В., аспирант кафедры педагогики 1-го года обучения УГПУ  им. И.Н. Ульянова,г. Ульяновск.

Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания.

С середины 80-гг. XX в.  российское общество живет в ситуации деидеологизации. В страну пришли ценности другого мира, в частности, западного мира, которые быстро находят поддержку в молодежной среде. Общим итогом либерализации страны стал факт, что патриотизм, который являлся синонимом черты советского гражданина, претерпевает своеобразную девальвацию.

Рассматривая особенности трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период, ученые говорят о ценностных катаклизмах. В период с конца 80-х до 1996 г., когда шла тотальная критика всего советского и его отчуждение,  на первый план вышла ценность «комфорт внутреннего мира человека и его микроклимат»  (по опросу -84,3%), а в период 1996-1998 начинается процесс интенсивного вытеснения духовно-нравственных ценностей российского менталитета [5; с.95]

В 2006 году исследования ценностей современного российского гражданина («Ромир мониторинг» и Агентство региональных политических исследований) дали следующие результаты. На вопрос «Что должно лежать в основе национальной идеи?» – респонденты назвали: демократия – 32%, патриотизм – 32%, державность – 14%, социализм - 14%, национальная самобытность – 13%. Было отмечено, что демократические ценности ставят во главу угла в основном хорошо образованные люди, со средним уровнем доходов, в возрасте от 25-55 лет. Среди предпочитающих патриотизм и державность много малообеспеченных и пенсионеров. [6; с.17]. Так встает вопрос: не считает ли наша молодежь патриотизм уделом слабых и нищих?!

В этот период в периодической печати наблюдается массовое обращение педагогов к данной проблематике. На страницах педагогических изданий развернулась острая полемика по поиску новой национальной идеи. В это время выходят статьи Аксельрод В.И., Лутовинова В.И., Пятикопа А.И. , и многих других. В практику учителя, педагога, воспитателя возвращаются методики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. На государственном уровне, начала работать программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Показатели реализации данной программы оказались неэффективными, поэтому 11 июля 2005 года была одобрена новая Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2006-2010». Но здесь показательны результаты опроса центра Ю. Левады: 50% респондентов заявили, что провозглашенные в нашей стране приоритетные национальные проекты существенно не повлияют на их жизнь, а 47% полагают, что деньги будут потрачены не по назначению и только 29% считают, что они что-то изменят. Уровень доверия государству по независимым опросам у нас составляет 32% - это самый низкий показатель в ряду с другими странами. [6; с.94]. Поэтому встает еще одна проблема: возможно ли формирование патриотизма «сверху»?

Сейчас  можно констатировать, что многие из ныне реализуемых подходов и моделей патриотического воспитания безнадёжно устарели.  Связано это с тем, как считает В.А. Караковский, что новое поколение школьников выросло в иных условиях, чем их старшие братья и сестры, не говоря уж о родителях [1; с.94. ]. В.И. Лутовинов также акцентирует внимание на том, что в лице современной молодежи на историческую арену выходит новый социальный тип личности [3; с. 53.]. Но в массовой образовательной практике  проблема воспитания патриотов продолжает решаться традиционными способами, которые сводятся лишь к поиску новой объединяющей национальной идеи через формирование патриотических и гражданских качеств личности, и очень медленно происходит осознание необходимости формирования данных качеств личности с позиции современных педагогических методик и технологий. Тем более, ошибочным является рассмотрение гражданско-патриотического воспитания на современном этапе вне социального контекста развития общества. Господство ценностей определенных групп достигается, как правило, посредством создания специальных социальных условий.

В современном российском обществе существует сильное социальное расслоение, поэтому проблема формирования единой системы патриотических ценностей остается сложной. По данным мониторинга общественного мнения, проведенного Институтом социально-политических исследований РАН в 2000-2004 г.г., основными патриотическими ориентирами населения РФ могут быть: любовь к родине – 63%; любовь к своей семье, родным и близким – 50%; любовь к родному городу, деревне, дому – 42%.[2; с. 68.].

Встает другой вопрос, что в данном контексте означает любовь? Вероятно, что большинство респондентов заменяют понятие «уважение» понятием «любовь». Я – уважаю, значит: я принимаю ценности моего государства, я выполняю свой долг гражданина, я совершаю действие во благо своего государства. Эта схема действия вполне может стать синонимом любви.

С.Д. Поляков в своей книге «Реалистическое воспитание» [4 ],обращает внимание на то, что патриотическое воспитание - это направление деятельности, содержанием которой являются идеи, интересы, культурное содержание воспитания. Автор предлагает не формировать патриотизм в виде любви, а формировать патриотическое сознание, через механизм:

знание         отношение                деятельность.

        

Социальная направленность

В.А. Караковский  отмечает, что патриотизм рассматривается, как своеобразная избирательная гордость, так как мы гордимся тем, что не вызывает неловкости и стыда, но не рассматриваем патриотизм как самоопределение личности. «Надо воспитывать патриотизм через проблемность, где будут созданы проблемные ситуации, побуждающие школьников анализировать сложные явления, определять свои позиции и уметь взаимодействовать с иными позициями» [1; с.158].

Мы  в своей практической деятельности рассматриваем патриотизм как систему взаимосвязанных ценностей, которая формируется на разных уровнях социального взаимодействия и итогом которой является уважение к государству. Первый  уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидуума со своей семьей и близкими. Каждое новое поколение, воспринимает окружающую действительность как результат деятельности их предков. В.А. Сухомлинский считал, что самым дорогим, радостным для подростка должны быть мать, отец, братья, сестры и друзья [7; с.11]. Семья - это ближайший микросоциум, стержень воспитания, когда ребенок постигает идеалы и ценности близких ему людей. Ребенок с помощью них учится взаимодействовать с окружающей его социальной средой. Насколько успешно проходит формирование духовно-нравственных ценностей как  усвоение социального опыта, настолько успешнее подросток входит в социум: принимает его ценности, общественные нормы или нет. Данную стадию можно назвать «промежуточным» патриотизмом. Здесь формируется любовь - уважение к предкам и их «миру».

Второй уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидума с макросоциумом. Формирование личности невозможно без уважения к семейным ценностям, но также невозможно без связи с национальными и региональными особенностями развития общества, в котором живет человек. Продолжение формирование системы ценностей  зависит: от того, принимается ли человек обществом. А принимается он лишь в том случае, если успешно прошла социализация на первом уровне, то есть были усвоены базовые мировоззренческие ценности. Главная задача педагога на данном этапе помочь максимально безболезненно пройти стадию интеграции в социум.

Итогом прохождения данной стадии будет формирование позиции «я – гражданин этого общества, я принимаю ценности общества, так как оно принимает меня». Когда у человека сформирована активная гражданская позиция, тогда можно говорить о патриотизме – как одной из качественных характеристик  гражданина.

        Таким образом, патриотическое воспитание имеет социально-педагогические аспекты, которые обуславливаются, с одной стороны, социально-экономическими и политическими изменениями в государстве и в обществе, изменениями мировоззренческих ориентиров и общественно-значимых ценностей в них, а, с другой стороны, -   педагогическими возможностями образовательной системы, которая способна растить человека-патриота.

Список литературы

Караковский В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990 – 210 с.

 Левашов В. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий/ В. Левашов // Социс №8-2006-С.62-68.

. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И. Лутоновинов// Педагогика. 1997, №3 – С.52-56.

Поляков С.Д. Реалистичное воспитание/ С.Д. Поляков- Москва, 2004 – 176 с.

Рассадина Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период/ Т.А. Рассадина // Социс №9 – 2006 с. 95-101.

Рожков И. Имидж России/ И.Рожков И. В. Кисмерешкин- Москва: РИПОЛ классик, 2008 –368 с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский – Москва: издательство «Молодая Гвардия, 1979- 375с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

II. Краткая справка – аннотация к  проекту. «Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство,свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский Актуальность проекта. В сов...

Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: содержание и формы работы в школе

В статье предаставлена информация о направлениях и формах организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся....

Презентация "Социально-педагогическая деятельность по гражданско-патриотическом воспитании обучающихся"

Презентация посвящена формам работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся....

Развитие интереса к родному языку и литературе как одного из аспектов патриотического воспитания

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание....

Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

СТАТЬЯ "Основные аспекты патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях"....

Перспективные аспекты патриотического воспитания

Данный материал характеризует современные аспекты патриотического воспитания, актуальность и востребованность патриотизма у сегодняшних школьников....

Роль социально - педагогической деятельности в процессе воспитания школьников

Конспект выступления на методическом объединении социальных педагогов на тему " Роль  социально-педагогической деятельности в процессе воспитания школьников". В презентации используется...