Исследовательская работа "Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской"
материал на тему

Егорова Оксана Александровна

Данная исследовательская работа посвящена  жизни Святой Блаженной Матроны Анемнясевской. Не возможно не восхищаться её волей, умением преодолевать испытания, смирением перед Господом и служением Ему. Отдать свою жизнь служению Господу и людям!  Это не просто подвиг – это выше всего, что может быть в земной жизни человека!

Считаю, что эта  работа может служить материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея, а также уроков по Основам православной культуры.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская средняя общеобразовательная школа №46

Районная конференция, посвященная 150-летию со дня  рождения

блж. Матроны Анемнясевской

Категория: исследовательская работа

Автор: Егорова Оксана Александровна,

учитель истории

октябрь 2014 г.

План

  1. Вступление                                                               стр. 3
  2. Детские годы Матроны                                           стр. 3-5
  3. Начало служению людям                                        стр. 5- 6
  4. Господом отмеченная                                              стр. 6-9
  5. Преображение Матроны                                         стр. 9-10
  6. Арест Блаженной Матроны                                    стр. 10-11
  7. Московский период жизни                                      стр. 11

Блаженной Матроны

    8. Кончина Блаженной Матроны Анемнясевской       стр. 11 -12

    9. Чудеса сегодня                                                            стр. 12

    10. Почитание святой                                                      стр. 12

     11. Новоосвещеннная икона Святой                             стр. 13-14

         Блаженной Матроны Московской и Святой

         Блаженной Матроны   Анемнясевской.

    12. Заключение                                                                 стр. 14

    13. Литература  и использованные материалы             стр. 14

Вступление

Совсем недавно знакомая пригласила меня в поездку в деревню Анемнясево, на родину Блаженной Матроны Анемнясевской. Ничего интересного от этой поездки я  не ждала. Ну, что может быть интересного в маленькой деревушке? Однако  знакомая уверяла, что нас  ждёт что – то необыкновенное и удивительное.

Как она была права! Нельзя сказать, что я не слышала о  Матроне, но все, что я узнала в этот день, было для меня ново. Я была потрясена до глубины души её волей, умением преодолевать испытания, смирением перед Господом и служением Ему. Отдать свою жизнь служению Господу и людям!  Это не просто подвиг – это выше всего, что может быть в земной жизни человека!

Весь вечер я читала книгу о Святой Матронушке, купленную  в Анемнясеве. Меня заинтересовала судьба этой святой. В интернете я нашла  еще информацию  и видеоролики об этой необыкновенной женщине. Это поразило меня больше всего: не седой старины предание, а жизнь нашей современницы, жившей в двадцатом веке.

Когда в школе предложили участвовать в  конкурсе, посвященном 150-летию со дня рождения Блаженной Матроны Анемнясевской, я сразу же согласилась: это замечательная возможность обобщить весь  прочитанный материал о Матроне и рассказать о ней учителям и школьникам.

Постепенно сформировалась основная цель – обобщить всё, что я узнала о Матроне Анемнясевской.  Были определенны  и  задачи работы:

 -  рассказать о жизни Блаженной Матроны;

 -  показать  её жизненный подвиг и роль в жизни людей, которые к ней     обращались;

 - познакомить учащихся школ и педагогов   с Матронушкой, показать им,    как  много может человек, даже лишённый зрения и возможности   двигаться.

Объектами исследования стали книги, сайты Интернета о Матроне Анемнясевской.

Методы исследования:

-изучались  книги, выбирался и выписывался из них необходимый материал;  

- проводились беседы с уроженцами села Анемнясево;

- изучался  и отбирался материал о Матроне и местах, связанных  с ней и её именем  из Интернета.

Считаю, что данная работа может служить материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея, а также уроков по Основам православной культуры.

Детские годы  Матроны

Матрёна Григорьевна Белякова, известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матрёши, родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии.

Анемнясево – большая деревня, насчитывающая до 300 дворов, принадлежала к приходу села Шеянок, расположена около большой дороги, идущей из Касимова в большое торговое село Туму и дальше в Рязань, находится в 27 верстах от Касимова. Жители этой деревни занимались сельским хозяйством, но большею частью уходили работать по найму: на лесозаготовках и лесопильных заводах.

В этой деревне и суждено было Матреше безвыходно провести почти всю свою страдальческую жизнь.

Родители её Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как сводили концы с концами. По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство - шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве; Матрёша была четвертой по счету.

До семи лет Матрёша росла обычным ребёнком; как и все дети её возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками, любила - вспоминала она - ловить бабочек. «Посажу их, бывало, на окошко и не пускаю, - этим только и грешна была…» Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. «Приедут, бывало, с базара, - говорила она, - всех сестер оделят гостинцами, а меня обойдут, так я, молча, и отойду в сторону обиженная…»[1].

 Нерадостна была жизнь ребёнка в родной семье, где ей больше, чем кому-нибудь из братьев и сестёр, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но ещё большие страдания ждали девочку в дальнейшем.

В семилетнем возрасте Матрёша заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепою. Теперь её обязанностью было нянчить своих младших сестрёнок и братьев. Тяжело было слепой девочке справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матрёша нечаянно уронила сестрёнку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрёшу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матрёша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку ещё сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матрёше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матрёши жизнь мученицы, пригвождённой к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь.

Из книги «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской» я узнала, что сначала Матреша лежала в своем родном доме, потом перешла в собственный домик, где жила вместе со своею сестрой, и в последнее время лежала  у своего племянника Матвея Сергеевича.

Сколько в течение своей жизни вытерпела Матреша обид и горя! Но она терпеливо несла свой  тяжелый крест, дарованный ей Богом. Казалось, что родные должны были бы стараться облегчить ее страдания, но на деле этого не было. Напротив,  свои отношением  они еще больше усиливали и без того эти невыносимые тяжелые страдания. «И вот от родных мне, говорила Матрона, - до самого гроба одно терпение, терпение и терпение…»[2]. Сначала родные не верили, что Матреша больна, что не может ходить, попрекали ее. А у нее на самом деле все тело болело, особенно болела левая рука. А руки у Матреши оказались действительно изуродованными, пишет  Сергий Правдолюбов в своей книге. Левая рука была вывихнута в плече и впоследствии срослась неправильно, правая рука тоже была искалечена и, в конце концов, высохла.[3] 

Вообще Матреша очень мало говорила о себе, о своей жизни и, особенно об обстоятельствах своего тяжелого детства. Боялась прогневить Господа, рассказывая про мать, от которой были только слезы.

Начало служению людям

Лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С этого возраста к Матрёше уже стал ходить народ. Первым за помощью пришёл крестьянин её же деревни, по специальности пильщик.

 - Матрёша, - сказал он, - вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть, и пройдёт от тебя. Лечился - доктора не помогают.

 Матрёша исполнила его просьбу - боли в спине действительно прекратились, и он смог работать.

 Крестьянин этот рассказал о своём исцелении соседу, и тот говорит:

- Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу её помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей.

 Пришёл он к Матрёше и попросил помолиться. Матрёша помолилась, и детей у них больше не было[4].

С тех пор всё больше и больше стали ходить к Матрёше люди со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к девушке шли не только жители окрестных мест, но и дальних, иногда и самых отдалённых мест нашего Отечества. Причём шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно. Об этом мне также рассказала уроженка деревни Анемнясево, ныне жительница деревни Уткино, Тареева (Тихонова) Нина Степановна, со слов своей матери[5]. Её мать рассказывала, что постоянно мимо окон шел поток людей и все к Матроне. Порой за день не успевали все посетить Матронушку и просились переночевать.

Когда Матрёша лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за её молитвы, то отец обычно всё это отбирал на табак или водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования эти шли не на доброе дело. Девушка любила поделиться всем с людьми и, особенно с бедными, но при данных условиях лишена была этой возможности.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на неё исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.

От сестры Матрёша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Он с детства относился к Матреше с благоговением, уважал и любил ее. Не менее мужа уважала и любила Матрешу и жена племянника – Ирина Федоровна. Она очень усердно ухаживала за Матроной и старалась облегчить ее положение. Но в доме племянника  огорчения ждали её с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить. Эти насмешки тяжело переживались молодыми людьми. Но особенно тяжело это было для самой Матрёши. Она мучилась и глубоко скорбела, что из-за неё ни в чём не повинные люди должны переносить иногда очень тяжёлые для них насмешки и оскорбления. Особенно насмешки эти усилились в революционные годы в связи с антирелигиозным движением.

Матрёша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, её обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы её перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на неё внимания и переносили в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более невозможно.

- Однажды, - вспоминала Матрёша, - в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.

Часто в осенние холода приходящие удивлялись её терпению и спрашивали:
- Матрёша, да тебе холодно?

- Да нет, тепло, - обычно отвечала она в таких случаях, - посмотри, вот какая я горячая.
         При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая
[6].

По внешнему виду Матрёша была настолько мала, что казалась десятилетним ребёнком. Её платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную  с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело её не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.

Господом отмеченная

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.

На вопрос одного из удивлённых посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрёша ответила, что «придёт добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью»[7].

В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матрёша говорила о том, что «молиться нужно беспрестанно», что «беспрестанная молитва всё сделать может». При этом она сказала о себе, что сама старается молиться беспрестанно и молится  по четкам, которые всегда находятся у неё в руке; что молится она и в то время, когда говорит со своими посетителями; что во время этих бесед перебирает чётки, но молится тайно, про себя, незаметно для посетителей. Не видят посетители и четок её, которые всегда скрыты от их взоров.

Матрёша часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для неё самым радостным днём. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.

Особенно строго соблюдала Матрёша посты. С 17 лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесённые её почитателями из разных святых мест.

Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением. Но к раскольникам-обновленцам, в каком бы сане они не были, наоборот, относилась очень строго. Одного из своих приходских священников, перешедшего в обновленчество, называла «наш Петруша».

Особенно Матрёша любила монахинь и вообще девиц. Монахинь ставила выше мирских, всё им прощала, бывала с ними, как ребёнок.

- Ведь вот не пришлось мне там, в монастыре-то быть, - не раз выражала она сожаление в своих с ними беседах.

- Монашки-то, - говорила она, - сколько раз упадут. Упадут, и опять всё-таки восстанут. А в миру-то человек упал, и уж ему некогда восстать. В миру-то всё искушение, всё как-то неловко. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдёшься, иной раз и заплачешь…

Из святых мест с наибольшим благоговением Матрёша относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти её советы.

Находясь безвыходно в своей комнатке, Матрёша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу земли русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.

Очень почитала Матрёша блаженную Марию Ивановну Дивеевскую, скончавшуюся 25 августа 1931 года, точно так же, как и Мария Ивановна в свою очередь знала и любила её. Между этими блаженными установилось какое-то особенно тесное внутреннее общение, какая-то особенно глубокая внутренняя связь, причём ни дальность расстояния, ни другие материальные преграды не служили препятствием для этого общения.

Вереницы людей тянулись ежедневно к Матрёше не только из ближайших окрестностей, но и из всех мест и уголков нашей обширной Родины. В её убогой комнатке нередко можно было встретить паломников из Москвы, с Крайнего Севера, юга, из далёкой Сибири. Многие, не имея возможности побывать у Матрёши лично, присылали ей письма с просьбой помолиться за них или передавали такие же просьбы через своих знакомых, и такие просьбы никогда не оставались тщетными.

Всякий, кто бывал у Матрёши, отзывался о ней с глубоким чувством благоговения, преклонялся перед ней. Все в один голос говорили, что это великий человек, человек Божий, святой, получивший от Бога особенную благодать, наделённый чудным даром учительства, прозорливости, исцеления недугов и болезней духовных и телесных.

Матрёша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.

Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжёлых обстоятельствах жизни, четвёртых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни. Этим объясняется и разнообразие её отношений к посетителям. Одних она принимала чрезвычайно ласково, с радостью и участием, как дорогих и близких людей. Других прогоняла от себя, что было все же очень редко. Всё это бывало, как говорили её посетители, или в тех случаях, когда человек заходил к блаженной из праздного любопытства, или когда это нужно было для исправления человека. Когда такой человек пойдёт от Матреши, он подумает о себе и сознает грехи свои. Если он после этого опять приходил к Матрёше, то она с радостью принимала его.

Своих посетителей Матрёша учила тому, как надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не привязываться к земному. Учила жить «по-Божьи»: исполнять закон Божий, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твёрдо и безропотно нести свой жизненный крест, ниспосланный Богом, - вот основная мысль её бесед и наставлений.

По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжёлых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению, так как совсем недавно видели неблагоприятный исход. Исцелялись прибегавшие к блаженной и от пьянства, и от духовной болезни - беснования. Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села, вышла замуж против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель пролежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матрёше. Блаженная помазала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полного выздоровления не было. Через два года Матрона благословила Анну съездить в Саров и Дивеево. По пути в Саров мать с Анной ночевали дома у благочестивой женщины, имевшей дома святыню из Иерусалима. Тогда обнаружилось, что девушка одержима бесом - она испугалась святыни, закричала и бросилась бежать. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая Анна стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.

Преображение Матроны

Начиная с Великого поста 1933 г. Матреша заметно переменилась. Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу и охотно, обсуждая всякие дела житейские, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.

- Я ведь теперь не Матрёна, - сказала она тогда одной из почитательниц, - а Мардария…

О блаженной говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько эти разговоры были достоверны, мы теперь не можем судить.

В конце июня 1933 г. Матрёшу посетил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов со своей матушкой Пелагией Ивановной. Матрёша беседовала с ними долго и охотно. Она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о необходимости терпеть всё, что посылает Господь. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты из Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона. Однако от разговоров о себе Матрёша уклонялась, отвечала общими фразами, хотя о. Николай с матушкой очень этим интересовались и расспрашивали её.

В книге «Православные чудеса в ХХ веке» описывается чудесное событие, которое произошло около 1930 г. с Сергеем Алексеевичем Никитиным, будущим епископом Стефаном. Сергей Алексеевич попал в концлагерь. Так как он был врачом, ему поручили заведовать медпунктом. К заключённым Сергей Алексеевич относился милосердно, многих освобождал от работ, отправлял в больницу. Из-за этого на него был сделан донос, и Никитину грозило продление срока в лагере до 15 лет. Одна медсестра из числа заключённых, знакомая с блаженной Матроной Анемнясевской, посоветовала ему обратиться к ней за помощью. Сначала это показалось Сергею Алексеевичу странным и похожим на колдовство: как может услышать его какая-то больная на таком большом расстоянии. Но всё же во время прогулки он пошептал своё прошение в сторону Рязанской области.

Вскоре среди администрации лагеря произошли перемены: одного сняли, другого назначили. Через три года, освободившись, Сергей Алексеевич первым делом отправился в Рязанскую область искать блаженную Матрону. Расспросив о Матроне местных жителей, он нашёл её дом в Анемнясеве.

- Здравствуй, Серёженька, - сказала блаженная Матрона, назвав незнакомого человека по имени, - это ты меня тогда звал, ну, рассказывай, как живёшь.

Сергей Алексеевич рассказал о себе. Блаженная предсказала ему, что он будет архиереем, и это исполнилось[8].

Арест Блаженной Матроны

Летом 1935 г. в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на тёмную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации".

В деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания её дальнейшей судьбы. Из дела видно, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок к Матроне, её имя и светлый образ, никто её не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите блаж. Матроны показал её духовник - священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках и в Медвежьегорсклаге и умерший у себя на родине, после освобождения, в 1941 г.). На все провокационные вопросы он отвечал предельно открыто, как мученик первых веков, ничего не скрывая и не умалчивая, получив те же 5 лет, что и другие, осуждённые с ним.

После отправки заключённых в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к её дому днём, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошёл председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матрёнушку с её дощатой постели (Матрона лежала без тюфяка, прямо на досках, покрытых простыней). Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель пошёл к выходу. В дверях сказал:

- Ой, какая лёгкая!

Матрона сказала:

- И твои детки такими лёгкими будут.

Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма посёлка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова её быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

- Это тебе не Матрёшеньку поднимать!

Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

Жительница Белькова сказала про арест Матреши:

- Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица…

Этот народный образ сохранён в каноне и кондаке блаженной Матроне.

Московский период жизни Блаженной Матроны

Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключённых, которые начали петь акафисты и молиться. Её должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъёма заключённых.

По другим данным, безнадёжно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить её как больную и умирающую. Он поместил её в дом престарелых и увечных больных.

Кончина Блаженной Матроны Анемнясевской

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 г. в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.

Реконструкция подъездных железнодорожных путей в 1960-х годах недалеко от кладбища привела к сносу большей части старого кладбища и перенесению части останков на Долгопрудненское кладбище, участок № 129. но среди перенесенных имени Блаженной Матроны  не значится. Поэтому могила святой остается безвестной.

Чудеса сегодня

Святая блаженная Матрона Анемнясевская в наши дни, как и более 70 лет назад, подаёт благодатную помощь в ответ на молитвы. О современных чудесах по молитвам новопрославленной святой свидетельствует настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов и многие прихожане.

Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Супруги просили блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь.

У прихожанки Троицкого храма Галины сильно болели ноги. Пожилой женщине тяжело было посещать церковные службы, о чём она сильно скорбела. Галина усердно молилась двум блаженным Матронам: Анемнясевской и Московской. В ответ на её молитву бумажные иконы стали источать капельки благовонной жидкости. Квартиру Галины посетили многие прихожане Троицкого храма, прикладывались к мироточащим иконам обеих святых, помазывались истекавшим из них миром. Галина почувствовала себя значительно лучше, ноги перестали болеть.

Настоятель Троицкого храма протоиерей Сергий вёл машину по Бережковской набережной. Внезапно возникла аварийная ситуация. По словам отца Сергия, от падения в Москву-реку его спасло только то, что он мгновенно успел призвать на помощь блаженную Матрону.

В городе Касимове пожилая женщина, страдающая радикулитом, скорбела из-за того, что была не в силах встать и пойти на службу. Она горячо молила о помощи блаженную Матрону. Вдруг все её тело охватил жар, а когда он прошёл, женщина почувствовала себя здоровой, встала и пошла в храм.

Почитание святой

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой Блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии в четверг Фоминой недели 9/22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии.

Икона  блаженной Матроны, находится в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Перед ней всегда горит множество свечей, так что трудно найти на подсвечнике свободное место. Подсвечник перед иконой - дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Икона украшена декоративными бабочками в знак благодарности от людей, получивших помощь от Матроны. Верующие постоянно заказывают блаженной молебны. По воскресным дням вечером читается акафист Матроне Анемнясевской. Многие, будучи наслышаны о чудесах блаженной Матроны, приезжают издалека.

В касимовском Никольском храме служатся молебны святой Матроне. На месте дома Матроны в Анемнясеве построена часовня тщанием протоиерея Серафима (Правдолюбова) и местных жителей.

Святая блаженная Матрона помогает бездетным, избавляет от неминуемой смерти водителей на дороге, вызволяет из самых бедственных обстоятельств, помогает молодым людям знакомиться и обрести семью, исцеляет от болезней, а в следственном деле упоминается помощь одержимым и изгнание бесов её предстательством. Она помогает во всех жизненных обстоятельствах тем, кто с любовью и почитанием попросит о помощи.

День празднования святой блаженной Матроны совершается в годовщину её кончины - 29 июля нового стиля и особенно отмечается в пос. Гусь-Железный и Анемнясеве. В четверг Фоминой седмицы торжественно вспоминается в Касимове день прославления блаженной Матроны вместе с памятью всех касимовских святых. 23 июня - в день Собора всех Рязанских святых - празднуется память святой блаженной Матроны в городе Рязани и московском храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

В воскресенье 21 сентября 2014 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, викарий Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством епископ Подольский Тихон совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, после чего  была освящена часовня на месте погребения исповедницы блаженной Матроны Анемнясевской и колокол с изображением святой Матроны и других Святых.[9]

Новоосвещеннная икона Святой Блаженной Матроны Московской и Святой Блаженной Матроны Анемнясевской.
Освящение уникальной иконы, новой святыни храма Святого мученика Диомида с. Перво Касимовского района. Эту замечательную икону пожертвовала семья прихожан св. муч. Диомида. Икона двух блаженных Матрон была написана опытным касимовским иконописцем. Образ выверен по всем иконописным канонам, однако сами святые — блаженная Матрона Московская и блаженная Матрона Анемнясевская — впервые изображены на одной иконе. Хотя одна жила в Москве, а другая в маленькой деревушке Анемнясево, неподалеку от Гуся-Железного, у них очень много схожих черт.

В центре помещена Новоникитская икона Божией Матери, чудесным образом явленная великомученику Никите. На этой иконе Богомладенец держит Крест. Крест изображен неполностью.

Это сделано специально, потому что главная мысль этой иконы не страдания Христа (крест символ страданий), а Его благословение и помощь нам в несении наших крестов. Если провести диагонали, посередине окажется благословляющая рука Богомладенца.
Cвятая Матрона Московская протягивает руки ко Христу. Святая Матрона Анемнясевская - к Божией Матери. Христос благословляет Матрону Московскую, а Божия Матерь указывет Матроне Анемнясевской (и всем нам) на Христа.
Это не просто икона святых, это икона, изображающая совместную молитву, общение Бога и человека, напоминающая о любви Божией к людям и об обязанности каждого человека следовать за Христом, терпеливо неся свой Крест.

На родине Святой Блаженной Матронушки Анемнясевской , в деревне Анемнясево, строится храм во имя Блаженной Матронушки Анемнясевской рядом с часовней. Строит его настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Гусе Железном протоиерей Серафим Правдолюбов. Сейчас сделан фундамент и каменная цокольная часть. Храм строится на пожертвования почитателей Святой Блаженной Матронушки Анемнясевской.

Заключение

В заключение своей работы хочу сказать, что Святая Матронушка – для меня непревзойдённый идеал беззаветного служения людям. Она – пример стойкости и мужества.  После таких страшных лишений она осталась доброй и любящей.  Я и в дальнейшем буду продолжать собирать материал об этой святой, отслеживать всю информацию, касающуюся Матроны, обязательно постараюсь посетить родину Матроны еще раз и дополню свою работы новыми сведениями.

Чистосердечно хочу признаться, что мысленно уже не раз я  обращалась к Матроне с просьбами и уверена, что именно она  мне  помогала.

Литература  и использованные материалы    

1. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Сщмч. Николай Правдолюбов, св. мч. Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. - М.:Святитель Киприанъ, 1999 г.. - 96с. с илл.

2. Владимир Губанов «Прославленные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев», из-во Лествица, 2000 г., кн. 2

3. Материалы сайта http://www.pravoslavie.ru/

4. Материалы сайта http://vk.com/album-67605841_203244122

5. Материалы группы «Святая Блаженная Матрона Анемнясевская» в http://vkontakte.ru/block_big.html

6. Информатор  Тареева Н.С., жительница  д. Уткино, 1939 г.р.

       


[1] «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской», Москва, из-во «Святитель  Киприан», 1999 г., стр. 3-4

[2] «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской», Москва, из-во «Святитель  Киприан», 1999 г., стр. 6

[3] «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской», Москва, из-во «Святитель  Киприан», 1999 г., стр. 7

[4]  «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской», Москва, из-во «Святитель  Киприан», 1999 г., стр. 8

[5] Воспоминания Тареевой Н.С., жительницы д. Уткино, 1939 г.р.

[6] «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской», Москва, из-во «Святитель  Киприан», 1999 г., стр. 10

[7] «Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской», Москва, из-во «Святитель  Киприан», 1999 г., стр. 13-14

[8] Владимир Губанов «Прославленные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев», из-во Лествица, 2000 г., кн. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обоснование социального проекта по основам православной культуры "Христианский подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской"

Методическое обоснование социального проекта по основам православной культуры "Христианский подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской"....

Покасова С.В. и Ерофеева А.А. Урок по православию "Храм святой блаженной Ксении Петербуржской город Кемерово".

История создания, описание храма святой блаженной Ксении Петербуржской, причисленной русской православной церковью к лику святых 6 февраля 1988 года. Храм находиться в Кузбассе, поселок Боровой. Это д...

Презентация "Из жития Святой Блаженной Ксении Петербургской"

Данная презентация предназначена в качестве наглядного материала для предмета " Основы религиозных  культур  и светской этики. Основы православной культуры.". Материал может быть использован...

Исследовательский проект «Святые источники Алексеевского района – наше духовное наследие»

Создание и реализация исследовательского проекта, посвященного святым источникам Алексеевского района «Святые  источники Алексеевского района – наше духовное наследие», вовлечение учащихся в иссл...

"Житие блаженной Матроны Московской"

Жизнь Матроны Московской...

Воспитательский час: «Святая Блаженная Матронушка Московская — образец святости и благочестия».

quot;Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам".Этими словами Святой Матроны мы начинаем наш воспитательский час.Святая блаженная Матрона Московская  – одна из самых известных и по...