Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста
статья (6 класс) на тему

Синицкая Надежда Сергеевна

Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста

Подготовила: учитель математики и информатики Трофимова Н.С. МАОУ СОШ № 14,  г. Железнодорожный, 2013 год

       

       Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации учебно-познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

         В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению мотивации существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности и тревожность. Методологической основой исследования явились современные достижения в области изучения мотивов и формирования мотивации учения школьников: представления Б.Ф. Ломова, В.Г. Асеева, Д.Н. Узнадзе о мотивации поведения, положения Ф.Б. Березина, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, Л.И. Божович о методах формирования мотивации учения школьников; исследования и теоретические положения об особенностях формирования мотивации учения при переходе в среднее звено обучения А. Маслоу, Д.Б. Эльконина. П.М. Якобсона.

          Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).

         Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Потребности тесно связаны с эмоциями. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей вызывает соответствующие чувства. Зная о роли потребностей в формировании личности, следует так организовать процесс обучения и воспитания ребенка, чтобы выполнение предъявляемых требований стало его потребностью. А это произойдет тогда, когда ребенок поймет значение предъявляемых ему требований и привыкнет самостоятельно выполнять их.

         Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника – будущего пятиклассника обеспечат успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития.

Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. В среднем школьном возрасте ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, осознает эталоны общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно здесь происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст – возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействий с другим человеком в ходе учебной деятельности.

В период перехода из начальной школы в среднюю у детей появляются притязания на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Неудовлетворенность подростка своим положением среди сверстников может являться, как причиной плохого поведения с целью завоевать себе желаемое место в коллективе, так и стремлением во что бы ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае когда имеющиеся знания не соответствуют им, то есть появляется фетишизм отметки, с целью упрочения социального статуса в классе. Существенные изменения происходят и в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. На первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами «настоящего товарища».

Исследования показывают, что большинство детей относится ко взрослым в основном уравновешенно, спокойно, открыто и доверчиво, признавая их авторитет и ожидая от учителей, родителей и других взрослых поддержку и помощь. У многих пятиклассников отмечается достаточно сильное желание хорошо учиться, делать все так, чтобы не огорчать близких взрослых.

В то же время, в некоторых источниках отмечается противоречивость, двойственность отношения взрослых, родителей и учителей к подросткам-пятиклассникам, которая проявляется в одновременном «взрослении», требовании быть более самостоятельными, организованными, и «детскости» школьников. Возросшие требования, и со стороны родителей, и со стороны учителей, часто оказываются не пол силу подросткам. По этой причине у одних детей может развиваться повышенная зависимость от взрослых, особенно от классного руководителя, а у других, возникать ощущение полного одиночества, «никому ненужности».

Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.

Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни.

Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению.

В тоже время существуют и негативные стороны данного возраста – незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем.

Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией «хорошего товарища». В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Возрастает недовольство собой, возникает негативная самооценка, она распространяется и на учебную деятельность.

Возникает потребность в положительной активности со стороны взрослых.

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности. Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т.е. зоной ближайшего развития.

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.

Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:

успешное усвоение программного материала;

качественно иной тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками;

ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).

А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников:

1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности .

Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя – обнаружить ее и найти способы коррекции.

  Для выявления учеников, имеющих указанные уровни мотивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю.      

 Коррекционная работа – деятельность педагога, направленная на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, – это вселит в него дух уверенности.

В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки.

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет работу. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.

Познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета.

Так же школьникам среднего возраста интересна организация работы над предметом малыми группами. В.Ф. Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется. Группа должна быть сплоченной, в сплоченных группах интерес к изучаемому предмету существенно возрастает.

Одной из важных причин снижения мотивации учения в средней школе служит недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда в ходе обучения не реализуются стремление подростка к взрослости и самостоятельности, к взаимодействию со сверстниками. Адекватным мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Но в то же время благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости.

Центральным личностным новообразованием этого периода оказывается становление нового уровня самосознания, формирование Я-концепции. Появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Это позволяет подростку выработать некоторые собственные критерии оценки себя, помогающие ему переходить от ориентации на оценки окружающих к самооценке. Самоанализ становится средством для организации не только взаимоотношений е другими, но и собственной деятельности, саморазвития и самореализации, т.е. играет важную роль в учебной деятельности.

Этапы формирования мотивации

  1. Диагностика мотивации учения

Диагностика проводится следующими методами:

-  наблюдение за учащимися, выявление особенностей, склонностей.

-  анкетирование учащихся и родителей, путем анкетирования выявляются особенности учащегося, не раскрытые при наблюдении (состав семьи, неблагополучные семьи, особенности здоровья и т.п.). Анализируя результаты анкетирования учащихся можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся.

-  тестирование учащихся на выявление мотивации. Примеры тестирования предложены в  приложении 1. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных.

2. Реализация методов  по формированию мотивации учащихся

Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

Формирование учебной мотивации на уроках

Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию. Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

•        При подготовке к уроку необходимо постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;

•        Создавать ситуации успеха;

•        Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

•        Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

•        Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Большую роль в создании мотивации играют цели урока

•        Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;

•        Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;

•        Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)

•        Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;

•        Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;

•        Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения

Одним из стимулов мотивации является оценка

Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует

•        Когда ученик уверен в её объективности;

•        Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;

•        Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;

•        Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;

•        Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции :

•        связанные со школой в целом, пребыванием в ней;

•        обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;

•        связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;

•        положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);

•        от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.

Эмоции с отрицательной модальностью

•        неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;

•        обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости.

•        перегрузки, эмоциональная напряженность.

Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.

При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов :

•        процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;

•        показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке.

•        Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута;

•        Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке;

•        Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика;

•        Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся;

•        Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю;

•        Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.

Активная мотивация предполагает, что

•        никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;

•        никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.

         - Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

         - Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

         - Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

         Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап - это психологическая ситуация. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов. Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умение учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это, либо для меня оно важнее по такой-то причине).

Мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен подросток. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.

Следовательно, для достижения наибольшего эффекта развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так, чтобы она не ограничивалась бы сообщением детям новых знаний и постоянным многократным повторением, а была направлена на развитие познавательных процессов подростков и их творческой активности.

Формирование мотивации к обучению во внеурочной деятельности

Проведение классных часов, общение учащихся и педагогов на переменах, вне школы (экскурсии, походы) так же можно применить в формировании учебной мотивации. Предложение различного поведения в игровых, групповых формы проведения классных часов, бесед благоприятствуют положительному восприятию информации, сближению сверстников на занятиях, повышению уровня мотивации.  На внеурочной деятельности преподавателю представляется возможность формирования у учащихся морально-этических норм, поведение в различных жизненных ситуациях, возможного решения проблем, повышение уровня самооценки, что так же способствует повышению учебной мотивации.

Работа родителей над учебной мотивацией обучающихся

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

•        интересоваться делами, учебой ребенка;

•        помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

•        объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);

•        чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Домашнее задание нужно для того, чтобы и ученики закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники домашние задания оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого и  необходимо начинать.  

Педагог должен способствовать совместной работе школьников и их родителей по усилению мотивации к обучению. На родительских собраниях можно дать родителям следующие рекомендации по выполнению домашнего задания и мотивации к выполнению домашнего задания:

1.     Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

2.     Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 5-6 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

3.     Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

4.     Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

5.     Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

6.     Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить” ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так”, "это неправильно”.

7.     Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой.

Оценка эффективности примененных методов

Критериями сформированности положительного отношения школьников к учению являются: качественное изменение и усложнение мотивов учения; позитивное эмоциональное состояние учащихся; уровень познавательного интереса школьников среднего возраста; уровень активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности. В качестве анализа проведенной работы по формированию мотивации возможно повторное тестирование, анкетирование, т.е. повторная диагностика.

Заключение

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Учитель в современной школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

Список литературы

1        Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. / В.Г. Авсеев. – М.: Просвещение, 2005. – 215 с.

2        Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович Психология формирования личности. – М.: Педагогика, 2004. – 533 с.

3        Вилюнас, В.Н. Психология эмоциональных явлений. /под ред. О.В. Овчинниковой. – М.: Академия, 2005. – 455 с.

4        Грабал, В. Мотивация достижения и развитие в процессе учебной деятельности/ В. Грабал. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2002. – 456 с.

5        Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / е.п. Ильин – СПб.: Питер. – 2000.

6        Левитов, Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии. –2000. – №1. – 192 с.

7        Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. // Вопросы психологии –2000 – №6. – С. 34–37

8        Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов – М.: Просвещение, 2004. – 210 с.

9        Лопатин, А.Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка. // Лучшие страницы педагогической прозы. – 2001. – №4.

10        Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. // Вопросы психологии – 2001 – №3

11        Маслоу, А. Мотивация и личность. // Вопросы психологии – 2001 – №1

12        Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека. / В.С. Мерлин – М.: Пермь. 2001 – 563 с.

13        Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие. / Р.С. Немов – СПб.: Речь, 2000. – 412 с.

14        Немова, Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2002. – №7.

15        Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А.М. Прихожан. – Воронеж, 2000 – 267 с.

16        Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс – СПб.: Речь, 2000 – 433 с.

17        Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология./ Е.Ф. Рыбалко – М.: Просвещение, 2001 – 381 с.

18        Узнадзе, Д.Н. Психологические мотивации поведения человека./Д.Н. Узнадзе – М.: Просвещение, 2000 – 469 с.

19        Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. / пер. с нем. Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Просвещение, 2001 – 698 с.

20        Эльконин, Д.Б. Детская психология. /Д.Б. Эльконин – М.: Академия, 2001 – 376 с.

21        Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон – М.: Академия, 2002 – 394 с.

Приложение 1

Диагностика школьной мотивации учащихся                 тест 1

Инструкция для учащихся

        В каждом из вопросов выбери один ответ.

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

        А) не очень

        Б) нравится

        В) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

        А) чаще хочется остаться дома

        Б) бывает по-разному

        В) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

        А) не знаю

        Б) остался бы дома

        В) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

        А) не нравится

        Б) бывает по-разному

        В) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

        А) хотел бы

        Б) не хотел бы

        В) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

        А) не знаю

        Б) не хотел бы

        В) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

        А) часто

        Б) редко

        В) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

        А) точно не знаю

        Б) хотел бы

        В) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

        А) мало

        Б) много

        В) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

        А) нравятся

        Б) не очень

        В) не нравятся

Обработка и интерпретация результатов

        В ходе обработки используется специальный ключ, представленный ниже в форме таблицы:

Уровни

№ вопросов

Кол-во баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высокий

Б

В

В

А

Б

Б

А

Б

Б

А

Средний

А

Б

А

Б

В

А

Б

А

А

Б

Низкий

В

А

Б

В

А

В

В

В

В

В

        Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

        Уровни школьной мотивации учащихся определяются по следующим диапазонам:

        14 – 20 баллов – высокий уровень;

        7 – 13 баллов – средний уровень;

        1 – 6 баллов – низкий уровень.

Диагностика  учебной мотивации школьника                тест 2

Инструкция для учащихся

        Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

0 баллов – почти не имеет значения;

1 балл – частично значимо;

2 балла – заметно значимо;

3 балла – очень значимо.

1

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравится учитель.

0   1   2   3

2

Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

0   1   2   3

3

Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

0   1   2   3

4

Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

0   1   2   3

5

Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

0   1   2   3

6

Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

0   1   2   3

7

Если ты школьник, ты обязан учиться хорошо.

0   1   2   3

8

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

0   1   2   3

9

Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

0   1   2   3

10

Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

0   1   2   3

11

Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов о стороны родителей и учителей.

0   1   2   3

12

Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

0   1   2   3

13

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

0   1   2   3

14

Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

0   1   2   3

15

На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

0   1   2   3

16

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).

0   1   2   3

17

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0   1   2   3

18

Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

0   1   2   3

19

Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.).

0   1   2   3

20

Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

0   1   2   3

21

В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

0   1   2   3

Ключ

Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2   9   15

Коммуникативные

3   10   16

Эмоциональные

1    8    21

Саморазвития

6   13   19

Позиция школьника

7   14   20

Достижения

5   12   18

Внешние (поощрения, наказания)

4   11   17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат «Развитие орфографической грамотности обучающихся среднего школьного возраста»

Теоретические и практические материалы по развитию орфографической грамотности обучающихся...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА

Социальная адаптация ребенка — это сложный и многогранный процесс, затрагивающий ряд философских, биологических, психологических и педагогических категорий, таких как: личность, адаптация, общение, со...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый о...

Мероприятие для обучающихся среднего школьного возраста.Терроризм.

В рамках данного занятия дети получат необходимые знания о сущности терроризма.  А так же познакомятся с правилами безопасности и способами поведения в чрезвычайной ситуации.Цели: - фор...

Формирование учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста

Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной моти...

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации обучающихся среднего и старшего школьного возраста".

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации  обучающихся среднего и старшего школьного возраста"....