Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"
рабочая программа на тему

Вус Юлия Викторовна

 

Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remesla_rossii_3_klass.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ

«ООШ №2» Энгельсского муниципального

района

_______________________/Сливина А.В./

                                                     __________г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ №2»

Энгельсского муниципального района

____________________/Лихачева О.Н./

Приказ №__________ от __________ г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Духовно-нравственное направление

для обучающихся 3 класса

МБОУ «ООШ №2»

Энгельсского муниципального района

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Вус Ю.В.

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)

Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.

Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие  умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и  работу, адекватную поставленной учебной задаче».

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности (продолжительность образовательного процесса, этапы): детей факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  1 год. Количество часов в программе отведено 1 час в  неделю, 34 часа в год.

Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр. 

Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;                          

Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и  сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.

Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов темы

Часы учебного времени

Старинный русский быт.

9

Новый русский быт.

6

Русские народные праздники

8

Русские народные промыслы.

5

Русские народные игры.

2

Песни для детей

2

Народные танцы

2

Итого

34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов темы

Коли-во часов

Содержание занятий

Дата по плану

Дата по факту

Раздел I. Старинный русский быт. 9 часа.

1

Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.

1

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр

Универсальные учебные действия:

—познакомить с особенностями крестьянской одежды;

—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Универсальные учебные действия:

—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. 

Универсальные учебные действия:

—оценить достоинства традиционной русской кухни;

—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

Учеба. Школа

Универсальные учебные действия:

—сравнить учебу детей в старину с современной школой;

—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.

01.09.14

2

Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.

1

08.09.14

3

Боярские палаты.

1

15.09.14

4

Терема, украшенные резьбой по дереву.

22.09.14

5

Блины .Пироги. Мёд. Взвары.

29.09.14

6

Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.

06.10.14

7

Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)

13.10.14

8

Школы при церквях и монастырях.

20.10.14

9

Учебные предметы

27.10.14

Раздел II. Новый русский быт 6 часов.

10

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

1

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Универсальные учебные действия:

—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,

проанализировать их различия.

Усадьба. Дворянские особняки

Универсальные учебные действия:

—показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов

(Москва, Петербург; провинция).

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);

—прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Универсальные учебные действия:

—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

10.11.14

11

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».

1

17.11.14

12

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

1

24.11.14

13

Камины. Изразцовые печи.

1

01.12.14

14

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.

08.12.14

15

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.

15.12.14

Раздел III. Русские народные праздники. 6 часов.

16

Сочетание языческих и христианских праздников.

1

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

Универсальные учебные действия:

—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Универсальные учебные действия:

—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

—разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

Универсальные учебные действия:

—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Универсальные учебные действия:

—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

—показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

22.12.15

17

Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование,  гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.

1

29.12.14

18

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.

1

12.01.15

19

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

1

19.01.15

20

День Петра и Павла — 12 июля.

1

26.01.15

21

Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).

1

02.02.15

22

Спожинки — окончание жатвы.

09.02.15

23

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.

16.02.15

Раздел IV. Русские народные промыслы. 5 часов.

24

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

1

Керамика Гжели

Универсальные учебные действия:

—нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Хохлома и Жостово

Универсальные учебные действия:

—раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Павловопосадские шали.

Универсальные учебные действия:

—сравнить орнаменты нескольких шалей.

Вятская и богородская игрушка

Универсальные учебные действия:

—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-

городской игрушки.

23.02.15

25

Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины.  Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.

02.03.15

26

Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.

09.03.15

27

Вятские матрёшки.

16.03.15

28

Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

06.04.15

Раздел V. Русские народные игры. 2 час.

29

Командные игры.

1

Наиболее популярные детские игры

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).

13.04.15

30

Горелки. Прятки. Жмурки

20.04.15

Раздел VI. Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

 2 часа.

31

Загадки, пословицы, поговорки,

1

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько песенок, считалок;

—научиться разгадывать загадки.

27.04.15

32

Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.

04.05.15

Раздел VII. Народные танцы. 2 час.

33

Пляски парные.

1

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

Универсальные учебные действия:

—разучить хороводы, игры-хороводы.

11.05.15

34

Переплясы.

18.05.15

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;

3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;

5.Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина http://slavya.ru/p/article/read/afan_izba.html
  2. Мифы народов мира http://www.edic.ru/myth
  3. Интернет-ресурсы по фольклору http://www.imli.ru/on-line/link/folk/folklore.php
  4. ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8395.html
  5. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8394.html
  6. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА http://www.rusedu.ru/detail_8393.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита Отчества – многонациональная традиция народа России

Урок посвящён теме Защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны и раскрывает один из её важнейших аспектов - многонациональное единство страны. Перед учащимися ставятся проблемные воп...

урок-проект "Культура и традиции народов России"

Урок-проект по географии 8 класс...

Внеклассное мероприятие по географии «Культура и традиции народов России»

Цели:- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к другим  людям;- воспитывать чувство уважения друг к другу, к традициям и культуре  народов России;- развивать крити...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Занятие "Кукла в культуре и традициях народов России"

Цель занятия:Познакомить с историей  тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту. Задачи:1. Ознакомление с историей  тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном бы...

Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

Рабочая программа составлена на основе современных требований....