Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"
    рабочая программа на тему

    Вус Юлия Викторовна

     

    Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл remesla_rossii_3_klass.docx32.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Согласовано»

    Заместитель директора по ВР МБОУ

    «ООШ №2» Энгельсского муниципального

    района

    _______________________/Сливина А.В./

                                                         __________г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ «ООШ №2»

    Энгельсского муниципального района

    ____________________/Лихачева О.Н./

    Приказ №__________ от __________ г.

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности

    «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

    Духовно-нравственное направление

    для обучающихся 3 класса

    МБОУ «ООШ №2»

    Энгельсского муниципального района

    на 2015/2016 учебный год

    Составитель:

    Вус Ю.В.

    учитель начальных классов

    первой квалификационной

    категории

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)

    Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.

    Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.

    Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.

    Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие  умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и  работу, адекватную поставленной учебной задаче».

    Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9 лет.

    Сроки реализации программы внеурочной деятельности (продолжительность образовательного процесса, этапы): детей факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  1 год. Количество часов в программе отведено 1 час в  неделю, 34 часа в год.

    Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр. 

    Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;                          

    Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и  сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной
    образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

    п/п

    Наименование разделов темы

    Часы учебного времени

    Старинный русский быт.

    9

    Новый русский быт.

    6

    Русские народные праздники

    8

    Русские народные промыслы.

    5

    Русские народные игры.

    2

    Песни для детей

    2

    Народные танцы

    2

    Итого

    34

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    п/п

    Наименование разделов темы

    Коли-во часов

    Содержание занятий

    Дата по плану

    Дата по факту

    Раздел I. Старинный русский быт. 9 часа.

    1

    Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.

    1

    Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр

    Универсальные учебные действия:

    —познакомить с особенностями крестьянской одежды;

    —сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

    —ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

    Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

    Универсальные учебные действия:

    —продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

    —показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

    Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. 

    Универсальные учебные действия:

    —оценить достоинства традиционной русской кухни;

    —уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).

    Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

    Универсальные учебные действия:

    —разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

    Учеба. Школа

    Универсальные учебные действия:

    —сравнить учебу детей в старину с современной школой;

    —букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.

    01.09.14

    2

    Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.

    1

    08.09.14

    3

    Боярские палаты.

    1

    15.09.14

    4

    Терема, украшенные резьбой по дереву.

    22.09.14

    5

    Блины .Пироги. Мёд. Взвары.

    29.09.14

    6

    Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.

    06.10.14

    7

    Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)

    13.10.14

    8

    Школы при церквях и монастырях.

    20.10.14

    9

    Учебные предметы

    27.10.14

    Раздел II. Новый русский быт 6 часов.

    10

    Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

    1

    Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

    Универсальные учебные действия:

    —сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,

    проанализировать их различия.

    Усадьба. Дворянские особняки

    Универсальные учебные действия:

    —показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов

    (Москва, Петербург; провинция).

    Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

    Универсальные учебные действия:

    —разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);

    —прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

    Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

    Универсальные учебные действия:

    —проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

    10.11.14

    11

    Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».

    1

    17.11.14

    12

    Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

    1

    24.11.14

    13

    Камины. Изразцовые печи.

    1

    01.12.14

    14

    Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.

    08.12.14

    15

    Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.

    15.12.14

    Раздел III. Русские народные праздники. 6 часов.

    16

    Сочетание языческих и христианских праздников.

    1

    Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

    Универсальные учебные действия:

    —разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

    —познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

    —изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

    Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

    Универсальные учебные действия:

    —воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

    —разучить песни и игры;

    —научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

    —разучить игры с катанием пасхальных яиц.

    Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

    Универсальные учебные действия:

    —разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

    —научиться плести венки.

    Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

    Универсальные учебные действия:

    —сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

    —нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

    —показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

    22.12.15

    17

    Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование,  гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.

    1

    29.12.14

    18

    Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.

    1

    12.01.15

    19

    Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

    1

    19.01.15

    20

    День Петра и Павла — 12 июля.

    1

    26.01.15

    21

    Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).

    1

    02.02.15

    22

    Спожинки — окончание жатвы.

    09.02.15

    23

    Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.

    16.02.15

    Раздел IV. Русские народные промыслы. 5 часов.

    24

    Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

    1

    Керамика Гжели

    Универсальные учебные действия:

    —нарисовать несколько гжельских орнаментов.

    Хохлома и Жостово

    Универсальные учебные действия:

    —раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

    Павловопосадские шали.

    Универсальные учебные действия:

    —сравнить орнаменты нескольких шалей.

    Вятская и богородская игрушка

    Универсальные учебные действия:

    —изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-

    городской игрушки.

    23.02.15

    25

    Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины.  Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.

    02.03.15

    26

    Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.

    09.03.15

    27

    Вятские матрёшки.

    16.03.15

    28

    Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

    06.04.15

    Раздел V. Русские народные игры. 2 час.

    29

    Командные игры.

    1

    Наиболее популярные детские игры

    Универсальные учебные действия:

    —разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).

    13.04.15

    30

    Горелки. Прятки. Жмурки

    20.04.15

    Раздел VI. Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

     2 часа.

    31

    Загадки, пословицы, поговорки,

    1

    Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

    Универсальные учебные действия:

    —разучить несколько песенок, считалок;

    —научиться разгадывать загадки.

    27.04.15

    32

    Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.

    04.05.15

    Раздел VII. Народные танцы. 2 час.

    33

    Пляски парные.

    1

    Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

    Универсальные учебные действия:

    —разучить хороводы, игры-хороводы.

    11.05.15

    34

    Переплясы.

    18.05.15

    ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1.Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

    2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;

    3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

    4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;

    5.Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.

    ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

    1. Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина http://slavya.ru/p/article/read/afan_izba.html
    2. Мифы народов мира http://www.edic.ru/myth
    3. Интернет-ресурсы по фольклору http://www.imli.ru/on-line/link/folk/folklore.php
    4. ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8395.html
    5. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8394.html
    6. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА http://www.rusedu.ru/detail_8393.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Защита Отчества – многонациональная традиция народа России

    Урок посвящён теме Защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны и раскрывает один из её важнейших аспектов - многонациональное единство страны. Перед учащимися ставятся проблемные воп...

    урок-проект "Культура и традиции народов России"

    Урок-проект по географии 8 класс...

    Внеклассное мероприятие по географии «Культура и традиции народов России»

    Цели:- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к другим  людям;- воспитывать чувство уважения друг к другу, к традициям и культуре  народов России;- развивать крити...

    Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

    Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

    Занятие "Кукла в культуре и традициях народов России"

    Цель занятия:Познакомить с историей  тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту. Задачи:1. Ознакомление с историей  тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном бы...

    Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

    Рабочая программа составлена на основе современных требований....