День птиц
материал на тему

Чинина Сынару Мансуровна

Сценарий праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_den_ptits.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Праздник "День птиц"

Учитель биологии Чинина Сынару Мансуровна

Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.

I.Звучат голоса птиц (грампластинка)

II.Стихи о весне

,Весна идет!

Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

Весна идет!

Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна.

3.

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.

Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.

Перо - чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые маленькие птицы в мире - колибри.

4.

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)

5

Скворец

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?

А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня - Скворец!

Верно! Вы угадали.

Я очень полезная птица,

С которой надо сдружиться.

Из года в год, из века в век

Живу там, где живет человек.

Селюсь с колхозником рядом,

Слежу за его полем и садом -

От вредителей.

И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

Все:

Мы рады тебе скворец-молодец.

(Танец-полька) Скворец приглашает на танец девочку, одетую в костюм птицы (крылья и шапочка).

6

 Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд гнедо при помощи крепких волокон крапивы, конопли.

Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.

7

С юга ласточки явились,

Прилетели к нам с весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

Нривить-ти-вить-сную проворно,

День-другой, ещё денек, -

И под крышей узорной

Вырос ласточкин домок.

Слышен писк и щебет птичий.

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей -

Малышам нужна еда.

Звучит песня "Ласточка", музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана

8

К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

9

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиоа различных вредных насекомых.

10

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

11

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

12

Звучит песня "Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой. 

1.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится.

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев: 

Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Припев: 

Викторина

  • 1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?
  • 2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?
  • 3.Чем полезны совы?
  • 4.Как охраняются птицы в нашей стране?
  • 5.Определите, из какого произведения этот отрывок?

Вот полночною порой

Свет разлился над горой

Будто полдни наступают,

Жар-птицы налетают,

Стали бегать и кричать,

И пшено с вином клевать…

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то, - сущий смех!

Чай, таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету,

Словно батюшкина печь!

(Ершов "Конек-горбунок") 

  • 6.Когда птица поёт громче - в полёте или сидя на ветке? (в полёте) 
  • 7.Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны?(серая ворона) 
  • 8.Какая птица может отвёртывать гайки клювом?(какаду) 
  • 9.Какая птица прилетает в наши края первая?(грач) 
  • 10.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей?(понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле) 
  • 11. Какие птицы летают быстрее других?(стриж, 144 км/ч) 

12. Меня ты увидишь теперь лишь в музее,

Крестьяне мной землю пахали всегда,

Но букву одну измени поскорее -

Я очень полезная птица тогда.

(Соха - Сова) 

13. Простая буква я, ну что же?

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я,

Всем вам известную, друзья

(Сорок - А) 

14. С буквой "С" живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой "ф" за красоту

Меня жар-птицей называют.

(Сазан-фазан) 

15. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.

(Сова) 

16. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)

17. Что за птица:

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху синенькое суконце,

Снизу белое полотенце.

(Ласточка) 

18. Мать- отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду, чужим буду.

(Кукушка) 

19. Щиплет за пятки - беги без оглядки.

(Гусь) 

20. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

(Петух) 

Заключительная часть

Все участники праздника "День птиц" идут с плакатами, со скворечниками в ближайший лес и развешивают скворечники.

Награждение участников

Литература:

Пословицы, поговорки, загадки

М., "Современник", 1986г.

Молис С.А. Книга для чтения по зоологии, М.,

"Просвещение", 1982г.

Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии,М.,

"Просвещение", 1969г.

Нестеров В.В. Зоовикторина, М.,

"Просвещение", 1969г.

Урок-суд по биологии в 6-м классе по теме "Значение бактерий в природе и жизнедеятельности  человека"

Задачи: 

  1. развивать знания о многообразии и значении бактерий в природе и в жизни человека;
  2. осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

Оборудование: 

  1. трафареты («Судья», «Секретарь суда», «Адвокат», «Прокурор»),
  2. модели-рисунки бактерий разной формы,
  3. влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»,
  4. пакет с кефиром,
  5. карточки для ответа на вопрос.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать: 

  • значение бактерий гниения и почвенных бактерий;
  • роль азотофиксирующих бактерий;
  • использование молочнокислых бактерий;
  • заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями.

Учащиеся должны уметь: 

  • объяснять меры предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями.

Ход урока:

Секретарь: Встать! Суд идет. (Все встают. Судья, адвокат, прокурор проходят на свои места.)

Судья: Прошу всех садиться. Сегодня проводится открытое заседание суда. Мы собрались здесь, чтобы разобраться, нужны ли природе бактерии, приносят ли они пользу или вред природе и людям? В этом судебном процессе присяжными заседателями будете вы, ребята. Сейчас мы выслушаем факты обеих сторон: стороны обвинения и защиты, а также свидетелей, которых они пригласили. После их прослушивания каждый должен решить: нужны ли бактерии или нет. От этого решения зависит общее заключение суда. Вам раздали карточки, где вы должны написать «да» - нужны или «нет» - не нужны. Почему вы так решили? После этого мы сравним их число и вынесем заключительное решение. Секретарь суда, зачитайте, пожалуйста, справку. (Садится.)

Секретарь: Бактерии – широко распространенная группа микроскопических клеточных организмов. По типу строения бактерии относят к прокариотам. По способу питания они делятся на автотрофов (небольшая группа) и гетеротрофов, питающиеся готовыми органическими веществами. Среди них различают сапротрофы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты, питающиеся органическими веществами живых организмов. Размножаются бактерии делением одной клетки на две.

Судья: Слово предоставляется стороне обвинения – прокурору. Затем слушаем показания свидетелей обвинения. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего кроме правды. (Клянусь.) Прошу, начинайте.

Прокурор: Уважаемые судьи! Согласитесь, сколько бед принесли человечеству эти бактерии в течение времени их существования, сколько людей погибло в страшных эпидемиях различных болезней. Прошу вас, давайте послушаем рассказы свидетелей этих страшных болезней.

Секретарь: Приглашаются свидетели обвинения.

(Учащиеся рассказывают о болезнях: холера, дифтерия, чума, тиф, столбняк, туберкулез, ангина и других.)

1 свидетель: Холера – болезнь, относящаяся к особо опасным инфекциям. Её появление сопровождается высокой смертностью. Первые сведения о холере обнаружены в индийском сочинении 700 лет до н.э. В нем сообщается о массовых заболеваниях среди населения Индии, характерными признаками были понос и рвота. Заслуга выделения возбудителя холеры принадлежит немецкому ученому Роберту Коху. Открытие было сделано в 1883 году. Возбудителем холеры считается микроорганизм, по форме напоминающий запятую со жгутиком и известный сейчас под названием холерный вибрион. Микроб обнаруживался в испражнениях больных, в кишечнике погибших от этой болезни и в водоемах местности, где отмечались случаи холеры. Холера приобретает всемирное распространение, которое называется пандемическим или вспышка-эпидемия. Заражение происходит через рот при употреблении инфицированной вибрионами пищи или воды, а также при прикосновении ртом и руками к одежде, зараженной бактериями. Из полости рта вибрион по пищеводу проникает в желудок, а затем в тонкий кишечник, где и размножается. При этом выделяет ядовитое вещество – токсин. Это приводит к поносу, а затем к рвоте, вызывает обезвоживание организма и потерю солей, необходимых для нормального обмена веществ. Дальнейшее развитие болезни приводит к серьезным нарушениям деятельности почек, сердечно-сосудистой и нервной систем и к гибели организма. Период заболевания – 2-3 дня.

2 свидетель: Чума – болезнь, относящаяся к особо опасным инфекциям. Её появление сопровождается высокой смертностью. Впервые сведения о чуме выявлены в VI в н.э. в Византии. Возбудитель чумы был открыт в 1894 г и представляет собой палочку. Распространителями инфекции являются животные (особенно грызуны). Первичное заражение чумой происходит при укусах, в результате внедрения возбудителя через поврежденные покровы кожи. Человек, заболевший чумой, обычно не заразен. Но при тяжелой форме – легочной, передается капельно-воздушным путем. Возникает пневмония - воспаление легких. Из кожных форм чумы наиболее опасной для окружающих является бубонная, при которой на коже образуются карбункулы. Затем наступает отравление крови токсинами, нарушение функции сердечно-сосудистой системы и гибель. Течение болезни: озноб, повышение температуры, лихорадка, возникают галлюцинации.

3 свидетель: Я дополню рассказ о вреде бактерий в жизни человека. Бактерии поселяются на продуктах питания и портят их. Есть бактерии, которые портят рыболовные сети, редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Бактерии портят сено в стогах, если оно недостаточно хорошо высушено.

Прокурор: Уважаемые судьи! Вы узнали всю правду о бактериях, которые приносят большой вред человеку. Поэтому я предлагаю: признать виновность бактерий и то, что они не нужны ни природе, ни человеку, их надо уничтожить. У меня всё.

Секретарь: Суд приступает к слушанию показаний свидетелей защиты. А сейчас слово предоставляется защите – адвокату бактерий. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Клянусь.) Прошу, начинайте.

Адвокат: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Вы только что выслушали яркую и во многом справедливую речь. Сторона обвинения очень подробно рассказала о вреде бактерий в жизни человека. Да, с этим не согласиться нельзя. Факты есть факты. Я уверен, что они никого из вас не оставят равнодушным. Но давайте обсудим следующий факт. А всегда ли бактерии впрямую виноваты в этих злодеяниях? А человек сам порой забывает о правилах гигиены и мерах предупреждения этих болезней. Давайте послушаем свидетеля, который расскажет нам о гигиенических требованиях в жизни людей.

1 свидетель: Люди в своей жизни часто забывают о гигиенических требованиях, что приводит к вспышкам различных заболеваний. Это соблюдение личной гигиены (чистота тела и рук). Тщательная обработка пищи, мытье фруктов и овощей, отказ от употребления сырой, некипяченой воды (особенно из водоемов). Поэтому чтобы продукты питания не портились, их сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. На консервах обязательно нужно смотреть срок годности. Соблюдение чистоты квартиры (особенно кухни, туалета, ванны, их постоянная дезинфекция различными моющими и чистящими средствами). Постоянное проветривание комнат. Борьба с мухами – переносчиками бактерий. Борьба с грызунами – переносчиками возбудителей болезней. Применение предохранительных прививок. Закаливание организма. Карантин во время болезни, дезинфекция помещений и одежды. Таким образом порой люди сами становятся виноватыми в появлении и распространении различных инфекционных заболеваний.

Адвокат: Но нельзя рассматривать жизнедеятельность бактерий только с плохой стороны. Бактерии – удивительные организмы. Давайте послушаем рассказы свидетелей о пользе бактерий в природе и в жизни человека. Уважаемые судьи, слушая рассказы свидетелей, обратите внимание на то, что было бы на планете Земля, если бы не было бактерий.

2 свидетель: Я расскажу о роли бактерий в природе. Клубеньковые бактерии, обитающие в почве и на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха и обогащают почву веществами, содержащими азот. В природе бактерии гниения превращают трупы растений и животных в перегной, удобряющий почву. Они своеобразные санитары нашей планеты. Большую пользу приносят почвенные бактерии. Эти бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.

3 свидетель: Я расскажу о полезном значении бактерий в жизни человека. Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, содержащимся в молоке, образуют молочную кислоту, под действием которой молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от разложения.

Судья: Мы внимательно выслушали свидетелей обвинения и защиты. Но у меня есть вопрос. Жизнедеятельность бактерий очень многообразна и велика. Почему же Вы не заполнили всё пространство в природе?

Секретарь: Суд предоставляет слово обвиняемым.

Бактерия: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Мы размножаемся очень быстро – делением клетки на две через каждые 20-30 минут. Но, к сожалению, это происходит только при благоприятных условиях. Однако это в природе не происходит, так как мы быстро погибаем под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100 єС, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами. Да, у нас есть враги: вирусы – бактериофаги.

Судья: Итак. Сегодня было много сказано о вреде и пользе бактерий, о вашей жизни. Теперь я хочу обратиться к ребятам, прежде чем они вынесут своё решение. Природа велика и многообразна. Она представляет собой единое целое, единый механизм, жизнедеятельность многих живых организмов от микроскопических до гигантов. Работа природы сбалансирована и взаимосвязана различными отношениями всех ее частей, которые порой скрыты и невидимы человеческому глазу. Разрушая эти взаимосвязи, мы нарушаем слаженность и точность работы природы. Каждое существо, каждая часть природы имеет своё предназначение. Подумайте об этом. Человек должен не разрушать, а созидать, не разрушать, а поддерживать и сохранять то великое, могущественное, мудрое, нежное – природу. Где природа – там жизнь.

(Ребята выносят свое решение о бактериях и заполняют карточки. Секретарь подсчитывает количество карточек «да» и «нет».)

http://festival.1september.ru/articles/413849/img1.JPG

Судья: Судебная коллегия, рассмотрев в открытом судебном заседании дело «Значение бактерий», изучив обстоятельства дела, заслушав показания свидетелей обвинения и защиты, выслушав пояснения подсудимых, готова огласить приговор.

Секретарь: Для оглашения приговора суда прошу всех встать.

Судья: Суд по делу «Значение бактерий» постановляет:

  1. «ДА» - быть на Земле бактериям.
  2. Болезнетворным бактериям – строгую изоляцию и контроль.
  3. Человеку соблюдать гигиенические требования к своему организму.
  4. Человеку быть более разумным, более бережливым к природе.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Судебное заседание объявляю закрытым, все свободны. (Стучит молотком.)

Домашнее задание:

§ 6, письменно в тетради ответить на вопрос «Объясните симбиоз азотофиксирующих бактерий и бобовых растений».

Литература: 

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. /Бактерии. Грибы. Растения./ Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1. – М.: Мир, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День птиц в ДОУ

Музыкальное занятие с экологической направленностью. Во время игры дети знакомятся с разнообразием птиц нашей местности. Вводятся понятия  о различных экологических группах  птиц.Мероприятие...

Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....

Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....

День птиц

Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц в природе и жизни человека,раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы....

"День птиц и День Земли" классный час

Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...

Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."

Праздник рассчитан  на обучающихся в возрасте 7-12 лет.  Его можно провести и в рекреации школы,  и в кабинете  на занятиях внеурочной деятельностью....

День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»

Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли  и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...