Д.С.Лихачёв
методическая разработка (8 класс) на тему

Кудряшова Виктория Владимировна

«Всякая образованность

создаётся чтением и книгами».

Д.С.Лихачёв.

 

«Учитесь, получайте образование.

Это важно и для вас, и для

ваших потомков.

Образованность – это основа умения

честно прожить жизнь, насладиться ею,

получить радость от познания мира».

Д.С.Лихачёв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gody_zhizni.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 сентября.  День Знаний.

 Урок, посвящённый 100-летию со дня рождения  Д.С.Лихачёва.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

(15.11.1906 – 30.09.1999)

«Всякая образованность

создаётся чтением и книгами».

Д.С.Лихачёв.

«Учитесь, получайте образование.

Это важно и для вас, и для

ваших потомков.

Образованность – это основа умения

честно прожить жизнь, насладиться ею,

получить радость от познания мира».

Д.С.Лихачёв.

   Лихачёв Д.С. родился 15 ноября в 1906 году в Санкт-Петербурге. Окончил факультет общественных наук государственного университета в 1928 году.

В 1928 – 1932 годах был незаконно репрессирован и находится в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях.

   С 1938 года – младший, а с1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук.

   Многие годы, вплоть до самой своей кончины, возглавлял отдел Древнерусской литературы. Первая его диссертация (1941г.) была защищена на тему «Новгородские летописные своды ХII века». В 1947году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора филологических наук «Очерки по истории литературных форм летописания XI – ХVI веков». Внёс огромный вклад в перевод со старославянского языка «Слово о полку Игореве» -  древнейшего произведения, которое мы будем изучать с вами в этом году.

   С 1953 года – член-корреспондент АН СССР, с 1970 года действительный член (академик) Российской Академии Наук.

   Лихачёв Д.С. известный учёный, автор 500 научных фундаментальных трудов и 600 публичных трудов, посвящённых, главным образом, истории древнерусской литературы. Многие его работы переведены на английский, испанский, японский, польский, чешский, китайский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, французский и  немецкий языки.

Иностранный член Академии наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академии, член-корреспондент старейшего общества США – Философского.

   Член союза писателей с 1956 года.

   С 1983 года – председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года – председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», с 1988 года являлся членом редколлегии журнала «Наше наследие».

   В 1986 году организовал Российский фонд культуры, с 1990 года входил в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки в Египте.

   Неоднократно избирался депутатом городского Совета (1961-1962, 1987-1989), Герой Социалистического Труда с 1986 года, награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966), болгарским орденом Кирилла и Мефодия 1 степени (1963, 1977) и медалями.

   Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга с 1993 года, Почётный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Имя Лихачёва присвоено малой планете №2877 в 1984 году.

   Скончался 30.09.1999 года.

(Знакомство с документом).

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об увековечении памяти Д.С.Лихачёва.

             

Москва, Кремль

23мая 2001г.

№ 587

   Сегодня мы познакомимся с размышлениями учёного о Петербурге, о будущем русской культуры, со сборником мудрости – «Письмами о добром и прекрасном».

Что же, по мнению учёного, отличает Петербург от других городов?

Что, на взгляд Лихачёва, характеризует петербургскую культуру?

Нам важно, особенно сейчас, осознать свою роль, свой характер, свою индивидуальность как города, города первостепенной культуры.

   Можем ли мы говорить о существовании специфических русских черт в культуре нашего города?  Лихачёв думал – можем.

   Нам говорят, что Петербург по своему внешнему облику самый европейский из русских городов. Да, это так, но и не так!

   Европейские города в основном восходят к Средневековью, и в древнейшей своей части характер этих городов совершенно иной. Это очень узкие улицы, концентрическая планировка, которая как будто кружит вокруг центра.

   Главное в облике нашего города – чётко выраженные горизонтали.

   Первая горизонталь – это линия соприкосновения воды и земли на огромных пространствах разветвлённого устья Невы. Благодаря отвесным набережным – которые имеются только в Петербурге – это идеально прочерченные линии.

Другая горизонталь – чёткая линия домов, линия соприкосновения крыш и неба, которая регулировалась специальными постановлениями: не выше Зимнего дворца. К этим горизонталям восходят вертикали: перпендикуляры Петропавловского, Михайловского и Адмиралтейского шпилей. Они как бы подчёркивают основные горизонтали города.

   Между тем в Петербурге можно найти и много архитектурных традиций Москвы ХVI века.

«Двенадцать коллегий» - это сеть зданий, примыкающих друг к другу по тому типу, как примыкали приказы в Москве. А Башня Адмиралтейства с въездной аркой и шпилем над ней напоминают части древнерусского Кремля.

   Ещё одна особенность русских городов, ярко выраженная в Петербурге – гостиные ряды (торговые ряды), характерные для Архангельска, Новгорода, Костромы, Ярославля, Калуги и других русских городов. В Петербурге их сразу несколько: большой Гостиный двор, Апраксин двор, Никольский двор и Андреевский рынок.

  Русский характер городу придавался и русскими церквами (архитектор Тон). Колокольни требовались по законам церковного богослужения; пятиглавия соответствовали религиозному сознанию. И наконец, обильное золочение, которого не имел ни один крупный храм на Западе.

   Но отличает Петербург от других русских городов – это обилие монументов: Медный всадник, памятник Суворову, Кутузову, Барклаю-де-Толли и другие.

Петербург – город общемировых культурных ценностей: египетские сфинксы, китайские ши-цзы, античные вазы и т.д.

   Ещё важная черта Петербурга – склонность к классическому искусству, а также тесная связь наук и искусств с обучением. Например, Петербургский университет является не только учебным, но и научным заведением, с которым связан целый ряд открытий. Военно-Медицинская Академия, которая одновременно была и есть и лечебным, и научным, и образовательным учреждением.

   А вот его книга «Письма о добром и прекрасном».

Эти «письма» адресованы молодому читателю. Давать советы может только авторитетный человек, каким и является Д.С.Лихачёв. Они (эти советы) касаются практически всех сторон жизни. Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми из советов великого и доброжелательного Учителя.

«А в чём самая большая цель в жизни?»

«Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей».

«Быть весёлым, но не быть смешным?»

«Но каким весёлым надо быть?»

Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. Он становиться шутом.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте молчать, умейте пошутить. Но редко и вовремя.

Как говорить?

«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливость в одежде, - распространённое явление, и оно свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий  стремиться грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасение.

(В конце  урока выдаётся каждому ученику  памятка, где они читают другие советы академика «Любите читать!», «Учитесь учиться!»).

                                                               

                                                Классный руководитель  В.В.Кудряшова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"

Аннотация: --------------------------------------------- Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о велича...

Статьи Д.С.Лихачёва на уроках русского языка. Материал заимствован с сайта 1 сентября

Использование "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева на уроках русского языкаЗахарова Лидия Ивановна, преподавательСтатья отнесена к разделу: Преподавание русского языкаТрудно и интересно сейчас ...

Раздумья над "Раздумьями" Д.Лихачёва

Конспект урока литературы в 9 классе, посвящённого анализу книги Д.Лихачёва "Раздумья"...

Лингвистический анализ текста Д.С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».

Лингвокультурологический анализ текста. Цель урока: предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания  о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепит...

Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста Д.С. Лихачёва.

Работа предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Мною взят текст из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном" - письмо девятое "Когда следует обижаться?"...

Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)

Цель:1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского...

Лихачёв Д.С. Презентация

Презентация к уроку английского языка в 11 классе о Д.С.Лихачёве....