Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме

Яровик Нина Петровна

Цель:

1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;

2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания смысла жизни;

             3) воспитать у учащихся чувства осознанного выбора жизненного пути.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дмитрий Сергеевич Лихач ё в (1906-1999)

Слайд 2

Кабинет Д.С.Лихач ё ва. Санкт-Петербург, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Слайд 3

Д. С. Лихачёв в кабинете за работой. 1980-е гг.

Слайд 5

Д. С. Лихачёв. Дворец Белосельских –Белозерских. Дискуссия «Судьба российской интеллигенции» 23 мая 1996г.

Слайд 6

Королева Испании София, Д.С. Лихачёв и другие официальные лица на встрече во время визита королевы в СССР. 13 февраля 1990г. Музей истории школы К. Мая.

Слайд 7

Церемония передачи Д.С. Лихачёвым ордена Св. Андрея первозванного в Эрмитаж. 11 ноября 1998г.

Слайд 8

Основные т емы, на которые писал Д.С.Лихачёв: - уважения к историческому прошлому страны, народа. - определения цели и поиски смысла жизни; - взаимоотношения человека и природы; - нравственности, морали; -любви к Родине, патриотизма; - роли литературы, искусства в жизни человека; - добра и зла;

Слайд 9

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Д.С. Лихач ё в

Слайд 10

Прочитайте текст. (1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. (3)Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека. (6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Д. С. Лихачёв Орфоэпическая минутка Прочитайте текст и выполните Облегчать, облегчить, облегчение, облегчу, облегчен, облегчишь . Составьте предложения с любой формой данного слова.

Слайд 11

Прочитайте текст и выполните задания. (1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. (3)Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека. (6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Д. С. Лихачёв В1 К какой части речи принадлежит слово когда (предложение 1)? В2 Из предложений 4 - 6 выпишите подчинительные союзы . В3 Из предложений 1,2 выпишите слово с орфограммой «Не с наречиями». В4 Какой тип связи используется в словосочетании хозяин дачи (предложение 3)? В5 Сколько простых предложений в тексте? В6 Найдите предложение с обособленным определением, выраженным прилагательным. Напишите его номер. В7 В каком сложноподчиненном предложении придаточная часть находится внутри главной? Напишите его номер. Самостоятельная работа (блок В) Ответы к заданию В1-В4 запишите словом (ами).

Слайд 12

Прочитайте текст. 1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. (3)Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека. (6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Д. С. Лихачёв Выбор - о тобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое. Самооценка - оценка самого себя ,своих достоинств и недостатков, своих поступков. Цель - п редмет стремления , то, что надо, желательно осуществить.

Слайд 13

Прочитайте текст и выполните задания. (1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. (3)Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека. (6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Д. С. Лихачёв 1 . Какова тема этого текста? 1)Низкая и высокая самооценка. 2)Цель и самооценка человека. 3)Сознательный или интуитивный выбор. 4)Низкая или высокая цель.

Слайд 14

Прочитайте текст и выполните задания. (1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. (3)Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека. (6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Д. С. Лихачёв 2 . Определите стиль и тип речи текста 1) публицистический стиль, повествование и рассуждение; 2) художественный стиль, описани е ; 3) художественный стиль, повествование и рассуждение; 4) разговорный стиль, рассуждение - размышление.

Слайд 15

Прочитайте текст и выполните задания. (1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. (3)Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… (4)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека. (6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Д. С. Лихачёв 3 . В каком значении употреблено слово элементарный (предложение 3)? 1) относящийся к элементам; 2) начальный, относящийся к основам чего-либо; 3) простейший, такой , который должен быть известен каждому; 4) упрощенный, поверхностный. 4 . Какие средства выразительности не используются в этом тексте? 1) повтор; 2) вопросительные и восклицательные предложения; 3) антонимы; 4) сравнения. 5 . В каком предложении выражена проблема текста? 1)2 2)3 3)5 4)6

Слайд 16

Литературный опыт Л.Н. Толстой «Война и мир» ( Образ Андрея Болконского, Пье ра Безухого ) . В.Г.Короленко «Слепой музыкант» И.Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.М.Горький «На дне» Э. Асадов «О смысле жизни»

Слайд 17

Напишите 3-4 предложения на заданную тему: 1 группа- определение авторской позиции в тексте Д.С.Лихачёва; 2 группа- жизненный опыт; 3 группа- литературный опыт.

Слайд 18

Домашнее задание. Напишите сочинение-рецензию по тексту Д.С. Лихачёва. Согласны ли вы с мнением автора, что «только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость»? Аргументируйте своё мнение.

Слайд 19

Если жить для себя ,то от прожитого не останется и следа. Если жить для других ,то другие сберегут то, чему служил ,чему отдавал силы. Д.С. Лихач ё в


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....